Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению - одна из проблем современного образования. На одном полюсе концентрируются школьники с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует школьников без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу учителя и мешают другим ученикам. Поэтому формирование интереса к учёбе - одна из задач педагогики. Эта задача решается как в рамках школьной, так и внешкольной работы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников
1.2. Методические основы организации внеурочной деятельности младших школьников по математике
Глава 2. Особенности формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в внеурочной деятельности по математике
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2.Формирующий эксперимент……………………………………………24
2.3Методические рекомендации педагогу по формированию познавательного интереса к математике у младших школьников посредством внеурочной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 . Неделя математики
Цель – формировать познавательный интерес к математике у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Задачи:
1. Определить исходный уровень познавательного интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности.
2. Провести работу по формированию познавательного интереса к математике у детей младшего школьного возраста.
3. Определить эффективность проведенной работы.
4. Разработать рекомендации для педагога по формированию познавательного интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: система внеурочной работы по математике будут способствовать формированию познавательного интереса к предмету у детей младшего школьного возраста.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех экспериментов:
1. Констатирующего;
2. Формирующего;
3. Контрольного.
Констатирующий эксперимент проводился на исходном этапе эксперимента.
Цель – выявить исходный уровень познавательного интереса к математике у младших школьников.
Задача – провести внеклассное мероприятие по математике и проанализировать исходный уровень познавательного интереса к математике в классе.
Для диагностики познавательного интереса к математике была использована методика Пономаревой Светланы Федоровны, которая считает что форма математического КВН способствует выявлению уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста [18, c. 19].
Внеклассное мероприятие "Математический КВН"
В КВНе принимают участие 3 команды по 5 человек, двое ведущих, а также участники художественной самодеятельности (5 человек). Уровень познавательного интереса к предмету исследовался у участников команд (15 человек).
Ведущий:
Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчишек, и девчонок отправиться, в веселую страну. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.
Не в театральном представлении,
А среди наших школьных стен
Мы увидим сейчас веселый
Математический КВН.
Уже готово все к сраженью
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья
Я вам представлю грозный суд
(представление жюри)
Болельщиков предупреждаем,
Что встреча будет горяча
И поэтому мы вам желаем
Болеть без вызова врача.
Ведущий:
Приветствие (каждая команда говорит свое приветствие, оценивается по пятибалльной шкале)
1 команда-«ЛОМ»- Любим очень математику
2 команда-«Угол» Умей грести очки лопатой
3 команда-«Пупс» - Пусть ум победит силу
Ведущий:
Первый конкурс начинаем
Победителей узнаем
Здесь задачки и загадки
За разгадку – вам награда.
I конкурс. Разминка
(ведущие по очереди задают вопросы командам)
1 команда:
1) Сколько концов у двух палок?
2) У какой фигуры нет начала, ни конца?
3) На столе лежала яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит
на столе?
2 команда: 1) Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок осталось?
2) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
3) На подоконнике лежали 3 зеленых помидора. Через день они
покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?
3 команда:
1) У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади.
Сколько лап у собаки?
2) Сколько горошин может войти в один стакан?
3) Я так мила, я так кругла
Я состою из двух кружков
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружков. (8)
Ведущий:
II конкурс. Внимательная команда
На доске вывешиваются различные геометрические фигуры разного цвета. 30 секунд команда смотрит на них и запоминает. Затем все отворачиваются, убирает одна фигур. Команда должна назвать фигуру, которая, по ее мнению, пропала. Затем повторяется со 2, 3 командой.
Ведущий:
Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным.
III конкурс. Конкурс капитанов
Отгадать слова записанные ребусами (4 балла за отгадку ребуса).
3 Б У Н А
К О 100 Ч К А
С В И 100 К
Ведущий:
Пусть всякий знает
Кто же лучше вычисляет!
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!
IV конкурс. Математическая эстафета
Выносится дерево, на дереве висят груши, яблоки и т.д. на них написаны примеры, каждому по примеру. Ребята выходят по очереди срывают фрукт, пишут на доске (чтобы все видели) решение, какая команда быстрее.
12+17= 13-3= 14+5= 19-12= 15+22= 16+31= 17-11= 18+41= 19-14=
Ведущий:
Вы, ребята, все устали,
Много думали, считали,
Отдохнуть уже пора
V конкурс.
Каждой команде нужно нарисовать человека из цифр. Используя несколько цифр от 0 до 9. За каждую использованную цифру 1 балл. Рисунки передаются жюри, жюри считает
Пока команды рисуют проводиться конкурс с болельщиками.
Ведущий:
1.Загадки:
1. Вид ее – как запятая
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев
А ее лентяи – нет. (2)
2. Не похож он на пятак,
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак,
С дыркой, да не бублик. (0)
3. У кого одна нога,
Да и та без башмака? (7)
2.Назовите сказки или песни, в которых есть цифры.
Ведущий:
VI конкурс. Урок математики
Всем членам команды на грудь вешают таблички с номерами от 1 до 5. в 5-6 шагах перед каждой командой ставят 2 стула. Ведущий громко объявляет какое-либо действие, играющие должны быстро подсчитать результат, и те из них, у кого таблички с цифрами бегут и садятся на приготовленные стулья так, чтобы зрители могли подсчитать сумму.
Команда, быстрее выполнившая задание, получает одно очко. Примеров может быть несколько, чтобы каждый участвовал в игре, хотя бы по одному разу.
23+12 = 32+11= 95-64= 35-12= 67-36= 59-27= 31+14=
43+2= 12+10=
Пока жюри подводит итоги, шестиклассники показывает инсцинирование стихотворения:
Треугольник и квадрат
Жили, были два брата
Треугольник с квадратом
Старший квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я квадрат»
И сказал еще нежней:
»Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился, был квадратом,
А проснешься без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел, он нет квадрата
Онемел, стоял без слов
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!?»
Ведущий: Вот закончилась игра,
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился,
И в КВНе отличился?
Жюри объявляет победителей, идет награждение.
По результатам заданий мы составили диаграмму (Рисунок 1) из которой видно, какие задания вызвали затруднения у младших школьников.
Рисунок 1 Результаты активности и качества выполнения заданий констатирующего этапа эксперимента
Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента мы наметили для себя дальнейшую работу по активизации познавательной деятельности на занятиях математические знания в применения различных дидактических форм, методов и средств .
Для повышения уровня нами была разработана система работы по использованию дидактических игр для младших школьников .
2.2 Формирующий эксперимент
Второй этап исследования – формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента была проведена «Неделя математики» (приложение 1).
Наблюдения показали, что учащиеся с большим интересом и увлечением включились в работу, выполняли все предложенные задания.
Третий этап исследования – констатирующий эксперимент
Цель – выявить уровень познавательного интереса к математике на заключительном этапе работы.
Задачи:
- провести диагностику;
- обработать полученные результаты;
- разработать рекомендации по организации системы работы по математике во внеурочное время.
Констатирующий эксперимент на заключительном исследования так же проводился в форме математического КВН, только с другими заданиями.
Первый конкурс. Разминка
(ведущие по очереди задают вопросы командам)
1 команда:
1) Отгадайте-ка, ребятки:
Что за цифра акробатка,
Если на голову встанет,
Ровно на 3 меньше станет?(9)
2) Диме 5 лет, а Кате – 9 лет. Кто младше?
2 команда:
1) Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок
осталось?
2) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
3 команда:
1) У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади.
Сколько лап у собаки?
2) Сколько горошин может войти в один стакан?
Второй конкурс. Математическая эстафета
20+21== 23+24= 49-35= 28-16= 66-52= 78-53= 95-43= 73+24= 89-56=
II конкурс. Внимательная команда
На доске вывешиваются различные геометрические фигуры разного цвета. 30 секунд команда смотрит на них и запоминает. Затем все отворачиваются, убирает одна фигур. Команда должна назвать фигуру, которая, по ее мнению, пропала. Затем повторяется со 2, 3 командой.
III конкурс. Конкурс капитанов
Отгадать слова записанные ребусами (4 балла за отгадку ребуса).
Под каждым многоугольником спрятались цифры : 0, 2, 4.
Посмотри внимательно на каждый из трех примеров и определи числа, спрятавшиеся за фигурами.
Помни: у одинаковых фигур - одинаковые числа, у разных - разные.
Какое число спряталось за треугольником ?
Ответы: (a) 0; (b) 2; (c) 4.
IV конкурс. Математическая эстафета
Сложение и вычитание в пределах 100.
Первая команда:
1. К 3 десяткам прибавить 7 единиц.
2. К 4 десяткам и 3 единицам прибавить 7 единиц.
3. Из 47 вычесть 40.
4. Уменьшаемое 80, вычитаемое 30, найти разность.
5. Сколько вычесть из 17, чтобы получилось 8?
Вторая команда:
6. К 18 прибавить самое маленькое натуральное число.
7. Сколько прибавить к 7, чтобы получилось 18?
8. Уменьшаемое 24, вычитаемое 5, назовите разность.
9. К 30 прибавить 50.
10. Из скольких вычесть 11, чтобы получилось 21?
Третья команда:
11. 48 единиц уменьшить на 2 десятка.
12. К 3 десяткам прибавить 4 десятка.
13. 1 слагаемое – 22, второе слагаемое – 9, назовите сумму.
14. Уменьшаемое - неизвестно, вычитаемое – 7, разность – 9, назовите уменьшаемое.
15. 4 десятка 6 единиц увеличить на 4 единицы.
V конкурс. Занимательная математика
Кто получил «двойку»?
В нашем классе два Ивана,
Две Татьяны, два Степана,
Три Катюши, три Галины.
Пять Андреев, три Полины,
Восемь Львов, четыре Саши,
Пять Ирин и две Наташи
И всего один Виталий.
Сколько всех мы насчитали?
Ответы первой команды:
Вот отметки по контрольной:
Информация о работе Формирование познавательного интереса у младших школьников