Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа
Стимулирование у младших школьников радости познания как средства формирования познавательного интереса.В работе рассмотрены возникновение и формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Методы «принесения» радости в учебный процесс.Проанализированы различные технологии,используемые при взаимодействии учителя и учеников для плодотворного сотрудничества при приобретении и передачи знаний.Рассмотрены существующие проблемы в педагогике современной школы . Работа состоит из двух глав, списка использованных источников и приложения.Общий объём работы составляет
Введение……………………………………………….. 5
1. Формирование и развитие познавательных интересов
1.1 Эмоциональная атмосфера обучения……………………… 9
1.2 Игра-способ развития познавательного интереса………. 13
2. Радость познания-предмет заботы учителя
2.1 Приёмы и методики практикующих преподавателей….. 15
2.2 Использование информационных компьютерных
Технологий…………………………………………………… 20
2.3 Детская потребность в исследовательском поиске………23
2.4 Ситуация успеха и ее типы………………………………….26
2.4.1 Неожиданная радость………………………………………27
2.4.2 Всеобщая радость…………………………………………..30
Заключение…………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………….36
Цель таких занятий заключается в том, чтобы вырабатывать умения правильного написания движений руки слева направо, сверху вниз и снизу вверх, развивая при этом глазомер, мелкую мускулатуру пальцев и кисти руки.
На первом этапе письма я широко использую такие упражнения, как:
Работа с линейками – трафаретами (с геометрическими фигурами и фигурами животных)
Работа с лекалами.
Рисование, соединённое со штриховкой.
Рисование и раскрашивание, которые часто использую и на уроках математики, рисования, труда.
Гимнастика для рук.
Письмо мокрой кисточкой на доске, в воздухе, под счёт с комментированием.
Перед выполнением заданий настраиваю детей на выполнение, достижение поставленных целей. Главное, настроить ребёнка на нужную волну, суметь убедить, что он всё умеет и знает, нужно только постараться.
Детям нравится разнообразие, часто они сами предлагают тот или иной вид работы, от желающих показать или прокомментировать « как учитель» в таких случаях нет недостатка. Это ведь замечательно, что сам процесс захватывает детей, никого не оставляет равнодушным
На каждом уроке провожу гимнастику для рук. Физкультурные минутки помогают снять усталость, настроить детей на творчество, подготовив мелкую мускулатуру рук к работе.
И ещё, работая по новому методу, пришла к выводу, что такое обучение даёт большое моральное удовлетворение не только для самого учителя, но и для детей. Но, в свою очередь, от учителя требуется большая затрата сил и времени, что под силу бывает только ищущему учителю, неутомимому исследователю и экспериментатору, не боящемуся нового и необычного.» /17/
Другой практикующий педагог - Любовь Владимировна Савельева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ села Колосовка Омской области, стаж работы – 14 лет на сайте в интернете описывает свой метод : «Маленькие человечки должны учиться в атмосфере радости и успеха, но не всегда мы можем создать такие условия... Очень часто школьные отметки являются травмирующим фактором в процессе обучения. В последнее время много дискутировали о безотметочном обучении. Я считаю, что отметки отменять нельзя, но их надо модифицировать каким-либо способом, чтобы дети не
расстраивались, получая не то, что хотели бы, но в то же время знали, что им есть куда стремиться и над чем работать. Отметки, конечно, необходимы, но при их выставлении необходимы осторожность, такт и, безусловно, творческий подход. Лучше перехвалить, чем недохвалить. Ребенок должен идти в школу с удовольствием, а не со страхом.
Эмоциональная функция оценивания проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности. И поэтому особое значение приобретает совершенствование процедур оценки знания обучающихся.
Основные изменения в системе оценивания учеников младших классов связаны:
с индивидуализацией, и в то же время существенным повышением объективности благодаря введению многокритериальности;
с реализацией приоритета самоконтроля, самооценки и взаимоконтроля, взаимооценки учащихся перед оценкой учителя.
Новые формы оценивания позволяют как учителям, так и детям получать более развернутую и содержательную обратную связь и на ее основе вносить необходимые поправки в учебный процесс.
Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей способна оказать существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения. Новые требования к учителю в условиях перехода к внедрению ФГОС связаны с необходимостью обеспечения вариативности, личностной и практической ориентации образовательного процесса. Совершенно очевидно, что в этом случае возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств оценки учащихся в образовательном процессе.
Каким образом реализовать эти идеи в своей работе – над этим задумываются многие практикующие учителя. Ведь традиционные отметки пока не отменены и являются основным измерителем учебной деятельности. Я применяю на своих уроках такие формы оценивания как «Лист успеха».
Конспект урока с использованием «Листа успеха»
Учитель: Сегодня – 7 апреля. Что вы знаете об этой дате? Да, сегодня – День Здоровья. И девиз нашего урока «Здоровым быть здорово!». Прочтите его ещё раз и запишите по памяти в тетрадь. Теперь проверьте. Поставьте себе заработанные за эту работу баллы в свой «Лист успеха»: нет ошибок – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, более 1 ошибки – 1 балл.
Учитель: Сегодня на уроке предстоит работа в группах. Какие правила нужно при этом соблюдать?
Дети: Выслушивать все мнения, принимать общее решение, работать сообща.
Учитель: Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было составить слова из «рассыпанных» букв. Какие слова у вас получились? Правильные ответы – спорт, штанга (вывешиваются на доску). В «Лист успеха»: оба слова составлены верно – 2 балла, 1 слово – 1 балл и т.д.
Учитель: Как называются люди, занимающиеся спортом? Спортсмен, поднимающий штангу?
На доске:
СПОРТ – СП_РТСМЕНЫ
ШТАНГА – ШТ_НГИСТ
Учитель: Я не уверена, какие буквы следует писать в этих словах. А вы? Почему у меня возникли сомнения?
Дети: Здесь «опасное место» в слове – безударный гласный звук.
Учитель: Какова тема урока? (На доску – «Безударные гласные в корне слова»).
Какие же буквы следует написать в этих словах? Посовещайтесь в группе и приготовьтесь доказывать («Мозговая атака» после выслушивания доказательств).
Значит, я могу доказать так – в слове паспорт следует писать букву О в безударном положении, потому что в слове спорт под ударением пишется О, и, соответственно, штаны – штанга? Как же доказать правильность написания этой орфограммы, назовите 2 условия. (Совещание в группах). Сравнивание своих версий с правилом – стр. 87.
Учитель: Попробуйте применить это правило в практической работе – спишите слова с доски, вставьте пропущенные буквы. <span class="dash041e_0431_044b_