Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа
В изучении и пропаганде макаренковского наследия большую роль сыграли пионеры макаренковедения: И.Ф.Козловым, М.П.Павловой были выделены основные положения макаренковской педагогической системы и дана ее обобщенная характеристика; О.С.Кель, В.Н.Терским исследовались вопросы клубной педагогики; Т.А.Блюминой, З.Г.Готкиной, В.Н.Колбановским, Ю.А.Флоревским разрабатывались психологические особенности в воспитании Макаренко; Е.А.Балабановичем, Ю.А.Лукиным, Е.Н.Медынским изучались биография и педагогическая деятельность А.С.Макаренко; Н.А.Сундуковым были проведены текстологические исследования "Педагогической поэмы" и рассматривался вопрос о влиянии М.Горького на А.С.Макаренко; В.Е.Гмурманом, Э.И.Моносзоном поднимались проблемы дисциплины в воспитании А.С.Макаренко, а также вопросы организации коллектива и методики воздействия; Н.Н.Малеевым, Н.А.Морозовой, Б.О.Костелянц осуществлялись литературоведческие исследования наследия Макаренко; М.Д.Виноградовой изучались вопросы образования в опыте педагогановатора; Ф.И.Науменко сделан вклад в изучение многих аспектов творчества Макаренко.
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИКИ А.С.МАКАРЕНКО
1.1. Аксиологические ориентиры воспитательной системы А.С.Макаренко
1.1.1. Интегральная сущность воспитания Макаренко
1.1.2. Гуманистический характер ценностей в воспитании Макаренко
1.2. Человек в воспитательной системе А.С.Макаренко
1.3. Целостность воспитательной системы А.С.Макаренко как синтез противоположностей
1.4. Субъектно-активная природа жизненноориентированного воспитания А.С.Макаренко
1.5. Социально-демократические основы функционирования коллективов А.С.Макаренко
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКАРЕНКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ЗАПАДЕ
2.1. Этапы развития западного макаренковедения
2.2. Дискуссионные вопросы западного макаренковедения
2.2.1. Отношение к личности А.С.Макаренко
2.2.2. Макаренко и сталинизм. Макаренко и НКВД
2.2.3. Духовные корни педагогики А.С.Макаренко
2.2.4. А.С.Макаренко и советская педагогика его времени. А.С.Макаренко и Н.К.Крупская
2.2.5. Проблема восприятия педагогической системы А.С.Макаренко
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ А.С.МАКАРЕНКО И ИХ АНАЛИЗ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
3.1. Генезис и проектирование целей воспитания
3.2. Содержательные характеристики целей воспитания
3.2.1. Идеологическая ориентация целей воспитания
3.2.2. Общее и индивидуальное в целях воспитания
3.2.3. Бинарный характер диисциплины в воспитании
3.2.4. Единство цели и метода в воспитании
ГЛАВА 4. МАКАРЕНКОВСКОЕ УЧЕНИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
4.1. Понятие воспитательного коллектива
4.2. Развитие личности в коллективе
4.2.1. Гармония отношений личности и коллектива как основа развития индивидуальности
4.2.2. Условия востребованности и развития личности в коллективе
противоположных)
концепций воспитания.
В русле принципа
единства, целостности и бинарности
следует рас сматривать решение
Макаренко вопросов преемственности
и новаторст ва, целостности и
дискретности педагогического процесса
и процесса раз вития личности,
творчества и технологии, гуманистических
и директив ных методов, коллектива и личности,
общечеловеческих социально актуальных
и специфически индивидуальных качеств.
Противоречия меж ду противоположностями
"снимаются" не формально-логическим
путем отбрасывания одного из членов противоречия,
а конструктивно диалектическим, когда
противоположности взаимодействуют, не
только "отрицая" друг друга в каких-то
моментах, но дополняя, обогащая друг друга
в целостном, логически законченном процессе.
4 . Гуманизм макаренковской
педагогики состоит в том, что она ориентирована
на целостность, неделимость жизни и человека
в ней. Про блема "педагогической автономии"
воспитания от общества, находящаяся в
основе теорий "свободного воспитания",
гуманистической психологии, была решена
А.С.Макаренко в его личностно-социальном
воспитании, где "автономия" становится
органической частью конкретной социальной
реальности, но ни в коем случае не отождествляется
с социальной систе мой. На Западе этот
подход Макаренко развертывается сегодня
в "контекстуальную педагогику" (З.Вайтц).
Утверждая "суверенитет"
коллектива и личности, Макаренко
вместе с тем выдвигает принцип
"параллельного действия". Суть
этого принципа заключается в
диалектически противоречивом единстве
и гармонизации воспитания и общественной
жизни, коллектива и личности. Учебно воспитательные
учреждения Макаренко явл5шись субъектами
не только воспитательной, но и социально-экономической
деятельности. При этом дети жили полноправной
общественной жизнью и воспитательные
воз действия становились незаметными
для воспитанников —"деликатными",
то есть воспитание осуществлялось не
прямолинейным, а косвенным, гу манным
путем. Но жизнь воспитательного коллектива
не должна иденти фицироваться с жизнью
всего социума.
Участвуя в
конструировании
5 . Личностная
направленность
Инструментом
воплощения личностной ориентации является,
прежде все го, уважение к человеку,
выраженное в фундаментальном принципе
"уважения и требования" в педагогической
системе Макаренко.
В коллективах
Макаренко действовал механизм "системы
перспек ^ тив", который был направлен
на то, чтобы трансформировать внешние
требования во внутренние побуждения
детей и развить их собственные влечения,
склонности, способности.
Система "перспективных
линий", подход к каждому ребенку
с "оптимистической гипотезой", стиль
коллективов Макаренко и т. д. — все это
высвечивает гуманистическую сущность
воспитания А.С.Макаренко, его оптимизм
и веру в возможности развития каждого
ребенка и устрем ленность его педагогики
в будущее.
Личностная направленность
в организации жизни учреждений А.С.Макаренко
специфическим образом проявилась в их
самоуправлении.
4$ Макаренко
доказал, что не должно быть
только "детского" самоуправле
ния. Прерогативы
е . Обращение
западных педагогов к изучению педагогического
на следия А.С.Макаренко способствовало
выявлению научного значения и статуса
макаренковской теории и практики воспитания
в мировой педаго гике. Западное макаренковедение
отличается широким спектром подхо дов
и оценок идей А.С.Макаренко, среди которых
есть и положительные, и негативные. Исследователями
на Западе был вьщвинут ряд конструк тивных
тезисов, которые стали импульсом для
нового, более глубокого и объективного
анализа педагогики Макаренко и определения
масштабов его личности.
В этом ряду можно назвать наиболее значимые положения: выявле ние в наследии Макаренко "педагогического" и "идеологического"
(Л.Фрезе); стремление
к высвечиванию "аутентичного", а
не канонизиро ванного образа Макаренко
(Г.Хиллиг); высвобождение Макаренко из
ра мок только детской педагогики и признание
его вклада в развитие многих других наук
— социологии, экономики, правоведения,
медицины и т. д.
(Ф.Патаки); выделение
в идеях А.С.Макаренко
(З.Вайтц), и др.
В современных
условиях пересмотра ценностей в
нашем обществе, критического отношения
к А.С.Макаренко особенно важно отметить,
что подавляющее большинство западных
макаренковедов всегда признавало А.С.Макаренко
настоящим гуманистом, хотя его труды
и воспитательная практика вызывали серьезные
дискуссии и споры. Следует констатиро
вать широкий разброс мнений западных
педагогов по фундаментальным проблемам
макаренковского педагогического наследия,
которые касают ся целей воспитания и
принципа воспитания в коллективе. Многообразие
подходов в трактовке этих вопросов имеет
и положительное значение, даже если тот
или иной подход не является адекватным
воспитательной практике А.С.Макаренко.
В поисках аргументов для обоснования
той или иной позиции учеными вскрывается
обширный пласт новых смыслов, ценностей,
нюансов концепции выдающегося педагога.
7 . В генезисе
целей воспитания А.С.Макаренко исходил
из дуали стического характера природы
человека, ее социальности и трансцен
дентности (основой которой является экзистенциальная
сфера человека в виде духовности, свободы,
творчества). Поэтому в реальной практике
Макаренко можно вьщелить два источника
целей: социально-актуальные потребности
и биолого-генетическая природа индивидуума.
В западном макаренковедении
одни педагоги усматривали только внешнюю
заданность целей Макаренко, другие
полагали, что он выводил свои цели
из "натуралистически-
В отечественном
макаренковедении всегда подчеркивалось
социаль ное происхождение
8 . Исходя из
принципа целесообразности, А.С.Макаренко
разрабо тал "программу
"Стандарт"
программы человеческой
9 . Содержание
цели воспитания А.С.Макаренко
характеризуется
1 0 . Системность
и научная обоснованность
1 1 . Исходным
пунктом генезиса
Отличая коллектив
от других видов сообществ ("группа",
"толпа" и т. д.), педагог вьщелил ряд
признаков коллектива, существенным среди
которых он называл социалистический
социальный признак объединения.
Вследствие этого
большинство западных педагогов
полагают, что коллек тив — это
форма чисто "советского" воспитания
.
На наш взгляд,
следует различать: 1) понятие "коллектив",
которое было введено К.Марксом
и обозначалось им как "истинное
сообщество" (Wirkliche Gemeinschaft), — это
гуманное сообщество людей в бесклассо
вом обществе; 2) термин "коллектив",
который применялся в советском обществе
для различных объединений (учебных, производственных
и т.
д.). Как правило,
в них было авторитарное управление,
и именно потому во всем мире слово
"коллектив" ассоциируется с
подавлением и с совет ским
обществом; 3) понятие "коллектив",
которое характеризует макарен ковское
воспитание, — это гуманное сообщество
труд:ящихся людей с де мократическим
самоуправлением и гуманистическими отношениями.
1 2 . Многие педагоги
на Западе, а сегодня и у
нас, видят в коллек тиве фактор,
подавляющий развитие личности. Но влияние
сообщества на личность может быть и позитивным,
и негативным. Это зависит от осо бенностей
конкретных сообществ.
Развитие индивидуальности
в коллективах Макаренко
1 3 . Выявленные
характеристики личностно-
Список литературы:
1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.,1973. 288 с.