Формирование познавательного интереса у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению - одна из проблем современного образования. На одном полюсе концентрируются школьники с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует школьников без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу учителя и мешают другим ученикам. Поэтому формирование интереса к учёбе - одна из задач педагогики. Эта задача решается как в рамках школьной, так и внешкольной работы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников
1.2. Методические основы организации внеурочной деятельности младших школьников по математике
Глава 2. Особенности формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в внеурочной деятельности по математике
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2.Формирующий эксперимент……………………………………………24
2.3Методические рекомендации педагогу по формированию познавательного интереса к математике у младших школьников посредством внеурочной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 . Неделя математики

Файлы: 1 файл

познават интерес Матьематика внеурочн.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

Цель – формировать познавательный интерес к математике у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Задачи:

1.              Определить исходный уровень познавательного интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности.

2.              Провести работу по формированию познавательного интереса к математике у детей младшего школьного возраста.

3.              Определить эффективность проведенной работы.

4.  Разработать рекомендации для педагога по формированию  познавательного интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования:  система внеурочной работы по математике будут способствовать формированию познавательного интереса к предмету у детей младшего школьного возраста.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех экспериментов:

1.              Констатирующего;

2.              Формирующего;

3.              Контрольного.

Констатирующий эксперимент проводился на исходном этапе эксперимента.

Цель – выявить исходный уровень познавательного интереса к математике у младших школьников.

Задача – провести внеклассное мероприятие по математике и проанализировать исходный уровень познавательного интереса к математике в классе.

Для диагностики познавательного интереса к математике была использована методика  Пономаревой Светланы Федоровны, которая считает что форма математического КВН способствует выявлению уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста [18, c. 19].

Внеклассное мероприятие "Математический КВН"

В КВНе принимают участие 3 команды по 5 человек, двое ведущих, а также участники художественной самодеятельности (5 человек). Уровень познавательного интереса  к предмету исследовался у участников команд (15 человек).

Ведущий:

Внимание! Внимание!

Приглашаем всех мальчишек, и девчонок отправиться, в веселую страну. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.

Не в театральном представлении,

А среди наших школьных стен

Мы увидим сейчас веселый

Математический КВН.

Уже готово все к сраженью

Команды лишь сигнала ждут.

Одну минуточку терпенья

Я вам представлю грозный суд

(представление жюри)

Болельщиков предупреждаем,

Что встреча будет горяча

И поэтому мы вам желаем

Болеть без вызова врача.

Ведущий:

Приветствие (каждая команда говорит свое приветствие, оценивается по пятибалльной шкале)

1 команда-«ЛОМ»- Любим очень математику

2 команда-«Угол» Умей грести очки лопатой

3 команда-«Пупс» - Пусть ум победит силу

Ведущий:

Первый конкурс начинаем

Победителей узнаем

Здесь задачки и загадки

За разгадку – вам награда.

I конкурс. Разминка

(ведущие по очереди задают вопросы командам)

1 команда:

1) Сколько концов у двух палок?

2) У какой фигуры нет начала, ни конца?

3) На столе лежала яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит

на столе?

2 команда: 1) Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок осталось?

2) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

3) На подоконнике лежали 3 зеленых помидора. Через день они

покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?

3 команда:

1) У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади.

Сколько лап у собаки?

2) Сколько горошин может войти в один стакан?

3) Я так мила, я так кругла

Я состою из двух кружков

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы, дружков. (8)

Ведущий:

II конкурс. Внимательная команда

На доске вывешиваются различные геометрические фигуры разного цвета. 30 секунд команда смотрит на них и запоминает. Затем все отворачиваются, убирает одна фигур. Команда должна назвать фигуру, которая, по ее мнению, пропала. Затем повторяется со 2, 3 командой.

Ведущий:

Кто в школе смог быть капитаном,

Тому открыты все пути:

Владеть он будет океаном,

Воздушным, водным и земным.

III конкурс. Конкурс капитанов

Отгадать слова записанные ребусами (4 балла за отгадку ребуса).

3 Б У Н А

К О 100 Ч К А

С В И 100 К

Ведущий:

Пусть всякий знает

Кто же лучше вычисляет!

Мне задачки прочитать,

Вам же думать и считать!

IV конкурс. Математическая эстафета

Выносится дерево, на дереве висят груши, яблоки и т.д. на них написаны примеры, каждому по примеру. Ребята выходят по очереди срывают фрукт, пишут на доске (чтобы все видели) решение, какая команда быстрее.

12+17= 13-3= 14+5= 19-12= 15+22= 16+31= 17-11= 18+41= 19-14=

Ведущий:

Вы, ребята, все устали,

Много думали, считали,

Отдохнуть уже пора

V конкурс.

Каждой команде нужно нарисовать человека из цифр. Используя несколько цифр от 0 до 9. За каждую использованную цифру 1 балл. Рисунки передаются жюри, жюри считает

Пока команды рисуют проводиться конкурс с болельщиками.

Ведущий:

1.Загадки:

1. Вид ее – как запятая

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев

А ее лентяи – нет. (2)

2. Не похож он на пятак,

Не похож на бублик,

Круглый он, да не дурак,

С дыркой, да не бублик. (0)

3. У кого одна нога,

Да и та без башмака? (7)

2.Назовите сказки или песни, в которых есть цифры.

Ведущий:

VI конкурс. Урок математики

Всем членам команды на грудь вешают таблички с номерами от 1 до 5. в 5-6 шагах перед каждой командой ставят 2 стула. Ведущий громко объявляет какое-либо действие, играющие должны быстро подсчитать результат, и те из них, у кого таблички с цифрами бегут и садятся на приготовленные стулья так, чтобы зрители могли подсчитать сумму.

Команда, быстрее выполнившая задание, получает одно очко. Примеров может быть несколько, чтобы каждый участвовал в игре, хотя бы по одному разу.

23+12 = 32+11= 95-64= 35-12= 67-36= 59-27= 31+14=

43+2= 12+10=

Пока жюри подводит итоги, шестиклассники показывает инсцинирование стихотворения:

Треугольник и квадрат

Жили, были два брата

Треугольник с квадратом

Старший квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат

Тот кричит ему: «Смотри,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!»

Но квадрат ответил: «Брат!

Я же старше, я квадрат»

И сказал еще нежней:

»Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился, был квадратом,

А проснешься без углов!»

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел, он нет квадрата

Онемел, стоял без слов

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!?»

Ведущий: Вот закончилась игра,

Результат узнать пора

Кто же лучше всех трудился,

И в КВНе отличился?

Жюри объявляет победителей, идет награждение.

По результатам заданий мы составили диаграмму (Рисунок 1) из которой видно, какие задания вызвали затруднения у младших школьников.

 

Рисунок 1 Результаты активности и качества выполнения заданий констатирующего этапа эксперимента

Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента мы наметили для себя дальнейшую работу по активизации познавательной деятельности на занятиях математические знания в применения различных дидактических форм, методов и средств .

Для повышения уровня нами была разработана система работы по использованию дидактических игр для младших школьников .

2.2 Формирующий эксперимент

Второй этап исследования – формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента была проведена  «Неделя математики» (приложение 1).

Наблюдения показали, что учащиеся с большим интересом и увлечением включились в работу, выполняли все предложенные задания.

Третий этап исследования – констатирующий эксперимент

Цель – выявить уровень познавательного интереса к математике на заключительном этапе работы.

Задачи:

- провести диагностику;

- обработать полученные результаты;

- разработать рекомендации по организации системы работы по математике во внеурочное время.

Констатирующий эксперимент на заключительном исследования так же проводился в форме математического КВН, только с другими заданиями.

Первый конкурс. Разминка

(ведущие по очереди задают вопросы командам)

1 команда:

1) Отгадайте-ка, ребятки:

Что за цифра акробатка,

Если на голову встанет,

Ровно на 3 меньше станет?(9)

2) Диме 5 лет, а Кате – 9 лет. Кто младше?

2 команда:

1) Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок

осталось?

2) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

3 команда:

1) У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади.

Сколько лап у собаки?

2) Сколько горошин может войти в один стакан?

Второй конкурс. Математическая эстафета

20+21== 23+24= 49-35= 28-16= 66-52= 78-53= 95-43= 73+24= 89-56=

II конкурс. Внимательная команда

На доске вывешиваются различные геометрические фигуры разного цвета. 30 секунд команда смотрит на них и запоминает. Затем все отворачиваются, убирает одна фигур. Команда должна назвать фигуру, которая, по ее мнению, пропала. Затем повторяется со 2, 3 командой.

III конкурс. Конкурс капитанов

Отгадать слова записанные ребусами (4 балла за отгадку ребуса).

Под каждым многоугольником спрятались цифры : 0, 2, 4.

Посмотри внимательно на каждый из трех примеров и определи числа, спрятавшиеся за фигурами.

Помни: у одинаковых фигур - одинаковые числа, у разных - разные.

Какое число спряталось за треугольником ?

Ответы: (a) 0;   (b) 2;   (c) 4.

IV конкурс. Математическая эстафета

Сложение и вычитание в пределах 100.

Первая команда:

1. К 3 десяткам прибавить 7 единиц.

2. К 4 десяткам и 3 единицам прибавить 7 единиц.

3. Из 47 вычесть 40.

4. Уменьшаемое 80, вычитаемое 30, найти разность.

5. Сколько вычесть из 17, чтобы получилось 8?

Вторая команда:

6. К 18 прибавить самое маленькое натуральное число.

7. Сколько прибавить к 7, чтобы получилось 18?

8. Уменьшаемое 24, вычитаемое 5, назовите разность.

9. К 30 прибавить 50.

10. Из скольких вычесть 11, чтобы получилось 21?

Третья команда:

11. 48 единиц уменьшить на 2 десятка.

12. К 3 десяткам прибавить 4 десятка.

13. 1 слагаемое – 22, второе слагаемое – 9, назовите сумму.

14. Уменьшаемое - неизвестно, вычитаемое – 7, разность – 9, назовите уменьшаемое.

15. 4 десятка 6 единиц увеличить на 4 единицы.

V конкурс. Занимательная математика

Кто получил «двойку»?

В нашем классе два Ивана,

Две Татьяны, два Степана,

Три Катюши, три Галины.

Пять Андреев, три Полины,

Восемь Львов, четыре Саши,

Пять Ирин и две Наташи

И всего один Виталий.

Сколько всех мы насчитали?

Ответы первой команды:

Вот отметки по контрольной:

Информация о работе Формирование познавательного интереса у младших школьников