Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:42, дипломная работа
Мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит и наш успех и отношения окружающих к нам. По тому, как человек ведет себя за столом, что какими приборами ест, когда и что говорит, всегда можно определить степень его воспитанности. Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. С помощью этикета можно научиться, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, как сервировать стол и многое другое. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом и многое другое.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах и т.д. Особое место занимает столовый этикет, в котором сложились многовековые тенденции поведения за столом. К сожалению, большинство школьников путаются в столовых приборах умея пользоваться только ложкой и теряются в многообразии приборов на правильно сервированном столе. При этом в школе не учат этикету. Все вышесказанное говорит об актуальности моей темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 7
1.1. Этикет как социокультурное явление 7
1.2. Условия успешности формирования умений 15
1.3. Умения, формируемые при изучении курса «Столовый этикет 25
1.4. Приемы воспитательной работы учителя по формированию умений у школьников при изучении элективного курса «Столовый этикет» 31
1. 5. Элективный курс «Столовый этикет». 41
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 46
2.1. Проектировочная деятельность учителя при изучении элективного курса «Столовый этикет» 46
2.2 Средний школьный возраст как наиболее благоприятный период формирования культуры столового этикета 46
2.2. Деятельность учителя при проведении занятий элективного курса «Столовый этикет» 50
Глава 3. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 56
Заключение 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 67
Приложение 1 71
Приложение 3 121
1) Общие, которые формируются у учащихся не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т.д.;
2) Специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах, например, определение общего сопротивления цепи проводников в физике, или вычисление валентности сложного химического вещества и т.д. Общие умения можно разделить на учебные и социальные. Социальные умения это умения которые применяются в повседневной жизненной практике и имеют важное значение для социализации личности школьника.
Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это положение неверно. Школьник в своей учебной деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.
Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же при этом должен делать учитель? Отметим два главных момента, или этапа: постановку цели и организацию деятельности[11].
Прежде всего перед учащимися ставится особая цель - овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.
Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся состоит в том, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.
Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательней мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы - широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т.д.).
Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме - перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной.
После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.
Для иллюстрации возьмем пример из курса «Столовый этикет», так при формировании умения сервировать стол учитель показывает в виде образца фотографии (Приложение 2). Ориентируясь на них, ученики выполняют задание по сервировке своего стола. Далее они совместно с учителем тщательно анализируют несколько работ из класса, сопоставляя их друг с другом и образцом. Действуя по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более легкие, доступные действия, внешние по форме. Таким образом, основной путь здесь - совместная деятельность, а метод - выполнение внешних действий. Причем внешние действия должны быть вначале максимально развернутыми и лишь потом, по мере отработки умения, они могут сокращаться.
После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Например, при формировании умению пользоваться столовыми приборами применяются такие упражнения-задания: пользование по отдельности вилкой ножом и совместное использование столовых приборов, правильная последовательность блюд за столом и соответствующая последовательность используемых столовых приборов, использование спецефичных столовых приборов в определенных ситуациях.
Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней или чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает "выпадать". Так, на уроках столового этикета ученик, хорошо выполнявший упражнения, может ошибаться, не использовать столовые приборы в школьной столовой или дома где нет наблюдения со стороны учителя.. Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.
Таким образом, вся эта сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в умственном плане. В связи с этим наиболее оптимальной формой представления в учебном плане 6 класса дополнительного предмета «Столовый этикет» считаю является элективный курс. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции: одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных курсов на заданном стандартном профильном уровне, другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий.
Основное отличие элективного курса “Столовый этикет” от основного предмета “Технология” и его раздела «Кулинария» в том, что данный курс поможет расширить знания по этикету, соориентироваться в выборе профиля, социальной адаптации школьников.
Знание правил этикета позволит школьникам уверенно чувствовать себя в разных ситуациях.
Организацию и преподавание данного элективного курса будут осуществлять учителя технологии или мастера производственного обучения. Преподаватель с учетом своих возможностей и школы, образовательных запросов и интересов учащихся может корректировать предлагаемую программу, изменять количество учебных часов. Изучение данного курса возможно в городских и сельских школах. В ходе данного курса учащиеся приобретают следующие социальные умения:
- быть опрятными, одеваться в соответствии с социальной ситуацией
- вести себя за столом во время еды
- сервировать стол
- пользоваться столовыми приборами и принадлежностями
- вести разговор за столом
- вести себя в общественных местах (в кафе, столовой, буфете, в ресторанах)
Под умением быть опрятными, одеваться в соответствии с социальной ситуацией будем понимать такое социально значимое умение как сочетание в одежде различных вещей умение одеваться со вкусом и умение подобрать стиль в одежде в соответствии с социальной ситуацией, а так же опрятность и аккуратность при ношении одежды. Под умением вести себя за столом подразумевается умение держать позу за столом, ухаживать за столом за дамой, Умение сервировать стол это социально значимое умение расстановки блюд их украшение и правильная расстановка на столе. Умение пользоваться столовыми приборами и принадлежностями характеризует способности учащихся к правильному выбору прибора и принадлежности для каждого конкретного случая и блюда, умение правильно держать и пользоваться прибором и принадлежность. Под умением вести разговор за столом подразумевается умение вежливо и вовремя начать разговор, правильно и к месту выбрать тему для застольной беседы, соблюдать допустимую интенсивность и эмоциональность жестикуляции во время разговора, своевременно закончить или прервать беседу. Умение вести себя в общественных местах (кафе столовых ресторанах) подразумевает знание, и соблюдение норм выполнения правил этикета в общественных местах, умение общаться с обслуживающим персоналом. Все эти умения диагностируются наблюдением.
Для формирования каждого умения отведено отдельное занятие, но при этом существует преемственность и уже сформированное знание повторяется и закрепляется на каждом последующем занятии. Так, например, умение быть опрятными, одеваться в соответствии с социальной ситуацией закрепляется на занятиях, где формируется умение вести себя за столом во время еды, а на занятии где формируется умение вести разговор за столом, закрепляются умения быть опрятным и умение вести себя за столом во время еды, и т.д.
Кроме выше обозначенных умений на уроках «Столового этикета» закрепляются и повторяются и другие общеучебные умения, например умение правильно и вежливо обращаться друг к другу, но в работе они не диагностируются.
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется воспитанность учащегося, считает А.А. Калюжный [27], обогащается его жизненный опыт. Переживания школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.
Л.Р. Болотина [14 ] отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нормам этикета. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: ролевые игры и экскурсии в рестораны и на производство.
Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.
Своеобразной школой воспитания норм этикета являются экскурсии в культурные учреждения: кафе, рестораны. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в 6-х классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.
Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали и этикета, сформировать у ребят твердую культурную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный культурный опыт поведения. В процессе этических бесед необходимо, чтобы школьники активно участвовали в обсуждении культурных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни школьников, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.