Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 10:02, контрольная работа
Цель - изучить и проанализировать особенности занятий по ознакомлению с художественной литературой в детском саду.
Поставленные задачи:
проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей;
изучить методику чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях;
рассмотреть структуру занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии;
изучить методику предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения;
Введение
1. Роль художественной литературы в речевом развитии детей
2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях
3. Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии
4. Методика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения
5. Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах
6. Формы использования художественной литературы вне занятий
7. Содержание и формы работы с семьей по образовательной области
Заключение
Список литературы
Другая группа методов и средств использования
литературы вне занятий — развлечения,
праздники, где художественные произведения
преподносятся как в неадаптированном
виде, так и в виде обработок, инсценировок.
На праздниках бытового характера (день
рождения, вечер развлечений) дети могут
выступать с пересказом прозаических
произведений, в том числе и с пересказом
по частям. Нужно отметить, что в практике
детских садов на праздниках проза звучит
явно недостаточно. Для некоторых праздников
в старших группах (день сказок, праздник
весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется
подбирать произведения различных жанров:
стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок,
а также пословицы, поговорки, которые
в соответствующей ситуации употребит
ведущий.
В подготовительных к школе группах используются
своеобразные формы работы с художественной
литературой: литературные утренники
и самодеятельные литературные концерты
не только для детей шести-семи лет, но
и для более младших.
Утренник может быть посвящен юбилею или
творчеству любимого детьми писателя.
Тема утренника может быть и такой: «Русские
народные сказки», «Советские поэты —
детям», «Зарубежные сказки» и т. д.
Структура утренника имеет много общего
со структурой любого праздника: торжественное
открытие, вступительное слово ведущего
(в данном случае оно может быть более
развернутым), осмотр праздничного оформления,
выставки, концертные номера, связанные
между собой объяснениями и рассказами
ведущего, которые должны быть интересны
и доступны детям.
Можно пригласить на вторую половину утренника
(после «антракта») детей старшей группы,
в заключение преподнести всем присутствующим
памятные подарки, посмотреть более подробно
выставку (дать детям возможность подойти
к стенду, взять книжку и т. д.).
Дети шести - семилетнего возраста могут
устраивать своими силами концерты для
малышей. Старшим желательно поручать
роль организаторов и ведущих. Они сами
составляют программу, распределяют роли,
проводят репетиции, готовят помещение.
Такой концерт продолжается 10—15 мин. Программа
его может быть самой разнообразной: чтение
известных младшим детям потешек, стихов
(желательно с использованием наглядного
материала — игрушек, предметов, картинок),
пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение
новых для малышей стихов или потешек,
настольный театр сказок, игра-драматизация
или кукольный театр. Дети, ведущие концерт,
могут предложить зрителям-малышам выступить
(по желанию) с чтением стихов, хором произнести
звукоподражание и т. д.
К зрелищным видам развлечений относятся
спектакли, театрализованные представления,
концерты, которые осуществляются силами
взрослых, школьников (или старших воспитанников
детского сада).
Старших дошкольников желательно познакомить
и с профессиональным исполнительским
искусством: воспитателю следует порекомендовать
родителям побывать с детьми на детских
спектаклях в драматических и кукольных
театрах.
Ребенку старшего дошкольного возраста
доступны для восприятия и такие виды
инсценировки, как балет и опера на сюжеты
детских художественных произведений,
создаваемые профессиональными артистами.
Так, например, в 1964 г. в Москве открылся
первый в мире детский музыкальный театр,
создателем и руководителем которого
стала Н. И. Сац. Некоторые спектакли этого
театра рассчитаны на детей дошкольного
возраста, например опера М. Раухвергера
«Красная Шапочка».
В детском саду можно организовать прослушивание
радиоинсценировок, методически правильно
подготовив к нему детей. Много художественных
произведений инсценировано для дошкольников
средствами кино (диафильмы, мультфильмы,
кинофильмы). Например, неоднократно экранизировалась
«Сказка о Военной Тайне...» А. Гайдара,
созданы мультфильмы по произведениям
«Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый»
С. Маршака и др.
В методике показа диафильмов (он наиболее
часто встречается в детских садах) важна
предварительная подготовка детей к просмотру:
чтение экранизированной сказки или другого
произведения, близкого к ней по теме,
рассматривание картин, близких по содержанию
фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят
за несколько дней до показа. Перед демонстрацией
диафильма желательно вступительное слово
воспитателя. Рекомендуются различные
приемы показа: речевое сопровождение
сеанса (оно будет различным при демонстрации
художественных и документальных фильмов,
новых и повторных), повторный показ в
сочетании с детским рассказом. В работе
с детьми седьмого года жизни используют
такой прием, как придумывание маленьких
рассказов к отдельным кадрам фильма при
вторичном его просмотре (первый раз диафильм
показывается без речевого сопровождения).
Эффективность зрелища будет выше, если
воспитатель закрепит полученные впечатления
в процессе рисования, лепки, в игре, беседе
и т. д.
Каждый воспитатель
должен владеть техникой и методикой показа
детям кино и театральных спектаклей,
твердо знать гигиенические нормы их проведения
(длительность, посадка детей), соблюдать
правила безопасности.
Показ театральных представлений и кинофильмов
можно осуществлять в зале, в групповых
комнатах, летом на участке, иногда объединяя
одновозрастные группы. В зависимости
от последнего устанавливают и время показа.
В разных группах его лучше проводить
в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить
время на установку ширмы, экрана, подготовку
реквизита.
С инсценировками дети знакомятся, также
слушая грамзаписи. Восприятие инсценировки
на слух сложнее. Как и просмотр диафильмов,
оно требует подготовительной работы
(вступительное слово, напоминание и т.
п.).
В настоящее время
дошкольники широко знакомятся с литературным
искусством благодаря телевидению. [7]
Формы совместной деятельность с семьей:
Можно проводить в виде беседы, консультации, досуга, и т. д. [8]
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитаное (услышанное) с фактами жизни.
Список литературы
Печатные издания
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание / М.М. Алексеева-М.: Академия, 2008. 400 с.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми / В.В. Гербова - М.: Просвещение, 2004. 220 с.
3. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович. - М.: Просвещение, 2002. 64 с.
4. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова.- М.: Просвещение, 2004. 223 с.
5. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 2007.-239 с.
6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
Интернет-ресурсы
7. http://www.i-gnom.ru/books/
8. http://festival.1september.ru/