Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:42, дипломная работа
Мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит и наш успех и отношения окружающих к нам. По тому, как человек ведет себя за столом, что какими приборами ест, когда и что говорит, всегда можно определить степень его воспитанности. Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. С помощью этикета можно научиться, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, как сервировать стол и многое другое. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом и многое другое.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах и т.д. Особое место занимает столовый этикет, в котором сложились многовековые тенденции поведения за столом. К сожалению, большинство школьников путаются в столовых приборах умея пользоваться только ложкой и теряются в многообразии приборов на правильно сервированном столе. При этом в школе не учат этикету. Все вышесказанное говорит об актуальности моей темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 7
1.1. Этикет как социокультурное явление 7
1.2. Условия успешности формирования умений 15
1.3. Умения, формируемые при изучении курса «Столовый этикет 25
1.4. Приемы воспитательной работы учителя по формированию умений у школьников при изучении элективного курса «Столовый этикет» 31
1. 5. Элективный курс «Столовый этикет». 41
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 46
2.1. Проектировочная деятельность учителя при изучении элективного курса «Столовый этикет» 46
2.2 Средний школьный возраст как наиболее благоприятный период формирования культуры столового этикета 46
2.2. Деятельность учителя при проведении занятий элективного курса «Столовый этикет» 50
Глава 3. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ» 56
Заключение 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 67
Приложение 1 71
Приложение 3 121
Для организации эффективного процесса формирования этикета у детей, подростков, юношества педагогу необходимо иметь представление об общих тенденциях развития детей.
Сравнительный анализ психофизиологических особенностей учащихся осуществлялся в разрезе трех возрастных групп: младший (с 6-7 до 10-11 лет), средний (с 10-11 до 14-15 лет) и старший (с 14-15 до 16-17 лет) школьный возраст.
Выявление психофизиологических характеристик учащихся различных возрастных групп (психические и психологические новообразования, память, мышление, внимание, воображение, деятельность, учебная деятельность, речь) и их сопоставительный анализ позволили сделать вывод о том, что каждому возрасту присущи свои специфические особенности, влияющие на приобретение учащимися знаний и умений как в целом в учебной деятельности, так и в сфере формирования информационной культуры, в частности.
Ведущей деятельностью для всех возрастов школьников является учение. Психологи определяют кроме этого и ведущую деятельность каждого школьного возраста в соответствии с тем, какие стороны действительности осваиваются школьниками в ходе учения.
Так, младший школьный возраст – это возраст вхождения в учебную деятельность, овладение ее структурными элементами.
В среднем школьном возрасте ученик осуществляет дальнейшее освоение структурной учебной деятельности, но важное значение имеет освоение социальной действительности межчеловеческих отношений, осознание эталонов общественного сознания, сопоставление себя через мнения и оценки других людей. Но, если ведущей деятельностью младших школьников является собственно учебная деятельность, то в среднем школьном возрасте ведущей деятельностью является взаимодействие и общение школьников в ходе учения с другим человеком (взрослым, сверстником). Таким образом именно тип учения (вид деятельности подростка и характер взаимодействия в ней с другим человеком) в этом возрасте определяет и подход к деятельности по овладению социальными нормами поведения.
В старшем школьном возрасте, в отличие от младших и средних школьников, учащиеся включаются в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональной. Учебная деятельность становится средством реализации жизненных планов будущего, а основным внутренним мотивом для большинства учащихся является ориентация на результат. Для этой возрастной группы характерным является заметное повышение интереса к учению. Учение приобретает для них непосредственно жизненный смысл в связи с осознанием знаний и умений как необходимого условия достойного участия в будущей жизни. Учебная деятельность старшеклассников включает элементы анализа, исследования, личностного самоопределения. Избирательность интересов связана с жизненными планами. Старшие школьники могут интересоваться двумя – тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным. Изменяется мотивация в основных видах деятельности: учения, общения, труда. На месте прежних (детских) мотивов возникают и закрепляются новые (взрослые) мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности.
Психологи отмечают, что уровень психического развития младших школьников является предпосылкой начала систематического планомерного и целенаправленного обучения.
Так, например, обобщенная характеристика «благоприятных» особенностях подросткового возраста, способствующих продуктивному освоению культуры, может быть представлена следующим образом:
- стремление подростка к самостоятельности;
- чувство «взрослости»;
- особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;
- потребность в самовыражении и самоутверждении;
- общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;
- увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание определенности и устойчивости интересов.
Вместе с тем, ряд особенностей подросткового возраста могут затруднять предпринимаемые усилия. Тормозом могут послужить следующие качества подростков:
- стремление к взрослости;
- ложная самостоятельность, выражающаяся в утверждении типа «я все уже знаю», «все умею», «все интересные и полезные книги мне уже известны»;
- отсутствие понимания практической ценности использования информационной подготовки;
- избирательность интересов, их неустойчивость.
Вместе с тем, следует отметить, что представление учителя о данных личности подростка позволит направлять их в пользу успешного освоения основных социальных норм повведения.
Знание психофизиологических особенностей конкретных возрастных групп учащихся позволяет не только осуществлять дифференцированный подход к обучаемым, но и осознанно, профессионально грамотно выбрать наиболее эффективные формы и методы формирования информационной культуры, также зависящие от возрастных особенностей учащихся. В частности, например, если для младшего школьного возраста наиболее действенной формой будет игра, беседа, экскурсия и т.д., то для старших школьников рациональными формами обучения как лекция, деловая игра.
Полагаем, что современный специалист высшей квалификации должен обладать не только знаниями психофизиологических особенностей обучающихся, но и иметь представление о всем разнообразии существующих, в частности в педагогике, эффективных методов обучения [15].
. Результат учебного процесса зависит от многих десятков факторов, связанных с различными сторонами организации деятельности учителя и учеников. Есть факторы, объективные по отношению к учителю как субъекту проектировочной деятельности, и факторы, значения которых учитель может варьировать, постепенно выходя на наиболее адекватные данным конкретным педагогическим условиям значения. Факторы учебного процесса не являются однопорядковыми: влияние одних факторов более значимо, других – менее. Чрезвычайно важно при выборе тех факторов, которые будут учитываться, остановиться на действительно значимых, влиятельных, ведущих факторах. Такие факторы и являются параметрами учебного процесса. Параметры находятся в определенной взаимосвязи, которая также должна учитываться в проектировочной деятельности. В ходе проектирования параметрам придаются определенные количественные и/или качественные значения.
На начальных занятиях элективного курса учитель должен опираться на базе знания о столовом этикете сформированными уже в семье. Отталкиваясь от них, учитель проектирует занятия. Основной метод ведения вводных занятий этическая беседа. Учитель, во-первых, должен подготовит базу для начала беседы. Проведя анкетирование или наблюдение за поведением в столовой. Обработав и обобщив результаты подготовительных мероприятий, учитель готовит вопросы для этической беседы с учащимися о столовом этикете.
Второй этап - активное усвоение правил столового этикета - это этап формирование умений по средством различных упражнений. Учителю необходимо подготовить: карточки задания для проведения игр, -упражнений и карточки-роли для проведения ролевых игр при изучении правил поведения за столом и формированию норм этикета за столом в различны ситуациях.
Учитель для формирования и закрепления умения быть опрятным и одеваться в соответствии с социальной ситуацией должен провести этическую беседу с учащимися в результате которой должен скорректировать уже имеющиеся представления и сформировать новые социально-значимые аспекты данного умения. В дальнейшем при изучении следующих тем знания актуализируются а при выполнении ролевых упражнений один из акцентов делается на корректировку и закрепление данного умения.
Для формирования умения вести себя за столом сначала проводится этическая беседа, где учитель проводит корректировку и формирование данного умения сформированного еще в семье, детском саду. Ля закрепления этого умения используются ролевые игры и тестирование а на заключительном этапе турнир знатоков .
Умение сервировать стол это новое умение и формирование его происходит именно на уроках элективного курса «Столовый этикет» по средствам упражнений самого разного уровня . от простейших по карточкам до сложной многоуровневой сервировки стола. Закрепление происходит по средствам творческого проекта –фотовыставки где школьники представляют работы по праздничной сервировке стола у себя дома.
Умение пользоваться столовыми приборами и принадлежностями это умение которое наиболее часто требует корректировки и наиболее сложно корректируется. Учащиеся чаще всего привыкли пользоваться только одним столовым прибором ложкой для жидкостей и вилкой для всего остального. По этому формирование этого умения наиболее сложно и учащиеся на простых упражнениях умеют а вот при возвращении в бытовые условия возвращаются к привычному типу действий и к следующему уроку вновь выполняют задания не правильно. По этому упражнению стоит уделить особое внимание и чаще включать его в состав отработки основных умений как при ролевых играх так и при выполнении спец упражнений.
Умение вести себя в общественных местах это новое умение и легко формируемое так как существует большой стимул у школьников к познанию нового и в новой обстановке у них наиболее продуктивно формируются умения вести себя соответствующе с обстановкой.
Цели занятий состоит в просвещении и обучении в области хороших манер и столового этикета. Этот курс позволит избежать ошибок в этикете поведения за столом и даст возможность почувствовать себя уверенным и внутренне свободным человеком; освоить столовый этикет. Научиться сервировке стола, пользоваться столовыми приборами.
Краткое описание курса:
Культура застолья - важнейший показатель общей культуры человека;
Краткая история развития столового этикета;
Основные виды официальных и неофициальных приёмов: коктейль, фуршет, завтрак, обед, банкеты (с полным и частичным обслуживанием, чай, банкет-фуршет, ) презентации;
Требования к одежде и поведению на приемах;
Поведение гостей и хозяев;
Как использовать посуду и предметы сервировки;
Правилам поведения за столом, в том числе и во время деловой встречи;
Этикет еды (как правильно есть отдельные блюда);
Часто встречающиеся ошибки поведения за столом;
Основные этапы деятельности учителя при изучении элективного курса «Столовый этикет» приведены в таблице 1.
Таблица 1
Модель формирования социальных умений школьников средствами этикета
Параметры | Этапы формирования | |
1 | 2 | |
Этап 1. Знакомство со «столовым этикетом» | ||
Цели | Рассказать школьникам о роли - образца поведения, одобряемого окружающими Проиллюстрировать школьникам, средствами этикета, правила, которые способствуют формированию социальных умений, необходимых для выполнения роли культурного человека в бытовых условиях (во время приема пищи) | |
Содержание | На первом этапе работа с школьниками носит ценностно-ориентационную направленность. Школьники знакомятся с царством этикета, с его правилами и нормами. Познают многообразие сферы красоты человеческого поведения и сервировки стола | |
Методы и приемы | Словесные методы (рассказ взрослого из личного опыта, вопросы, беседа); игровые методы (занятие-игра, игровые упражнения, дидактические игры, игры-путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-путаницы); наглядные методы (использование видео-аудиоматериала; широкое использование разных видов театра, литературы, музыки; рассматривание картин, иллюстраций; использование фотоматериала). Практические действия школьников (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, разбор проблемных ситуаций, происшедших с игрушками, изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола); наблюдение (за действиями взрослого, любование красотой эстетического оформления (стола, блюда)
| |
Средства | Дидактические игры и упражнения по этикету, наборы открыток, наборы картинок, картинки – путаницы «Что неправильно» - на темы этикета, набор чайной посуды и принадлежностей для упражнений в сервировке стола | |
Формы организации деятельности | Игры-занятия; совместная деятельность в уголке этикета; сюжетно-ролевая игра; дидактическая игра; создание специальных ситуаций; практические работы и творческий проект. | |
Планируемые результаты: личностный аспект | Осознание собственной установки на овладение социальными умениями, связанными с этикетными правилами | |
Этап 2. Активное усвоение правил столового этикета | ||
Цели | Начать формирование учащимися с помощью средств этикета ролевого поведения в сфере отношений, имеющего главенствующее значение в жизни каждого школьника; оказание помощи в восприятии и осознании этикетных норм поведения субъектов сферы отношений; развитие интереса к применению своих умений в сфере этикета в разных жизненных ситуациях; активизация совместной деятельности по развитию социальных умений поведения за столом и сервировки стола у школьников
| |
Содержание | Направленность деятельности на проверку усвоения содержания этикетных правил, на способствование осмысления формулировки собственных установок и ценностей социальных умений, понимания и оценивания воспитанности как одного из основных качеств человека, способствующего развитию коммуникативной культуры личности | |
Методы и приемы | Словесные методы (рассказ, этическая беседа, рефлексия); игровые методы (игровые упражнения, игры с правилами, игры-соревнования, турниры, развлекательные игры, дидактические игры, игры-действия, игры-воображения, путаницы, кроссворды); драматизация и театрализация (этюды, сценки, спектакли; практические действия учащихся (сервировка стола по схеме, составление схемы сервировки стола, изготовление украшений стола по темам: Новый год, 8 марта, День рождения и т.п., творческая деятельность школьников: складывание салфеток, украшение блюда, украшение стола и т.д., разбор проблемных ситуаций из жизни; наблюдение (за действиями взрослого, любование красотой эстетического оформления (стола, блюда, салфетки и др.)) | |
Средства | Схемы складывания салфеток, иллюстрации или фотографии композиций из цветов для украшения стола, фотоальбом по этикету (на все темы), наборы открыток, наборы картинок, картинки – путаницы «Что неправильно» - на темы этикета.
| |
Формы организации деятельности | Сюжетно-ролевые игры, праздники, традиции группы; совместная деятельность; проектная деятельность; самостоятельная деятельность
| |
Планируемые результаты: личностный аспект | Сформированность социальных умений; осознанное принятие и применение этикетных правил; успешное выполнение социальных ролей благодаря сформированным социальным умениям поведения за столом и сервировки стола у школьников
| |
Этап 3. Закрепление знаний и умений о правилах столового этикета | ||
Цели | Продолжить формирование учащимися, с помощью средств этикета, ролевого поведения в сфере отношений, имеющего главенствующее значение в жизни каждого школьника; самостоятельная работа по применению знаний и умений о столовом этикете; активизация самостоятельной деятельности по развитию социальных умений поведения за столом и сервировки стола у школьников. | |
Содержание | Направленность деятельности на самостоятельное применение этикетных правил, на способствование осмысления формулировки собственных установок и ценностей социальных умений, понимания и оценивания воспитанности, как одного из основных качеств человека, способствующего развитию коммуникативной культуры личности
| |
Методы и приемы | Игровые методы (турнир по правильной сервировке стола (сервировка стола, составление схемы сервировки стола, изготовление украшений стола по темам: Новый год, 8 марта, День рождения и т.п.)); драматизация и театрализация (этюды по манерам поведения за сервированном столом в различных ситуациях званый обед фуршет, сценки иллюстрации правильных приемов поведения, спектакли); творческая деятельность школьников: складывание салфеток, украшение блюда, украшение стола и т.д | |
Средства | Иллюстрации или фотографии для сервировки стола, фотоальбом по этикету (на все темы), наборы открыток, наборы картинок, для турнира по сервировке.
| |
Формы организации деятельности | Сюжетно-ролевые игры имитирующие поведение за столом в различных ситуациях, групповые турниры по сервировке; самостоятельная деятельность при подготовке проекта. | |
Планируемые результаты: личностный аспект | Сформированность социальных умений; осознанное принятие и применение этикетных правил; успешное выполнение социальных ролей благодаря сформированным социальным умениям поведения за столом и сервировки стола у школьников |
В период стажерской практики нами была проведена опытно-поисковая работа в МОУ СОШ № 112 в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольно-оценочный.
Целью проведения такой работы было подтверждение выдвинутой нами гипотезы.
На констатирующем этапе была проанализирована учебно-методическая литература я и выявлен практический уровень социальных умений учащихся во время приема пищи в контрольной и экспериментальной группах. Модель формирования умений соответствия нормам этикета школьника включает в себя взаимосвязанные, последовательно сменяющие друг друга два этапа, на каждом из которых были определены цели, отобрано содержание, выбраны методы, средства и формы организации. На первом этапе — знакомство с нормами и правилами столового этикета - была поставлена цель – способствовать принятию детьми роли – образца поведения, одобряемого окружающими; сориентировать детей средствами этикета в правилах поведения, которые необходимо соблюдать для успешной и безопасного поведения за столом. Целью второго этапа - активное овладение правилами столового этикета - было способствовть освоению детьми с помощью средств этикета ролевого поведения за столом, имеющей главенствующее значение в жизни каждого ребенка; оказать помощь в восприятии и осознании этикетных норм поведения субъектов сферы столового этикета; возбудить интерес к применению своих знаний и умений в разных жизненных ситуациях.
Содержание каждого этапа модели формирования умений школьников средствами этикета подчинено вышеуказанным целям. Последовательность перехода от одного этапа к другому обеспечивает преемственность между ними. Характер перехода от одного этапа к другому обусловливает «вектор» движения детей к формированию социального опыта, способствующего успешному изучению норм столового этикета.
Для реализации представленной модели необходимо использовать совокупность общих и частных педагогических условий. К группе общих относятся условия, которые оказывают влияние на целостный процесс и могут быть использованы в любой другой системе: методологическое обеспечение, которое заключается в выборе теоретических основ для организации процесса формирования умений школьника средствами этикета, в использовании научных методов исследования, которые позволили давать объективные сведения о значении формирования социальных умений; материальное обеспечение, которое призвано создать условия для организации и проведения образовательного процесса школьного учреждения; программно - методическое обеспечение процесса формирования социальных умений; организационно-управленческое обеспечение, которое способствует решению комплекса задач по организации и проведению образовательного процесса школьного учреждения; кадровое обеспечение процесса формирования социальных умений школьников, которое помогает совершенствовать педагогическое мастерство, способствующее организации ценностного взаимодействия воспитателя и воспитуемых.