Формирование социальных умений у школьников при изучении элективного курса "Столовый этикет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит и наш успех и отношения окружающих к нам. По тому, как человек ведет себя за столом, что какими приборами ест, когда и что говорит, всегда можно определить степень его воспитанности. Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. С помощью этикета можно научиться, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, как сервировать стол и многое другое. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом и многое другое.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах и т.д. Особое место занимает столовый этикет, в котором сложились многовековые тенденции поведения за столом. К сожалению, большинство школьников путаются в столовых приборах умея пользоваться только ложкой и теряются в многообразии приборов на правильно сервированном столе. При этом в школе не учат этикету. Все вышесказанное говорит об актуальности моей темы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 7
1.1. Этикет как социокультурное явление 7
1.2. Условия успешности формирования умений 15
1.3. Умения, формируемые при изучении курса «Столовый этикет 25
1.4. Приемы воспитательной работы учителя по формированию умений у школьников при изучении элективного курса «Столовый этикет» 31
1. 5. Элективный курс «Столовый этикет». 41
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 46
2.1. Проектировочная деятельность учителя при изучении элективного курса «Столовый этикет» 46
2.2 Средний школьный возраст как наиболее благоприятный период формирования культуры столового этикета 46
2.2. Деятельность учителя при проведении занятий элективного курса «Столовый этикет» 50
Глава 3. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 56
Заключение 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 67
Приложение 1 71
Приложение 3 121

Файлы: 1 файл

диплом поспелова bnju.doc

— 689.50 Кб (Скачать)

Критерии эффективности программы курса "столовый этикет" с наибольшей полнотой раскрываются через систему следующих показателей, отслеживание которых выявляет степень успешности хода реализации программы:

1.Уровень учебных достижений ученика в соответствии с программными целями. Определяется тестированием на входе (в начале года) и на выходе (в конце учебного года), итоговой аттестацией в форме экзамена по билетам и творческого проекта.

2.Отношение к учению, включая мотивацию и интерес к предмету. Определяется с помощью анкет "Полезны ли были для тебя уроки этикета", "Преподаватель глазами ученика"; значимым показателем является сохранность контингента обучающихся, посещаемость занятий и выбор предмета для сдачи экзамена по выбору.

3.Уровень развития общеучебных (интеллектуальных) умений: умений высказывать гипотезы, проводить учебное исследование, включающее наблюдение, поиск информации, поиск аналогий и понимание сущности, передачу информации, формулирование вопросов и разрешение проблем, применение изученного в новой ситуации, оценка проделанной работы. Нередко тема школьного исследования продолжается в курсовых студенческих работах по темам: "История этикета", "Имидж делового человека", "Особенности гостеприимства в разных странах".

4.Уровень социальной адаптации выпускников к жизни. Это - отсроченный индикатор оценки качества учебно-воспитательной работы. Педагоги школы, как правило, отмечают проявление у обучающихся гибкости поведения, уверенности в себе, адекватности самооценки, толерантности.

Проводимая в течение ряда лет опытно-поисковая работа убеждает в целесообразности введения в индивидуальный план школы курса "Столовый этикет".

 

 

1. 5. Элективный курс «Столовый этикет».

 

Программа курса по выбору (элективные курсы)

для учащихся 6 – х классов

Пояснительная записка

Столовый этикет – искусство подачи пищи, сервировки стола и правила поведения за столом при приеме пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, но не каждый умеет вести себя правильно за столом. Умение хорошо, т.е. правильно, вкусно и  культурно, является одним из условий знания этикета и как следствие счастливой, спокойной жизни. 

Предлагаемая программа курса рассчитана  на  11  часов

( теория -  5  часов, практика -  6  часов)

   Цели курса:

Образовательные

- формирование умений у школьников по сервировке стола;

- формирование умений подбора блюд

- развитие культурных норм поведения за столом;

-систематизация знаний о нормах бытового, дипломатического и делового этикета во время приема пищи.

Воспитательные

– воспитывать вежливость, аккуратность за столом, опрятность;

Развивающая – развивать культурный кругозор учащихся, культурное поведение в соответствии с нормами столового этикета;

Профоринтационная – дать понятие о профессиях официанта, сервировщика.

 

Содержание курса выстраивается на основе межпредметных связей (технология кулинария, риторика, литература, обществознание и психология).

     Задачи курса:

- дать первоначальные сведения о столовом этикете

- ознакомить учащихся с нормами и правилами сервировки стола сочетаемости блюд ;

- способствовать приобретению опыта при сервировке стола;

- способствовать воспитанию культурного поведения за столом.

Для организации и осуществления педагогического процесса по реализации данного курса необходим хорошо оборудованный кабинет кулинарии.

Изучив данный курс, учащиеся должны:

- знать  правильное расположение блюд на столе

- должны знать историю, виды, технологию сервировки стола

- должны уметь правильно сервировать стол

- должны уметь вести себя за столом в соответствии с нормами и правилами столового этикета.

Виды деятельности обучающихся: учебно–познавательная, трудовая.

Обучение осуществляется на основе дидактических методов:

-репродуктивного;             -объяснительного;

-частично поискового;         -активно - проблемного.

Методы проведения занятий: лекции, экскурсии, практические работы творческого характера (сервировка стола по карточкам и в реальная, игры в гостевые (деловые, дипломатические) приемы за столом и т. д.)

Средства обучения: наглядные пособия (фотографии), творческие проекты, раздаточный материал,  инструкционные карты

Формы проведения занятий: -общая; -групповая; -индивидуальная.

Форма контроля:

-защита проектов; -защита рефератов; -сообщения

- наблюдение за учебной деятельностью и анализ практической работы

- фотовыставки выполненных учащимися  работ по сервировке стола.


                                                          Учебный план

п\п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Столовый этикет и его история. Основные понятия и нормы этикета

2

2

-

2

Сервировка стола правила сервировки стол. История, виды, технология сервировки обеденного стола.

2

1

1

3

Сервировка стола для приема гостей.

Сервировка стола для деловых переговоров. Нормы поведения за столом во время гостевых (деловых, дипломатических) приемов

2

0,5

1,5

4

Сервировка стола для фуршета, банкета и званного обеда

2

0,5

1,5

5

Экскурсия в ресторан. Работа официанта и сервировщика.

2

2

 

6

Творческий проект

2

 

2

 

Итого

12

6

6

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.  (2 ч.)

Столовый этикет и его история. Основные понятия и нормы этикета задачи обучения.  Содержание предмета.  Правила  безопасности труда.

Правила подбора одежды к различным столовым мероприятиям.

Тема 2.  Сервировка стола правила сервировки стол. История, виды, технология сервировки стола. (2 ч.)

Сервировка стола правила сервировки стол. История, виды, технология сервировки обеденного стола.

Практическая работа. Сервировка обеденного стола.

Тема 3. (2 ч.) Сервировка стола для приема гостей.

Сервировка стола для деловых переговоров. Нормы поведения за столом во время гостевых (деловых, дипломатических) приемов

Практическая работа. Подбор блюд и сервировка стола для приема гостей для деловых переговоров и дипломатического приема. Сначала по карточкам а потом на настоящем столе

Тема 4.  Сервировка стола для фуршета, банкета и званного обеда (2 ч.)

Практическая работа. Подбор блюд и сервировка стола для фуршета, банкета и званного обеда. Правила и нормы поведения на фуршете, банкете и званном обеде.

Тема 5. Работа официанта и сервировщика (Экскурсия в ресторан).(2 ч.)

Особенности работы официанта и сервировщика. Основные профессиональные приемы работы.

Тема 6. Творческий проект(2 ч.)

Практическая работа. «Сервировка стола» создание фотоотчета для выставки работ. Определение лучшей работы.

Практические работы

1. Работа по карточкам с сервировкой обеденного стола.

2. Подбор, оформление и расположение блюд на реальном столе для различных случаев.

3. Ролевые игры за столом с отработкой норм поведения и правил этикета для гостевых (деловых, дипломатических) приемов а также для фуршета, банкета и званного обеда. С подбором правильной одежды в соответствии с конкретным  случаем.

4. Знакомство с профессиями официанта и сервировщика в ресторане

 

 

 

 

Контрольные вопросы

126

 



1. Что такое этикет?

2. Как переводится с французского языка слово «этикет»?

3. Какие существуют виды этикета?

 

 

 

4. Что значит слово «вежливость»?

 

5. Одинаков ли этикет в разных странах мира?

6. Когда появился этикет?

7. Менялись ли правила этикета с течением времени?

8. Можно ли приходить в гости без предупреждения?

9. Можно ли опаздывать, идя в гости?

10. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?

11 Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?

12. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?

13. Когда гости садятся к столу?

Ответы:

1. Совокупность правил поведения, принятых в обществе.

2. Слово «этикет» имеет два значения:

а) ярлык, этикетка. б) церемониал.

3. Деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный, поведение в общественных местах.

4. Слово «вежливость» происходит от славянского слова «веже» – знаток, то есть быть вежливым – это знать, как себя вести.

5. Нет, неодинаков, а порой и абсолютно различен.

6. Зачатки этикета в виде обычаев и ритуалов существовали еще в первобытном обществе.

7. Да, конечно. Многое из того, что было принято, скажем, в прошлом веке, сейчас неприемлемо. Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков.

8. Нет.

9. Это недопустимо.

10. Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо – вилку в левой, а нож в правой.

11. Только рукой.

12. Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.

 

13. Когда свое место за столом заняла хозяйка дома.

 

 

 

126

 




14. Какой стиль одежды для дипломатического приема?

14. Строгий костюм.

15. 

Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ  ОРГАНИЗАЦИИ  ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»

 

2.1 Средний школьный возраст как наиболее благоприятный период формирования культуры столового этикета             

 

Л.С. Выгодский, рассматривая своеобразие структуры детского сознания на конкретном возрастном этапе, называл его «социальной ситуацией развития». В это понятие известный психолог вкладывал то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа. Это «особое сочетание» и обуславливает динамику психологического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно – своеобразные психологические образования к его концу. По мнению другого классика психологии С.А. Рубинштейна возрастные характеристики заключаются в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода [16].

Современные исследователи отмечают образование в различные периоды детства у ребенка своей «внутренней позиции», своей системы личностных отношений к действительности и к самому себе, то есть некоей «модели мира». Каждый возрастной этап характеризуется специфической направленностью личности, сопровождается изменениями положения в школе, семье, изменением форм общения и воспитания, новыми формами и видами деятельности, особенностями созревания организма.

Информация о работе Формирование социальных умений у школьников при изучении элективного курса "Столовый этикет"