Формирование социальных умений у школьников при изучении элективного курса "Столовый этикет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит и наш успех и отношения окружающих к нам. По тому, как человек ведет себя за столом, что какими приборами ест, когда и что говорит, всегда можно определить степень его воспитанности. Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. С помощью этикета можно научиться, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, как сервировать стол и многое другое. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом и многое другое.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах и т.д. Особое место занимает столовый этикет, в котором сложились многовековые тенденции поведения за столом. К сожалению, большинство школьников путаются в столовых приборах умея пользоваться только ложкой и теряются в многообразии приборов на правильно сервированном столе. При этом в школе не учат этикету. Все вышесказанное говорит об актуальности моей темы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 7
1.1. Этикет как социокультурное явление 7
1.2. Условия успешности формирования умений 15
1.3. Умения, формируемые при изучении курса «Столовый этикет 25
1.4. Приемы воспитательной работы учителя по формированию умений у школьников при изучении элективного курса «Столовый этикет» 31
1. 5. Элективный курс «Столовый этикет». 41
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 46
2.1. Проектировочная деятельность учителя при изучении элективного курса «Столовый этикет» 46
2.2 Средний школьный возраст как наиболее благоприятный период формирования культуры столового этикета 46
2.2. Деятельность учителя при проведении занятий элективного курса «Столовый этикет» 50
Глава 3. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 56
Заключение 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 67
Приложение 1 71
Приложение 3 121

Файлы: 1 файл

диплом поспелова bnju.doc

— 689.50 Кб (Скачать)

52. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.

53. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990. 

54. Чаховский И. А. Культура питания. Энциклопедический справочник – Издательство «Белорусская энцыклопедыя», 1992.

55. Этикет. Энциклопедии. М., Айирс-пресс, 1998.

 


Приложение 1

Сценарий урока №2

Тема: Сервировка стола. Правила сервировки стола История, виды и техника сервировки обеденного стола

Класс:6

Время: 90 мин.

Образовательные цели - учащиеся должны усвоить следующие знания:

1. Ознакомить учащихся с сервировкой стола;

2. Рассказать о истории, видах и технике сервировки обеденного стола

Развивающие цели - учащиеся должны развить умения и навыки:

1.                                           Уметь правильно подобрать блюда для обеденного стола

2.                                           Знать технику сервировки обеденного стола и  правила сервировки стола.

3.                                           Воспитательные цели - убедить учащихся в том, что:

1.                  Знание технологии сервировки стола пригодится в будущем;

2. Знание столового этикета жизненно необходимы современному человеку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод проведения урока: эвристическая беседа, комбинированный урок

Оборудование: оборудование школьных мастерских, наглядные пособия.

Литература:

1.                  Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для девочек  6 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.

2.                  Ермакова В.И.Столовый этикет– М., 2000.

3.                  Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Школьная кухня

Ход урока

I.                   Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II.                Сообщение темы и цели урока

Учитель: Итак, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Сервировка стола. Правила сервировки стола История, виды и техника сервировки обеденного стола» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

III. Мотивационный этап

Учитель: Сегодня мы будем заниматься Сервировкой стола. Изучать правила сервировки стола  Узнаем Историю появления этикета, его  виды и изучим технику сервировки обеденного стола.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Начнем?

Учитель: Для начала откройте свои тетрадки и запишите новые термины , итак:

Банкет — торжественный званый обед или ужин.

 

Сервировка стола.

Праздничное застолье... С глубокой древности скрашивает оно жизнь людей - не только богатых, но и бедных, не только на Руси, но и во всем честном мире. Скромная вечеринка в семейном кругу, дружеская пирушка, свадьба и юбилей, званый обед и ужин, банкет, фуршет, церковная трапеза и светский раут, десятки самых различных праздников существуют вовсе не для того, чтобы хорошо выпить, поесть, попеть, поплясать, поговорить, хотя и это немаловажно.

Банкет за столом устраивается чаще всего в связи с большими семейными и другими торжествами. Сервировка стола находится в полной зависимости от меню, порядка и очередности подачи закусок, блюд, вин. Кроме целесообразности, при сервировке нужно учитывать и сочетание цветов и узоров. Если посуда пестрая,, скатерть следует выбрать однотонную. При однотонном столовом сервизе скатерть может быть как однотонной, так и пестрой. Прежде чем застелить стол скатертью, под нее нужно подложить мягкую плотную ткань, чтобы не повре­дить полировку стола.

К завтраку, послеобеденному кофе или чаю,— а можно также и к обеду, к ужину,— стол с красивой поверхностью покрывают маленькими белыми или цветными салфетками. На салфетке должен уместиться прибор, предназначенный для одного человека. Под каждое общее блюдо или чашку также подстилают салфетки. Остальная поверх­ность стола остается непокрытой.

Для торжественного ужина используют обычно скатерть, покрывающую весь стол. Стол выглядит нарядней, если края скатерти свисают сантиметров на двадцать. Ска­терть должна быть в меру подкрахмалена, безукоризненно чиста и тщательно выглажена. Салфетки, того же цвета, что и скатерть, кладут слева, рядом с тарелкой, или же на закусочную тарелку.

Накрывать стол клеенкой не принято. Если сдвинуты два стола, их накрывают двумя одина­ковыми скатертями.

Среди множества столовых приборов (ножей, вилок, ложек, щипчиков, совочков и т. д.) чаще всего используют нож, вилку, суповую, десертную и чайную ложки.

Учитель: Существуют определенные правила накрывания стола.

Прежде всего вся посуда, находящаяся на столе, должна располагаться по прямой линии. Края основных тарелок, а также ножей и вилок доходят до кромки стола или стоят от нее на один-два сантиметра. Весь прибор распо­лагается под рукой; те предметы, которые понадобятся раньше, находятся дальше от тарелки, откуда их удобнее брать. Миски с салатом или компотом (готовые порции) находятся также слева, но дальше от края стола.

Ножи кладут справа от основной тарелки лезвием к ней, вилки — слева, острием вверх, чтобы не испортить скатерть. Рыбный нож кладут справа от ножа для жаркого. Если до рыбы или жаркого подают закуски, то и для них нужны вилка и нож, немного меньшие, чем для жаркого. В соответствии с очередностью подачи блюд, они самые крайние, то есть находятся дальше всего от тарелки. Но­жей и вилок никогда не кладут на стол более трех пар. Если в особо торжественных случаях в заключение предусмотрено еще одно блюдо, которое едят при помощи ножа и вилки, их приносят позднее. Ножи и вилки кладут на расстоянии один сантиметр друг от друга.

Ложки кладут на стол выпуклостью вниз. Находя­щиеся за тарелкой суповая и десертная ложки должны ле­жать параллельно краю стола, ручками вправо. Суповая ложка может быть положена справа от тарелки рядом с но­жом (правее последнего). Ко всем блюдам, которые не сер­вируются порциями, подают ложку, вилку, совочек, щип­чики и т. д. Масло сервируется со специальным ножом так же, как соль и горчица — с соответствующими ложками.

Блюда с гарниром и жарким подают с ложкой и вилкой. Если в хозяйстве нет соответствующих приборов, вместо них используют обычные.

Место стакана — справа, позади прибора. Для ко­фе, чая, молока и какао нужны блюдца. Стакан для пива ставят на металлическую, пластмассовую или плетеную подставку, вместо которых можно использовать и стек­лянную. Подставка предназначена для защиты скатерти от пивной пены. Большие пивные кружки для домашнего сто­ла не пригодны, из них пьют только в пивных барах. Для морса, сока или лимонада подают либо специальные узкие, так называемые лимонадные, стаканы, либо тюльпанообразные бокалы.

Рюмки (как и стаканы для пива и освежающих напитков) ставят тоже за прибором, справа в ряд или полу­кругом. Важно только, чтобы, они располагались в соответ­ствии с порядком употребления напитков, то есть тот бо­кал, который понадобится раньше, должен стоять крайним справа и т. д. Расставляя бокалы, следите, чтобы они не мешали брать ложку. Если на столе различные напитки, то и рюмки должны быть разными. Бокалы для вина выбира­ют в соответствии с сортом вина. Для сладких и десертных вин — тюльпанообразные на ножке, для красных — тоже в форме тюльпана, но большего размера и с более широ­кой верхней частью. Бокал для белого вина должен быть еще больше и на более высокой ножке, самый высокий бо­кал — для шампанского. Он выглядит как узкий стройный кубок либо представляет собой широкую низкую чашу. В общем, чем крепче напиток, тем меньше рюмка. Поэтому водку и ликеры предлагают в маленьких рюмках. Коньяк же в последнее время принято наливать в большие бокалы, сужающиеся кверху. В них лучше ощущается аромат на­питка. Наливают коньяк на самое донышко. Водочные рюмки могут быть как толстостенными без ножки, так и тонкими на ножке. Если они без ножки, под них кладут маленькие подставки. Для ликера в последнее время ис­пользуются керамические либо нежные и прозрачные стек­лянные чашечки (так называемые ликерные), похожие на широкие цветки на хрупких высоких ножках. Пунш нали­вают в бокалы с ручкой. Цветные рюмки используют толь­ко для белого вина. Водочные рюмки также могут быть слабоокрашенными. Если нет соответствующего комплек­та рюмок, больше всего подходят для любого вина ней­тральные, средней величины, прозрачные бокалы из не­окрашенного стекла на ножке. Можно смело наливать в них даже коньяк, заполняя не больше четверти бокала.

Учитель: Украшение стола.

Каждая хозяйка стремится, чтобы стол выглядел красиво. Цветы и здесь, выполняя декора­тивную функцию, создают настроение. Ставят их в соот­ветствующей вазе в удобном месте, совсем необязательно посередине стола. Если за большим торжественным столом есть место, можно по левую сторону от каждого прибора поставить крохотную вазочку с несколькими маленькими цветочками. Цветы не должны заслонять собой ни блюда, ни людей, сидящих визави. Новогодний стол хорошо укра­сить ветками ели, сосны или можжевельника. Празднич­ное настроение создают горящие свечи.

Определенных правил украшения современного стола не существует. Здесь проявляется вкус хозяйки. Хорошо, если он обусловлен целесообразностью, хуже, если это пре­тенциозная попытка блеснуть дорогой посудой, тонким стеклом и серебром приборов.

Завтрак. Основной тарелкой здесь будет закусочная. На нее кладут салфетку, справа от нее — нож. Если нужна ложка (для каши, яичницы-глазуньи и т. д.), ее кладут за тарелкой. Место чашки с блюдцем или стакана (всегда на блюдце или в подстаканнике) — справа, за тарелкой. Чаш­ка должна быть повернута ручкой вправо, а чайная лож­ка — лежать на блюдце справа от чашки. Теперь удобно взять чашку, не задевая при этом еду на тарелке. Если к завтраку подают яйцо всмятку, оно должно быть в специ­альной подставке, которую ставят на блюдце или на тарел­ку для хлеба. Сюда же кладут ложку для яйца. Все это ста­вят за основной тарелкой слева. Если к завтраку подают ломтики мяса (колбасы, ветчины), нужна и вилка. Кладут ее слева от основной тарелки. Вазочки с медом или варень­ем ставят на тарелочки, на краю которых лежат ложки. Все прочее: кофейник, молочник, сахарницу и т. д.— рас­полагают так, чтобы их было удобно брать.

Учитель Обед.

Обычный семейный обеденный стол накрывают следующим образом. На мелкую тарелку ставят суповую, справа кладут нож, слева — вилку, за тарелкой — супо­вую ложку. Если предусмотрено и сладкое, то десертную ложку кладут между тарелкой и суповой ложкой. Хлебная тарелка стоит слева, рядом с мелкой. Миска с салатом или компотом также стоит слева, но за основной тарелкой. Для того чтобы хозяйке было удобнее разливать суп, супо­вые тарелки ставят горкой на стол перед хозяйкой или на отдельный столик, находящийся рядом с ней. Там же, рядом с тарелкой, она ставит супник и все остальное, что понадобится во время обеда. Таким образом, хозяйка сможет, не вставая с места, наполнять тарелки супом и передавать их (из рук в руки) сидящим за столом.

Кофейный стол для гостей у нас очень популярен. Ес­ли нет специального сервиза, кофе наливают в чашки сред­ней величины или даже стаканы. Тарелка для пирожных, на которую кладут салфетку, ставится так, чтобы ее край был наравне с краем стола или отстоял от него на ширину пальца. Справа От нее кладется чайная ложка или вилка для пирожного. Тоже правее, но дальше от края ставится чашка для кофе, повернутая ручкой вправо. На блюдечке справа от чашки находится ложка. Кроме молочника и са­харницы, снабженной ложкой или щипчиками, на столе, под рукой у хозяйки, стоит кофейник. Если стол малень­кий, сахар и сливки могут находиться на маленьком подно­се. Если стол накрыт салфетками, то сахар, молочник, ко­фейник, блюдо с пирожными, и все прочие необходимые предметы могут находиться на вспомогательном или сер­вировочном столике рядом с хозяйкой. Обычно хозяйка са­ма разливает кофе гостям. Кто-нибудь из гостей помоложе может помочь ей. Сахар, сливки и прочее передают из рук в руки. Угощение протягивается гостям слева, пустую чашку, чтобы налить кофе, принимают справа.

К кофе предлагают маленькие бутерброды, пирожные, торт, печенье и т. д. Стол ~не загружают сладостями, а оставляют их на вспомогательном столике. К кофе подхо­дит ликер. Если гостей много, можно вместо одного стола накрыть несколько маленьких, вокруг которых садятся так, чтобы внутренние стороны столов не были заняты. Ко­фейный стол обычно накрывают между четырьмя и шестью часами.

Учитель: Чайный стол.

Для приема гостей можно накрыть один большой стол или несколько маленьких. Сервировка похо­жа на сервировку кофейного стола. Если чай наливают из самовара, то он стоит на сервировочном столике. Чай тоже разливает хозяйка или ее дочь и помогает кто-нибудь из молодежи. В чашки сначала наливают заварку, а затем кипяток из чайника или самовара.

К чаю подают сахар, различные варенья, лимон, слив­ки. За ними передают друг другу по кругу бутерброды, кекс, печенье, фрукты и т. д. В теплое время года можно предложить и мороженое. К чаю с лимоном подходит конь­як или ром. Как за кофейным столом, так и за чайным та­релки с пирожными снабжены лопатками, щипчиками или специальными вилками.

Холодный (шведский) стол завоевал у нас большую по­пулярность. Он особенно целесообразен там, где нет места для стола нужных размеров. Кроме того, гости могут не­сколько раз за вечер наполнять свои тарелки. Это стол с самообслуживанием. Едят стоя или сидя поодаль.

На столе, покрытом праздничной скатертью, холодные блюда, закуски, красиво оформленные маленькие бутер­броды. Нарезанный белый и черный хлеб ставится на стол под белоснежной салфеткой. На столе должны быть соль, перец и горчица. Все, что легко нарезается и накладыва­ется на хлеб,— масло, паштет, сыр и др.,— можно ставить на стол куском, положив рядом нож. Такие напитки, как квас, соки, мед или морс, подают на стол в кувшинах. Чи­стые тарелки средней величины ставят стопкой; вилки, ложки и ножи располагают в строгий ряд. Рюмки тоже расставляют так, чтобы их было удобно брать. Стол не пе­регружают, блюда не переполняют. По мере необходимо­сти запасы на столе пополняют. Пустые блюда и осталь­ную грязную посуду уносят, чтобы стол выглядел краси­вым и убранным весь вечер. В самом начале хозяйка может предложить чашку бульона.

Холодный стол организуют также на конференциях, со­вещаниях и больших приемах. В последнем случае стол накрывается в помещении, где есть маленькие столики. На столах стоят графины с водкой, бутылки с вином и пивом, рюмки, тарелки с хлебом, горчица, соль и перец. Гости сами себя обслуживают. Предупредительный мужчина приносит своей спутнице с холодного стола, что она поже­лает. Он ставит тарелку на руку, покрытую салфеткой, на нее кладет (изгибом вниз) вилку и нож и относит даме. И только потом приносит свои закуски и садится рядом за столик. Обслуживающий персонал только убирает грязную посуду и приносит необходимое.

Информация о работе Формирование социальных умений у школьников при изучении элективного курса "Столовый этикет"