Формирование ЗОЖ у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

В изучении и пропаганде макаренковского наследия большую роль сыграли пионеры макаренковедения: И.Ф.Козловым, М.П.Павловой были выделены основные положения макаренковской педагогической системы и дана ее обобщенная характеристика; О.С.Кель, В.Н.Терским исследовались вопросы клубной педагогики; Т.А.Блюминой, З.Г.Готкиной, В.Н.Колбановским, Ю.А.Флоревским разрабатывались психологические особенности в воспитании Макаренко; Е.А.Балабановичем, Ю.А.Лукиным, Е.Н.Медынским изучались биография и педагогическая деятельность А.С.Макаренко; Н.А.Сундуковым были проведены текстологические исследования "Педагогической поэмы" и рассматривался вопрос о влиянии М.Горького на А.С.Макаренко; В.Е.Гмурманом, Э.И.Моносзоном поднимались проблемы дисциплины в воспитании А.С.Макаренко, а также вопросы организации коллектива и методики воздействия; Н.Н.Малеевым, Н.А.Морозовой, Б.О.Костелянц осуществлялись литературоведческие исследования наследия Макаренко; М.Д.Виноградовой изучались вопросы образования в опыте педагогановатора; Ф.И.Науменко сделан вклад в изучение многих аспектов творчества Макаренко.

Оглавление

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИКИ А.С.МАКАРЕНКО
1.1. Аксиологические ориентиры воспитательной системы А.С.Макаренко
1.1.1. Интегральная сущность воспитания Макаренко
1.1.2. Гуманистический характер ценностей в воспитании Макаренко
1.2. Человек в воспитательной системе А.С.Макаренко
1.3. Целостность воспитательной системы А.С.Макаренко как синтез противоположностей
1.4. Субъектно-активная природа жизненноориентированного воспитания А.С.Макаренко
1.5. Социально-демократические основы функционирования коллективов А.С.Макаренко
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКАРЕНКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ЗАПАДЕ
2.1. Этапы развития западного макаренковедения
2.2. Дискуссионные вопросы западного макаренковедения
2.2.1. Отношение к личности А.С.Макаренко
2.2.2. Макаренко и сталинизм. Макаренко и НКВД
2.2.3. Духовные корни педагогики А.С.Макаренко
2.2.4. А.С.Макаренко и советская педагогика его времени. А.С.Макаренко и Н.К.Крупская
2.2.5. Проблема восприятия педагогической системы А.С.Макаренко
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ А.С.МАКАРЕНКО И ИХ АНАЛИЗ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
3.1. Генезис и проектирование целей воспитания
3.2. Содержательные характеристики целей воспитания
3.2.1. Идеологическая ориентация целей воспитания
3.2.2. Общее и индивидуальное в целях воспитания
3.2.3. Бинарный характер диисциплины в воспитании
3.2.4. Единство цели и метода в воспитании
ГЛАВА 4. МАКАРЕНКОВСКОЕ УЧЕНИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
4.1. Понятие воспитательного коллектива
4.2. Развитие личности в коллективе
4.2.1. Гармония отношений личности и коллектива как основа развития индивидуальности
4.2.2. Условия востребованности и развития личности в коллективе

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Большой импульс  макаренковским исследованиям был  дан изданием Педагогических сочинений  А.С.Ма-каренко в 8-ми томах (1983-1986 гг.). 

Его составители и авторы комментариев — А.А.Фролов, Л.Ю.Гордин, М.Д.Виноградова. Этот восьмитомник подвергался критике за имеющуюся местами некорректность цитирования, за неполноту приводимых материалов и т.д. При всем этом новое издание сочинений А.С.Макаренко — это безусловно прогрессивный скачок в макаренковедении. В нем приводится много новых источников, даны обширные комментарии, которые дают возможность представить целостную картину эпохи Макаренко, людей, которые его окружали; открывают новые нюансы личности самого А.С.Макаренко. 

В 80-е годы на основе исследования педагогического  наследия А.С.Макаренко А.А.Фроловым и В.Кумариным были защишены докторские диссертации. А.А.Фроловым подготовлен  и издан ряд книг и сборников  статей [72; 73; 74; 144; 145], много статей опубликовано им в периодической печати. Особый интерес представляет издание "Макагепко in Ost und West"(MaKapeHKO на Востоке и Западе), редакторами которого являются А.А.Фролов и З.Вайтц (вышло 3 тома, 4-й — в печати, Марбург Н.Новгород, 1992-1995). Оно осуществляется в сотрудничестве Нижегородского педагогического университета и Марбургской лаборатории по изучению А.С.Макаренко (ФРГ). Под руководством профессора А.А.Фролова защищено около десяти макаренковедческих диссертаций. 

Большая работа ведется С.Невской, которая руководит группой по изучению наследия А.С.Макаренко в институте развития личности РАО. Она участвовала в подготовке ряда работ, освещающих биографию А.С.Макаренко, которые издавались в Марбургской лаборатории и у нас в стране ("Переписка А.С.Макаренко с Горьким", Марбург, 1990; "Макаренко - педагог, а не писатель!"— переписка А.С.Макаренко с двумя читательницами, Марбург, 1995; "Ты научила меня плакать" — переписка А.С.Макаренко с женой, в 2-х томах, М., 1994). В этих работах выявляются неизвестные до сих пор особенности личности А.С.Макаренко. 

В 80-е годы усилиями И.А.Зязюна, бывшего в то время  ректором Полтавского пединститута, мощно заявил о себе Полтавский центр  макаренковедения. Там был открыт музей А.С.Макаренко (в бывшем имении Трепке), основана лаборатория по изучению жизни и творчества великого педагога под руководством Л.В.Крамущенко. В Полтаве проведено много конференций, посвященных А.С.Макаренко, в том числе и международных, издано большое количество макаренковедческих работ. 

В Полтавском пединституте накоплен большой опыт применения идей Макаренко в подготовке будущих  учителей, развитии их педагогического  мастерства; исследуются психологические  особенности воспитательной практики педагога-новатора (проблема "многомерности" личности, психология отношений и т. д.); изучается характер хозяйственных отношений в учреждениях Макаренко, результаты этого изучения используются в современной школьной практике; большое внимание уделяется работе по выявлению новых биографических данных, личностных качеств выдающегося педагога. 

В 1991 году в Полтавском педагогическом институте состоялась Учредительная конференция Международной  макаренковской ассоциации, председателем  которой был избран Н.Д.Ярмаченко, а с 1996 года — И.А.Зязюн. 

Большая исследовательско-биографическая и пропагандистская работа проводится в педагогическо-мемориальном музее А.С.Макаренко в г. Кременчуге на Украине (директор музея П.Г.Лысенко). 

Неоценимую помощь в развитии макаренковедения оказывали  и оказывают бывшие воспитанники А.С.Макаренко: А.Калабалин, Г.К.Калабалина, Н.К.Колодезникова, Л.В.Конисевич, И.И.Панов, В.В.Постников, И.Д.Токарев, И.И.Яценко и др. Ими написано много воспоминаний (статьи, книги), даны основы для научного осмысления жизни коллективов Макаренко. 

В проблеме объективации педагогического наследия А.С.Макаренко  сегодня, выявления его места  в ряду великих педагогов всего  мира первейшей задачей является, на наш взглад, не стремление "разобраться  в том, что отбросить, а что  сберечь и развить" (56), а определение аутентичных смыслов макаренковских понятий и идей. Многие обвинения Макаренко, а следовательно, и попытки "отбросить" то или иное его положение являются следствием их интерпретации, неадекватной смыслу, заложенному в них А.С.Макаренко. 

Проблема состоит в том, что "отбрасывая" сегодня одно, а завтра другое, мы можем придти к конъюнктурному и однозначному восприятию наследия А.С.Макаренко, то есть такому восприятию, которое мы уже "проходили", основываясь на "единственно верном" учении и идеологии. Таким образом, может произойти "трансформация" макаренковских взглядов на основе другой, но также односторонней идеологии. Поэтому, на наш взгляд, речь должна идти не о "сортировке" макаренковских идей, а о проникновении в их суть. 

Предстоит большая  работа по научному вычленению истинных идей А.С.Макаренко и осмыслению их роли в мировой педагогической науке. 

В этом плане  необходимо обратиться также к тем  знаниям, которые накоплены в  западном макаренковедении. 

Педагогическое  наследие А.С.Макаренко давно и тщательно изучается за рубежом. О систематическом появлении макаренковских работ на западе можно говорить, начиная с послевоенных лет. За прошедший 50летний период там издано большое количество работ, посвященных личности и педагогическому творчеству Макаренко. Это работы Г.Нооля (H.Nohl), Э.Хаймпель (E.Heimpel), Л.Адольфс (L.Adolfs), Л.Фрезе (L.Frose), Э.Мус (E.Moos), Ф.Лоуренс (F.Lawrence), И.Лезин (LLesine), И.Рюттенауэр (I.Ruttenauer), Т.Глантца (T.GIantz), Т.Файфель (T.Feifel), В.Зюнкеля (W.Sunkel), Дж.Боуэна (J.Bowen), Г.Бередея (G.Bereday), Г.Хиллига (G.Hillig), З.Вайтца (S.Weitz) и других. Роль этих работ в выявлении сущности макаренковского педагогического наследия неоднозначна. 

До 1998 года изучение педагогической системы и биографии  А.С.Макаренко осуществлялась "западными" и "восточными" макаренковедами  практически изолированно друг от друга. В советской печати были только статьи , в которых давалась критическая  оценка "буржуазного" макаренковедения и рассматривались главным образом социальнополитические аспекты тех или иных выводов западных педагогов. Это публикации Е.П.Блиновой, Л.И.Гриценко, А.Н.Джуринского, Н.П.Дичек, В.И.Малинина, 3.А.Мальковой, Т.Ф.Яркиной и других. 

Много критических работ об исследованиях Макаренко в ФРГ вышло в ГДР. Это публикации А.Больца (A.Bolz), Э.Гюнтера (E.Gunter), И.Гельмута (Y.Helmut), Е.Зауэрмана (E.Sauerman), Г.Штольца (H.Stolz) Ф.Хофмана (F.Hoffman) и др. Несмотря на их явную и очень сильную идеолого-политическую ориентацию, в них содержатся интересные мысли, высвечивающие те или иные содержательные стороны западногерманских макаренковедческих работ. В солидной работе Е.Зауэрмана "Макагепко und Marx" есть раздел о западных исследованиях Макаренко, который, естественно, написан в русле марксистско-ориентированной критики, но содержит и интересные нюансы. 

Анализ западного  макаренковедения в системном виде дан в книге болгарского педагога Н.Чакырова "А.С.Макаренко и основните  възпитателни проблемы на нашего време" (София, 1973) и в нашем учебном пособии "Тенденции макаренковедения на Западе" (Волгоград, 1991). Книга Н.Чакырова носит реферативный характер, она представляет последовательное изложение взглядов тех или иных западных исследователей. В ней дан богатый фактический материал, характеризующий работы макаренковедов в ФРГ. Хотя сегодня многие оценки болгарского педагога, осуществляемые на основе его марксистских взглядов, являются дискуссионными, но, несомненно, книга дает импульс к осмыслению идей и подходов немецких макаренковедов. 

В нашем учебном  пособии на основе анализа почти 100 работ западных педагогов сделана  первая в нашей стране попытка  представить обобщенную картину  западного макаренковедения. Работа выполнена в духе начавшегося  диалога между советскими и западными исследователями, но в ней еще наблюдаются последствия односторонней идеологической заангажированности, от которых автор попытался избавиться в своей монографии "Личностно-социальная концепция А.С.Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и западного макаренковедения)", Волгоград, 1997. Содержание этой книги, в которой отражены результаты нашего 20-летнего исследования, является основой настоящей диссертации. 

С 1988 года начинается диалог между советскими и западными исследователями. В советской печати публикуются статьи ведущих западных макаренковедов Л.Фрезе (L.Frose), Г.Хиллига (H.Hillig), В.Зюнкеля (W.Sunkel). В этих работах западные макаренковеды, конечно, высказывают свои мнения, которые далеко не всегда являются бесспорными, но в целом эти статьи проникнуты духом уважения и признания всемирных заслуг А.С.Макаренко как великого педагога. 

Причиной изменения  отношений советских и западных педагогов послужила начавшаяся в нашей стране перестройка и, как результат, смягчение противостояния Востока и Запада. 

Толчком к сближению  послужила Всесоюзная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко (Москва, 15-17 марта 1988 года). На этой конференции присутствовал  Г.Хиллиг, руководитель Марбургской лаборатории. 17 марта состоялась личная встреча Г.Хиллига и Л.Ю.Гордина. Как пишет Г.Хиллиг, "в этом длительном разговоре, в котором принимали участие А.А.Фролов и Л.И.Гриценко, были обсуждены отношения между Москвой и Марбургом, а также возможности будущей конструктивной совместной работы" [174, 132]. 
 

Появляются работы советских исследователей, которые  анализируют выступления Л.Фрезе, Г.Хиллига, на страницах нашей печати, высоко оценивая тот вклад, который  сделала Марбургская лаборатория (являющаяся объединяющим центром западных исследований) в макаренковедение, но вместе с тем и затрагивая ряд дискуссионных вопросов, отстаивая свою позицию по ряду проблем. Это статьи В.И.Малинина, В.А.Ширяева, Г.А.Созиновой. 

Таким образом, во взаимоотношениях восточного и западного макаренковедения можно выделить два периода: до 1988 года — период однозначной конфронтации; в последующие годы идет диалог между западногерманскими и отечественными макаренковедами. 

Следует обозначить хотя бы основные причины противостояния советских и западных педагогов, а также содержательные стороны педагогического наследия А.С.Макаренко, которые были причиной расхождений. 

Прежде всего  надо отметить, что критические выступления  советских макаренковедов были защитой  педагогического наследия Макаренко от его интерпретаций западными педагогами, которые представлялись советским педагогам неадекватными истинным макаренковским идеям. 

Ряд западных педагогов (преимущественно 50-х начала 60-х годов), не принимая коммунистическую идеологию, давали однозначно неверное, извращенное описание его опыта (Мебус, Ланге). Другие западные исследователи пытались быть объективными, но критиковали у Макаренко все, идущее, как им представлялось, от коммунистических идей. Таким обра19 зом, основной причиной конфронтации советских и западных педагогов было, конечно, политическое противостояние двух систем. 

Можно выделить основные моменты, которые критиковались  советскими макаренковедами на Западе: грубое искажение практики Макаренко; слабое изучение рядом западных педагогов (особенно в 50-е годы) макаренковских трудов, а отсюда и неверные факты в интерпретации; умаление научного значения открытий Макаренко; отрыв идей Макаренко от марксизма; критика воспитания в коллективе; стремление отделить в педагогике Макаренко политическое от идеологического; стремление представить А.С.Макаренко продолжателем "гуманистических традиций" западных педагогических тенденций. 

Но утверждение  и развитие идей А.С.Макаренко в  педагогической теории и практике в  настоящее время не является однозначным процессом. В периоды пересмотра нравственных, социальных, экономических ценностей часто происходит огульное отрицание прежних норм, правил, идеалов. При этом (как это было, например, у нас после 1917 г.) вместе с отжившим, устаревшим могут быть отброшены истинные национальные и общечеловеческие ценности и неправомерно возвеличены идеи, личности, по политическим пристрастиям адекватные новой идеологии. 

Одна из наиболее опасных болезней сегодняшней жизни - экстремизм различных оттенков, который проявляется не столько в забегании вперед, сколько в одностороннем подходе к действительности. Экстремизм берет одну сторону действительности, одну черту или свойство, доводит их до абсолюта и делает решительные практические выводы. 

Идеологические акценты обычно являлись неотъемлемым атрибутом любых педагогических учений, развивающихся в конкретноисторических социально-политических условиях. Затем происходило их переосмысление в последующие эпохи с общечеловеческих позиций. Так считалось: Д.Локк — педагогический теоретик крупной английской аристократии и буржуазии, Ж.Ж.Руссо — мелкобуржуазной идеологии, К.Д.Ушинский — нарождающегося буржуазно-либерального направления и т.д. Однако время очищает политические и идеологические наросты, снимает ярлыки, оставляя сущностные общечеловеческие духовнопедагогические ценности. 

Идеологические  и политические акценты сегодня  приводят к гипертрофии и абсолютизации  социально-политических аспектов педагогического  наследия А.С.Макаренко, порождают "шаблонно-ярлыковый" под20 ход к нему, вплоть до оскорбительного ярлыка "великого педагога Гулага" (Ю.Азаров). 

Нападки на личность А.С.Макаренко и его педагогику могут объясняться его советской  лексикой. В его трудах очень много  слов "советский", "социалистический", "коммунистический" и т.д. Эти термины порождают впечатление о "советском" педагоге Макаренко, как о коммунистически идеологизированном человеке. Но здесь надо иметь в виду, что, когда Макаренко употреблял "социалистические" термины, он подразумевал под ними свое собственное понимание этих слов, а именно: гуманистическое. Поэтому вместо "коммунистическое" воспитание следует иметь в виду действительный смысл, вкладываемый Макаренко, — гуманистическое воспитание, воспитание человека, всегда чувствующего рядом с собой других людей и ответственность перед ними. 

Информация о работе Формирование ЗОЖ у школьников