Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:28, курсовая работа
Цель работы определить влияние  дидактических игр на процесс  экологического воспитания детей дошкольного  возраста.
В соответствии с целью  были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и  определить задачи экологического  воспитания детей дошкольного  возраста. 
2. Проанализировать дидактические  игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения  воспитательных и образовательных  задач в дошкольном учреждении.
3. Охарактеризовать виды  дидактических игр детей в  природе и определить их значение  на экологическое воспитание.
4.Изучить особенности  руководства дидактическими играми  в процессе экологического воспитания  в разных возрастных группах  детского сада.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и задачи  экологического воспитания детей  дошкольного возраста
1.2 Влияние на всестороннее  развитие ебёнка игры, особенности  и виды дидактических игр в  процессе экологического воспитания  детей дошкольного возраста
1.3 Анализ действующих  Государственных программ «Крымский  веночек», «Малятко», «Дитина» и осударственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине» по разделу «Природа», «Игра»
Выводы к 1 разделу
РАЗДЕЛ 2 ИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
2.1 Использование дидактических  игр в процессе ознакомления  с природой с детьми дошкольного  возраста
2.2 Руководство дидактическими  играми по экологическому воспитанию  в процессе ознакомления с  природой в разных возрастных  группах
Выводы ко 2 разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и задачи 
экологического воспитания 
1.2 Влияние на всестороннее 
развитие ребёнка игры, особенности 
и виды дидактических игр в 
процессе экологического 
1.3 Анализ действующих 
Государственных программ «
Выводы к 1 разделу
РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
2.1 Использование дидактических 
игр в процессе ознакомления 
с природой с детьми 
2.2 Руководство дидактическими 
играми по экологическому 
Выводы ко 2 разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования 
обусловлена реформированием 
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.
Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Экологическое образование, в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным должно решать главную задачу - формировать экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.
Экологическая культура - совокупность 
разнообразных форм деятельности человека, 
в которых находит внешнее 
отражение экологическое 
Таким образом, уже в период 
дошкольного детства 
Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и др. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников.
Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Игры способствуют развитию 
у детей наблюдательности и любознательности, 
пытливости, вызывают у них интерес 
к объектам природы. В дидактических 
играх развиваются 
Игры с природоведческим 
материалом имеют воспитательно-
Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др.
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Цель работы определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и 
определить задачи 
2. Проанализировать 
3. Охарактеризовать виды 
дидактических игр детей в 
природе и определить их 
4.Изучить особенности 
руководства дидактическими 
Объект исследования - процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности организации дидактических игр
детей дошкольного возраста как средства экологического воспитания.
В соответствии с объектом и предметом были определены
следующие методы исследования:
- изучение и анализ 
литературы по исследуемой 
- изучение передового 
педагогического опыта по 
- наблюдение за дидактическими играми детей в природе в дошкольном учреждении;
- изучение и анализ 
Государственных программ 
Структура работы. Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух разделов, выводов к ним, общих выводов, списка использованных источников, приложений.
Общий объем работы 61 страница. В списке использованных источников литературы 91 наименование.
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и задачи 
экологического воспитания 
Термин «экология» происходит от греческих слов (жилище, место пребывания, убежище) и (учение). Экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают.
Экологическое воспитание детей 
- новое направление педагогики, 
складывающееся в последние годы 
и сменившее традиционно 
Прежние программы ориентировали 
педагогов на накопление у детей 
«живых» представлений об объектах 
и явлениях природы, доступных непосредственному 
восприятию и деятельности. Дети учились 
различать и называть объекты 
природы, видеть некоторые их особенности: 
внешний вид, поведение (о животных), 
условия произрастания (о растениях), 
способы ухода и др. Наряду с 
этим, программы содержали задачу 
освоения детьми отдельных взаимосвязей 
в природе. Все программы воспитательно-
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы - научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.
Такой переход возможен только 
при условии формирования новой, 
гуманистической направленности отношения 
человека к природе. Сохранение природной 
среды, таким образом, связано с 
экологическим воспитанием 
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач (Мир природы и ребенок.)[55]:
1. Формирование у детей 
элементов экологического 
2. Формирование у детей 
практических навыков и умений 
в разнообразной деятельности 
в природе; при этом 
Педагогический процесс 
экологического воспитания требует 
решения всех перечисленных задач 
в единстве. Реализация задач экологического 
воспитания возможна только при условии 
экологической культуры педагога, и 
его готовности осуществлять эту 
деятельность. Кроме того, планируются 
задачи формирования учебных умений 
(слушать сверстника, действовать 
по указанию воспитателя, рассказывать 
о результатах своей 
Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней (Козлова С., Куликова Т.) [41].
Плохий З. П. рассматривал экологическую культуру дошкольника как уровень восприятия ребёнком природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение к миру природы [67].
Воспитание заботливого 
отношения к окружающей природной 
среде у детей раннего возраста 
закладывается в семье и 
Программы выдвигают две важнейшие задачи:
1. воспитание у детей 
любви к родной природе,