Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа
В изучении и пропаганде макаренковского наследия большую роль сыграли пионеры макаренковедения: И.Ф.Козловым, М.П.Павловой были выделены основные положения макаренковской педагогической системы и дана ее обобщенная характеристика; О.С.Кель, В.Н.Терским исследовались вопросы клубной педагогики; Т.А.Блюминой, З.Г.Готкиной, В.Н.Колбановским, Ю.А.Флоревским разрабатывались психологические особенности в воспитании Макаренко; Е.А.Балабановичем, Ю.А.Лукиным, Е.Н.Медынским изучались биография и педагогическая деятельность А.С.Макаренко; Н.А.Сундуковым были проведены текстологические исследования "Педагогической поэмы" и рассматривался вопрос о влиянии М.Горького на А.С.Макаренко; В.Е.Гмурманом, Э.И.Моносзоном поднимались проблемы дисциплины в воспитании А.С.Макаренко, а также вопросы организации коллектива и методики воздействия; Н.Н.Малеевым, Н.А.Морозовой, Б.О.Костелянц осуществлялись литературоведческие исследования наследия Макаренко; М.Д.Виноградовой изучались вопросы образования в опыте педагогановатора; Ф.И.Науменко сделан вклад в изучение многих аспектов творчества Макаренко.
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИКИ А.С.МАКАРЕНКО
1.1. Аксиологические ориентиры воспитательной системы А.С.Макаренко
1.1.1. Интегральная сущность воспитания Макаренко
1.1.2. Гуманистический характер ценностей в воспитании Макаренко
1.2. Человек в воспитательной системе А.С.Макаренко
1.3. Целостность воспитательной системы А.С.Макаренко как синтез противоположностей
1.4. Субъектно-активная природа жизненноориентированного воспитания А.С.Макаренко
1.5. Социально-демократические основы функционирования коллективов А.С.Макаренко
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКАРЕНКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ЗАПАДЕ
2.1. Этапы развития западного макаренковедения
2.2. Дискуссионные вопросы западного макаренковедения
2.2.1. Отношение к личности А.С.Макаренко
2.2.2. Макаренко и сталинизм. Макаренко и НКВД
2.2.3. Духовные корни педагогики А.С.Макаренко
2.2.4. А.С.Макаренко и советская педагогика его времени. А.С.Макаренко и Н.К.Крупская
2.2.5. Проблема восприятия педагогической системы А.С.Макаренко
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ А.С.МАКАРЕНКО И ИХ АНАЛИЗ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
3.1. Генезис и проектирование целей воспитания
3.2. Содержательные характеристики целей воспитания
3.2.1. Идеологическая ориентация целей воспитания
3.2.2. Общее и индивидуальное в целях воспитания
3.2.3. Бинарный характер диисциплины в воспитании
3.2.4. Единство цели и метода в воспитании
ГЛАВА 4. МАКАРЕНКОВСКОЕ УЧЕНИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
4.1. Понятие воспитательного коллектива
4.2. Развитие личности в коллективе
4.2.1. Гармония отношений личности и коллектива как основа развития индивидуальности
4.2.2. Условия востребованности и развития личности в коллективе
Для решения поставленных
задач использовалась совокупность взаимодополняющих
методов: анализа философских, социологических,
психологических источников; теоретического
анализа и синтеза, сравнения и аналогии
(характер работы обусловил ведущую роль
этих методов); восхождения от абстрактного
к конкретному; моделирования.
Научная новизна
и теоретическое значение исследования.
В нем представлено авторское
видение личностно-социальнои концепции
А.С.Макаренко в свете
Практическая
значимость исследования. Его основные
положения могут быть использованы
в решении теоретических и практических
проблем воспитания, в разработке современных
концепций образования, конструировании
воспитательных систем, в поисках гуманистически
ориентированных технологий воспитания.
Выводы исследования составляют основу
учебно-тематических планов, спецкурсов,
методических разработок в системе подготовки
и повыщения квалификации учителей.
Актуальность
нашего исследования объясняется кризисом
прежней теории и практики воспитания
и поисками новых путей развития
педаго28 ф гической науки и практики
в изменившихся социальных условиях.
Необходимо найти в педагогическом наследии
А.С.Макаренко, рассмотренном с современных
позиций, те идеи и средства, которые помогут
нашей педагогике выйти из кризиса.
Объем и структура
работы. Диссертация состоит из введения,
4 глав, заключения, всего 291 с. через 1,5
интервала (включая список литературы
из 268 названий).
На защиту выносятся
следующие положения: 1. Система ценностей
воспитательной системы А.С.Макаренко
содержит два ряда ведущих аксиологических
ориентиров. Основополагающий ряд, в центре
которого человек, его духовность, его
свобода, его ответственность, долг как
смысл его жизни. Второй, производный от
первого ряд — это те ценности, которые
необходимы для развития человека: гуманное
сообщество (коллектив), активная деятельность
(труд, учеба, игра), красота, идея гармонии
человека и сообщества (общества).
Ценности в
системе А.С.Макаренко
2 . Специфика
и новаторство воспитательной системы
А.С.Макаренко заключается в органическом
(а не суммативном) характере ее целостности,
которая представляет конструктивный
синтез противоположностей, обеспечивающий
бифуркационный механизм развития системы.
В макаренковской "синтетической"
педагогике происходит зарождение синергетической
парадигмы, благодаря которой воспитание
А.С.Макаренко аккумулирует достоинства
интегрируемых подходов, принципов, методов,
качеств и т. д., одновременно нивелируя
их недостатки. Целостность и бинарность
макаренковской концепции проявляется
в каждом моменте функционирования его
воспитательной системы; в педагогике
Макаренко можно выделить три вида педагогических
исходных структурных единиц ("клеточек"),
каждая из которых представляет единство
различных противоположностей и развертывается
в определенном "этаже" воспитания.
На методологическом уровне в качестве
"клеточки" выступает отношение.
На теоретическом уровне генетически
исходной единицей является педагогический
факт (явление). На технологическом уровне
"клеточка" — это педагогическая
операция.
3 . Деятельностный
опыт воспитанников А.С.
4 . Принцип природосообразности
был фундаментальным в
5 . Гуманистическая
направленность в
7 . Выявлению
научного значения и статуса
макаренковской теории и
8 . В генезисе
и проектировании целей
9 . Понятие "коллектив",
которое характеризует
Заключение:
1. В системе
аксиологических оснований, определяющих
гумани стическую сущность и направленность
воспитания А.С.Макаренко, мож но вьщелить
два ряда ориентиров. Первый — основополагающий
ряд, в центре которого такие ценности,
как человек, его гармоническое разви
тие, его духовность, его свобода, ответственность,
долг как смысл жизни.
Второй ряд, производный
от первого, — это те ценности, которые
необходимы для развития человека,
— гуманное сообщество, активная деятельность,
красота, идея гармонии человека и сообщества
(общества).
Опережающая роль
представлений Макаренко о
2 . Макаренковское
воспитание в гуманном
В гуманных сообществах
(коллективах) Макаренко создавалась
сре да для развития личности в
условиях, защищенных от негативных воздей
ствий общества, от произвола отдельных
лиц и т. д. При этом воспитание осуществлялось
через организации жизни детей в коллективах,
когда они "впитывали" общественную
культуру в процессе коллективной деятельно
сти, чувствуя себя субъектами деятельности,
а не объектами воспитания.
Такое воспитание
было кулътуросообразным (так как
воспитанники в опыте коллективной
жизни усваивали основные элементы
культуры) и природосообразным (так
как воспитание соответствовало
двойственной генетически социальной
природе человека и принципу развития
человека в активной деятельности).
3 . Новаторство
и специфика воспитательной
Конструктивный синтез противоположностей, являющийся ядром педагогики Макаренко, основан на имплицитно реализованном им сис темном подходе, который в его научно завершенной форме бьш сформу лирован лишь в середине текущего столетия. В этом подходе Макаренко можно выявить зарождение синергетической парадигмы, которая прояв ляется в диалектической интеграции педагогом различных (в том числе