Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:42, дипломная работа
Мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит и наш успех и отношения окружающих к нам. По тому, как человек ведет себя за столом, что какими приборами ест, когда и что говорит, всегда можно определить степень его воспитанности. Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. С помощью этикета можно научиться, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, как сервировать стол и многое другое. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом и многое другое.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах и т.д. Особое место занимает столовый этикет, в котором сложились многовековые тенденции поведения за столом. К сожалению, большинство школьников путаются в столовых приборах умея пользоваться только ложкой и теряются в многообразии приборов на правильно сервированном столе. При этом в школе не учат этикету. Все вышесказанное говорит об актуальности моей темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 7
1.1. Этикет как социокультурное явление 7
1.2. Условия успешности формирования умений 15
1.3. Умения, формируемые при изучении курса «Столовый этикет 25
1.4. Приемы воспитательной работы учителя по формированию умений у школьников при изучении элективного курса «Столовый этикет» 31
1. 5. Элективный курс «Столовый этикет». 41
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 46
2.1. Проектировочная деятельность учителя при изучении элективного курса «Столовый этикет» 46
2.2 Средний школьный возраст как наиболее благоприятный период формирования культуры столового этикета 46
2.2. Деятельность учителя при проведении занятий элективного курса «Столовый этикет» 50
Глава 3. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 56
Заключение 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 67
Приложение 1 71
Приложение 3 121
На группе общих условий базируются частные условия, направленные на формирование социальных умений школьников средствами этикета: создание модели формирования умений школьников; разработка программы «Столовый этикет», приоритетным направлением которой является формирование средствами этикета; правил и норм поведения за столом а также принципов сервировки стола и обычаев приема гостей.
Для определения уровней сформированности умений школьников, мы выбрали следующие методы: педагогическое наблюдение, беседу по вопросам, анкетирование тестирование, диагностическое игровое задание и творческий проект. К ним разработали диагностический инструментарий: карты наблюдений, диагностические игровые ситуации с листами обследования уровня сформированности социального умения, опросники. Разрабатывая данную диагностическую методику мы опирались на уже имеющиеся методики, созданные авторами Т.А. Павленко[45], Р.Р. Калининой[38], Т.А. Ткаченко[56], О.А. Соломенниковой[54], Е.К. Ревиной[49], Т.С. Камаровой[48], Ю.С. Мухиной[29].
При постановке педагогического эксперимента анализу подвергались школьники из контрольной и экспериментальной групп.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были определены критерии, показатели и уровни развития умений у учащихся
Критериями выделения уровней могут быть:
1)степень сформированности знаний и умений (их глубина, комплексность, гибкость, взаимосвязь в процессе осуществления деятельности, перенос);
2)содержание и устойчивость мотивации (проявление ситуативных и устойчивых мотивов, комплекс мотивов, их общественная направленность, связь с жизненными планами учащимися);
3)отношение учащихся к социальной деятельности, ее культурные основы (проявление интеллектуальной и практической инициативы, активности, ответственности, самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества).
В соответствии с этими критериями можно выделить три уровня сформированости умений: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний), инстинктивно-рефлекторный (высокий). Раскроем кратко содержание каждого уровня.
Низкий уровень. Низкий уровень сформированости умений характеризуется применением знаний на уровне воспроизведения. Слабо выражена их системность повторяемость в одинаковых социальных ситуациях. Слабо представлены умения, связанные с мыслительным анализом условий задач. Самоконтроль проявляется редко, главным образом на стадии констатации результатов деятельности. Ответственность чаще стимулируется внешним контролем. Выражена потребность в помощи товарищей, учителя.
Средний уровень - это свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Выполняя типовые упражнения, примеры, Проявляется интерпретирующая активность. Однако умения, навыки развиты недостаточно. Если учебная задача усложнена как правило, возникают затруднения и неудачи. Успешно осуществляется взаимоконтроль и самоконтроль. Сам же процесс деятельности контролируется слабо.
Высокий уровень. Учащийся успешно применяет умения в новой, нестандартной ситуации, т.е. наблюдается явление переноса. При этом обнаруживается их системность, Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности. У учащихся, обладающих высоким уровнем может быть хорошо выражена оригинальность мышления, умение использовать различные средства. Наблюдается высокая интенсивность деятельности, в процессе которой постоянно осуществляется самоконтроль. Процесс решения задачи непрерывно соотносится с ее условиями. Проявляется мотивация, часто связанная с жизненными и профессиональными намерениями учащихся. Наряду с этим хорошо выражены и общественно значимые мотивы: активное отношение к работе товарищей, готовность сотрудничать с педагогом, товарищами и т.д. Отмечается высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда.
Обработав полученные данные, подвергнув их качественному анализу, мы делаем следующий вывод: результаты обследования и в контрольной, и в экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента не имели больших отличий в своих показаниях. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что, приходя в образовательное учреждение, ребенок имеет определенный уровень социальных умений, связанный со знанием и применением правил этикета, которые были сформированы в семье.
Однако, в целом, констатирующий этап экспериментальной работы выявил: средний уровень сформированности умений у школьников преобладает над высоким и низким уровнями сформированности умений сервировки стола и вести себя за столом; наиболее высокие результаты сформированности социальных умений у детей наблюдаются в умении одеваться в соответствии с социальной ситуацией и умении вести себя в кафе и в столовой; самые низкие результаты были представлены в сформированности социального умения сервировать стол и составлять меню.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно–экспериментальная работа. В традиционной системе обучения изучение этикета проходит в форме лекции или беседы во время классного час. Эти не системные знания не закрепляются на практических занятиях. Формирование умений поведения за столом и сервировки стола у школьников в традиционном обучении не играет важной роли. По этому в контрольной группе были проведены несколько классных часов посвященных изучению столового этикета по традиционной схеме.
В экспериментальной группе формирования умений поведения за столом и сервировки стола у школьников средствами этикета на основе личностно-ориентированного подхода, который обеспечивает единство и связь социокультурного пространства и развивающейся личности. В результате раскрытия того, что проблема формирования социальных умений поведения за столом и сервировки стола у школьников является важной социально-педагогической проблемой, т.к. социализация личности в настоящее время рассматривается как центральный компонент системы воспитания и образования, обосновано, что приобщение учащихся к нормам и правилам этикета способствует успешному выполнению возрастной социальной роли, создает условия для осознания ими значения социального опыта в жизни человека,
В основе процесса формирования социальных умений поведения за столом и сервировки стола у школьников средствами этикета лежат положения педагогической науки о том, что:
- высшей ценностью и целью воспитания является человек, предназначение и подлинные возможности в плане его самореализации. Человек как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности должен быть хорошо социализирован в современном мире;
- стратегию современного образования составляют идеи о процессе становления личности, развивающейся в отношениях к другому и самому себе и в деятельности. Деятельность – изначально принадлежность школьника как сущностное определение его в социальном мире. Она составляет условие, средство, цель и результат его взросления;
- развитие школьника в деятельности и деятельностью происходит в естественно-культурной среде, которая создает условия для становления его человеческих свойств. Среда, являющаяся источником развития ребенка, включает в себя не только характеристики определенного конкретно-исторического общества, но и сферу деятельности окружающих ребенка взрослых и других детей.
В процессе теоретического анализа литературы было обосновано, что методологической основой решения проблемы формирования социальных умений поведения за столом и сервировки стола у школьников средствами этикета являются деятельностный подход.
На данном этапе обоснованы критерии, уровни и показатели сформированности умений поведения за столом и сервировки стола у школьников. Определение уровней сформированности социальных умений в структуре личности школьника следует осуществлять по критериям: поведенческому и коммуникативному. Каждому из этих критериев соответствуют определенные показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированости умений поведения за столом и сервировки стола у школьников.
.На контрольно-оценочном этапе проведены сравнения полученных показателей констатирующего и формирующего этапов, которые можно представить графически (см. рис3)
Рис 3. Уровни развития социальных умений у школьников на контрольно-оценочном этапе.
Контрольно оценочный этап эксперимента наглядно продемонстрировал, что произошла положительная динамика по всем диагностируемым показателям (Таблица 2).
В контрольной группе изменились результаты уровня сформированности социального умения вести себя за столом. Рост произошел в большей мере за счет изменений следующих показателей: сохранение правильной позы за столом и поддержание внешнего вида. Сформированность умения школьников сервировать стол, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями, общаться во время еды претерпели в контрольной группе незначительные изменения. Соответственно изменились и качественные характеристики данных показателей. Наблюдение за процессом приема пищи выявило, что школьники в контрольной группе стали самостоятельными в сохранении правильной позы за столом. Произошло данное изменение за счет того, что это внешне зримые показатели для взрослых, на которые им было легко воздействовать. Произошли положительные изменения в умении пользоваться приборами, держать ложку и вилку, правильно пользоваться бумажной салфеткой. Существенных изменений не произошло в умении пользоваться ножом и тканевой салфеткой.
Таким образом, изменения в контрольной группе коснулись наиболее общеупотребительных правил столового этикета. Это явилось следствием того, что именно на них педагоги делают акцент в своей работе. Количественный и качественный показатели уровня сформированности умения школьников сервировать стол, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями, общаться во время еды у школьников этой группы не претерпели существенных изменений. Показатель высокого уровня сформированности увеличился только на 26%, а результаты низкого уровня уменьшились на 3%. Это объясняется общим взрослением и развитием школьников. Следовательно, общепринятая методика работы с учащимися не оказывает корригирующего влияния на детей, имеющих проблемы в овладении данными социальными умениями.
В экспериментальной группе произошел рост как качественных, так и количественных результатов. Рост показателей высокого уровня составил 54%, среднего – 41% ( с 31% до 72%). Значительно изменились показатели низкого уровня (с15% до 2%). Особенно заметен рост сформированности умения вести себя за столом во время еды (сервировать стол в соответствии с меню, общаться во время еды, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями), т.е. именно тех показателей, которые не претерпели изменений в контрольной группе.
Таблица 2.
Сводные показатели результатов сформированности социальных умений у детей (контрольная группа и экспериментальная группа).
Социальные умения
| Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||||||||||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | Низкий уровень | |||||||
до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | До | после | |
1. Умение быть опрятными, одеваться в соответствии с социальной ситуацией | 39 | 55 | 58 | 42 | 3 | 3 | 36 | 67 | 59 | 30 | 5 | 3 |
2. Умение вести себя за столом во время еды | 12 | 38 | 65 | 52 | 23 | 10 | 13 | 67 | 72 | 33 | 15 | 3 |
3. Умение сервировать стол | 12 | 27 | 65 | 60 | 23 | 13 | 13 | 67 | 65 | 30 | 22 | 3 |
4.Умение пользоваться столовыми приборами и принадлежностями | 15 | 25 | 35 | 43 | 50 | 32 | 16 | 57 | 36 | 33 | 48 | 10 |
5. Умение вести разговор за столом | 25 | 30 | 45 | 52 | 30 | 18 | 24 | 55 | 48 | 42 | 28 | 3 |
6. Умение вести себя в общественных местах (на банкетах, фуршетах, в ресторанах) | 35 | 59 | 30 | 24 | 35 | 17 | 24 | 66 | 43 | 31 | 33 | 3 |