Формирование ЗОЖ у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

В изучении и пропаганде макаренковского наследия большую роль сыграли пионеры макаренковедения: И.Ф.Козловым, М.П.Павловой были выделены основные положения макаренковской педагогической системы и дана ее обобщенная характеристика; О.С.Кель, В.Н.Терским исследовались вопросы клубной педагогики; Т.А.Блюминой, З.Г.Готкиной, В.Н.Колбановским, Ю.А.Флоревским разрабатывались психологические особенности в воспитании Макаренко; Е.А.Балабановичем, Ю.А.Лукиным, Е.Н.Медынским изучались биография и педагогическая деятельность А.С.Макаренко; Н.А.Сундуковым были проведены текстологические исследования "Педагогической поэмы" и рассматривался вопрос о влиянии М.Горького на А.С.Макаренко; В.Е.Гмурманом, Э.И.Моносзоном поднимались проблемы дисциплины в воспитании А.С.Макаренко, а также вопросы организации коллектива и методики воздействия; Н.Н.Малеевым, Н.А.Морозовой, Б.О.Костелянц осуществлялись литературоведческие исследования наследия Макаренко; М.Д.Виноградовой изучались вопросы образования в опыте педагогановатора; Ф.И.Науменко сделан вклад в изучение многих аспектов творчества Макаренко.

Оглавление

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИКИ А.С.МАКАРЕНКО
1.1. Аксиологические ориентиры воспитательной системы А.С.Макаренко
1.1.1. Интегральная сущность воспитания Макаренко
1.1.2. Гуманистический характер ценностей в воспитании Макаренко
1.2. Человек в воспитательной системе А.С.Макаренко
1.3. Целостность воспитательной системы А.С.Макаренко как синтез противоположностей
1.4. Субъектно-активная природа жизненноориентированного воспитания А.С.Макаренко
1.5. Социально-демократические основы функционирования коллективов А.С.Макаренко
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКАРЕНКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ЗАПАДЕ
2.1. Этапы развития западного макаренковедения
2.2. Дискуссионные вопросы западного макаренковедения
2.2.1. Отношение к личности А.С.Макаренко
2.2.2. Макаренко и сталинизм. Макаренко и НКВД
2.2.3. Духовные корни педагогики А.С.Макаренко
2.2.4. А.С.Макаренко и советская педагогика его времени. А.С.Макаренко и Н.К.Крупская
2.2.5. Проблема восприятия педагогической системы А.С.Макаренко
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ А.С.МАКАРЕНКО И ИХ АНАЛИЗ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
3.1. Генезис и проектирование целей воспитания
3.2. Содержательные характеристики целей воспитания
3.2.1. Идеологическая ориентация целей воспитания
3.2.2. Общее и индивидуальное в целях воспитания
3.2.3. Бинарный характер диисциплины в воспитании
3.2.4. Единство цели и метода в воспитании
ГЛАВА 4. МАКАРЕНКОВСКОЕ УЧЕНИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
4.1. Понятие воспитательного коллектива
4.2. Развитие личности в коллективе
4.2.1. Гармония отношений личности и коллектива как основа развития индивидуальности
4.2.2. Условия востребованности и развития личности в коллективе

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Причиной негативного  отношения к педагогическому  наследию А.С.Макаренко является идеологизированная интерпретация этого наследия в советский период. Выпячивание и абсолютизация в макаренковских идеях "коммунистической" направленности мешает их аутентичному восприятию, представляет А.С.Макаренко защитником жесткой авторитарной социальной системы. 

А.С.Макаренко  писал о своем согласии с социалистическими  начинаниями, это правда, но ведь в  большинстве случаев декларировались  прекрасные лозунги о равенстве, социальной справедливости, и, естественно, Макаренко эти лозунги вдохновляли. 

Существующие  в современной педагогической литературе дискуссии по поводу наследия А.С.Макаренко  среди отечественных и западных педагогов отражают противоречия современной  педагогики вообще и педагогических идей и опыта Макаренко в частности. 

Возникла острая потребность в разрешении этих противоречий, в поисках позитивной основы развития педагогической теории и практики. 

С учетом этой потребности  нами сделан выбор темы исследования: личностно-социальная концепция А.С.Макаренко  в современной педагогогике. Про6ле/\ла исследования сформулирована следующим образом: КАКОВЫ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ А.С.МАКАРЕНКО В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАПАДНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ И ОТВЕЧАЕТ ЛИ ОНА ТРЕБОВАНЯМ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ. Решение этой проблемы составляет цель исследования. ОбьеИтом исследования являются педагогические идеи и опыт А.С.Макаренко, их интерпретация и развитие в условиях изменяющегося мира. В качестве предмета исследования выступают сущность, общие и специфические характеристики воспитательной системы А.С.Макаренко и их интерпретация отечественными и западными педагогами. 

В соответствии с проблемой, объектом, предметом  и целью исследования решались следующие  задачи: • через призму философских, психологических и педагогических теорий, различных по концептуальным подходам и по времени разработки, проанализировать педагогические идеи и опыт А.С.Макаренко и определить систему основных положений личностно-социальнои концепции А.С.Макаренко; • выявить условия функционирования воспитательной системы А.С.Макаренко, обеспечивающие ее личностную направленность и гуманистический характер; • определить направления и этапы развития макаренковедческих исследований на Западе, вскрыть их специфические признаки и содержательные особенности; • исследовать решение проблемы целей в воспитательной концепции А.С.Макаренко на основе сравнительного анализа отечественного и западного макаренковедения; • в свете современных знаний вскрыть сущность теоретических представлений А.С.Макаренко о коллективе, проанализировать опыт его коллективного воспитания и выявить тенденции объективного и субъективного в отечественных и западных интерпретациях проблемы коллектива в наследии педагога-новатора; • переосмыслить значение и место воспитательной концепции А.С.Макаренко в отечественной и мировой педагогической науке и практике. 

Характер и  задачи работы определили лошНу исследовательсИого поисИа: определение системы основных положений личностно-социальнои концепции  А.С.Макаренко в свете современных философскоантропологических, психологических и педагогических знаний; вскрытие генезиса и сущности выявленных положений: изучение представлений западных исследователей о воспитательной системе А.С.Макаренко; опре22 деление характера и научного статуса макаренковской воспитательной теории в мировой педагогике.

Организация и  этапы исследования. Исследование было начато в 1977 году в педагогическом институте  Цвикау (бывшая ГДР). Были изучены книги  и статьи западногерманских макаренковедов, находящиеся в библиотеках Берлина, Дрездена, Лейпцига. Эта работа продолжалась в течении трех лет. Итог данного этапа — накопление фактического материала о различных подходах к интерпретации макаренковских идей в Германии. 

С 1980 года (после  возвращения в Союз из загранкомандировки) начинается новый этап исследования (Тюмень, Волгоград). Расширяется спектр освоения западных исследований за счет изучения новых работ немецких и англоязычных авторов, осуществляется содержательный анализ критических подходов советских педагогов и педагогов социалистических стран (ГДР, Болгарии, Венгрии) к западному макаренковедению. 

Одновременно  идет углубленное осмысление педагогических идей А.С.Макаренко на основе новых  исследований советских макаренковедов, изучения педагогических теорий в преломлении к открытиям А.С.Макаренко. 

Осуществляется  сравнительный анализ макаренковского  педагогического наследия с его  интерпретацией на Западе. 

Ход исследования и его результаты отражаются в  процессе преподавания в системе  повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, в участии в областных, республиканских и Всесоюзных конференциях. Всесоюзного методологического семинара (Москва). 

Итоговым результатом  данного этапа, кроме многих статей, являлось издание нашего учебного пособия "Тенденции макаренковедения на Западе" (АПН СССР и Волгоградский институт усовершенствования учителей, 1991 год). 

С 1991 года после  изменения политической ситуации (а  также после ряда встреч и обсуждений с руководителями Марбургской лаборатории "Макаренко-реферат" Г.Хиллигом и З.Вайтцем, дискуссий с другими западными педагогами в рамках учредительной конференции Международной макаренковской ассоциации в Полтаве, 1991 год) начался третий этап нашего исследования, проходящий в русле конструктивного диалога с западными педагогами. Результаты работы обсуждаются на ежегодных макаренковских встречах: Российская конференция в Н.Новгороде (1992), Международная научно-практическая конференция в Москве (1993), педагогические чтения в Москве (1994), международные семинары в Волгограде (1996) и Полтаве (1997). 

В сферу наших  научных интересов вошли новые  источники, расширилась сфера изучаемых  педагогических и психологических  концепций за счет ранее не известных (или малоизвестных) исследований российских и западных мыслителей, педагогов, психологов. 

На основе нового накопленного материала и рефлексии  макаренковского наследия, в свете  новых социально-политических реалий начинается переосмысление с научно-объективных  позиций (освобождение от грубо политизированных представлений) педагогических идей и опыта А.С.Макаренко. 

В результате выявления  фальсифицированных отклонений в их трактовке высвечиваются новые  аспекты и акценты. 

Итогом данного  этапа является монография "Личностно-социальная концепция А.С.Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения)". 

Логика исследования позволила разработать концептуальный подход к проблеме, выработать систему  логически и структурно связанных  положений, раскрывающих сущность макаренковских идей в свете широкого спектра современных отечественных и западных педагогических и психологических теорий. 

В определении  концепции важное значение имели  следующие положения: • единство внешних воздействий и внутренней позиции личности в ее развитии (С.Л.Рубинштейн); • развитие человека как субъекта, его саморазвитие в результате активного изменения мира (К.А.Альбуханова, В.А.Петровский); • стратометрическая концепция коллектива, в основе которой — теория деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В.Петровский); • диалоговая концепция культуры (/vj•^lБaxтин); • макаренковская концепция педагогики в единстве "вектора пространства" и "вектора времени" (А.А.Фролов); • положение о воспитательной задаче как "клеточке" воспитательного процесса (В.И.Загвязинский); •учение о смысле и ценностях человеческой жизни (В.Франкл). «^ Ведущей идеей концепции является следующая: сущность воспитания А.С.Макаренко заключается в конструктивном синтезе внешне и внутренне ориентированных подходов к развитию человека, которое осуществляется на основе субъективной активности. Бинарный характер воспитательной системы А.С.Макаренко проявляется в гармонизации коллективного и индивидуального принципов, директивных и гуманистических методов в организации педагогически целесообразной жизнедеятельности субъектов воспитания. 

СпецифиИой нашего исследования является его сравнительноисторический характер, что определило его принципы и методы: 1) Методологической основой  исследования является системный подход^ как наиболее адекватный анализируемой воспитательной системе А.С.Макаренко и требующий приведения в определенную систему очень большого разброса подходов и позиций отечественных и западных макаренковедческих исследований. Необходимо выяснить связи и отношения, существующие между различными трактовками одних и тех же макаренковских понятий и феноменов. 

Исследование  генезиса и развития макаренковедения требует ценностного изучения его  в единстве с социальным развитием  общества. Но ценность может быть суммативной, рассматривающей широкий спектр возможных связей с внешней средой, и органической, объединяющей совокупность противоположных связей и отношений, "работающих", на первый взгляд, в противоположных направлениях. На самом деле при определенных условиях эти "противоположности" могут выявить глубинные нюансы системы. Именно такой целостный подход мы стремились осуществить в нашем исследовании. Он обусловлен необходимостью изоморфности исследования макаренковской воспитательной системе, характеризующейся целостностью второго вида — интегральной. 

2) Принцип объеИтивности  в решающей мере определяет  достоверность результатов нашего  исследования. Он исключает односторонность  и предвзятость в подборе и  оценке фактов, требует доказательности  всех выводов и обобщений. Мы опирались на альтернативный характер поиска, который требует выявлять и рассматривать точки зрения, не только близкие или совпадающие с позицией исследователя, но и взгляды, не совпадающие с ней и даже прямо противоположные. # Такой поиск позволяет "прорваться" к новым ценностям педагогического наследия А.С.Макаренко, благодаря "открытости" сознания исследователя альтернативным суждениям. 

3) Фундаментальное  значение для нашего исследования  имеют принципы учета непрерывного  изменения, развития исследуемых явлений, учета их объективной противоречивости. 

Педагогика как  явление, отражаюшее подготовку подрастающего  поколения к жизни, к развитию общества, с неизбежностью вносит коррективы в представление о  путях и способах развития личности в зависимости от меняющихся концепций человека и его связи с обществом. 

Хотя технологии воспитания в смысле приемов воспитания, как отмечал еще А.С.Макаренко  и отмечают современные исследователи, может мало зависеть от фршософии  образования, но технология может иметь разную эффективность в зависимости от установок, мотивов, позиций воспитателей, а индивидуальное педагогическое сознание развивается во взаимоотношениях с общественным сознанием. Именно эти реально существующие взаимоотношения влияют на изменение, развитие (а бывает и поворот назад), противоречивость освещения педагогами макаренковского творчества. Необходимо было выявить связи тех или иных позиций, изменений в педагогической мысли с социальным развитием общества, развитием его материальной базы, научно-технического прогресса. 

4) Атрибутивным  и фундаментальным для нашего  исследования являлся принцип  единства логического и исторического.  Необходимо было учитывать генезис  развития макаренковских взглядов, их трактовки советскими и  зарубежными исследователями в течение различных временных периодов. 

Очень важно  было проанализировать макаренковские педагогические идеи и опыт, так  же как и представления о них  отечественных и западных исследователей, руководствуясь философскими, психологическими концепциями и педагогическими течениями, существующими во времена А.С.Макаренко, с одной стороны, и современными соответствующими концепциями отечественной и зарубежной науки, с другой стороны. 

5) Важнейшим  принципом нашего исследования  являлся принцип Нонцептуальности, то есть истолкование, объяснение всех явлений, исходя из единых позиций. Теоретические положения, которые были основой исследования, не противоречили друг другу в сущностных подходах. 

Логическая непротиворечивость используемых в исследований взглядов не означает отсутствие подходов, на первый взгляд, противоречащих друг другу, но противоречивость диалектическая, конструктивная, она "снимается" не отбрасыванием одного из членов противоречия, а выявлением такого нового знания, которое объемлет эту противоречивость. 

Так что подобная "конструктивная" противоречивость служит источником исследования, ведет  к новым научным познавательным результатам. "Конструктивная" противоречивость свойственна личностно-социальнои концепции воспитания А.С.Макаренко, она обусловила опережающую и прогнозирующую функции макаренковской педагогики, "возвышение" ее на новую ступень развития научных знаний не только современной ему науки, но и науки второй половины XX века. И не только педагогических знаний, но и психологических, экономических и др. 

Наше исследование, изоморфно отражая систему педагогических взглядов А.С.Макаренко, также содержит подходы в русле "конструктивной" диалектической противоречивости, что  ни в коем случае не является нарушением концептуальности исследования. 

6) Стержневым  для нашего исследования являлся  принцип единства личностной  и социальной направленности. Это  относится непосредственно и  к выявлению роли личностных  особенностей А.С.Макаренко в  становлении и развитии его  мотивов, установок, педагогических взглядов, организации воспитательной практики, а также является основой наших подходов и интерпретаций каждого принципиального положения макаренковской системы, при этом любой педагогический факт рассматривается в рамках личностной ориентации. 

Информация о работе Формирование ЗОЖ у школьников