Формирование ЗОЖ у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

В изучении и пропаганде макаренковского наследия большую роль сыграли пионеры макаренковедения: И.Ф.Козловым, М.П.Павловой были выделены основные положения макаренковской педагогической системы и дана ее обобщенная характеристика; О.С.Кель, В.Н.Терским исследовались вопросы клубной педагогики; Т.А.Блюминой, З.Г.Готкиной, В.Н.Колбановским, Ю.А.Флоревским разрабатывались психологические особенности в воспитании Макаренко; Е.А.Балабановичем, Ю.А.Лукиным, Е.Н.Медынским изучались биография и педагогическая деятельность А.С.Макаренко; Н.А.Сундуковым были проведены текстологические исследования "Педагогической поэмы" и рассматривался вопрос о влиянии М.Горького на А.С.Макаренко; В.Е.Гмурманом, Э.И.Моносзоном поднимались проблемы дисциплины в воспитании А.С.Макаренко, а также вопросы организации коллектива и методики воздействия; Н.Н.Малеевым, Н.А.Морозовой, Б.О.Костелянц осуществлялись литературоведческие исследования наследия Макаренко; М.Д.Виноградовой изучались вопросы образования в опыте педагогановатора; Ф.И.Науменко сделан вклад в изучение многих аспектов творчества Макаренко.

Оглавление

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИКИ А.С.МАКАРЕНКО
1.1. Аксиологические ориентиры воспитательной системы А.С.Макаренко
1.1.1. Интегральная сущность воспитания Макаренко
1.1.2. Гуманистический характер ценностей в воспитании Макаренко
1.2. Человек в воспитательной системе А.С.Макаренко
1.3. Целостность воспитательной системы А.С.Макаренко как синтез противоположностей
1.4. Субъектно-активная природа жизненноориентированного воспитания А.С.Макаренко
1.5. Социально-демократические основы функционирования коллективов А.С.Макаренко
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКАРЕНКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ЗАПАДЕ
2.1. Этапы развития западного макаренковедения
2.2. Дискуссионные вопросы западного макаренковедения
2.2.1. Отношение к личности А.С.Макаренко
2.2.2. Макаренко и сталинизм. Макаренко и НКВД
2.2.3. Духовные корни педагогики А.С.Макаренко
2.2.4. А.С.Макаренко и советская педагогика его времени. А.С.Макаренко и Н.К.Крупская
2.2.5. Проблема восприятия педагогической системы А.С.Макаренко
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ А.С.МАКАРЕНКО И ИХ АНАЛИЗ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
3.1. Генезис и проектирование целей воспитания
3.2. Содержательные характеристики целей воспитания
3.2.1. Идеологическая ориентация целей воспитания
3.2.2. Общее и индивидуальное в целях воспитания
3.2.3. Бинарный характер диисциплины в воспитании
3.2.4. Единство цели и метода в воспитании
ГЛАВА 4. МАКАРЕНКОВСКОЕ УЧЕНИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
4.1. Понятие воспитательного коллектива
4.2. Развитие личности в коллективе
4.2.1. Гармония отношений личности и коллектива как основа развития индивидуальности
4.2.2. Условия востребованности и развития личности в коллективе

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов: анализа философских, социологических, психологических источников; теоретического анализа и синтеза, сравнения и аналогии (характер работы обусловил ведущую роль этих методов); восхождения от абстрактного к конкретному; моделирования. 

Научная новизна  и теоретическое значение исследования. В нем представлено авторское  видение личностно-социальнои концепции  А.С.Макаренко в свете современных  философско-антропологических, психологических и педагогических теорий, обозначен ее научный статус в мировой педагогике на основе сравнительного анализа отечественного и западного макаренковедения, который осуществлен впервые в науке: • определены сущность и специфические особенности аксиологических ориентиров макаренковского воспитания; • выявлена органическая бинарно-синтетическая целостность макаренковской воспитательной системы, основанной на бифуркационном механизме развития и синергетической парадигме; • показана субъектно-активная природа механизмов воспитания в коллективах А.С.Макаренко, проявляющаяся в содержательных особенностях макаренковских принципов природосообразности и культуросообразности; • выявлены социально-демократические основы функционирования учебно-воспитательных учреждений А.С.Макаренко, обеспечивающие их гуманистическую и личностную направленность; • выделены этапы развития западного макаренковедения, основные подходы и значимые идеи западных исследователей в анализе педагогического наследия А.С.Макаренко; • показаны генезис и сущность социально-педагогического проектирования целей воспитания А.С.Макаренко на основе сравнительного анализа трактовок этой проблемы отечественными и западными макаренковедами; • раскрыто содержание и сущность целей воспитания в системе А.С.Макаренко, вскрыты противоречия их идеологического характера и гуманистической ориентации; • изучен генезис и сущность макаренковских представлений о коллективе на основе современных научных знаний и подходов в отечественной и мировой науке; • выявлены формы, механизмы и структуры в макаренковских коллективах, обеспечивающие востребованность и возможность развития индивидуальности каждого члена коллектива. 

Практическая  значимость исследования. Его основные положения могут быть использованы в решении теоретических и практических проблем воспитания, в разработке современных концепций образования, конструировании воспитательных систем, в поисках гуманистически ориентированных технологий воспитания. Выводы исследования составляют основу учебно-тематических планов, спецкурсов, методических разработок в системе подготовки и повыщения квалификации учителей. 

Актуальность  нашего исследования объясняется кризисом прежней теории и практики воспитания и поисками новых путей развития педаго28 ф гической науки и практики в изменившихся социальных условиях. Необходимо найти в педагогическом наследии А.С.Макаренко, рассмотренном с современных позиций, те идеи и средства, которые помогут нашей педагогике выйти из кризиса. 

Объем и структура  работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, всего 291 с. через 1,5 интервала (включая список литературы из 268 названий). 

На защиту выносятся  следующие положения: 1. Система ценностей  воспитательной системы А.С.Макаренко  содержит два ряда ведущих аксиологических  ориентиров. Основополагающий ряд, в центре которого человек, его духовность, его свобода, его ответственность, долг как смысл его жизни. Второй, производный от первого ряд — это те ценности, которые необходимы для развития человека: гуманное сообщество (коллектив), активная деятельность (труд, учеба, игра), красота, идея гармонии человека и сообщества (общества). 

Ценности в  системе А.С.Макаренко опосредованы социумом, носят гуманистический  характер, в них отражена национальная специфика. 

2 . Специфика  и новаторство воспитательной системы А.С.Макаренко заключается в органическом (а не суммативном) характере ее целостности, которая представляет конструктивный синтез противоположностей, обеспечивающий бифуркационный механизм развития системы. В макаренковской "синтетической" педагогике происходит зарождение синергетической парадигмы, благодаря которой воспитание А.С.Макаренко аккумулирует достоинства интегрируемых подходов, принципов, методов, качеств и т. д., одновременно нивелируя их недостатки. Целостность и бинарность макаренковской концепции проявляется в каждом моменте функционирования его воспитательной системы; в педагогике Макаренко можно выделить три вида педагогических исходных структурных единиц ("клеточек"), каждая из которых представляет единство различных противоположностей и развертывается в определенном "этаже" воспитания. На методологическом уровне в качестве "клеточки" выступает отношение. На теоретическом уровне генетически исходной единицей является педагогический факт (явление). На технологическом уровне "клеточка" — это педагогическая операция. 

3 . Деятельностный  опыт воспитанников А.С.Макаренко,  на формирование которого он  обращал большое внимание, является  по своей сущ29 ности "личностным", содержит компоненты "субъективного"  опыта, которые выделяются современными психологами. Каждый воспитанник А.С.Макаренко был субъектом своей психической деятельности. Субъектно-активный подход А.С.Макаренко преломил в педагогические закономерности воспитания: "принцип параллельного действия" и "единство воспитания и жизни". Организация коллективной жизнедеятельности в учреждениях А.С.Макаренко, изоморфно отражает жизнь всего общества, была основана на принципе культуросообразности. 

4 . Принцип природосообразности  был фундаментальным в воспитательной  системе А.С.Макаренко и проявлялся во многих принципиальных подходах, принципах, методах. Среди них важнейшим являются: а) принцип ориентации в целях и в основополагающем методе воспитания (воспитание через сообщество) на двойственную социально-генетическую природу человека; б) идея опережающего воспитания, согласно которой вся деятельность воспитанников была построена по принципу создания "напряжения" для опережающего развития, при этом исходной посылкой является представление об активной природе человека (в отличие от гомеостатических мотивационных тенденций Фрейда), отличительной чертой которого является сопротивление равновесию (В.Франкл, Г.Олпорт). В русле этой идеи следует рассматривать "систему перспектив", постоянное нарастание сложности учебных и производственных задач в колонии им. М.Горького и в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского. 

5 . Гуманистическая  направленность в педагогической  системе А.С.Макаренко выражается  в том, что ее организационной  основой является коллектив (гуманное  сообщество), выступающий как субъект  воспитательной и социально-экономической деятельности. Ориентация на создание благоприятных условий для наиболее полного раскрытия самоутверждающейся индивидуальности проявляется: 1) в организации педагогически целесообразного образа жизни, адекватного реальной жизни, при этом воспитанники включены в систему отношений социума, являются субъектами настоящей жизни; 2) в "деликатном" прикосновении к личности, при котором воспитание осуществляется косвенным, незаметным путем, воспитанник является не обьектом прямолинейного воспитательного воздействия, а субъектом деятельности (учебной, производственной, бытовой, социально-направленной и т. д.), логически оправданные требования которой и являются ориентирами нравственных убеж30 дений, норм поведения и т.д.; 3) личностный опыт воспитанники "выращивают" в защищенных условиях гуманного сообщества (коллектива), которое "фильтрует" негативные влияния общества, создает базу поддержки личности в столкновениях личности с разрущающими воздействиями социума. е . Личностная ориентированность воспитания А.С.Макаренко проявляется в демократическом характере и функционировании его учебно-воспитательных учреждений, главными особенностями которых являлись уважение и доверие к каждому члену коллектива, (как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему) и равноправие детей и взрослых через единство детского и педагогического самоуправления, что позволяет каждому члену коллектива, педагогу и воспитаннику занять активно-творческую позицию, при этом проявляется внимание к личности каждого субьекта воспитания, предупреждается отчуждение воспитательной деятельности от субъектов. 

7 . Выявлению  научного значения и статуса  макаренковской теории и практики  воспитания в мировой педагогике  способствовало западное макаренковедение. Оно отличается широким спектром подходов в анализе и оценках идей А.С.Макаренко. Исследователями на Западе был выдвинут ряд конструктивных тезисов, среди которых наиболее значимыми являются: идея выявления в наследии А.С.Макаренко "педагогического" и "идеологического" (Л.Фрезе); стремление к высвечиванию "аутентичного" образа Макаренко (Г.Хилиг); выделение в идеях педагогановатора генезиса и основ "контекстуальной педагогики", разрабатываемой сегодня на Западе (З.Вайтц) и др. Многообразие подходов западных педагогов к трактовке различных вопросов педагогического наследия А.С.Макаренко даже без тех, которые не являются адекватными воспитательной практике Макаренко, вскрывает тем не менее обширный пласт новых смыслов, ценностей, акцентов концепции выдающегося педагога. 

8 . В генезисе  и проектировании целей воспитания  А.С.Макаренко исходил из дуалистического  характера природы человека, ее  социальности и трансцендентности  (основой которой является экзистенциальная  сфера человека в виде духовности, свободы, творчества) и это проявляется в социальных и индивидуальных составляющих целей воспитания в его системе. "Программа человеческой личности", в которой определялись основные цели воспитания, отражала особенности учреждений А.С.Макаренко и была ориентиром для деятельности воспитателей и воспитанников, ядром тех качеств, которые являются необходимой основой развития уникальности каждого человека. 

9 . Понятие "коллектив", которое характеризует макаренковское  воспитание, - это гуманное сообшество  трудящих людей с демократическим самоуправлением и гуманистическими отношениями. Его следует отличать от "группы" в ее западном понимании, от "толпы", от термина "коллектив", который применялся в советском обществе и ассоциирует с авторитаризмом и подавлением. В коллективах А.С.Макаренко были созданы такие отношения, механизмы, структуры, которые в большой мере (хотя и не в идеале) обеспечивали востребованность и развитие аутентичного потенциала каждого его члена.

Заключение:  

1. В системе  аксиологических оснований, определяющих гумани стическую сущность и направленность воспитания А.С.Макаренко, мож но вьщелить два ряда ориентиров. Первый — основополагающий ряд, в центре которого такие ценности, как человек, его гармоническое разви тие, его духовность, его свобода, ответственность, долг как смысл жизни. 

Второй ряд, производный  от первого, — это те ценности, которые  необходимы для развития человека, — гуманное сообщество, активная деятельность, красота, идея гармонии человека и сообщества (общества). 

Опережающая роль представлений Макаренко о человеке и воспи тании заключается в том, что он преодолел дихотомию индивидуального и социального в развитии человека, вьщвинув и практически реализовав идею о гармонизации развития личности и сообщества (коллектива), кото рая является основополагающей в его личностно-социальной концепции воспитания. 

2 . Макаренковское  воспитание в гуманном сообществе (кол лективе) соответствует трансцендентной  сущности (В.Франкл) природы человека, согласно которой самоактуализация  индивидуума осуществля ется, когда  он выходит за рамки своего "я" ("надситуативная активность", по В.А.Петровскому). Путь человека к себе лежит через мир. 

В гуманных сообществах (коллективах) Макаренко создавалась  сре да для развития личности в  условиях, защищенных от негативных воздей ствий общества, от произвола отдельных лиц и т. д. При этом воспитание осуществлялось через организации жизни детей в коллективах, когда они "впитывали" общественную культуру в процессе коллективной деятельно сти, чувствуя себя субъектами деятельности, а не объектами воспитания. 

Такое воспитание было кулътуросообразным (так как  воспитанники в опыте коллективной жизни усваивали основные элементы культуры) и природосообразным (так  как воспитание соответствовало  двойственной генетически социальной природе человека и принципу развития человека в активной деятельности). 

3 . Новаторство  и специфика воспитательной системы  А.С.Макаренко, определяющие ее  научный и уникальный характер, за ключаются в единстве ее  целостности и бинарности. Исходные  генетиче 265 ские структурные единицы— педагогическое отношение, педагогическое явление и педагогическая операция, каждая из которых представляет единство противоположностей и развертывается на определенном "этаже" воспитания, — являются источниками развития педагогической системы Макаренко в конкретное целое, гармонически объединяющее противопо ложные принципы, методы, свойства и т. д. 

Конструктивный  синтез противоположностей, являющийся ядром педагогики Макаренко, основан  на имплицитно реализованном им сис  темном подходе, который в его  научно завершенной форме бьш сформу лирован лишь в середине текущего столетия. В этом подходе Макаренко можно выявить зарождение синергетической парадигмы, которая прояв ляется в диалектической интеграции педагогом различных (в том числе

Информация о работе Формирование ЗОЖ у школьников