Формирование у детей интереса к старшему поколению через приобщение к народной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:15, реферат

Краткое описание

Особое место в приобщении к народной культуре отводится дошкольному периоду в жизни человека. Семейная жизнь связана с народным творчеством и исторической памятью в любых ее формах и проявлениях. Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, содействует сотворчеству детей и взрослых.

Файлы: 1 файл

Формирование у детей интереса к старшему поколению через приобщение к народной культуре..doc

— 35.00 Кб (Скачать)

Формирование  у детей интереса к старшему поколению  через приобщение к народной культуре. 

Особое место  в приобщении к народной культуре отводится дошкольному периоду  в жизни человека. Семейная жизнь  связана с народным творчеством  и исторической памятью в любых ее формах и проявлениях. Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, содействует сотворчеству детей и взрослых. Детям, начиная с раннего возраста, нужно показывать на живых примерах, что они наследники великих людей, великой страны и великой культуры. 

 Поэтому в  нашем детском саду мы приобщаем  современных детей к пластам  народной культуры и, в частности,  к семейной обрядовой культуре. Мы считаем, что в опыте наших  отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

 Наша цель - ориентировать родительскую педагогическую  позицию на понимание ценности  воспитания в детях качеств,  способствующих гармонизации отношений  детей со старшим поколением семьи (бабушками и дедушками). 

В своей работе поставили задачи:

Позитивно изменить отношение детей к старшему поколению  семьи, пробудив у них интерес  к бабушкам и дедушкам, их знаниям, их жизненному опыту.

Приобщать детей  к культурно-историческим традициям (народным сказкам, рукоделию, отечественному героическому эпосу, истории святых и достопримечательных мест родного края).

Содействовать организации совместной детско –  родительской деятельности: жизни семей  в ритме народных праздников, подготовке и проведению домашних праздников, связанных с народными традициями. 

Осуществление этих задач мы начали с младшей  группы. В течение года мы работали по проекту "Моя семья", что  позволило нам лучше узнать наших  воспитанников, проникнуть во внутренний мир каждого ребенка и установить тесный контакт с родителями и другими членами семьи. 

 Знакомство  с жизнью каждой семьи начали  с бесед с родителями и анкетирования.  Мы узнали об условиях семейного  воспитания, об увлечениях ребенка  и его ближайшем окружении,  о методах воспитания, используемых родителями, о роли бабушек и дедушек в воспитании детей. 

 Из анализа  результатов анкетирования стало  ясно, что родители недооценивают  воспитательное влияние бабушек  и дедушек на детей, не придают  особого значения воспитанию  на культурно-исторических традициях. А ведь именно с бабушек и дедушек начинается приобщение детей к истории семьи, к истории страны, уважение, любовь и взаимопонимание друг друга. 

 Мы считаем,  что семейные реликвии, сказки, песни,  поговорки и пословицы, загадки, игры и игрушки из детства бабушки и дедушки - это источники исторических знаний, через которые ребенок познает окружающий мир. 

 Народная  мудрость гласит: "Без корня  и полынь не растёт». Поэтому  одним из эффективных средств  формирования положительного отношения к дедушкам и бабушкам являются знакомство с семейным фотоальбомом, составление в старших группах родословной "Древо моей семьи". Во время поиска своих "корней" дети, родители, бабушки и дедушки стали духовно ближе друг к другу.

 

 Чтобы ближе  познакомиться с бабушками и дедушками, организовали в группе с детьми вечер встречи внучат и их старших дузей. На этой встрече наши гости рассказывали о себе, как они раньше жили. Затаив дыханье, дети слушали рассказы бабушек и дедушек об интересных эпизодах из своей жизни, о совместных увлечениях. Многие из них уже на заслуженном отдыхе и за добросовестный труд награждены памятными грамотами и носят почётные звания. Дети очень гордятся ими. А какие увлечения и занятия есть у наших старших друзей - это дети увидели на выставке "Руками наших бабушек", организованной в группе. Оказалось, бабушки - большие мастерицы: они шьют, вышивают, вяжут, вкусно готовят. Дедушки рассказали нам тоже много интересного: ходят на рыбалку, ремонтируют машины, мебель, словом, на все руки мастера. 

 На занятиях  и беседах с детьми мы обогащаем  знания детей о представителях  старшего поколения. Так, например, на занятиях: "Сколько "я"  в слове "семья", "Ветви  и корни", "Сундук старой  бабушки" - дети познакомились  с биографией близких, историей семьи, родословной, учились бережному отношению к семейным реликвиям. 

 Чтобы установить  связь между поколениями в  семье, дали детям задание:  узнать у родителей, бабушек  и дедушек, в какие игры они  любили играть в детстве, какими  пользовались считалками, игрушками. 
 

 Так, дети  узнали, что в детстве наши  бабушки играли в куклы, сделанные  из тряпок своими руками. "Простоватые"  на первый взгляд, они были  очень разнообразны по форме  и декоративному исполнению. 

 Одна из  бабушек показала детям, как  можно изготовить такую куклу. Мы видели, как увлекает сам процесс "рождения" куклы, а участие ребёнка в её создании и игра с ней позволяют развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и, в то же время, узнавать о традициях и культуре своего народа. Мы считаем, что детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать её в игровой деятельности ребёнка, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им о её истории. 

 Русские народные игры всегда привлекают внимание современных детей. Из рассказов своих бабушек и дедушек дети узнали, что любимыми играми у них в детстве были такие игры как "Прятки", "Летят - не летят", "Салки", "Жмурки". Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития побуждает нас вводить эти народные игры в программу организации двигательной активности детей. 

 В повседневной  жизни в работе с детьми  мы постоянно обращаемся к  истокам русской народной культуры  и, в первую очередь, к фольклору.  Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

 Очень интересно,  оживлённо прошли занятия с  участием бабушек по знакомству  с русскими народными загадками  о домашних животных "У бабушки в деревне" и узнавание сказок по отдельным фразам из них "Узнай бабушкину сказку". 

 В целях  воспитания уважительного отношения,  чувства сострадания и любви  к пожилым людям в повседневных  играх "Моя семья" используем  разные игровые ситуации. Такие  сюжеты как: "Бабушка заболела", "Я помогаю бабушке" или речевые игры: "Вот какая бабушка", "Комплименты", "Оцени поступок", "Скажи - по другому" учат детей выражать доброе отношение к старшим, находить нужное слово, проявлять заботу о них.

 В детском  саду подобрали художественную литературу, диафильмы, видеофильмы, затрагивающую тематику отношений к людям пожилого возраста, из чего дети учатся нормам поведения в общении со старшими, умению поступать тактично, деликатно в разных проблемных ситуациях по оказанию помощи бабушкам и дедушкам. 

 Так, например, детей познакомили с такими  произведениями как Барто А.Л. "Твои стихи", "Было у бабушки  сорок внучат", "Две бабушки", Благининой Е.А. "Бабушка - забота", стихи "Наш дедушка", Воронковой "Бабушкины дела", Осеевой "Печенье", "Волшебное слово", "Просто старушка".

 Наши воспитанники, вместе с родителями и старшими  членами семьи составили свою  родословную, нарисовали генеалогическое  древо, сочинили свои фамильные  гербы и девизы. На них отобразили  свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение. Найти подходящий девиз к гербам помогли пословицы: "Век живи - век учись", "Терпенье и труд - всё перетрут" и др. 

 Итак, положив  начало семейной летописи, восстановив,  насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить своими родственными отношениями, что надо помогать друг другу, помнить о них, не забывать вовремя поздравлять своих близких с днём рождения, с праздниками.

 Опираясь  на помощь и поддержку родителей,  бабушек и дедушек, мы создали  в детском саду "Книгу народной  мудрости", в которую записываем  произведения фольклора, изречения  известных писателей и философов, имеющие значение в работе с детьми и их семьями по формированию уважительного отношения к людям старшего поколения. 

 Содержание  книги пополняется педагогами  и членами семей. Время от  времени мы рассматриваем эту  книгу, обсуждаем смысл пословиц, поговорок, изречений, побуждаем использовать их в речи. 

 Эффективным  средством активизации старшего  поколения как воспитателей, их  педагогического просвещения является  использование национальных традиций. Так называемые "Посиделки" - один  из старейших обычаев: собираются все - и стар, и млад, занимаются рукоделием, поют песни, рассказывают сказки, перебрасываются прибаутками, народными поговорками. 

 Традиционно  у нас эти посиделки проходят  в "Русской избе" нашего детского  сада, в создании которого активно участвовали все семьи, где интересно детям всё: увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Старшее поколение с большим удовольствием передаёт свои умения в области народного и фольклорного искусства молодёжи. В исполнении бабушек звучат народные песни и игры, мамы инсценируют народные сказки, дети разгадывают загадки о старинных вещах. 

 Постепенно  наши посиделки стали решать  и другие задачи, например, обучать  детей рукоделию. Бабушки вместе  с воспитателями учат детей вязать, вышивать. Труд детей перемеживается пением, прослушиванием магнитофонных записей народной музыки. Посиделки стали любимой формой проведения досуга с детьми, одновременно способствуя их трудовому воспитанию. 

 В дальнейшем  мы планируем организовать на базе нашего детского сада кружок "Очумелые ручки" для детей и взрослых, в котором будут регулярно проводиться конкурсы творческих работ между семьями. 

 Началом этой  идеи стала акция "Поможем  тем, кто рядом" - помощь отцов  и дедушек в изготовлении кормушек и скворечников для птиц. Какие скворечники смастерили они! 

 На День  защитников Отечества дети всегда  приглашают своих отцов и дедушек.  Перед праздником дети и мы  с помощью родителей оформляем  фотовыставку с фотографиями  из семейного альбома. Сколько радости и гордости в глазах у ребёнка, когда он стоит возле стенда и рассказывает о дорогих ему людях. 

 Встречи с  бабушками и дедушками, досуги, праздники, традиционны в нашем  детском саду. Вот и мы с  нашими детьми и бабушками  решили провести вечер-конкурс "А ну-ка, бабушки". Проведению конкурса предшествовала большая работа. Дети подготовительной группы с большой охотой нарисовали пригласительные открытки для гостей, мастерили сувениры, поделки, учили стихи и песни, посвящённые бабушкам, разучивали танцы. Красиво оформили зал, выпустили поздравительные плакаты, стенгазету с фотографиями бабушек и внучек, оформили выставку детских рисунков "Бабушки глазами детей". 

 Эту встречу  с бабушками ждали представители  всех поколений семьи и охотно  принимали участие. Конкурс прошёл на большом эмоциональном подъёме. Каждый момент этого праздника воспитывал не только детей, но и взрослых, заставляя вспомнить прошлое, пересмотреть настоящее, задуматься о будущем. 

 На празднике,  кроме выступлений детей, наши  бабушки участвовали в конкурсах песен "Угадай мелодию", пословиц и поговорок, "Одень малыша", "Успокой малыша", "Угадай внучку". А зажигательные танцы "Барыня" и "Гопак" в исполнении наших бабушек никого в зале не оставили равнодушными. 

 Закончился  наш вечер за дружным столом - за сладким чаепитием, где наши бабушки продемонстрировали свои таланты по кулинарному искусству.

 В конце  вечера дети подарили своим  гостям памятные сувениры, изготовленные  своими руками. В память о нашей  встрече все вместе фотографировались, пополнили наш альбом ещё одной знаменательной фотографией. 

 Мы увидели  искрящиеся глаза и улыбку  на лицах наших гостей - значит  час, проведённый вместе, прибавил  им хоть немного жизненной  силы, радости и удовольствия  и мы с детьми уверены, что  трудились не зря. 

 Мы считаем,  что проведённая работа дала  положительные результаты. Привлекая  мудрых бабушек и дедушек в  помощь молодым родителям, мы  увидели, как окрепла связь  поколений в семье, вырос интерес  к представителям старшего поколения,  к их знаниям, жизненному опыту. Дети научились с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. И теперь бабушки и дедушки не зрители и наблюдатели в детском саду, а активные участники жизни детского сада.

Информация о работе Формирование у детей интереса к старшему поколению через приобщение к народной культуре