Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:15, реферат
Особое место в приобщении к народной культуре отводится дошкольному периоду в жизни человека. Семейная жизнь связана с народным творчеством и исторической памятью в любых ее формах и проявлениях. Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, содействует сотворчеству детей и взрослых.
Формирование
у детей интереса
к старшему поколению
через приобщение
к народной культуре.
Особое место
в приобщении к народной культуре
отводится дошкольному периоду
в жизни человека. Семейная жизнь
связана с народным творчеством
и исторической памятью в любых
ее формах и проявлениях. Семейная культура
формирует духовную жизнь ребенка, закладывает
основу интеллектуального и эмоционального
развития, содействует сотворчеству детей
и взрослых. Детям, начиная с раннего возраста,
нужно показывать на живых примерах, что
они наследники великих людей, великой
страны и великой культуры.
Поэтому в
нашем детском саду мы
Наша цель
- ориентировать родительскую
В своей работе поставили задачи:
Позитивно изменить отношение детей к старшему поколению семьи, пробудив у них интерес к бабушкам и дедушкам, их знаниям, их жизненному опыту.
Приобщать детей к культурно-историческим традициям (народным сказкам, рукоделию, отечественному героическому эпосу, истории святых и достопримечательных мест родного края).
Содействовать
организации совместной детско –
родительской деятельности: жизни семей
в ритме народных праздников, подготовке
и проведению домашних праздников,
связанных с народными традициями.
Осуществление
этих задач мы начали с младшей
группы. В течение года мы работали
по проекту "Моя семья", что
позволило нам лучше узнать наших
воспитанников, проникнуть во внутренний
мир каждого ребенка и установить
тесный контакт с родителями и другими
членами семьи.
Знакомство
с жизнью каждой семьи начали
с бесед с родителями и
Из анализа
результатов анкетирования
Мы считаем,
что семейные реликвии, сказки, песни,
поговорки и пословицы,
Народная
мудрость гласит: "Без корня
и полынь не растёт». Поэтому
одним из эффективных средств
формирования положительного
Чтобы ближе
познакомиться с бабушками и дедушками,
организовали в группе с детьми вечер
встречи внучат и их старших дузей. На
этой встрече наши гости рассказывали
о себе, как они раньше жили. Затаив дыханье,
дети слушали рассказы бабушек и дедушек
об интересных эпизодах из своей жизни,
о совместных увлечениях. Многие из них
уже на заслуженном отдыхе и за добросовестный
труд награждены памятными грамотами
и носят почётные звания. Дети очень гордятся
ими. А какие увлечения и занятия есть
у наших старших друзей - это дети увидели
на выставке "Руками наших бабушек",
организованной в группе. Оказалось, бабушки
- большие мастерицы: они шьют, вышивают,
вяжут, вкусно готовят. Дедушки рассказали
нам тоже много интересного: ходят на рыбалку,
ремонтируют машины, мебель, словом, на
все руки мастера.
На занятиях
и беседах с детьми мы
Чтобы установить
связь между поколениями в
семье, дали детям задание:
узнать у родителей, бабушек
и дедушек, в какие игры они
любили играть в детстве,
Так, дети
узнали, что в детстве наши
бабушки играли в куклы,
Одна из
бабушек показала детям, как
можно изготовить такую куклу. Мы видели,
как увлекает сам процесс "рождения"
куклы, а участие ребёнка в её создании
и игра с ней позволяют развивать у него
творческие начала, воображение, фантазию
и, в то же время, узнавать о традициях
и культуре своего народа. Мы считаем,
что детей и их родителей необходимо знакомить
с народной игрушкой, использовать её
в игровой деятельности ребёнка, разыгрывать
с детьми сказки, учить их на занятиях
делать игрушку самостоятельно, рассказывать
им о её истории.
Русские народные
игры всегда привлекают внимание современных
детей. Из рассказов своих бабушек и дедушек
дети узнали, что любимыми играми у них
в детстве были такие игры как "Прятки",
"Летят - не летят", "Салки", "Жмурки".
Заключающийся в них огромный потенциал
для физического развития побуждает нас
вводить эти народные игры в программу
организации двигательной активности
детей.
В повседневной
жизни в работе с детьми
мы постоянно обращаемся к
истокам русской народной
Очень интересно,
оживлённо прошли занятия с
участием бабушек по
В целях
воспитания уважительного
В детском
саду подобрали художественную литературу,
диафильмы, видеофильмы, затрагивающую
тематику отношений к людям пожилого возраста,
из чего дети учатся нормам поведения
в общении со старшими, умению поступать
тактично, деликатно в разных проблемных
ситуациях по оказанию помощи бабушкам
и дедушкам.
Так, например, детей познакомили с такими произведениями как Барто А.Л. "Твои стихи", "Было у бабушки сорок внучат", "Две бабушки", Благининой Е.А. "Бабушка - забота", стихи "Наш дедушка", Воронковой "Бабушкины дела", Осеевой "Печенье", "Волшебное слово", "Просто старушка".
Наши воспитанники,
вместе с родителями и
Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить своими родственными отношениями, что надо помогать друг другу, помнить о них, не забывать вовремя поздравлять своих близких с днём рождения, с праздниками.
Опираясь
на помощь и поддержку
Содержание
книги пополняется педагогами
и членами семей. Время от
времени мы рассматриваем эту
книгу, обсуждаем смысл
Эффективным
средством активизации
Традиционно
у нас эти посиделки проходят
в "Русской избе" нашего детского
сада, в создании которого активно
участвовали все семьи, где интересно
детям всё: увидеть в действии прялку,
покачать в зыбке куклу, самим растолочь
в ступе зерно. Старшее поколение с большим
удовольствием передаёт свои умения в
области народного и фольклорного искусства
молодёжи. В исполнении бабушек звучат
народные песни и игры, мамы инсценируют
народные сказки, дети разгадывают загадки
о старинных вещах.
Постепенно
наши посиделки стали решать
и другие задачи, например, обучать
детей рукоделию. Бабушки
В дальнейшем
мы планируем организовать на базе
нашего детского сада кружок "Очумелые
ручки" для детей и взрослых, в котором
будут регулярно проводиться конкурсы
творческих работ между семьями.
Началом этой
идеи стала акция "Поможем
тем, кто рядом" - помощь отцов
и дедушек в изготовлении
На День
защитников Отечества дети
Встречи с
бабушками и дедушками, досуги,
праздники, традиционны в
Эту встречу
с бабушками ждали
На празднике,
кроме выступлений детей, наши
бабушки участвовали в конкурсах песен
"Угадай мелодию", пословиц и поговорок,
"Одень малыша", "Успокой малыша",
"Угадай внучку". А зажигательные
танцы "Барыня" и "Гопак" в исполнении
наших бабушек никого в зале не оставили
равнодушными.
Закончился наш вечер за дружным столом - за сладким чаепитием, где наши бабушки продемонстрировали свои таланты по кулинарному искусству.
В конце
вечера дети подарили своим
гостям памятные сувениры, изготовленные
своими руками. В память о нашей
встрече все вместе
Мы увидели
искрящиеся глаза и улыбку
на лицах наших гостей - значит
час, проведённый вместе, прибавил
им хоть немного жизненной
силы, радости и удовольствия
и мы с детьми уверены, что
трудились не зря.
Мы считаем,
что проведённая работа дала
положительные результаты. Привлекая
мудрых бабушек и дедушек в
помощь молодым родителям, мы
увидели, как окрепла связь
поколений в семье, вырос