Формирование лексических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:23, дипломная работа

Краткое описание

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменения и статус иностранного языка как школьного предмета. Иностранный язык стал осознаваться как средство общения с носителями языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения. Это и предполагает достижение учащимися определенного минимального уровня коммуникативной компетентности, в процессе которой происходит воспитание, образование и развитие школьников средствами иностранного языка.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 187.23 Кб (Скачать)
stify">             Использование компьютера позволяет  формировать графический образ  слова одновременно с его звуковым  и моторным образом. На этапе  показа, на экране появляются лексические единицы и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать лексические единицы (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, звуковых, зрительных) и содействует тем самым их лучшему запоминанию.

             При компьютерном ознакомлении  с лексикой соблюдается принцип  индивидуализации обучения. Одни  школьники хуже воспринимают  графический образ слова, другие  – звуковой. Компьютер дает возможность  выполнять упражнения, направленные  на отработку той или иной  операции в зависимости от  трудностей, с которыми встречаются  отдельные учащиеся. Это помогает  улучшить знания лексических  единиц каждым учеником. Этап  ознакомления всегда заканчивается  первичным закреплением и включением  слов в речевую деятельность. Первичное закрепление предполагает  отработку разных аспектов слов: его формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает включить все эти аспекты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод по главе I

     Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы можем прийти к выводу о том, что:

    • одним из условий успешного общения на иностранном языке – это качественно сформированные лексические навыки, являющиеся важным компонентом содержания обучения иностранному языку. Очень важно на раннем этапе помочь учащимся овладеть всеми компонентами, языковыми средствами. Младший школьник должен осознавать, что изучение нового лексико-грамматического материала должно вести к обогащению их речи и качественного применения в общении, игровых ситуациях и т.д.;
    • лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Это определяет ее место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков;
    • под лексической единицей будем понимать и отдельное слово, и словоформу и лексические сращения;
    • слово имеет две стороны: чувственную и смысловую;
    • чувственная (внешняя) сторона довольно сложна. Поскольку слово есть раздражитель, то она состоит из зрительного и слухового компонентов (его можно увидеть и услышать), так как любое слово это и действие, то оно имеет еще артикуляционный и моторно-графический компоненты (его можно произнести и написать). То есть графическая и звуковая формы слова;
    • Когда говорят о смысловой (внутренней) стороне обычно имеют в виду значение слова и понятие. Наиболее распространенные их толкования следующие. Значение – это отнесенность слова к тому предмету или явлению, которое оно обозначает. Значение устойчиво, оно проявляется в процессе коммуникаций в разных контекстах.
  • К завершению начального курса учащиеся усваивают около 600 словарных единиц для говорения и 700 для понимания на слух.
  • Целесообразно считается изучение лексики с помощью компьютера, так как соблюдается принцип индивидуализации обучения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Опытно-экспериментальная  часть

2.1 Цели и задачи  опытно-экспериментальной  работы

           Целью опытно-экспериментального  исследования является обоснование  эффективности использования метода  активизации для развития лексических  навыков младших школьников.

           Для проведения опытно-экспериментального  исследования необходимо было  решить ряд задач:

    1. Подобрать методику для определения уровня сформированности лексических навыков школьников
    2. Выделить группу детей для проведения эксперимента
    3. Апробировать активные приемы по формированию лексических навыков
    4. Оценить эффективность применения данных методов на практике
    5. Проанализировать результаты исследования, сделать вывод
 

      В исследовании отражены результаты научно-исследовательской 

деятельности  с января по апрель 2009. Опишем поэтапно содержание опытно-экспериментального исследования.

1 этап. На начальном этапе (2008-2009) опытно-экспериментального  исследования были сформированы  цель, задачи эксперимента, определен  объем выборки.

Данный  этап включает в себя подготовку методической базы: анализ методической литературы по проблеме исследования, определения  методов и методик, а также  условий проведения исследований.

     Так как целью исследования является выявить и экспериментально проверить  эффективность комплекса методов  по активизации лексики, была проанализирована теоретико-практическая и методическая литература, в результате чего были выявлены основные особенности восприятия лексических единиц.

2 этап. Далее следовал констатирующий  этап, на котором была проведена  исследовательская работа по  изучению лексических навыков  по подобранным методикам. На  данном этапе психолого-педагогического  эксперимента наиболее адекватными  методами исследования были: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ.

3 этап. За тем следовал формирующий  этап. Проводилась работа по повышению  уровня сформированности лексических  навыков. На формирующем этапе  осуществлялась реализация разработанных  методов, согласно выдвинутым  положениям. Использовались следующие  методы: формирующий эксперимент,  игровые методы, упражнения, наблюдения, анализ.

4 этап. После проведения формирующего  эксперимента проводился контрольный  срез. На контрольном срезе использовались  те же методики, что и на  констатирующем этапе исследования. Методы исследования, применяемые  на данном этапе: тестирование, анкетирование, наблюдение, методы  математической статистики, индуктивный  и дедуктивный методы.

5 этап. Далее следовал аналитико-обобщающий этап. Осуществлялось обобщение, систематизация и описание теоретических, экспериментальных материалов исследования. Проводилось сопоставление и анализ полученных результатов. 
 
 
 
 
 
 

2.2.Организация  и проведение констатирующего этапа эксперимента

          Цель: Выявить уровень сформированности лексических навыков у детей, участвующих в эксперименте.

          Задачи:

    1. Выделить группу детей для эксперимента
    2. Апробировать предложенные нами активные приемы формирования лексики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

           На данном этапе наиболее адекватными  методами исследования были: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Эксперимент проводился во время прохождения преддипломной практики в МОУ СОШ №62 г.Челябинска на двух классах:

Классы: 3Б, 3В.

Учебное пособие: Никитенко З.Н.

Количество  человек принимавших участие  в эксперименте: 3Б-7 человек, 3В-7человек.

Уровень обучаемости двух классов: средний.

3В класс был выбран нами как экспериментальный, 3Б контрольный.

Для более  глубокого изучения особенностей обучения лексике была организована и проведена  опытно-практическая работа.

На практике обучение осуществлялось при помощи УМК издательства «Просвещение» English pupils Book. Этот УМК способствует формированию у школьников элементарных коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, развитию речевых, интеллектуальных способностей, а также общеучебных умений, знакомит учащихся с миром зарубежных сверстников и культурой англо-говорящих стран. Учебно-методический комплекс состоит из книги для учащихся, книги для учителя, рабочей тетради, аудиокассеты.

В начале исследования была проведена беседа с учащимися в ходе, которой я выяснила: как они запоминаете новые слова, что им в этом помогает, в чем трудности.

В результате беседы было выяснено, что для учащихся наиболее интересными способами изучения иностранных слов является наглядность, игровые приёмы, которые свою очередь ещё и облегчают этот процесс.

В ходе исследования на уроках была сделана  попытка опробовать многообразие приёмов  ознакомления и активизации лексического материала с целью выявления  наиболее эффективных.

Далее были предложены задания, которые показывали уровень сформированности лексических  навыков.

1. Написать по памяти как можно больше слов по теме «Одежда»

2.Вставить  пропущенные слова в предложения c помощью картинки

Jon has…

Rose wears…

Bill wears…

Ann has…

3.Построить 3-4 предложения по теме «Одежда» (skirt, sweater, shoes, boots, scarf, trousers, jeans, soaks, dress, hat… )

4.Ответить на вопросы:

Do you have a hat?

Информация о работе Формирование лексических навыков