Чтение художественной литературы и технологии ее реализации (содержание и формы работы с семьей по образовательной области). Чтение худож

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

Цель - изучить и проанализировать особенности занятий по ознакомлению с художественной литературой в детском саду.
Поставленные задачи:
проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей;
изучить методику чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях;
рассмотреть структуру занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии;
изучить методику предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения;

Оглавление

Введение
1. Роль художественной литературы в речевом развитии детей
2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях
3. Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии
4. Методика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения
5. Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах
6. Формы использования художественной литературы вне занятий
7. Содержание и формы работы с семьей по образовательной области
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР развитие речи.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Другая группа методов и средств использования литературы вне занятий — развлечения, праздники, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок. 
       На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений, в том числе и с пересказом по частям. Нужно отметить, что в практике детских садов на праздниках проза звучит явно недостаточно. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий. 
       В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы с художественной литературой: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты не только для детей шести-семи лет, но и для более  младших. 
       Утренник может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя. Тема утренника может быть и такой: «Русские народные сказки», «Советские поэты — детям», «Зарубежные сказки» и т. д. 
       Структура утренника имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего (в данном случае оно может быть более развернутым), осмотр праздничного оформления, выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям. 
        Можно пригласить на вторую половину утренника (после «антракта») детей старшей группы, в заключение преподнести всем присутствующим памятные подарки, посмотреть более подробно выставку (дать детям возможность подойти к стенду, взять книжку и т. д.). 
        Дети шести - семилетнего возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей. Старшим желательно поручать роль организаторов и ведущих. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается 10—15 мин. Программа его может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов (желательно с использованием наглядного материала — игрушек, предметов, картинок), пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям-малышам выступить (по желанию) с чтением стихов, хором произнести звукоподражание и т. д. 
        К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, которые осуществляются силами взрослых, школьников (или старших воспитанников детского сада). 
        Старших дошкольников желательно познакомить и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать родителям побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах. 
         Ребенку старшего дошкольного возраста доступны для восприятия и такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистами. Так, например, в 1964 г. в Москве открылся первый в мире детский музыкальный театр, создателем и руководителем которого стала Н. И. Сац. Некоторые спектакли этого театра рассчитаны на детей дошкольного возраста, например опера М. Раухвергера «Красная Шапочка». 
         В детском саду можно организовать прослушивание радиоинсценировок, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы). Например, неоднократно экранизировалась «Сказка о Военной Тайне...» А. Гайдара, созданы мультфильмы по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др. 
         В методике показа диафильмов (он наиболее часто встречается в детских садах) важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией диафильма желательно вступительное слово воспитателя. Рекомендуются различные приемы показа: речевое сопровождение сеанса (оно будет различным при демонстрации художественных и документальных фильмов, новых и повторных), повторный показ в сочетании с детским рассказом. В работе с детьми седьмого года жизни используют такой прием, как придумывание маленьких рассказов к отдельным кадрам фильма при вторичном его просмотре (первый раз диафильм показывается без речевого сопровождения).  
         Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т. д. 
Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности. 
         Показ театральных представлений и кинофильмов можно осуществлять в зале, в групповых комнатах, летом на участке, иногда объединяя одновозрастные группы. В зависимости от последнего устанавливают и время показа. В разных группах его лучше проводить в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить время на установку ширмы, экрана, подготовку реквизита. 
         С инсценировками дети знакомятся, также слушая грамзаписи. Восприятие инсценировки на слух сложнее. Как и просмотр диафильмов, оно требует подготовительной работы (вступительное слово, напоминание и т. п.). 
В настоящее время дошкольники широко знакомятся с литературным искусством благодаря телевидению. [7]

 

7.   Содержание и формы работы с семьей по образовательной области

 

  • Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребёнка, словесного творчества.
  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка. Показывать методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой.
  • Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребёнка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисовании.
  • Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
  • Привлекать  родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство. [6, С. 267]
  • На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей.
  • Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

Формы совместной деятельность с семьей:

  • Групповые
  • Индивидуальные
  • Подгрупповые

Можно проводить в виде  беседы, консультации, досуга, и т. д. [8]

 

 

 

Заключение

 

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитаное (услышанное) с фактами жизни.

 

 

Список литературы

 

Печатные издания

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание / М.М. Алексеева-М.: Академия, 2008. 400 с.

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми / В.В. Гербова - М.: Просвещение, 2004. 220 с.

3. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович. - М.: Просвещение, 2002. 64 с.

4. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова.- М.: Просвещение, 2004. 223 с.

5. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 2007.-239 с.

6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.

 

 

Интернет-ресурсы

 

7. http://www.i-gnom.ru/books/Speech/35_formy_raboty.html Статья: Формы работы с книгой.

8. http://festival.1september.ru/articles/618556/  Консультация для воспитателей на тему "Взаимодействие с семьями воспитанников по общеобразовательной программе дошкольного образования"

 

 

 

 


Информация о работе Чтение художественной литературы и технологии ее реализации (содержание и формы работы с семьей по образовательной области). Чтение худож