Дидактические игры как средство экологического восприятия детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.
3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.
4.Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания в разных возрастных группах детского сада.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Влияние на всестороннее развитие ебёнка игры, особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Анализ действующих Государственных программ «Крымский веночек», «Малятко», «Дитина» и осударственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине» по разделу «Природа», «Игра»
Выводы к 1 разделу
РАЗДЕЛ 2 ИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста
2.2 Руководство дидактическими играми по экологическому воспитанию в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах
Выводы ко 2 разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

дидактические игры как средство эк.воспит.2.docx

— 56.01 Кб (Скачать)

При ознакомлении с природой используют дидактические игры с  предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и  корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления  о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать  их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать  предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних  признаков.

Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре  времени года», «Малыши», «Ягоды и  фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.

Словесные игры. («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно») проводятся с целью закрепления знаний о  функциях и действиях тех или  иных предметов,

обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает  игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной  игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается  из активного участия в игре, руководит  со стороны, направляет игру. На третьем  этапе дети играют самостоятельно.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале воспитатель  рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые  действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ее вариант.

Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в  работе с детьми используют большое  количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют  определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через  игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших  и средних группах, в старших  группах даются как часть занятия.

Подвижные игры. Подвижные  игры природоведческого характера  связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых  отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и  цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко  и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх  глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде  взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное  отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Для развертывания творческих игр природоведческого характера  необходимо иметь наборы игрушек - сельскохозяйственные машины, животных.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с  природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании  природного материала в играх, показывает способы его использования.

2.2 Руководство дидактическими  играми по экологическому воспитанию  в процессе ознакомления с  природой в разных возрастных  группах

Организация дидактических  игр педагогом осуществляется в  трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ (Богуславская З., Бондаренко А.) [9].

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов  (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия  отобранной игры программным  требованиям воспитания и обучения  детей определенной возрастной  группы;

- определение наиболее  удобного времени проведения  дидактической игры (в процессе  организованного обучения на  занятиях или в свободное от  занятий и других режимных  процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место,  как правило, отводят в групповой  комнате или на участке. 

- определение количества  играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого  дидактического материала для  выбранной игры (игрушки, разные  предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре  самого воспитателя: он должен  изучить и осмыслить весь ход  игры, свое место в игре, методы  руководства игрой;

- подготовка к игре  детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах  и явлениях окружающей жизни,  необходимыми для решения игровой  задачи.

Проведение дидактических  игр включает:

- ознакомление детей с  содержанием игры, с дидактическим  материалом,

который будет использован  в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой  уточняются знания и представления  детей о них);

- объяснение хода и  правил игры. При этом воспитатель  обращает внимание на поведение  детей в соответствии с правилами  игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают,  предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель  учит детей правильно выполнять  действие, доказывая, что в противном  случае игра не приведет к  нужному результату (например, кто-то  из ребят подсматривает, когда  надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя  в игре, его участие в качестве  играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры - это ответственный момент в  руководстве ею, так как по  результатам, которых дети добиваются  в игре, можно судить об её  эффективности, о том будет  ли она с интересом использоваться  в самостоятельной игровой деятельности  ребят.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов  её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми необходимо учитывать возможности детей. Ребенку  свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых  правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые  усилия.

Большое место в играх  занимают мотивы соревнования дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Роль воспитателя в  самой игре тоже меняется. Но и здесь  педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм.

Таким образом, руководство  дидактическими играми в старшем  дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это  обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение  своей роли в игре.

Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме  того, в часы, отведенные для игр, в распоряжении детей дается разнообразный  материал, с которым они могут  играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и  всем коллективом.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить  их знания, уровень их умственного  развития, особенности поведения. Это  подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает. Дидактические  игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась  умственная активность играющих, не падал  интерес к поставленной задаче. (Менджерицкая Д.) [57]. Рекомендации для педагогов:

Систематически планировать  проведение дидактических игр в  целях ознакомления с окружающим детей старшей группы.

Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Игра «Да - нет» (2 варианта). Углубление знаний о разных видах сельскохозяйственного труда. Игра «Кем быть» (2 варианта).

Постоянно использовать наглядный  материал в дидактических играх  со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.

Выводы ко 2 разделу

1.Дидактическая игра представляет  собой сложное многоплановое  педагогическое явление. Неоспорима  её роль в ознакомлении с  окружающим миром детей дошкольного  возраста.

2.Ознакомление с окружающим  в дидактических играх играет  важную роль в умственном развитии  ребенка - дошкольника.

3.Формирование знаний  об окружающем мире в процессе  дидактической игры возможно  в условиях педагогического процесса  под руководством взрослого.

4.Необходимо использование  различных методов и приемов: 

Игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования),

Словесных (беседа для уточнения  знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое);

Наглядных (использование  игрушек, картин, иллюстраций, предметов  природного и бросового материала, показ игровых действий).

5.Для поддержания интереса  и развития познавательной активности  необходимо использовать игры  различной вариативности.

Рекомендации для педагогов:

Систематически планировать  проведение дидактических игр в  целях ознакомления с окружающим детей старшей группы.

Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Игра «Да - нет» (2 варианта). Углубление знаний о разных видах сельскохозяйственного труда. Игра «Кем быть» (2 варианта).

Постоянно использовать наглядный  материал в дидактических играх  со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.

6. Наблюдения за самостоятельными  играми детей дают возможность  выявить их знания, уровень их  умственного развития, особенности  поведения.

7. Использовать в работе  игры с различными усложнениями.

ВЫВОДЫ

1. В процессе изучения  психолого - педагогической и методической литературы было установлено, что игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.

2. Игра доставляет детям  много радости и содействует  их всестороннему развитию. В  процессе игры воспитываются  любовь к природе, бережное  и заботливое отношение к ней,  а так же эколого-целесообразное  поведение в природе. У дошкольников  развивается интерес к игровой  деятельности, сознательное, ответственное  отношение к ней. 

3. В ходе работы были  раскрыты и изучены: сущность  и задачи экологического воспитания  детей дошкольного возраста, виды  игр детей и их значение, значение  эколого - развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении для экологического воспитания.

4. Экологическое воспитание  дошкольников - это процесс ознакомления  детей с природой, в основу  которого положен экологический  подход, когда педагогический процесс  опирается на основополагающие  идеи и понятия экологии.

5. Основными задачами экологического  образования, которые решаются  в дошкольном учреждении являются:

-формирование у детей  элементов экологического сознания;

-формирование у детей  практических навыков и умений  в разнообразной деятельности  в природе; 

-воспитание гуманного  отношения к природе. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авдеева Н. Н., Степанова  Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое  воспитание дошкольников: Учебно-методическое  пособие - Ярославль: Академия  развития: 2003. - 112 с.

2. Аромштам М. Игры для маленьких интеллектуалов.// Дошкольное образование,-2004,-№6,-с.21.

3. Аромштам М. Ищи друзей в игре.// Дошкольное образование,- 2002,-«5,-С.2.

4. Артемова Л. Моделi структури дидактичної гри та ігрових стосунків.// Дошкільне виховання,- 2005, -№4 - С.6.

Информация о работе Дидактические игры как средство экологического восприятия детей дошкольного возраста