Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению - одна из проблем современного образования. На одном полюсе концентрируются школьники с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует школьников без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу учителя и мешают другим ученикам. Поэтому формирование интереса к учёбе - одна из задач педагогики. Эта задача решается как в рамках школьной, так и внешкольной работы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников
1.2. Методические основы организации внеурочной деятельности младших школьников по математике
Глава 2. Особенности формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в внеурочной деятельности по математике
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2.Формирующий эксперимент……………………………………………24
2.3Методические рекомендации педагогу по формированию познавательного интереса к математике у младших школьников посредством внеурочной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 . Неделя математики
Получили «пять» все Саши,
Иры, Кати и Наташи.
Ответы второй команды:
По «четверке» Тани, Гали, Левы, Поли и Виталий.
Ответы третьей команды:
Остальные все Иваны,
Все Андреи и Степаны
Получили только «тройки».
VI конкурс. Игра «Математика из карандашей».
Для проведения этой игры нужны цветные карандаши. Соревнуются две команды. Учащиеся в командах становятся по парам. Перед каждой командой на одинаковом расстоянии находятся карандаши (10-15 штук) в маленьком подарочном пакете. Учитель называет число, фигуру и другие математические понятия, а пара из команды добегает до пакета с карандашами и выкладывает названное определение.
Например, треугольник – 6 карандашей, ломаная незамкнутая линия – 5 карандашей, три – 4 карандаша, плюс – 4 карандаша, см – 7 карандашей, х (икс) – 4 карандаша, пятиугольник – 7 карандашей, 12 – 7 карандашей, знак больше - 4 карандаша, 85 – 12 карандашей.
Анализ результатов исследования
Ответы детей оценивались по бальной системе
0 баллов – ученик не отвечал на поставленные вопросы, не участвовал в обсуждении и т.п.;
1 балл – учащийся выполнил задание частично (либо с ошибкой, либо требовалась помощь педагога, одноклассников);
2 балла – ученик самостоятельно справился с заданием.
Наибольшее количество баллов, которое мог бы набрать ученик по результатам 6 заданий 12 баллов.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 10–12 баллов;
Средний уровень – 5–9 баллов;
Низкий уровень – 0–4 балла.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента (Таблица 1) видно, что у большинства детей наметилась положительная тенденции к повышению уровня познавательной активности на занятиях.
Таблица 1. Динамика повышения уровня познавательной деятельности
№ п/п | Имя ребенка | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | Прирост (в баллах) | ||
Общее кол-во баллов | Уровень | Общее кол-во баллов | Уровень | |||
1 | Алеша С. | 5 | С | 8 | С | 3 |
2 | Андрей К. | 5 | С | 9 | С | 4 |
3 | Аня М. | 5 | С | 10 | В | 5 |
4 | Вика Д. | 4 | Н | 8 | С | 3 |
5 | Вика К. | 4 | Н | 7 | С | 3 |
6 | Женя Б. | 2 | Н | 8 | С | 6 |
7 | Лена П. | 4 | Н | 6 | С | 2 |
8 | Данил С. | 3 | Н | 5 | С | 2 |
9 | Толик С. | 3 | Н | 4 | Н | 1 |
10 | Алена И. | 4 | Н | 9 | С | 5 |
11 | Максим Р. | 6 | С | 10 | В | 4 |
12 | Настя Л. | 4 | Н | 5 | Н | 1 |
13 | Иван П. | 6 | С | 9 | С | 3 |
14 | Николай В. | 4 | Н | 9 | С | 5 |
15 | Ира М. | 4 | Н | 8 | С | 4 |
Как видно из таблицы на исходном этапе констатирующего эксперимента нет высоких результатов. Пятеро учеников (3,3%) имеют средний уровень познавательного интереса к дисциплине. 10 учеников из экспериментальной группы показали низкий уровень познавательного интереса к математике.
На контрольном этапе констатирующего эксперимента результаты значительно изменились: 12 учеников имеют средний уровень познавательного интереса; двое младших школьников – высокий уровень; двое учащихся – низкий уровень познавательного интереса к математике. Однако, важно отметить факт, что у всех детей, даже у тех, у кого не изменился уровень познавательного интереса увеличились показатели: наблюдается прирост баллов, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Для большей наглядности представим результаты исследования в виде диаграмм (рисунок 2).
Рисунок 2 Сравнительная диаграмма динамики повышения уровней познавательного интереса по результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Анализ ответов детей на задания контрольного эксперимента свидетельствует о том, что большинство детей повысили познавательную активность , овладели программным материалом по математике и они могут применять эти знания при решении задач, сформулированных в ходе игры по-новому.
Большинство детей легко понимали смысл практических заданий, дети логично действовали и доказывали правильность своего ответа, ребята старались свободно ориентироваться в сложных зависимостях существующих между объектами измерения, мерами и числами., но к сожалению, это не удалось сделать Толе С, Жене Б.
Толик на вопросы задания № 2, сильно нервничал, путался в карточках и поэтому не смог дать правильного ответа.
Данил С. Проходя через ворота вместе с Леной П (задание 3) не смог показать второе правильное число из которого должна получиться сумма 8 (Лена показала число 3, а Данил 6).
Большинство детей (5 человек) легко справились с 4 заданием, а у 4 детей это задание вызвало небольшое затруднение. Так, Вика К. не смогла определить количество шашек на столе, девочка сказала, что белых шашек больше чем черных (Правильный ответ поровну).
С 5 заданием справились всего 3 детей. 6 детей не смогли использовать условную мерку: дети пересыпали в пакет маленькие чашки, вместо того, чтобы 2 маленькие чашки высыпать в один бокал.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Активизация внеклассной работы по математике признана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею дополнительно. Как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной деятельности по приобретению новых знаний, т.е. путём самообучения.
Конкурсы - одна из форм внеурочной работы, обладающей большим эмоциональным воздействием на учащихся: конкурсы межпредметного содержания:«А ну-ка математики», «Математика вокруг нас»; математические викторины: «Что, где, почему?»; математический утренник «В День знаний – мир математических знаний»; математический вечер «Математизация знаний в современном мире»; математическая неделя «Знай и умей»; математический КВН; математическая эстафета; математический бой; математический хоккей; массовые состязания школьников на занятиях математического кружка; математические игры с микрокалькулятором; конкурс-состязание «Кто больше…»; занятия семинары: «Преобразование фигур на координатной плоскости», «Площадь треугольника»; занятия практикумы: «Преобразование графиков функций и уравнений», «Площадь треугольника, заданная координатами его вершин»; заочные конкурсы по решению задач; математические сочинения: «Прямая и её уравнения», «Окружность и её уравнения», «Эллипс и его уравнения», «Гипербола и её уравнения».
Учителям в процессе обучения рекомендуется предусматривать такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.
Для этого необходимо в области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. А также:
-Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
-Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;
-При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
-Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:
-Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.
В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:
-Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
-Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
-Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;
-Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
-Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли;
-Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.
-Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.
Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане рекомендуется :
-Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;
-Использовать всестороннее воздействие средств искусства;
-Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
-Развивать коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;
-Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
-Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других;
-Рекомендовать дополнительную литературу.
В области внеклассной работы предлагается:
-Расширять и углублять кругозор учащихся в определенной, избранной ими области;
-Практиковать решение научно – прикладных задач. Поставленные во внеклассной ра-боте задачи могут быть решены самыми различными формами, поэтому рекомендуются те из них, которые получили достаточную апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалки; диспуты; вечера – зачетов, где раскрываются творческие возможности школьников; исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него; познавательные игры, игры – путешествия.
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:
-выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;
-вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;
-готовить выступления перед товарищами в классе;
Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учителю очень важно не только его распознать, но и управлять им.
Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности – интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил личности в целом, интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной жизненной позиции. Формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе, не приходится. Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности
Содержание каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения.
Информация о работе Формирование познавательного интереса у младших школьников