Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:42, дипломная работа
Мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит и наш успех и отношения окружающих к нам. По тому, как человек ведет себя за столом, что какими приборами ест, когда и что говорит, всегда можно определить степень его воспитанности. Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. С помощью этикета можно научиться, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, как сервировать стол и многое другое. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом и многое другое.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах и т.д. Особое место занимает столовый этикет, в котором сложились многовековые тенденции поведения за столом. К сожалению, большинство школьников путаются в столовых приборах умея пользоваться только ложкой и теряются в многообразии приборов на правильно сервированном столе. При этом в школе не учат этикету. Все вышесказанное говорит об актуальности моей темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 7
1.1. Этикет как социокультурное явление 7
1.2. Условия успешности формирования умений 15
1.3. Умения, формируемые при изучении курса «Столовый этикет 25
1.4. Приемы воспитательной работы учителя по формированию умений у школьников при изучении элективного курса «Столовый этикет» 31
1. 5. Элективный курс «Столовый этикет». 41
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 46
2.1. Проектировочная деятельность учителя при изучении элективного курса «Столовый этикет» 46
2.2 Средний школьный возраст как наиболее благоприятный период формирования культуры столового этикета 46
2.2. Деятельность учителя при проведении занятий элективного курса «Столовый этикет» 50
Глава 3. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 56
Заключение 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 67
Приложение 1 71
Приложение 3 121
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт физики и технологии
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
Выпускная квалификационная работа
По дисциплине Теория и методика преподавания технологии
Квалификационная работа Выполнила:
допущена к защите студентка Ф - 503
Зав. кафедрой технологии Поспелова А.В.
_______________________
к.ф.-м.н., доцент О.А. Чикова Научный руководитель:
«____» _____________2010 г. Маева О.Н.
Екатеринбург 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
1.1. Этикет как социокультурное явление
1.2. Условия успешности формирования умений
1.3. Умения, формируемые при изучении курса «Столовый этикет
1.4. Приемы воспитательной работы учителя по формированию умений у школьников при изучении элективного курса «Столовый этикет»
1. 5. Элективный курс «Столовый этикет».
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
2.1. Проектировочная деятельность учителя при изучении элективного курса «Столовый этикет»
2.2 Средний школьный возраст как наиболее благоприятный период формирования культуры столового этикета
2.2. Деятельность учителя при проведении занятий элективного курса «Столовый этикет»
Глава 3. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Приложение 1
Приложение 3
Мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит и наш успех и отношения окружающих к нам. По тому, как человек ведет себя за столом, что какими приборами ест, когда и что говорит, всегда можно определить степень его воспитанности. Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. С помощью этикета можно научиться, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, как сервировать стол и многое другое. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом и многое другое.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах и т.д. Особое место занимает столовый этикет, в котором сложились многовековые тенденции поведения за столом. К сожалению, большинство школьников путаются в столовых приборах умея пользоваться только ложкой и теряются в многообразии приборов на правильно сервированном столе. При этом в школе не учат этикету. Все вышесказанное говорит об актуальности моей темы.
Педагогическая проблема воспитания культуры поведения за столом поднималась с древних времен. Первые попытки сформировать педагогический подход к этой проблеме мы встречаем еще в древних трактатах Аристотеля. Но даже в современной педагогической литературе нет единого подхода к воспитанию эстетических норм поведения за столом.
В настоящее время издано большое количество литературы по современному этикету, где охватываются самые разнообразные стороны жизнедеятельности человека. Эта литература становится популярной и востребованной. Для оптимизации процесса социализации личности в современной педагогической науке ведется поиск условий становления социального опыта, начиная с школьного возраста (Л.С. Выготский]), периода, имеющего особую значимость для всего последующего развития человека (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.).
Анализ литературы, основных тенденций социализации личности в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике, в теории и практике школьного образования позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затрудняет реализацию задач формирование культурной личности знающей и соблюдающей нормы и правила этикета К числу наиболее существенных, на мой взгляд, можно отнести противоречия между:
- социальной потребностью общества в овладении школьниками социальным опытом и отсутствием курса «Столовый этикет» в составе учебного плана в школе, способствующих успешному выполнению социальных ролей, что, в свою очередь, обеспечивает становление культурной личности ребенка;
- объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми среднего школьного возраста норм и правил этикета и недостаточной ориентацией на них в учебно-воспитательном процессе учреждений школьного образования.
Таким образом, несоответствие между запросами и реалиями современного общества и состоянием теоретического знания по проблеме формирования умений соответствовать нормам этикета, а также стремление разрешить вышеназванные противоречия обусловили проблему моего исследования.
В теоретическом плане это проблема определения подходов к формированию умений школьника при изучении курса «Столовый этикет»; в практическом плане - выявление педагогических условий эффективного формирования умений школьников в учебно-воспитательном процессе при изучении элективного курса «Столовый этикет».
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность указанной проблемы обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования – учебный процесс технологии в образовательном учреждении.
Предмет исследования – Столовый этикет, как средство формирования культуры поведения человека в обществе.
Цель работы – разработка, внедрение и проверка эффективности методики овладение учащимися 6 класса социально значимыми знаниями и умениями по столовому этикету.
Гипотеза: если в учебный процесс в 6-ом классе включить элективный курс «Столовый этикет» занятия, которого будут учитывать психологические особенности школьников, на уроках будет использоваться специальные упражнения и осуществлять систематический контроль за уровнем сформированности социальных умений, то нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе, касающиеся данного раздела, будут более успешно формироваться, а культура школьников повысится.
Для подтверждения гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого–педагогическую, учебно–методическую и специальную литературу по теме исследования.
2. Выяснить особенности различных видов этикета и раскрыть их содержание.
3. Изучить требования к разработке элективных курсов и учесть их при составлении занятий по курсу «Столовый этикет».
4. Разработать и изготовить дидактический материал к данному курсу.
5. Организовать и провести опытно – поисковую работу.
Методы исследования: анализ литературных источников, беседы с учащимися, наблюдение за их деятельностью, анкетирование, анализ педагогических явлений и опытно-поисковая работа.
Практическая значимость: Разработан элективный курс «Столовый этикет» предназначенный для обучения школьников нормам и правилам этикета
ЭТИКЕТ – совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе[51]. Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638–1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться, но само существование сводов определенного порядка поведения людей гораздо древнее. Об этом говорят дошедшие до наших дней памятники культуры Древнего Египта с его сложной системой внутридворцовых отношений и обширными дипломатическими связями, и многочисленные записи древних шумеров на глиняных табличках, которые, к радости современных исследователей, имели обыкновение фиксировать все, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству (такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати).
Этикет – часть социального уровня культуры. Поскольку неоторжимой частью культуры является система цензур и запретов, то можно сказать, что этикет на обыденном уровне является отражением общего ее состояния. Этикет возможен тогда, когда существуют два партнера различного коммуникативного статуса, например, разного возраста или пола. Начинаются правила этикета с ритуала и традиции, и во многом сохраняют с ними связь. Различить ритуальные действия и действия, продиктованные этикетом бывает порой невозможно. Основное их различие заключается в том, что ритуал всегда связан с некоторым изменением, переходом и преобразованием, в то время как этикет призван выявить и утвердить уже существующие социальные отношения. Известный российский этик Р.Г.Апресян[2] пишет, что исполнение ритуала подчеркивает и обеспечивает принадлежность участников ритуала к некоему сообществу, их приверженность неким высшим смыслам, а правилами этикета задаются рамки обычного социального взаимодействия. Можно, кроме того, предположить, что если ритуал чаще всего – некое сакральное, священное действие, то правило этикета действительно регламентирует обыденное социальное взаимодействие. Граница между этикетом и ритуалом наиболее размыта в традиционных обществах, где само возникновение правил этикета, как и возникновение ритуала, рассматривалось как вмешательство высшей силы в бытовую жизнь людей, и где исполнение норм этикета отсылают к данной высшей силе.
В Древней Индии этикет существовал в рамках кастовой системы. Брахмачарин (ученик) должен был узнать не только правила общения с представителями высших или низших каст, но и со своей собственной кастой. Если правила общения в первом случае родственны ритуалу, то во втором – ближе к этикету.
В древнем Китае понятия «этика», «ритуал» и «этикет» не различались. К первой половине I тысячелетия до н.э. в китайском обществе были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех трактатах – Чжоу ли, И-ли, Ли-цзы. Эти тексты представляют собой сборник правил поведения, правил проведения обрядов, короче говоря, регламентируют всю человеческую жизнь до мелочей в соответствии с рангово-иерархической системой древнего Китая. Например Сын Неба (император) имеет право на семь алтарей (мяо) в своем храме предков, князья (чжухоу) на пять, сановники (дафу) – на три, а обычные чиновники (ши) – только на один. Мужчины должны ходить по правой стороне улицы, а женщины по левой и так далее. Почему этикету придавалось такое значение? Из-за того, что правила, записанные в Чжоу-ли воспринимались не как человеческие установления, но как отражение небесного порядка.
История донесла до нас разговор Конфуция (552/551–479 до н.э.) с его сыном о Правилах (Ли). Конфуций наставляет сына, который еще не изучил Правила (Ли), в таких словах: «Если ты не будешь учить Правила, у тебя не будет ничего, на чем утвердиться»[43]. Текст Ли-цзы учили в школах как эталон правильного поведения. Знание правил поведения и их неукоснительное исполнение в соответствии с традицией было особенно важно для образованных верхов, являясь залогом успешной карьеры. Но некоторые положения были также необходимы и для простолюдинов, ибо, как отмечено в первой главе книги Чжоу ли, правила взаимоотношений должны соблюдать все, именно этим человек отличается от животных.
Правила западноевропейского этикета сформировались гораздо позднее по времени (на границе XI–XII вв. н.э.), но зачастую были не менее значимыми. Считается, что западноевропейский этикет начал формироваться во времена Средневековья. Появился свод правил, которые предназначались не только для более четкого отделения одного сословия от другого, но и для того, чтобы придать суровой, жестокой жизни более приемлемую, красивую оболочку. На взгляд современного человека, следование многим из этих правил выглядит абсурдно, но для Средневековья такая формализованная точность не случайна: этикет был напрямую связан с чувством чести, поэтому его нарушение воспринималось как смертельное оскорбление и часто вслед за таким нарушением обрывалась человеческая жизнь. Так, бургундский герцог Иоанн Бесстрашный совершает непозволительную ошибку: с пышностью выехавшего ему навстречу парижского палача Капелюша он приветствует как дворянина, касаясь его руки. Лишь смерть палача может избавить герцога от позора. На торжественном обеде по случаю коронации короля Франции Карла VI в 1380 Филипп Бургундский силой протискивается на место между королем и герцогом Анжуйским, которое ему подобает занять как doyen des pairs (первому среди пэров); их свиты вступают в препирательства, и уже раздаются угрозы разрешить этот спор силой оружия, когда король унимает их, соглашаясь с обоснованностью требований бургундца. Даже в условиях военных компаний пренебрежение формальными правилами немыслимо. Один из английских военачальников посылает парламентера из осажденного Санса лишь затем, чтобы получить брадобрея и выглядеть достойно его положению. Но церемонии заканчивались, как только дело касалось отношений с теми, кого дворяне не почитали за равных. Только в эпоху Возрождения, когда пробудился интерес к личности человека как такового, просвещенными людьми из верхушки общества стала признаваться необходимость придерживаться определенных правил поведения при общении со всеми людьми, независимо от их происхождения. К первой половине ХIV века относится курс хороших манер, который был издан Джованни делла Каза, флорентийцем по происхождению, под названием Il Galateo. Это красиво и с душой написанное наставление, как в образцовом стиле жизни, так и по части деликатности и такта вообще. Благодаря этому сочинению некоторые исследователи считают, что именно итальянцы эпохи Возрождения признали тактичность как общезначимую общественную обязанность и отличительный знак образованности и воспитанности.
Светский, придворный этикет, начиная со средневековья, отличается особой строгостью и продуманностью. Отчасти это связано с мифологизацией фигуры короля, стремлением подчеркнуть его непричастность ко всему земному.