Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа
В изучении и пропаганде макаренковского наследия большую роль сыграли пионеры макаренковедения: И.Ф.Козловым, М.П.Павловой были выделены основные положения макаренковской педагогической системы и дана ее обобщенная характеристика; О.С.Кель, В.Н.Терским исследовались вопросы клубной педагогики; Т.А.Блюминой, З.Г.Готкиной, В.Н.Колбановским, Ю.А.Флоревским разрабатывались психологические особенности в воспитании Макаренко; Е.А.Балабановичем, Ю.А.Лукиным, Е.Н.Медынским изучались биография и педагогическая деятельность А.С.Макаренко; Н.А.Сундуковым были проведены текстологические исследования "Педагогической поэмы" и рассматривался вопрос о влиянии М.Горького на А.С.Макаренко; В.Е.Гмурманом, Э.И.Моносзоном поднимались проблемы дисциплины в воспитании А.С.Макаренко, а также вопросы организации коллектива и методики воздействия; Н.Н.Малеевым, Н.А.Морозовой, Б.О.Костелянц осуществлялись литературоведческие исследования наследия Макаренко; М.Д.Виноградовой изучались вопросы образования в опыте педагогановатора; Ф.И.Науменко сделан вклад в изучение многих аспектов творчества Макаренко.
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИКИ А.С.МАКАРЕНКО
1.1. Аксиологические ориентиры воспитательной системы А.С.Макаренко
1.1.1. Интегральная сущность воспитания Макаренко
1.1.2. Гуманистический характер ценностей в воспитании Макаренко
1.2. Человек в воспитательной системе А.С.Макаренко
1.3. Целостность воспитательной системы А.С.Макаренко как синтез противоположностей
1.4. Субъектно-активная природа жизненноориентированного воспитания А.С.Макаренко
1.5. Социально-демократические основы функционирования коллективов А.С.Макаренко
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКАРЕНКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ЗАПАДЕ
2.1. Этапы развития западного макаренковедения
2.2. Дискуссионные вопросы западного макаренковедения
2.2.1. Отношение к личности А.С.Макаренко
2.2.2. Макаренко и сталинизм. Макаренко и НКВД
2.2.3. Духовные корни педагогики А.С.Макаренко
2.2.4. А.С.Макаренко и советская педагогика его времени. А.С.Макаренко и Н.К.Крупская
2.2.5. Проблема восприятия педагогической системы А.С.Макаренко
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ А.С.МАКАРЕНКО И ИХ АНАЛИЗ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
3.1. Генезис и проектирование целей воспитания
3.2. Содержательные характеристики целей воспитания
3.2.1. Идеологическая ориентация целей воспитания
3.2.2. Общее и индивидуальное в целях воспитания
3.2.3. Бинарный характер диисциплины в воспитании
3.2.4. Единство цели и метода в воспитании
ГЛАВА 4. МАКАРЕНКОВСКОЕ УЧЕНИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
4.1. Понятие воспитательного коллектива
4.2. Развитие личности в коллективе
4.2.1. Гармония отношений личности и коллектива как основа развития индивидуальности
4.2.2. Условия востребованности и развития личности в коллективе
Причиной негативного
отношения к педагогическому
наследию А.С.Макаренко является идеологизированная
интерпретация этого наследия в советский
период. Выпячивание и абсолютизация в
макаренковских идеях "коммунистической"
направленности мешает их аутентичному
восприятию, представляет А.С.Макаренко
защитником жесткой авторитарной социальной
системы.
А.С.Макаренко
писал о своем согласии с социалистическими
начинаниями, это правда, но ведь в
большинстве случаев
Существующие
в современной педагогической литературе
дискуссии по поводу наследия А.С.Макаренко
среди отечественных и западных
педагогов отражают противоречия современной
педагогики вообще и педагогических
идей и опыта Макаренко в частности.
Возникла острая
потребность в разрешении этих противоречий,
в поисках позитивной основы развития
педагогической теории и практики.
С учетом этой потребности
нами сделан выбор темы исследования:
личностно-социальная концепция А.С.Макаренко
в современной педагогогике. Про6ле/\ла
исследования сформулирована следующим
образом: КАКОВЫ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ
КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ А.С.МАКАРЕНКО В
СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАПАДНЫХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
И ОТВЕЧАЕТ ЛИ ОНА ТРЕБОВАНЯМ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
ПЕДАГОГИКИ. Решение этой проблемы составляет
цель исследования. ОбьеИтом исследования
являются педагогические идеи и опыт А.С.Макаренко,
их интерпретация и развитие в условиях
изменяющегося мира. В качестве предмета
исследования выступают сущность, общие
и специфические характеристики воспитательной
системы А.С.Макаренко и их интерпретация
отечественными и западными педагогами.
В соответствии
с проблемой, объектом, предметом
и целью исследования решались следующие
задачи: • через призму философских,
психологических и педагогических теорий,
различных по концептуальным подходам
и по времени разработки, проанализировать
педагогические идеи и опыт А.С.Макаренко
и определить систему основных положений
личностно-социальнои концепции А.С.Макаренко;
• выявить условия функционирования воспитательной
системы А.С.Макаренко, обеспечивающие
ее личностную направленность и гуманистический
характер; • определить направления и
этапы развития макаренковедческих исследований
на Западе, вскрыть их специфические признаки
и содержательные особенности; • исследовать
решение проблемы целей в воспитательной
концепции А.С.Макаренко на основе сравнительного
анализа отечественного и западного макаренковедения;
• в свете современных знаний вскрыть
сущность теоретических представлений
А.С.Макаренко о коллективе, проанализировать
опыт его коллективного воспитания и выявить
тенденции объективного и субъективного
в отечественных и западных интерпретациях
проблемы коллектива в наследии педагога-новатора;
• переосмыслить значение и место воспитательной
концепции А.С.Макаренко в отечественной
и мировой педагогической науке и практике.
Характер и задачи работы определили лошНу исследовательсИого поисИа: определение системы основных положений личностно-социальнои концепции А.С.Макаренко в свете современных философскоантропологических, психологических и педагогических знаний; вскрытие генезиса и сущности выявленных положений: изучение представлений западных исследователей о воспитательной системе А.С.Макаренко; опре22 деление характера и научного статуса макаренковской воспитательной теории в мировой педагогике.
Организация и
этапы исследования. Исследование было
начато в 1977 году в педагогическом институте
Цвикау (бывшая ГДР). Были изучены книги
и статьи западногерманских
С 1980 года (после
возвращения в Союз из загранкомандировки)
начинается новый этап исследования (Тюмень,
Волгоград). Расширяется спектр освоения
западных исследований за счет изучения
новых работ немецких и англоязычных авторов,
осуществляется содержательный анализ
критических подходов советских педагогов
и педагогов социалистических стран (ГДР,
Болгарии, Венгрии) к западному макаренковедению.
Одновременно
идет углубленное осмысление педагогических
идей А.С.Макаренко на основе новых
исследований советских макаренковедов,
изучения педагогических теорий в преломлении
к открытиям А.С.Макаренко.
Осуществляется
сравнительный анализ макаренковского
педагогического наследия с его
интерпретацией на Западе.
Ход исследования
и его результаты отражаются в
процессе преподавания в системе
повышения квалификации специалистов
образовательных учреждений, в участии
в областных, республиканских и Всесоюзных
конференциях. Всесоюзного методологического
семинара (Москва).
Итоговым результатом
данного этапа, кроме многих статей,
являлось издание нашего учебного пособия
"Тенденции макаренковедения на Западе"
(АПН СССР и Волгоградский институт усовершенствования
учителей, 1991 год).
С 1991 года после
изменения политической ситуации (а
также после ряда встреч и обсуждений
с руководителями Марбургской лаборатории
"Макаренко-реферат" Г.Хиллигом и
З.Вайтцем, дискуссий с другими западными
педагогами в рамках учредительной конференции
Международной макаренковской ассоциации
в Полтаве, 1991 год) начался третий этап
нашего исследования, проходящий в русле
конструктивного диалога с западными
педагогами. Результаты работы обсуждаются
на ежегодных макаренковских встречах:
Российская конференция в Н.Новгороде
(1992), Международная научно-практическая
конференция в Москве (1993), педагогические
чтения в Москве (1994), международные семинары
в Волгограде (1996) и Полтаве (1997).
В сферу наших
научных интересов вошли новые
источники, расширилась сфера изучаемых
педагогических и психологических
концепций за счет ранее не известных
(или малоизвестных) исследований российских
и западных мыслителей, педагогов, психологов.
На основе нового
накопленного материала и рефлексии
макаренковского наследия, в свете
новых социально-политических реалий
начинается переосмысление с научно-объективных
позиций (освобождение от грубо политизированных
представлений) педагогических идей и
опыта А.С.Макаренко.
В результате выявления
фальсифицированных отклонений в их
трактовке высвечиваются новые
аспекты и акценты.
Итогом данного
этапа является монография "Личностно-социальная
концепция А.С.Макаренко в современной
педагогике (сравнительный анализ отечественного
и зарубежного макаренковедения)".
Логика исследования
позволила разработать
В определении
концепции важное значение имели
следующие положения: • единство
внешних воздействий и
СпецифиИой нашего
исследования является его сравнительноисторический
характер, что определило его принципы
и методы: 1) Методологической основой
исследования является системный подход^
как наиболее адекватный анализируемой
воспитательной системе А.С.Макаренко
и требующий приведения в определенную
систему очень большого разброса подходов
и позиций отечественных и западных макаренковедческих
исследований. Необходимо выяснить связи
и отношения, существующие между различными
трактовками одних и тех же макаренковских
понятий и феноменов.
Исследование
генезиса и развития макаренковедения
требует ценностного изучения его
в единстве с социальным развитием
общества. Но ценность может быть суммативной,
рассматривающей широкий спектр возможных
связей с внешней средой, и органической,
объединяющей совокупность противоположных
связей и отношений, "работающих",
на первый взгляд, в противоположных направлениях.
На самом деле при определенных условиях
эти "противоположности" могут выявить
глубинные нюансы системы. Именно такой
целостный подход мы стремились осуществить
в нашем исследовании. Он обусловлен необходимостью
изоморфности исследования макаренковской
воспитательной системе, характеризующейся
целостностью второго вида — интегральной.
2) Принцип объеИтивности
в решающей мере определяет
достоверность результатов
3) Фундаментальное
значение для нашего
Педагогика как
явление, отражаюшее подготовку подрастающего
поколения к жизни, к развитию
общества, с неизбежностью вносит
коррективы в представление о
путях и способах развития личности
в зависимости от меняющихся концепций
человека и его связи с обществом.
Хотя технологии
воспитания в смысле приемов воспитания,
как отмечал еще А.С.Макаренко
и отмечают современные исследователи,
может мало зависеть от фршософии
образования, но технология может иметь
разную эффективность в зависимости от
установок, мотивов, позиций воспитателей,
а индивидуальное педагогическое сознание
развивается во взаимоотношениях с общественным
сознанием. Именно эти реально существующие
взаимоотношения влияют на изменение,
развитие (а бывает и поворот назад), противоречивость
освещения педагогами макаренковского
творчества. Необходимо было выявить связи
тех или иных позиций, изменений в педагогической
мысли с социальным развитием общества,
развитием его материальной базы, научно-технического
прогресса.
4) Атрибутивным
и фундаментальным для нашего
исследования являлся принцип
единства логического и
Очень важно
было проанализировать макаренковские
педагогические идеи и опыт, так
же как и представления о них
отечественных и западных исследователей,
руководствуясь философскими, психологическими
концепциями и педагогическими течениями,
существующими во времена А.С.Макаренко,
с одной стороны, и современными соответствующими
концепциями отечественной и зарубежной
науки, с другой стороны.
5) Важнейшим
принципом нашего исследования
являлся принцип
Логическая непротиворечивость
используемых в исследований взглядов
не означает отсутствие подходов, на первый
взгляд, противоречащих друг другу, но
противоречивость диалектическая, конструктивная,
она "снимается" не отбрасыванием
одного из членов противоречия, а выявлением
такого нового знания, которое объемлет
эту противоречивость.
Так что подобная
"конструктивная" противоречивость
служит источником исследования, ведет
к новым научным познавательным
результатам. "Конструктивная" противоречивость
свойственна личностно-
Наше исследование,
изоморфно отражая систему
6) Стержневым
для нашего исследования