Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа
В изучении и пропаганде макаренковского наследия большую роль сыграли пионеры макаренковедения: И.Ф.Козловым, М.П.Павловой были выделены основные положения макаренковской педагогической системы и дана ее обобщенная характеристика; О.С.Кель, В.Н.Терским исследовались вопросы клубной педагогики; Т.А.Блюминой, З.Г.Готкиной, В.Н.Колбановским, Ю.А.Флоревским разрабатывались психологические особенности в воспитании Макаренко; Е.А.Балабановичем, Ю.А.Лукиным, Е.Н.Медынским изучались биография и педагогическая деятельность А.С.Макаренко; Н.А.Сундуковым были проведены текстологические исследования "Педагогической поэмы" и рассматривался вопрос о влиянии М.Горького на А.С.Макаренко; В.Е.Гмурманом, Э.И.Моносзоном поднимались проблемы дисциплины в воспитании А.С.Макаренко, а также вопросы организации коллектива и методики воздействия; Н.Н.Малеевым, Н.А.Морозовой, Б.О.Костелянц осуществлялись литературоведческие исследования наследия Макаренко; М.Д.Виноградовой изучались вопросы образования в опыте педагогановатора; Ф.И.Науменко сделан вклад в изучение многих аспектов творчества Макаренко.
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИКИ А.С.МАКАРЕНКО
1.1. Аксиологические ориентиры воспитательной системы А.С.Макаренко
1.1.1. Интегральная сущность воспитания Макаренко
1.1.2. Гуманистический характер ценностей в воспитании Макаренко
1.2. Человек в воспитательной системе А.С.Макаренко
1.3. Целостность воспитательной системы А.С.Макаренко как синтез противоположностей
1.4. Субъектно-активная природа жизненноориентированного воспитания А.С.Макаренко
1.5. Социально-демократические основы функционирования коллективов А.С.Макаренко
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКАРЕНКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ЗАПАДЕ
2.1. Этапы развития западного макаренковедения
2.2. Дискуссионные вопросы западного макаренковедения
2.2.1. Отношение к личности А.С.Макаренко
2.2.2. Макаренко и сталинизм. Макаренко и НКВД
2.2.3. Духовные корни педагогики А.С.Макаренко
2.2.4. А.С.Макаренко и советская педагогика его времени. А.С.Макаренко и Н.К.Крупская
2.2.5. Проблема восприятия педагогической системы А.С.Макаренко
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ А.С.МАКАРЕНКО И ИХ АНАЛИЗ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
3.1. Генезис и проектирование целей воспитания
3.2. Содержательные характеристики целей воспитания
3.2.1. Идеологическая ориентация целей воспитания
3.2.2. Общее и индивидуальное в целях воспитания
3.2.3. Бинарный характер диисциплины в воспитании
3.2.4. Единство цели и метода в воспитании
ГЛАВА 4. МАКАРЕНКОВСКОЕ УЧЕНИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАДНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
4.1. Понятие воспитательного коллектива
4.2. Развитие личности в коллективе
4.2.1. Гармония отношений личности и коллектива как основа развития индивидуальности
4.2.2. Условия востребованности и развития личности в коллективе
При осуществлении
исторического подхода к
Историзм требует
также учитывать, какое влияние
изучаемые события, процессы имели
на последующее развитие этого класса
явлений.
Значение историзма
при исследовании объектов может иметь
научный "статус", если развивающийся
объект будет рассматриваться с учетом
его специфики и своеобразия.
Еще в 1977 году Л.Ю.Гордин
обращал внимание на необходимость
изучения процесса развития научно-педагогической
практики А.С.Макаренко и генезиса его
идей. Было бы ошибкой, писал он, оценивать
опыт колонии им.Горького апологетически,
выдавая его за образец коммунистического
воспитания. Сам Макаренко шел во многом
неизведанными путями, поэтому к характеристике
взглядов А.С.Макаренко нельзя подходить
без учета их развития. Л.Ю.Гордин, говоря
о генезисе педагогики Макаренко, также
утверждал, что большое значение для становления
педагогических идей Макаренко имели
его споры, дискуссии, вообще взаимодействие
с другими педагогами его времени [23].
Известный макаренковед
А.А.Фролов неоднократно отмечал, что
в макаренковедческих исследованиях
не уделялось и не уделяется должного
внимания истории, генезису и процессу
развития идей и опыта педагогановатора.
Советское макаренковедение строилось
в основном на макаренковских работах
30-х годов, подвергнутых к тому же определенному
отбору. Макаренковские произведения
20-х годов игнорировались как нечто "незрелое".
Позднее их публикация была значительно
расширена, как и публикация многочисленных
документальных материалов колонии им.Горького
и коммуны им.Дзержинского. Они позволили
составить более полное и точное представление
о процессе развития практики воспитания
в них, о генезисе макаренковских идей
и опыта. Но работа в этом направлении
предстоит еще очень большая.
Доказательство
объективной значимости идеи или
теории достигается также путем
сличения их с объеНтом тысли в
процессе праНтичеchoro овладения предметом
или изменения действительности
в соответствии с идеей или
теорией.
В этом смысле можно
рассматривать и критерий истинности,
выдвигаемый прагматизмом: то или иное
положение считается истинным, если его
принятие обеспечивает успех в жизни.
Вопрос только в том, что пониФ мать под
успехом в жизни. Если А.С.Макаренко, выдвигая
свои положения, видел их реализацию на
практике, то есть самореализацию воспитанников
в нравственно-ценном для личности и общества
направлении, то это и было для него успехом
в жизни и, таким образом, этот успех и
доказывал объективную значимость его
идей. Практика, конечно, остается одним
из важнейших критериев объективации
любого исследования, тем более педагогического.
Применение педагогических
идей А.С.Макаренко в воспитательной
практике требует особого рассмотрения.
Сложность и глубина макарен*^
ковской системы не позволяет применить
к ней формальные критерии воспроизведения.
Когда речь идет об опыте такого масштаба
мы должны руководствоваться установкой
К.Д.Ушинского о том, что передается мысль,
выведенная из опыта, но не сам опыт.
Среди последователей
А.С.Макаренко следует прежде всего
назвать таких известных педагогов, как
Т.Е.Конникова (воспитание в коллективе),
И.П.Иванов (методика коллективных творческих
дел), Ф.Ф.Брюховецкий (самоуправление
в коллективе), Э.Г.Костяшкин (соединение
обучения с трудом).
Особое значение
имеет опыт В.А.Сухомлинского, которого,
начиная с 60-х годов и до сих пор, часто
противопоставляют А.С.Макаренко. Основание
для этого дал сам В.А.Сухомлинский, который,
говоря о своем преклонении перед Макаренко,
тем не менее высказывался против его
некоторых положений.
Изучив опыт
и труды В.А.Сухомлинского, можно
с уверенностью утверждать, что он
был действительно
Актуальнейшее
требование В.А.Сухомлинского отказаться
от апологетики и "иконизации"
А.С.Макаренко, подойти к его наследию
критически и творчески, стать на
путь развития его идей — фактически
вело большей частью к простому отказу
от них, к новым искажениям. Уродливые
макаренковедческие стереотипы не отрицались,
они еще более закреплялись.
Влияла общая
ситуация: в педагогике не было ни малейшего
сомнения в том, что труды и
опыт А.С.Макаренко хорошо изучены и
поняты правильно. Считалось, что вопрос
заключается только в творческом использовании
известного. При таком положении дел "творческое
развитие" получало не наследие А.С.Макаренко,
а что-то другое, подчас диаметрально противоположное.
Цитаты из него использовались преимущественно
для подкрепления взглядов различных
авторов, тех или иных педагогических
направлений. Практики-педагоги применяли
методы и идеи Макаренко, не понимая всей
сущности и тонкости тех или иных его принципов
и приемов, и при этом использовали цитаты
Макаренко, вырванные из контекста и не
отражающие действительного хода мыслей.
Поверхностное восприятие и шаблонное
копирование приводили к вырождению, выхолащиванию
истинной сути макаренковских идей. Именно
против этого и выступал В.А.Сухомлинский.
Во-вторых, В.А.Сухомлинский
справедливо отмечал, что своей
практикой А.С.Макаренко часто
сам себе противоречил.
Почву для усмотрения
кажущихся противоречий дает сама уникальная
специфика макаренковской педагогики.
Она представляет собой целостность,
но не суммативную, а органическую, которая
есть единство противоположностей, дополняющих
друг друга.
Эти противоположности
и могут выступать в качестве
антагонистических противоречий (хотя
таковыми они не являются) при поверхностном
анализе макаренковского наследия.
Сравнивая опыт
Макаренко и Сухомлинского, прежде
всего надо сказать об их понимании
коллектива. Казалось бы, Сухомлинский
неоднократно заявляет о несогласии
с Макаренко в ряде вопросов, но
на самом деле, он углубляет, объясняет
макаренковские идеи.
И Сухомлинский
пишет, например, что основой коллектива
Макаренко считает
Известно высказывание
Сухомлинского о том, что обсуждение
проступков детей в коллективе является
педагогической ошибкой Макаренко.
По мнению Сухомлинского,
ни при каких обстоятельствах
не должно быть подобных обсуждений. Сухомлинский
был прав, говоря о плохих последствиях
обсуждения для личности при массовом,
безграмотном его применении, которое
действительно существовало в наших школах
(разумеется, были и тонкие, талантливые
воспитатели). Он в сущности выступал не
против идеи Макаренко, а против ее вульгаризации,
которая имела место в то время. У Макаренко
обсуждения проступков велись в коллективе,
находящемся на высоком уровне развития,
когда существовали действительно гуманистические
отношения, и обсуждение имело целью не
унизить человека, а реально помочь ему
в нравственном становлении.
Причем Макаренко
прекрасно знал, когда и какого воспитанника
можно обсуждать, а когда ни в коем случае
нельзя "выводить" человека на "середину".
Он был исНлючительным мвстером индивидуального
подхода.
Но самое главное
— ценность этих обсуждений Макаренко
видел во внутренних переживаниях членов
коллектива по поводу тех или иных поступков.
Внутренний диалог, который ведет с собой
и другими каждый участник обсуждения
— это то поле нравственного становления
личности, без которого, например, экзистенциалисты
не представляют развития человека. Только
через ситуации собственного выбора, полагают
они, человек становится личностью.
Расхождения между
А.С.Макаренко и В.А.
Макаренко также
указывал, что, если в начале развития
коллектива вы можете угрожать наказаниями,
то в развитом коллективе этого допускать
нельзя. Главным в его практике
были не наказания, а создание общего
тона, стиля коллектива, при котором
необходимость в наказаниях резко уменьшается:
"... нашей целью, как и целью всего общества,
является такая организация влияния, когда
наказание станет излишним" [74,28].
В основе всей системы
воспитания у Макаренко лежит
доверие к ребенку, подход к нему
с оптимистической гипотезой. Сухомлинский
развернул этот тезис в его психологическом
звучании. Обязательным условием воспитания
он считал веру педагога в человека и пробуждение
у ребенка желания стать лучше.
Безусловно едины
Макаренко и Сухомлинский в воспитании
гражданственности, активной позиции
у своих воспитанников. Заботы и переживание
о судьбах людей не только близких, но
и далеких, борьба с различными нарушениями
нравственных, общественных норм — все
это было в опыте работы обоих замечательных
педагогов.
Следует сказать
еще об эмоциональном воспитании,
опоре на чувства в развитии личности,
что было характерно и для Макаренко,
и для Сухомлинского. Большую
роль при этом они отводили красоте
во всех ее проявлениях.
Сухомлинский
пишет, что одной из главных педагогических
задач он считает воспитание умения у
детей чувствовать другого человека, понять,
что у него — горе или радость. Он специально
развивал эмпатию у своих воспитанников
с помощью различных средств, среди которых
красота была одним из главных (уголки
красоты, комната сказок и др.) Макаренко
стремился все в воспитании строить по
"законам красоты". Его творческие
поиски соответствуют современным поискам
психологов в области эмоционально-эстетической
и внешней привлекательности, аттракции.
Макаренжовская педагогическая эмпатия
— это сплав ис13 креннеи горячей эмоции,
трезвого сурового разума, сливающихся
в целеустремленных и профессиональных
действиях и поступках. Симпатия человека
к человеку (аттракция) в его понимании
определяется гражданской позицией человека,
его общей культурой.
Гости колонии
и коммуны отмечали, как внимательно,
заботливо и уважительно
Из тех даже
немногих сравнений Макаренко и
Сухомлинского, которые мы привели,
можно утверждать, что Сухомлинский
был продолжателем гуманистических
педагогических идей Макаренко: работа
с коллективом и личностью, сущность нравственного
воспитания, развитие гражданственности,
развитие эмпатии, гуманизация воспитания
через развитие внутренних эмоционально-мотивационных
механизмов и т.д.
Сегодня идеи А.С.Макаренко
претворяются в педагогической практике
ряда щкол. Можно назвать наиболее
известные имена
Подходы, принципы,
технологии А.С.Макаренко с успехом
применяются не только в работе школ,
но и исправительных учреждениях, в
педагогических институтах и училищах
при подготовке студентов [72, разд.3,110-164;
73, разд.ХУ, 135-162; 133, разд.З, 88-132]. Опыт использования
идей А.С.Макаренко есть и за рубежом: во
Франции, Германии, Дании, не говоря уже
о странах бывшего социалистического
лагеря [56; 182; 250].
В педагогической
науке в последние 15-20 лет продолжается
активное изучение общих и специальных
вопросов макаренковского наследия: методология
и основы педагогической системы А.С.Макаренко
— Л.Ю.Гордин, Б.Т.Лихачев, В.Д.Семенов,
А.А.Фролов, Н.Д.Ярмаченко; воспитание в
коллективе и методика педагогического
воздействия — М.Д.Виноградова, Л.Ю.Гордин,
В.М.Коротов, В.В.Кумарин, Н.Т.Царева; идеи
А.С.Макаренко в подготовке будущих учителей
— О.А.Абдуллина, В.И.Бобрицкая, А.Н.Бойко,
И.А.Зязюн, Л.В.Крамущенко, Ю.Л.Львова, Э.Ш.Натанзон,
Л.В.Образцова, В.А.Сластенин, Н.Н.Тарасевич;
вопросы г психологии в наследии А.С.Макаренко
— Г.В.Дьяконов, В.Ф.Моргун, И.В.Филин; историко-биографический
аспект — П.Г.Лысенко, С.Невская, Н.Н.Окса,
А.А.Фролов, Н.Д.Ярмаченко; самоуправление
и дисциплина в опыте А.С.Макаренко — Л.Ю.Гордин,
Т.С.Князева, В.М.Коротов, А.Г.Холодюк; воспитание
в семье — В.Г.Бочарова, Н.И.Монахов, И.В.Филин;
применение и пропаганда идей А.С.Макаренко
— Р.М.Бескина, Г.М.Кубраков, П.Г.Лысенко,
В.М.Опалихин, Л.Ф.Пашко, Н.С.Пашко; идеи
трудового воспитания — Л.Ю.Гордин, Я.Батышев,
В.А.Поварницына; идеи А.С.Макаренко в работе
с правонарушителями — М.П.Стурова, В.В.Супруненко,
Ю.И.Чапала, П.Н.Фенченко, В.А.Ширяев.