Гендерное воспитание в методической литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:42, реферат

Краткое описание

Цель моего исследования - проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
·Сформулировать понятие, цели, задачи и структуру гендерного воспитания;
·Проанализировать теоретическую и практическую литературу по данной проблеме;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы гендерного воспитания дошкольников
1.1 Понятие гендерного воспитания
.2 Особенности гендерного воспитания дошкольников
Глава 2. Гендерное воспитание в методической литературе
.1 Гендерное воспитание в программах дошкольного образования
2.2 Методические рекомендации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач мой.docx

— 27.03 Кб (Скачать)

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички - и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки [9].

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы - фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов.

Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты; машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли); символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи); символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость); символы победы (флаг, горн, крики "ура!"). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) [10].

В рамках полоролевого подхода легко впасть в "ошибочную линию гендера" и начать рассматривать мужчину и женщину как два разных вида, имеющих абсолютно разную сущность и предназначение. В то же время данные исследований показывают, что истинных различий между мужчиной и женщиной не так много, как принято считать. Различия внутри каждой из групп больше, чем между этими двумя группами.

 

 

Глава 2. Гендерное воспитание в методической литературе

 

.1Гендерное воспитание  в программах дошкольного образования

 

Для определения современного состояния гендерной направленности дошкольного воспитания мною были проанализированы следующие программы:

·Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) "Ал?аш?ы ?адам"

·Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста "Зерек бала" (от 3 до 5 лет).

·Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста "Біз мектепке барамыз" (от 5 до 6 лет).

·Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Кайнар" (от 2 до 6 лет).

·Программа развития детей четырёх-пятилетнего возраста "?арлы?аш".

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) "Ал?аш?ы ?адам" составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан "Дошкольное воспитание и обучение" ГОСО РК 1.001- 2009.

Базовое содержание программы предусматривает личностно-ориентированный подход к детям раннего возраста во всех видах и формах их деятельности в дошкольной организации. Образовательная область "Социум" содержит перечень последовательно усложняющихся задач и содержания работы по формированию у детей социальной компетентности, навыков общения с взрослыми и сверстниками, а также простейших представлений о себе, нравственных основах поведения в социуме. Базовое содержание образовательной области "Социум" реализуется в разнообразных видах детской деятельности, они рассматриваются как важные условия возникновения социальных мотивов и эмоций, способствующих налаживанию межличностных отношений.

Приоритетное место в программе "Ал?аш?ы ?адам" отведено индивидуальному подходу к ребенку, формированию нравственных начал личности, социального поведения и навыков общения, развитию таких видов деятельности детей раннего возраста, как общение, игра, двигательная активность, которые организуются с учетом интересов ребенка, общечеловеческих ценностей, традиций казахского народа.

В программе отмечено, что между детьми второго года жизни наблюдаются большие индивидуальные различия в физическом и нервно-психическом развитии, необходим дифференцированный подход при организации различных видов деятельности и отдыха воспитанников.

У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь, вместе сделать, наблюдать за чем-то интересным.

Под влиянием возрастающей практической самостоятельности малыш начинает осознавать свое "я" и хочет быть похожим на взрослых, обладать такой же независимостью, самостоятельностью, а так же проявлять простейшие формы ролевого поведения.

Способствовать тому, чтобы ребенок называл себя не в третьем, а в первом лице "Я рисую", "Я иду гулять"; по внешним признакам (одежде, прическе), по своему имени различал свою половую принадлежность ("Я - мальчик!", "Я - девочка!").

Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста "Зерек бала" (от 3 до 5 лет) является продолжением комплекта новых программ, соответствующих нынешним требованиям ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения.

Программа направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей от 3 до 5 лет.

Содержание программы обеспечит целостное, физическое, социальное, коммуникативное, творческое, познавательное развитие личности ребенка-гражданина Республики Казахстан.

К четырем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность ("Я - мальчик", "Я - девочка").

В этот период необходимо формировать элементарные представления о своем теле, бережное отношение к своему организму и здоровью. Формировать элементарные представления о себе (у меня есть руки, ноги, голова, уши, на лице глаза, нос, рот и т.д.)

Соответственно половой принадлежности детей знакомят с трудом взрослых.

Обогащать представления детей о труде взрослых и их трудовых действиях (воспитатель, медсестра, повар), о деятельности близких ребёнку людей ("Бабушка готовит наурыз коже", "Мама моет посуду", "Папа чинит стул", "Сестра делает уроки").

Дать знания о том, что транспортными средствами управляют люди разных профессий (шофёр, летчик, наездник).

Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: замечает эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, может проявить внимание и сочувствие.

"Біз мектепке барамыз" - программа воспитания и обучения  детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Программа для детей 5-6 летнего возраста определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее развитие личности ребенка и его готовность к последующему школьному обучению.

В основе программы предусмотрена ориентация на фундаментальные закономерности развития ребенка и обеспечение условий для его психического и физического роста.

Пятилетний возраст характеризуется "взрывом" всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. По своей привлекательности сверстник начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни ребенка. Ребенок пристально наблюдает за действиями сверстников, оценивает их и реагирует на оценку взрослого яркими эмоциями.

Целью воспитания в этот период является формирование у ребенка социально-культурного опыта, необходимого для включения в систему общественных отношений на основе развития важнейших нравственных качеств личности, трудовых навыков, знания норм, общечеловеческих ценностей, традиций и правил.

В этот период необходимо продолжать формировать навыки социальной культуры на основе гендерного подхода к объяснению поведения и профессиональной деятельности людей, использования знаний и бережного отношения к мировой и этнической культуре, уважения к правовым знаниям, доступным детскому пониманию.

Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Кайнар" (от 2 до 6 лет).

Для формирования гендерного равенства авторы рекомендуют формировать предпосылки морального развития ребёнка: закладывать основы доброжелательного общения со сверстниками, вводя простейшие групповые нормы поведения с целью противодействия и пресечения агрессии, формирование уважения к личной собственности и равноправия детей.

Знакомить с трудом взрослых, формируя представление об их гендерных ролях.

Программа развития детей четырёх-пятилетнего возраста "?арлы?аш".

Данная программа ориентирована на реализацию в мини-центрах дошкольного образования. При этом важной целью для авторов программы является усвоение нравственных норм, моделей поведения детьми. Основополагающими принципами реализации данной программы являются гуманистическая, творческая и патриотическая направленность обучения и воспитания дошкольников.

Проанализировав программы, можно сделать вывод, что в прикладных методиках воспитания и обучения недостаточно развит гендерный аспект воспитания дошкольников и данный вопрос остаётся острым и необходимым для его срочного решения.

 

.2 Методические рекомендации

 

На сегодняшний день уже проведён ряд исследований, посвященных проблемам гендерной психологии и педагогики, однако их результаты не известны ни учителям, ни воспитателям, ни родителям. Педагогика по-прежнему остаётся "бесполой".

Проведённое теоретическое исследование выявило необходимость создания методической базы, опирающейся на основные положения гендерного воспитания.

Цель гендерного воспитания ребёнка как личности означает:

·Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;

·Формирование определенной модели поведения;

·Правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Воспитывая детей как представителей определенных полов и стремясь к достижению цели гендерного воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе.

Это:

·высокая духовная направленность;

·комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий;

·перманентность полового воспитания ;

·опережающий характер воспитания;

·учет круга общения детей и источников информации;

·оптимальное использование всех возможностей.

Специально организованные занятия с детьми по данной проблеме целесообразно проводить, начиная со средней группы. Это обусловлено следующими факторами:

·в этом возрасте дети уже имеют некоторые представления о предмете изучения;

·актуальность тематики для данного возрастного периода связана с новообразованиями дошкольного детства;

Именно в этот период ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность ("Я - мальчик", "Я - девочка").

Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации а так же и специально подготовленные.

Это могут быть:

·организованные занятия (групповые, индивидуальные);

·этические беседы;

·игры;

·момент общения с детьми;

·прогулка, экскурсия,

·самостоятельная работа детей;

·решение моральных ситуаций и т.д.

Работа с детьми должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:

·Воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе, формировать в ребенке "внутренний взгляд" на себя, как на объект познания и переживания;

·Формировать устойчивое представление о своей половой принадлежности;

·Привить девочкам и мальчикам соответственно феминные и маскулинные качества человека;

·Обогатить представления ребёнка о тех ролях, которые играют в обществе мужчины и женщины, мальчики и девочки;

·Поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;

·Воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними;

·Развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

·Создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;

Информация о работе Гендерное воспитание в методической литературе