Формирование социальных умений у школьников при изучении элективного курса "Столовый этикет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит и наш успех и отношения окружающих к нам. По тому, как человек ведет себя за столом, что какими приборами ест, когда и что говорит, всегда можно определить степень его воспитанности. Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. С помощью этикета можно научиться, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, как сервировать стол и многое другое. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом и многое другое.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах и т.д. Особое место занимает столовый этикет, в котором сложились многовековые тенденции поведения за столом. К сожалению, большинство школьников путаются в столовых приборах умея пользоваться только ложкой и теряются в многообразии приборов на правильно сервированном столе. При этом в школе не учат этикету. Все вышесказанное говорит об актуальности моей темы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 7
1.1. Этикет как социокультурное явление 7
1.2. Условия успешности формирования умений 15
1.3. Умения, формируемые при изучении курса «Столовый этикет 25
1.4. Приемы воспитательной работы учителя по формированию умений у школьников при изучении элективного курса «Столовый этикет» 31
1. 5. Элективный курс «Столовый этикет». 41
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 46
2.1. Проектировочная деятельность учителя при изучении элективного курса «Столовый этикет» 46
2.2 Средний школьный возраст как наиболее благоприятный период формирования культуры столового этикета 46
2.2. Деятельность учителя при проведении занятий элективного курса «Столовый этикет» 50
Глава 3. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 56
Заключение 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 67
Приложение 1 71
Приложение 3 121

Файлы: 1 файл

диплом поспелова bnju.doc

— 689.50 Кб (Скачать)

 

Значительно изменились качественные характеристики овладения учащимися  умениями и знаниями столового этикета. Школьники  стали  уверенно и самостоятельно  сервировать стол, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями.

Более высокая успешность овладения школьниками экспериментальных групп социальным умением вести себя за столом явилась следствием систематического, целенаправленного педагогического воздействия; дифференцированного подхода к каждому ребенку, корригирующего воздействия на учащихся  с низким уровнем сформированности данного умения, организации предметно-развивающей среды.

Данные обследования сформированности у школьников социального умения одеваться в соответствии с ситуацией показали рост высокого уровня сформированности у школьников данного умения как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Рост произошел по показателям: умение одеваться в соответствии с ситуацией; умение следить за чистотой и опрятностью своей одежды. В экспериментальной группе произошли положительные изменения по всем трем показателям.

Таким образом, сравнительный анализ результатов в контрольных и экспериментальных группах по результатам диагностического обследования проведенного на констатирующем и итоговом этапах эксперимента, показал, что в экспериментальных группах наблюдается стойкая динамика улучшения сформированности социального умения вести себя в общественных местах, тогда как в контрольных группах результаты сформированности данного социального умения не претерпели значительных изменений.

Полученные нами экспериментальные данные выявили следующее: в процессе эксперимента произошло изменение уровней сформированности социальных умений у школьников в контрольных и экспериментальных группах. В экспериментальных группах это выражено ярче; по всем показателям значительно вырос высокий уровень сформированности социальных умений у школьников в экспериментальных группах; в этих группах в результате формирующего эксперимента показатели низкого уровня сформированности социальных умений снижены; выросла общая значимость социальных умений для дошкольников, повысилась общая воспитанность детей, способствующая социализации личности школьников, успешному пониманию ими социальной роли; повысился уровень информированности о нормах этикета.

Таким образом, анализ результатов опытно - экспериментальной работы дает нам основание сделать вывод об эффективности формирования социальных умений школьников средствами этикета. Данный вывод основывается на теоретическом анализе качественных показателей сформированности социальных умений школьников; на использовании модели формирования социальных умений школьников средствами этикета, которая реализуется при соблюдении общих и частных педагогических условий; на экспериментальной проверке полученных данных.

3.4. Основные выводы

1. Обосновано, что методологической основой решения проблемы формирования социальных умений школьников средствами этикета являются антропологический, средовый и деятельностный подходы.

2. Обоснованы критерии и показатели сформированности социальных умений школьников средствами этикета. Определение уровней сформированности социальных умений школьников следует осуществлять по критериям: поведенческому и коммуникативному. Каждому из этих критериев соответствуют определенные  показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированности социальных умений школьников.

3. Установлено, что реализация стратегии деятельности педагога по формированию социальных умений школьников средствами этикета предполагает создание модели, отражающей логику данного процесса, где каждый этап представляет собой относительно самостоятельные звенья процесса ориентации школьников на приобретение опыта. Последовательность перехода от  одного этапа к другому обеспечивает преемственность между ними, обусловливает «вектор» движения школьников к овладению социальными умениями в области столового этикета.

4. Доказано, что соблюдение общих и частных педагогических условий способствует формированию социальных умений школьников средствами этикета. К группе общих условий относятся условия, которые оказывают влияние на целостный процесс и могут быть использованы в любой другой системе: методологическое обеспечение, выраженное в использовании научных методов исследования, позволяющих дать объективные сведения о значении формирования социальных умений школьников; организационно-управленческое обеспечение, способствующее решению комплекса задач организации процесса воспитания дошкольников; кадровое обеспечение процесса воспитания; материальное обеспечение, направленное на создание условий для организации и проведения занятий. На группе общих условий базируются частные условия формирования социальных умений школьников средствами этикета: разработка методического сопровождения процесса формирования социальных умений ребенка средствами этикета, создание необходимой предметно развивающей среды, на основе программы элективного курса «Столовый этикет».

 

 


Заключение

 

Из анализа психолого- педагогической литературы было определено,

Что социальные умения это общие умения применяемые в повседневной жизни в различных социальных ситуациях.

 

Из исследования педагогов (В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин) и психологов (Э.П.Козлова, А.Т. Тишенко) позволяют условно выделить пять уровней развития умений:

–                                             0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).

–                                             1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

–                                             2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

–                                             3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

–                                             4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).

 

Определено что в зависимости от области применения умения могут быть общие (общеучебные и социальные) и специальные.

Во второй главе была разработана методика деятельности учителя при организации элективного курса «Столовый этикет» для учащихся 6 класса.

Опытно- поисковая работа проводилась в три этапа:

1) Констатирующий

2) Обучающе- формирующий

3) Контрольно оценочный

         На первом этапе  была проанализирована программная документация и выявлен практический уровень умений и навыков учащихся в процессе выполнения самостоятельных работ, также были определены уровни активности самостоятельной работы  учащихся.

На обучающе- формирующем этапе нами были проведены занятия по изучению столового этикета.

        На  контрольно оценочном этапе были проведены сравнения полученных показателей констатирующего и формирующего этапов, которые позволили нам сделать выводы о том, что гипотеза исследования: Гипотеза: если в учебный процесс в 6-ом классе включить элективный курс «Столовый этикет» занятия, которого будут учитывать психологические особенности школьников, на уроках будет осуществлять систематический контроль за уровнем сформированности умений и будут использоваться специальные упражнения,  то нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе, касающиеся данного раздела, будут более успешно формироваться, а культура школьников повысится, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.      «Кулинария. Дело вкуса» - кулинарная мультимедийная энциклопедия: РУССОБИТ- М, 2000

2.      Психолого-педагогические проблемы   нравственного  воспитания   школьников. /- М.: Просвещение, 1981.-246с.

3.      Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. -164с.              

4.      Апресян Р.Г. Общие проблемы педагогической деятельности/ Р.Г. Апресян– М.:Просвешение, 2001. – 98 с.

5.      Аристотель. Сочинения в 4-х томах/ Аристотель. -М: 1984 , т.4.

6.      Архангельский Н.В. Нравственное воспитание./ Н.В.  Архангельский - М.: Просвещение, 1979.-148с. 

7.      АхвердовА.А.,  Ахвердова В.Я., Хазанов В,Е. Технология. Хрестоматийный сборник. Пособие для учителей технологии 5-11 классов общеобразовательной школы. Часть 3.

8.      Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988. -186с.

9.      Бардин К.В., Материалистическая диалектика - философская основа системных исследований//Системные исследования: методологические проблемы.- М.: Наука, 1980. -384с

10. Беспалько В.П. Персонифицированное образование / В.П. Беспалько.- Педагогика. - 1998. – с230

11. Богатая Л.М. Книга о вкусной и здоровой пище. / Л.М. Богатая– М: ВО, АГРОПРОМИЗДАТ, 1988.-430с.

12. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии./ Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1975.

13. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников./ Н.И.Болдырев - М.: Просвещение, 1979. -88с.

14. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. / Л.Р. Болотина - М.: Просвещение, 1987.

15. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

16. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991

17. Выготский Л.С. Собрание сочинений./ Л.С. Выготский- М.: 1985,т.2. - 657 c.

18. Гальперин П.Я., Психолого - педагогические аспекты управления процессом усвоения знаний. Психология и управление./ П.Я. Гальперпин.-Л., 1985.-320с.

19. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка/ В.И. Даль - М: 1979, т. 11.

20. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение,1977.

21. Ермакова В.И. Основы кулинарии.: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов средней школы / В.И. Ермакова - М.: Просвещение, 1993г.-252с.

22. Запорожец, А.В. Психология смысла./ А.В. Запорожец, М.: Смысл, 1999. - 487 с.

23. Ильина Т.А. Педагогика школы./ Т.А. Ильина М, 2002г. - с. 182

24. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. / И.А. Каирова - М.: Просвещение, 1979.-128с.

25. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. -  Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.

26. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.

27. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

28. Краткий словарь по философии -М: 1982.

29. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978.

30. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.

31. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.

32. Маслов Л.А. Кулинария. – М: Ж-54 Валовая 28, 1957.

33. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

34. Меджитова Э.Д. Русская кухня. –М: ЗАО Издательство ЭКСМО–Пресс,2000.

35. Морозова Т.В. «Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. Программ.» -Обзор информ.вып. 5 с.3

36. Небесный С.И.  Юным овощеводам. – М: Детская литература, 1998.

37. Ницше .Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

38. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.

39. Покровский А.А.  Книга о вкусной и здоровой пище. – М: ВО, АГРОПРОМИЗДАТ, 1988.

40. Поскребышева Г.И. Салаты и закуски. – М: ОЛМА – Пресс, 2001.

41. Ратманский М.Н. Энциклопедия забытых рецептов. – М: ННН, 1994.

42. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.

43. Российская энциклопедия –- М.: Наука, 1993 -840с.

44. Рубинштейн С.Л. Проблемы теории обучения./ С.Л.Рубинштейн - М.: Педагогика, 1984.- 256с. 

45. Санчук Т.  Наша кухня./ Т. Санчук– ООО, Издательский дом «Толока», 2006.

46. Скурихин И.М. Как правильно питаться./ И.М. Скурихин - М: АГРОПРОМИЗДАТ, 1986.

47. Скурихина И. М. Книга о вкусной и здоровой пище / Скурихина И. М. – М: ВО, АГРОПРОМИЗДАТ, 1992.-345с.

48. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

49. Трофименко В.А., Волгин А.В.  Поговорим об этикете. Старинная кухня. Н.-Новгород, «Куръер», 1993г. ( Репринт 1908).

50. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.     

51. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.

Информация о работе Формирование социальных умений у школьников при изучении элективного курса "Столовый этикет"