Формирование познавательного интереса у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению - одна из проблем современного образования. На одном полюсе концентрируются школьники с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует школьников без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу учителя и мешают другим ученикам. Поэтому формирование интереса к учёбе - одна из задач педагогики. Эта задача решается как в рамках школьной, так и внешкольной работы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников
1.2. Методические основы организации внеурочной деятельности младших школьников по математике
Глава 2. Особенности формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в внеурочной деятельности по математике
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2.Формирующий эксперимент……………………………………………24
2.3Методические рекомендации педагогу по формированию познавательного интереса к математике у младших школьников посредством внеурочной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 . Неделя математики

Файлы: 1 файл

познават интерес Матьематика внеурочн.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения. Внеклассная работа по математике призвана решать три основные задачи:

1. Способствовать развитию интереса у большинства учеников.

2. Углубить теоретические знания и практические навыки учащихся.

3. Организовать досуг учащихся в свободное от учёбы время.

Формы проведения внеклассных занятий и приёмы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть разнообразными, выбираться с учётом возрастных особенностей учащихся, должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, ещё не проявивших интереса к предмету. Внеклассная работа строится на добровольных началах.

В процессе проведенного исследования  было подтверждена гипотеза, которую мы выдвинули в начале работы о том, что продуктивное формирование познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста во внеурочной работе возможно при условиях:

а) если внеурочная работа будет рассматриваться как компонент учебного процесса, тесно взаимосвязанный с классно-урочными занятиями;

б) если будет выстроена сбалансированная система внеурочной работы по дисциплине.

Достаточно низкие результаты, которые были определены на начальном этапе исследования, при систематической и сбалансированной работе по формированию познавательного интереса к предмету значительно улучшились, что было подтверждено на контрольном этапе констатирующего эксперимента.

 

 

Список использованной  литературы

 

1.                  Асмолов А.Г, Бурменская Г.В., Володарская И.А.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008

2.                  Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2004

3.                  Битянова М. Мотивация и профанация // Школьный психолог № 2, 2000

4.                  Виноградова Н.Ф. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 г: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны // «Начальное образование», 2006, №5

5.                  Возрастная и педагогическая психология.//Под ред.А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 2002

6.                  Гликман И. Искусство возбуждения, или как пробудить у школьников желание учиться.- М.: Нова, 2010

7.                  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М: Педагогика,1999

8.                  Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Математика. Учебник для 4 класса.// Моя математика. В 3 –х частях. Часть 1. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2007.

9.                  Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся.- М.: Знание, 2009

10.             Демченкова Н.А., Моисеева Е.А. Система математических задач как средство формирования познавательного интереса к математике.-Орел: изд.ОГУ, 2009

11.             Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников - М: Просвещение 2000

12.             Козлова С.А., Рубин А.Г. Моя математика. 4-й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008.

13.             Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения         младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 2009

14.             Матюхина М. В., Иванова Т. Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников.- М., 2008

15.             Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации  достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические     вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. -  Волгоград, 2010

16.             Мухина В.С. Детская психология. - М: Просвещение, 2005

17.             Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 2005

18.             Понамарева С. Ф. Формирование познавательного интереса к математике в начальной школе.- М.: Нова, 2010

19.             Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.—М.:Просвещение,2008

20.             Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся.- М.: АСТ, 2009

21.             Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и               воспитателей Н. Яковлева.- М., 2008

22.             Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф.    дис. : канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 2007

23.             Сиденко А. Игровой подход в обучении.//Народное образование.-2007.-№8.-С.134.

 

 

Приложение 1 . Неделя математики

План

Понедельник: Открытие «Недели математики». Анкета «Я и мой класс в числах».

Вторник: Конкурс поделок «Занимательные числа и фигуры».

Среда: Выставка рисунков «С кем дружат числа?», «Здравствуй, новая игра! Математическая!»

Четверг: Интеллектуальный марафон.Театр юного зрителя.

Пятница: защита проекта «Математика в нашей жизни». Математический КВН.

Понедельник: Открытие «Недели математики». Анкета «Я и мой класс в числах».

Посвящение математике.

Арифметика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек.

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты.

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом становишься ты.

Если раньше тебе приходилось одной

Много трудных вопросов решать,

То теперь на просторах планеты большой

Ты у нас многодетная мать.

Геометрия, алгебра - дети твои,

С ними в жизнь претворяем мечты,

Но запомни: огромным успехом своим

Человеку обязана ты.

Важное знание

В наше время, чтобы строить

И машиной управлять,

Прежде нужно уже в школе

Математику узнать.

На войне ли современной,

В годы ль мирного труда,

При расчетах непременно

Математика нужна.

Давайте, ребята, учиться считать!

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не сможет подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд арифметика наша,

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажает деревья, турбины кует,

До самого неба рукой достает.

Считайте, ребята, точнее считайте:

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Учебник научит вас точному счету,

Скорей за работу, скорей за работу!

Анкета «Я и мой класс в числах».

1. Из скольких букв состоит твоё полное имя?

2. Из скольких букв состоит твоя фамилия?

3. Число и месяц рождения.

4. Год рождения.

5. Сколько сейчас полных лет.

6. Номер дома и квартиры.

7. Номер кабинета нашего класса.

8. Сколько человек в классе?

9. Сколько в классе девочек?

10. Сколько в классе мальчиков?

11. Кого/ чего в классе только 1? (учитель, пианино, доска, компьютер, имя Ангелина и т.д.)

12. Кого/ чего в классе только 2? (2 имени Алёша, Вика, 2 глобуса и т.д.)

13. Кого/ чего в классе только 3? (3 окна, 3 ряда парт, 3 части доски и т.д.)

14. Кого/ чего в классе только 4? (4 команды в классе и т.д.)

15. Кого/ чего в классе только 5? (5 цветов на полочке, 5 дней учимся и т.д.)

Вторник: Конкурс поделок «Занимательные числа и фигуры».

Учащиеся на уроке технологии изготавливают панно «Занимательные числа и фигуры». За основу берётся картонная заготовка в виде геометрической фигуры (круг, овал, ромб и др.). Затем дети из пластилина лепят числа и прикрепляют на фигурную основу. Работы получаются яркие и необычные.

Из выполненных работ в классе оформляется выставка. В конце недели ребята выбирают понравившиеся панно и учитель вручает грамоту «Приз зрительских симпатий».

Среда: Выставка рисунков «С кем дружат числа». Здравствуй, новая игра! Математическая!

Выставка рисунков «С кем дружат числа». На уроке ИЗО учащиеся рисуют любую цифру в виде какого–нибудь предмета, на который она похожа. Например, 1 – стоящий боком человек, 2 – лебедь, стоящая змея, 3 – птица в полёте, 4 – перевёрнутый стул, 5 - одноколёсный велосипед и т.д.

Здравствуй, новая игра! Математическая!

Игра «Озорная Единичка».

Учащиеся встают полукругом перед учителем. Учитель обходит их и незаметно вкладывает в руки ученика единичку (пластмассовая или бумажная, или из другого материала). Этот человек становится озорной Единичкой. При счете: «Один, два, три, Единичка, выходи!» тот, у кого цифра, должен выбежать из ряда. А, те, кто стоит рядом с этим учеником, должны его удержать. Тот, кто первым засалит выбегающего, становится ведущим.

Игра «Найди пару».

Один человек — цифра два. За пять минут цифра два должна разделить детей по парам так, чтобы оба увлекались одним и тем же видом спорта; оба в паре были одного роста; у обоих был одинаковый цвет волос или глаз; у обоих была одежда одинакового цвета; оба ходили в один и тот же кружок; оба сидели на одном и том же ряду в школе и т.д. Игра проигрывается несколько раз. Побеждает тот, кто за пять минут успеет собрать больше пар.

Игра «Вызов номеров».

Учащиеся делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Рассчитываются по номерам. В каждой команде есть 1, 2, 3 и т.д., которые стоят рядом друг с другом. Перед командами посередине в 3-4 метрах от первого номера стоит кегля. Учитель называет любой номер, а учащиеся с такими номерами из одной и из другой команды должны выбежать и взять кеглю. Побеждает та команда, которая чаще первая брала кеглю.

Четверг: Математический марафон

Математический марафон.

Подготовка: красочные карточки в виде геометрических фигур с именами всех учащихся – 25 штук; большие буквы «Математический марафон»; карточки с вопросами: 15 штук для 1 тура, 8 штук для 2 тура, 5 штук для 3 тура, 3 штуки для 4 тура, 2 штуки для 5 тура.

Правила проведения игры: в данной игре участвуют все учащиеся. Учитель приглашает двух учеников, выбрав их при помощи именных карточек, и задаёт им вопрос. В следующий тур выходит тот, кто ответил быстро и правильно.

Например: в классе 25 человек, значит, в первом туре участвуют все 25 человек, во второй тур выходят 12 – 13 человек, в четвёртый – 6 – 7 человек и т.д. Кто ответил в паре верно, занимает место для продолжающих соревнование, а кто проиграл, пополняет зрительские места.

1 тур Геометрические фигуры.

1. Как называется линия, имеющая начало, но не имеющая конца?

2. Назовите многоугольник с наименьшим количеством углов.

3. Как называется фигура, не имеющая углов?

4. Сколько прямых углов у прямоугольного треугольника?

5. Как называется треугольник с двумя одинаковыми сторонами?

6. Дайте иное определение ломаной замкнутой линии из 3 звеньев.

7. Как называется прямоугольник с 4 равными сторонами?

8. Что находится сложением всех длин сторон многоугольника?

2 тур Компоненты действий.

1. Как называется первый компонент при сложении?

2. Что найдём, если из вычитаемого вычесть разность?

3. Как называется второй компонент при вычитании?

4. Самое большое число при вычитании.

5. Что найдём, если к разности прибавить вычитаемое?

4 - 5 тур

Общие вопросы на сообразительность.

1. Вероника спросила своего брата «Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?»

2. Сколько ушей у 6 мышей?

3. Иру спросили: «Сколько учеников у вас в классе?» Ира ответила «Это число меньше 26, но больше 23 и является чётным». Сколько учеников в классе у Иры?

4. Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки?

5. В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?

Пятница: Защита проекта «Математика в нашей жизни

Защита проекта «Математика в нашей жизни».

В начале недели учитель предлагает учащимся поработать над творческим проектом «Математика в нашей жизни». Каждый ученик выбирает число для небольшого исследования. В помощь учитель выдаёт карточку с планом работы. Ответы на вопросы (предложенные в плане и дополненные самостоятельно) учащиеся рисовали, чертили схемами, записывали стихами, ребусами, загадками. А в пятницу каждый желающий представлял свою творческую работу всему классу.

Информация о работе Формирование познавательного интереса у младших школьников