Стимулирование у младших школьников радости познания как средства формирования познавательного интереса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Стимулирование у младших школьников радости познания как средства формирования познавательного интереса.В работе рассмотрены возникновение и формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Методы «принесения» радости в учебный процесс.Проанализированы различные технологии,используемые при взаимодействии учителя и учеников для плодотворного сотрудничества при приобретении и передачи знаний.Рассмотрены существующие проблемы в педагогике современной школы . Работа состоит из двух глав, списка использованных источников и приложения.Общий объём работы составляет

Оглавление

Введение……………………………………………….. 5
1. Формирование и развитие познавательных интересов
1.1 Эмоциональная атмосфера обучения……………………… 9
1.2 Игра-способ развития познавательного интереса………. 13
2. Радость познания-предмет заботы учителя
2.1 Приёмы и методики практикующих преподавателей….. 15
2.2 Использование информационных компьютерных
Технологий…………………………………………………… 20
2.3 Детская потребность в исследовательском поиске………23
2.4 Ситуация успеха и ее типы………………………………….26
2.4.1 Неожиданная радость………………………………………27
2.4.2 Всеобщая радость…………………………………………..30
Заключение…………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………….36

Файлы: 1 файл

Хорошо известны основные нравственно.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

 

     

 

            

 

 

          

 

 

 



                                  Содержание                                                   


                                  Содержание                                                   


                                                                   

 

 

 

Введение………………………………………………..  

5


 

1.          Формирование и развитие познавательных интересов      

1.1        Эмоциональная атмосфера обучения………………………  9

1.2        Игра-способ развития  познавательного интереса………. 13

2.          Радость познания-предмет заботы учителя

2.1         Приёмы и методики практикующих преподавателей…..   15

2.2         Использование  информационных компьютерных

              Технологий…………………………………………………… 20

2.3          Детская потребность в исследовательском  поиске………23

2.4      Ситуация успеха и ее типы………………………………….26

2.4.1        Неожиданная радость………………………………………27

2.4.2         Всеобщая радость…………………………………………..30

               Заключение…………………………………………………….33

               Список использованной литературы……………………….36

                Приложение  А……………………………………………......38

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение                                                     

 

                      «Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним

                         первоисточник мысли - окружающий мир.

                        Дадим ему величайшую радость — радость познания»

 

                                                                   В.А. Сухомлинский

 

        Хорошо известны основные нравственно-этические, профессиональные заповеди медиков, соотносимые с предостережением великого мыслителя и врачевателя Востока Ибн Сины (Авиценны) (980—1037): «Не навреди»/1/. Они выражены в клятве Гиппократа (IV в. до н.э.), которую дают выпускники медицинских вузов. Возникает вопрос, существуют ли в педагогике профессиональные заповеди, которые определяют характер и эффективность педагогического воздействия. По нашему глубокому убеждению, в качестве таковых можно назвать два совета начинающим педагогам: «пойми ученика» и «помоги ему научиться». Следование им с учетом всей сложности образовательного процесса, знание механизмов и закономерностей педагогического воздействия способствуют выполнению основной задачи образования — развития и становления личности ученика.            

Для  того ,чтобы  в  полной  мере  раскрыть  тему  нашей курсовой  работы  необходимо  обратиться   к  ключевым  фразам в названии : стимуляция, младший, радость, интерес, познание.И несмотря на то,

что  ,значение  слова стимул в переводе с греческого-«палка» в  смысле «принадлежность для подхлёстывания нерадивых» нашей задачей будет являться нахождение  методов для пробуждения познавательного интереса и «превращение»  последнего в радость.

Слово младший- означает что наш ученик ещё ребёнок. Педагогу очень важно представлять себе ,что он имеет дело- с ребёнком ,для которого познание окружающего мира происходит  посредством   игры,трансфор-

мирующей его  любопытство в процесс познания. 

Ра́дость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией.В нашем случае мотивацией к учению.

        Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению  .Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а  темпы развития научных знаний — велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес./2,28/

      Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими  знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

Интересное  обучение не исключает умение работать с усилием, а  наоборот способствует этому Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.

Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).

В связи с этим интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием Эмоционально – познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции – радости познания.

Целью исследования данной работы является рассмотрение вопросов о сущности познавательного процесса о методах стимулирования радости познания ,ознакомление с различными школами обучения,овладение различными приёмами взаимодействия учителя и ученика. Объектом исследования данной работы являются участники воспитательного процесса - преподаватели, учащиеся, их родители.Основным предметом исследования данной курсовой работы являются взаимоотношения между учителем и учениками ,а также готовность учителя познать,понять и принять внутренний мир ребёнка.

Школа, в первую очередь начальная, признана стандартизировать образование в раннем возрасте. Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно к нему приспособленным. В какой бы среде он ни воспитывался, он с

оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Лишь школа может сделать из него неудачника. Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение. Они надеются добиться признания в школе и с новой верой рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого детского оптимизма - самая серьезная проблема начального обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу, и ее методы обучения.

Ребёнок, у которого все складывалось достаточно удачно в первые пять лет жизни, не сомневается, что и дальше все будет в порядке. Педагоги знают, что уверенность эта может ослабеть, но не исчезнуть в течение еще пяти лет, даже если учение не принесет удовлетворения. Тем не менее, если ребенок то и дело терпит неудачи в течение первых пяти лет обучения, т.е. от пяти до десяти лет, к десятилетнему возрасту от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, и ребенок свыкается с неудачами. Теперь он убежден в том, что не способен решать стоящие перед ним проблемы. Он все больше отходит от поиска любви и самоуважения, на ощупь пробираясь единственными, как ему кажется, оставшимися открытыми для него путями – правонарушений и ухода в себя. И хотя успехи в школе все еще возможны, шансы на их достижение с каждым годом становится все менее вероятными.

Почему до поступления в школу ребенок чувствовал вкус успеха и отличался оптимизмом? Успех сопутствовал ему потому, что он самостоятельно, опираясь на свой разум справлялся с важными для него проблемными ситуациями; оптимистом же он был потому, что жизнь его не была лишена удовольствий, соответствующих его возрасту. Он все больше осознавал, что хоть в жизни и встречаются трудности, их можно преодолеть.

Главное заключается в том, что даже если ему что-то и не удавалось, никто не считал его неудачником.

Сообразительные дети скоро понимают то, что важно в школе, отнюдь не совпадают с тем, что требуется в реальной жизни и приспосабливаются к такому раздвоенному существованию. Однако многие приспособиться не могут. По мере того, как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся чаще всего не могут успешно адаптироваться в наше бурное время. И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

«Учебный процесс можно рассматривать как сотрудничество учителя с учеником. Сотрудничество  же нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно даёт» /3, с. 30/. В самом идеальном варианте радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребёнка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости – источник его движения вперёд.

       Радость в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учёбе, которая была и остаётся главным видом его деятельности. Радость сама по себе не возникает. Не возникает без успеха. Думается, что одной из главных задач, стоящих перед учителем, будет являться создание каждому своему воспитаннику ситуации успеха.

Данная работа состоит из введения, 2- х глав. Заключения и 1го приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

     1Формирование и развитие познавательных интересов 

 

      1.1Эмоцианальная атмосфера  обучения

 

     Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

  Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности.

   Анализ литературы по вышеназванной проблеме обнаружил определённый дефицит исследований, связанных с развитием познавательного интереса младших школьников. У истоков этих исследований стояли М.Н. Волокитина, М.Ф. Морозов, Г.И. Щукина, И.В. Дубровина. Противоречие между желанием ребёнка учиться в школе, и спустя некоторое время реальным нежеланием идти в школу из-за отсутствия мотивации, было исследовано в трудах Ю.К. Бабанского, Л.М. Фридмана, Кулагиной И.Ю., Р.В. Овчаровой и др. Эти исследования заложили основу для дальнейшего изучения данной проблемы. В силу большой социальной и познавательной важности и сложности эта проблема продолжает оставаться одной из центральных в современной дидактике и практике обучения.

     Проблема познавательного интереса - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития./4/ Ее разработке посвятили свои труды кроме вышеперечисленных также многие другие  ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.          

  О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К . Д . Ушинский (1824-1870(71)) . В своем педагогическом сочинении « Труд в его психическом и воспитательном значении .» К . Д . Ушинский отметил : « Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то , усваивает материал , но и переживает свой труд , высказывает личное отношение к тому , что ему удается и не удается » /5, 150/.

         В этой работе К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда , когда есть вдохновение , рождающееся от успеха в овладении знаниями . Ребенок , никогда не познавший радости труда в учении , не переживший гордости от того , что трудности преодолены , теряет        желание   интерес учиться /5,142/. Первой заповедью воспитания К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

  Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения /6,23/. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.  Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У.Глассер так же убежден , что успех должен быть доступен каждому ребенку .Он стремиться глубже исследовать проблему удовлетворения глубинных психологических запросов ребенка в условиях учебной среды .У. Глессер убежден, что если ребенку удастся добиться успеха в школе , то у него есть все шансы на успех в жизни /7 , 62/

Информация о работе Стимулирование у младших школьников радости познания как средства формирования познавательного интереса