Дидактические игры как средство экологического восприятия детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.
3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.
4.Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания в разных возрастных группах детского сада.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Влияние на всестороннее развитие ебёнка игры, особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Анализ действующих Государственных программ «Крымский веночек», «Малятко», «Дитина» и осударственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине» по разделу «Природа», «Игра»
Выводы к 1 разделу
РАЗДЕЛ 2 ИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста
2.2 Руководство дидактическими играми по экологическому воспитанию в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах
Выводы ко 2 разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

дидактические игры как средство эк.воспит.2.docx

— 56.01 Кб (Скачать)

В лото ребенок должен к  картинке на большой карте подобрать  тождественные изображения на маленьких  карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки». В домино принцип парности реализуется через  подбор карточек при очередности  хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов о животных»(50 игр с буквами и словами) [91].

В играх типа «Лабиринт» предназначенных  для детей старшего дошкольного  возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена  какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать  и предвидеть результат действий.

Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных  картинок, складных кубиков, на которых  изображенный предмет или сюжет  делится на несколько частей. Эти  игры способствуют развитию логического  мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения. (50 игр с буквами  и словами) [91].

 В настоящее время  популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов, животных, фруктов и овощей).

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей  задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и  без опоры на наглядность.

Преимущественно словесные  игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят  на 4 группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют  умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Продуктовый магазин», «Когда это бывает?», «Где был Петя?» Вторую группу составляют игры, используемые для развития у  детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Угадай, что где растет?» Игры, с помощью  которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным  признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови  три предмета», «Назови одним  словом».

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства  юмора «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного  не называть».

1.3 Анализ действующих  Государственных программ «Крымский  веночек», «Малятко», «Дитина» и Государственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине» по разделу «Природа», «Игра»

Программами по воспитанию и  обучению детей дошкольного возраста («Дитина», «Дитина в дошк. роки», «Малятко» и др.) предусмотрено воспитание у детей любви и бережного отношения к природе.

Программы выдвигают две  важнейшие задачи:

1. Воспитание у детей  любви к родной природе, способности  воспринимать и глубоко чувствовать  её красоту, умения бережно  относиться к растениям и животным;

2. Сообщение дошкольникам  элементарных знаний о природе  и формирование на этой основе  у них ряда конкретных и  обобщенных представлений о явлениях  живой и неживой природы. 

Задачи современных действующих  программ:

1. Направлять активную  деятельность дошкольника на  осознанное сохранение природы. 

2. Воспитывать в дошкольниках  гуманно-ценностное отношение к  природе. 

3. Воспитывать любовь к  животному и растительному миру.

4. Формировать у детей  экологические знания, культуру  и отношение к природе. 

5. Информировать дошкольников  об экологической ситуации в  городе, области, мире и о влиянии  ее на здоровье людей. 

Программа «Малятко» определяет объем и содержание знаний, умений и навыков, освоение которых обеспечивает основу развития и жизнедеятельности личности. Программа - это ориентир для родителей и воспитателей на то, что могут и должны знать и уметь дети определенного возраста, об уровне их воспитанности и развития. Делается акцент на том, что обязательным компонентом процесса формирования личности является знание и умения, а конечным его продуктом - отношение к себе и окружающему миру, которое проявляется в эмоционально-чувственной сфере, суждениях и поведении ребенка.

Содержание программы  систематизировано по устойчивым в  практике дошкольного воспитания разделами  «Дошкольное детство: особенности  развития», «Психологические возрастные характеристики», «Дети, требующие  повышенного внимания», «Игра», «Народные  игры», «Ребенок и окружающий мир», «Родная природа», «Речевое воспитание» (подраздел «Говорим по-украински»), «Интересная математика», «Изобразительное искусство», «В мире музыки» (подраздел  «Музыкальное развитие»), «Взаимодействие  дошкольного учреждения и семьи», «Воспитание ребенка в семье» Анализ Государственных программ дает возможность сделать вывод, что одним из важных направлений работы в дошкольном учреждении является экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

По программе «Малятко» определяется, что в средней группе (пятый год жизни) дети уже могут удовлетворять свои интересы к окружающему миру в играх, умело внедрять их в замыслах, сюжетах, ролях. Предполагается реализовывать замыслы с помощью разнообразной игровой среды, ролевого поведения, определенных ситуаций, общения. Дети уже самостоятельно занимаются игрой вместе с двумя - тремя ровесниками.

Проводя с детьми сюжетно-ролевые  игры, требуется внедрять игровые  замыслы в последовательной реализации нескольких игровых задач, соединения разных эпизодов из реальной жизни  или из сказок. Педагог должен удовлетворять  игровые интересы детей, дополнять  их представления новыми знаниями, творчески соединять их по уже  приобретенным жизненным и игровому опыту, который формируется в  сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных и других играх. Во время игр совершенствуется и развивается словарь, связная  речь, общаясь друг с другом по поводу игрушек, игровых замыслов, намерений; намечая сюжет игры [56].

Программа «Дитина» широко используется в практике работы дошкольных учреждений, имеет хорошую репутацию, в первую очередь благодаря тем гуманистическим идеям, которые отвечают требованиям современности. Позитивную оценку педагогов получили направленность на личностное развитие дошкольников, психологизацию работы, индивидуальных подход, организацию групповой работы, гибкий режим дня, которые освещены в основных содержательных линиях и разделах программы. Одобрение вызвало также отделение в программе показателей успешного развития ребенка. Сотрудничества воспитателя с детьми, условий успешной работы воспитателя, которые помогают четче определить результативность деятельности педагога.

Задачи и содержание учебно-воспитательной работы с детьми в программе даны по разделам. Это создает условия  для обеспечения последовательности изложения материала, его систематичности, составления соответственно к возрастанию  возрастных возможностей детей, развития интересов и индивидуальных склонностей  к разным видам деятельности.

В подборе форм и методов  организации работы воспитатель  может проявлять собственную  инициативу, творчество, самостоятельный  поиск.

В разделе «Играя, растем»  задачи и содержание программы «Дитина» состоит в том, чтобы обеспечивать возможности удовлетворения в игре социальные, познавательные и эстетические потребностей, содействовать творческому использованию разнообразных представлений об окружающем мире, реалистических и сказочных ситуаций для создания новых сюжетов игр. Также программа призвана содействовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых сообществ по интересам, поддерживать морально ценные сюжетные линии, стремление быть справедливыми, выдержанными, чувствовать себя уверенно, защищать собственную идею и уважать мысль другого, избегать конфликтов [31].

Суммируя все выше сказанное, следует обозначить, что ознакомление детей дошкольного возраста с  миром природы является самым  важным способом формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая  владеет знаниями и умениями экологически социального поведении в природе. Основным средством ознакомления с  природой является игра. Посредством  игры ребенку значительно интереснее знакомиться с окружающим его  миром. Уже в раннем детстве ребенок  имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или  иные трудности, логически связанные  с сюжетом игры, ее правилами.

Выводы к 1 разделу

1. Экологическое воспитание  детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы  и сменившее традиционно представленное  в программах ознакомления детей  с природой.

2. Результатом экологического  воспитания является экологическая  культура личности. Составные экологической  культуры личности дошкольника-это  знания о природе и их экологическая  направленность, умение использовать  их в реальной жизни, в поведении,  в разнообразной деятельности (в  играх, труде, быту).

3. Игра призвана решать  общевоспитательные задачи, среди  которых задачи формирования  нравственных, общественных качеств  ребенка являются первоочередными.

4. Содержание дидактических  игр определяется Государственной  программой, по которой работает  ДОУ.

5. Многие дидактические  игры не имеют сюжета и заключаются  только в решении определенной  задачи.

6. Игры с дидактическими  игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению  чувственного опыта, вместе с  тем помогают эстетическому воспитанию  детей.

7. Среди всего многообразия  детских игр наибольшее значение  имеет сюжетно-ролевая игра.

РАЗДЕЛ 2

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ  НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ  В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

2.1 Использование дидактических  игр в процессе ознакомления  с природой с детьми дошкольного  возраста

Дидактическая игра, как самостоятельная  игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная  игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют  интерес к игре, её правилам и  действиям, если эти правила ими  усвоены.

Воспитатель должен заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес  к игре (а это относится в  большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать  более сложные правила.

Содержание дидактических  игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего  мира. С помощью дидактических  игр воспитатель приучает детей  самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед  детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего  мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в  дидактических играх, является главной  предпосылкой сознательного отношения  к приобретению твердых, глубоких знаний. В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами (Любашина В.)[53].

Детей старшего возраста например, привлекают винтовые игрушки, уже более  сложные по конструкции, кроме того с детьми используются картинки (парные), кубики, разделенные на большее, чем  раньше количество частей. Наглядность  в играх старших дошкольников, прежде всего, представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с  ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с  парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими  сериями картинок). Начальный показ  игровых действий воспитателем, «пробный ход» в игре, использование поощрительно-контрольных  значков, жетончиков, фишек - все это  составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя  игру и руководя ею. Игрушки и  предметы воспитатель демонстрирует  в наглядном действии, в движении.

В качестве средства познания скрытых связей и отношений воспитатель  использует моделирование. В играх  для прохождения различных маршрутов  используются планы-схемы (игры «Секреты», «Найди свою игрушку», «Лабиринт», «Кто быстрее найдет дорогу к дому»).

Много наглядного материала  используется в серии дидактических  игр по сенсорному воспитанию, разработанных  Л. Венгер.[13].Это таблицы для расширения знаний о форме и величине предмета, схемы для выкладывания геометрических фигур.

В дидактических играх  по развитию речи и ознакомлению с  окружающим используются схемы для  составления описательных рассказов  о фруктах, овощах, животных, одежде, временах года.

Также целесообразно использование  различных игрушек.

Николаева С. Н.[62] отмечает, что  в жизни детей дошкольного  возраста игра является ведущей деятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать  влияния на формирование у них  бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу [25, с 283].

Веретенникова С. А. предлагает следующую классификацию игр, которые  используются в дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой [14, с 124-125].

Дидактические игры, в которых  дети уточняют, закрепляют, расширяют  имеющиеся представления о предметах  и явлениях природы, растениях и  животных. Многие игры подводят детей  к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в  новых условиях, активизируют разнообразные  умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей  умения играть вместе.

Информация о работе Дидактические игры как средство экологического восприятия детей дошкольного возраста