Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью данного исследования является: определить роль художественно-ручного труда как средства формирования произвольной ручной моторики детей с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом в исследовании решались следующие задачи:
1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучение особенностей развития произвольной ручной моторики детей с ЗПР в специальной литературе;
3) рассмотрение художественно-ручного труда как средства формирования произвольной ручной моторики;
Ручной труд способствует развитию произвольной ручной моторики, сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
В ходе занятия постепенно образуется система специальных навыков и умений. Работа по сенсорному воспитанию детей на занятиях по ручному труду сводится к следующему:
•воспитание,
совершенствование отдельных
•обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач (формирование способов обследования предметов, составление целого из частей, определение положения в пространстве целого и его частей)
•обучение умению использовать анализаторы для формирования правильных представлений и понятий о предметах окружающей действительности.
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощупываем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д. Издаваемые звуки каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, специально организованная работа на занятиях по ручному труду способствует развитию всех органов чувств и различных анализаторов, обеспечивает непосредственное чувственное познание действительности.
Большое влияние оказывает занятие по художественно-ручному труду на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления (вначале ребенок рассматривает образец, анализирует его структуру, способы изготовления). Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но речевой реакции поведения.
Занимательность работы способствуют развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Обычно все стороны предмета не воспринимаются с одинаковым интересом и вниманием. И надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета. В настоящее время есть множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами в натуральном виде, а также через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью художественной литературы.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.
Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия.
Художественно-ручной способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку, ее изготовление требует определенных волевых усилий.
Иногда ребенку, особенно
В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общественном деле.
Планирование в труде определяется, как умение подобрать необходимые инструменты и материалы для работы, подготовить удобное рабочее место, наметить логическую последовательность действий и способы ее осуществления, приводящие к лучшему результату. Кроме того, планирование предполагает умение выразить намеченное в слове.
Чтобы предвидеть процесс выполнения задания, необходимо уметь анализировать, оперировать понятиями, высказать суждения, сделать выводы. Все эти процессы в младшем дошкольном возрасте у ребенка с ЗПР неразвиты, но в процессе планомерной и своевременной работы приходят в норму.
Следовательно, планирование способствует развитию логического рассуждающего мышления и речи. Чем выше умение планировать свою работу, целенаправленнее, рациональнее, точнее и результативнее дети действуют, тем больше возможностей для проявления творчества и инициативы.
При формировании у детей умения планировать свою работу используем постепенно усложняющиеся методы педагогического воздействия.
1. Вначале ребенок усваивает образец, данный воспитателем;
2. Затем применяет полученные навыки и умения;
3. На высшем этапе творчески используют накопленный опыт в разных условиях.
Можно использовать и такой прием, как план – рассказ.
Ребенок при наборе необходимого материала подробно описывает: «Я возьму желудь, это будет туловище, кусочек пластилина – это шея, косточка вишни – голова, крылатки – крылья, хвост».
В случае затруднения обратить внимание на готовую поделку, спросить, чего не хватает для ее изготовления.
Навык выражать план в словесной форме очень важен. Он придает трудовому процессу осознанность и существенно влияет на развитие речи.
На занятиях по ручному труду знакомим детей с новыми материалами., со свойствами и способами работы с ними, даем четкие знания об этапах планирования и их содержании. С этой целью рассматриваем образец, учим выделять и называть части предмета, их количество, фиксируем внимание на последовательности рассматривания и изготовления поделки, на способы работы. Предварительный анализ образца учит дошкольников самого работать по плану. В дальнейшем можно опираться на приобретенные детьми умения анализировать образец, активизировать его применение.
При организации трудовой деятельности нужно учитывать:
1.Возрастно
– психологические и
2.Занятия по ручному труду должны предусматривать усложнение технических и конструктивных навыков, чтобы придать занятиям развивающий характер.
3.На занятиях по ручному труду готовим детей к последующей трудовой деятельности.
4.Все поделки, изготовленные детьми, должны быть не только интересны по содержанию, но и находить им конкретное применение.
Успешность этого процесса у дошкольников с ЗПР обеспечивается многими факторами, среди которых наиболее важными являются:
•понимание взрослым важности и необходимости приобщения ребенка с проблемами к миру искусства как фактору его целостного, гармонического развития и условия его социальной адаптации;
•желание педагога помочь дошкольнику с проблемами войти в прекрасный, волшебный мир искусства, ощутить свою полноценность, свое «Я», познать свой мир, занять достойное место среди окружающих его людей;
•создание полихудожественной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей познавательную, эмоционально-коммуникативную, личностно - деятельностную направленность формирования художественной культуры ребенка с разными проблемами;
•овладение практическими умениями в художественной деятельности, связанной с разными видами искусства (музыкой, литературой, живописью, театром), художественно-ручным трудом, а также формирование оценочного отношения к произведениям искусства;
•активизация любых творческих проявлений ребенка и разных видах искусства в детском саду как в сотворчестве с педагогом, так и со сверстниками.
Художественно-ручной труд представляет собой синтез трудового воспитания и художественной ручной деятельности, является продолжением изобразительной деятельности и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной школе. Вся работа на уроках художественно-ручного труда носит целенаправленный характер, развивает самостоятельность учащихся при выполнении художественных изделий. Обучение этому виду деятельности предусматривает различные виды художественно-ручного труда:
-
работа с глиной и пластилином:
-
работа с природными
-
работа с бумагой и картоном:
дети путем вырезания,
-
работа с тканью и нитками:
дети упражняются в
-
работа с проволокой и
- работа с древесиной: дети изготавливают по образцу поделки из дерева (кукольная мебель, игрушки-лопатки, кораблики и др.).
Выбор
конкретного вида художественного
ручного труда определяется особенностями
нарушения в развитии школьников и их
возможностями. При всех отклонениях и
развитии эти занятия способствуют формированию
психических функций: внимания, воображения,
мышления, стимулируют развитие речи,
дифференцируют движения рук, нормализуют
взаимодействие речи и деятельности.
Глава III. Экспериментальное исследование влияния
художественно-ручного труда на развитие
произвольной ручной моторики детей с ЗПР
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы, где мы предположили, что процесс развития произвольной ручной моторики детей с ЗПР будет успешно осуществляться в процессе художественно - ручного труда и будет способствовать развитию произвольной ручной моторики, дифференциации движения пальцев и совершенствованию ловкости пальцев рук - нами было проведено экспериментальное исследование.
Задачи эксперимента:
В эксперименте принимали участие дети старшей дошкольной группы «МДОУ детский сад №188 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» г. Новокузнецка. В эксперименте приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, которые впоследствии были разделены на 2 группы - экспериментальная и контрольная.
Критериями отбора детей в проведении экспериментального исследования были:
Таблица 1. Список детей
№ | И.Ф. ребёнка | Возраст | Клинический диагноз, сопутствующие расстройства |
1 | Дарья И. | 7лет 7мес | F84.9; дизартрия средней степени тяжести, ОНР (II-III ур.) |
2 | Юлия К. | 7лет 2мес | F07.07; дизартрия средней степени тяжести, ОНР (II ур.), синдром алалии |
3 | Светлана К. | 7лет 3мес | F71.01; системное
недоразвитие речи средней |
4 | Николай П. | 7лет 1мес | F70.0; системное
недоразвитие речи тяжелой |
5 | Максим С. | 7лет 4мес | F02847. G934; системное
недоразвитие речи тяжелой |
6 | Марина С. | 6лет 11мес | F07.07(657); задержка речевого развития |
7 | Александр М. | 6лет 4мес | F71.04; системное
недоразвитие речи тяжелой |
8 | Владислав А. | 6лет 1мес | F84.8; дизартрия, синдром алалии, ОНР (I-II ур.) |
9 | Игорь З. | 6лет 4мес | F07.07 (F84.02-?); системное недоразвитие речи тяжелой степени |
10 | Ахмед Н. | 6лет 9мес | F07.02. G40; задержка речевого развития |