Безопасная жизнедеятельность ребенка в условиях современной семьи: педагогический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность безопасности ребенка в условиях современной семьи.

Объект исследования: безопасная жизнедеятельность ребенка в быту.

Предмет исследования: методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.


Гипотеза исследования: осознанное усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если:

1.эта работа будет вестись целенаправленно,

2.создать специальные условия воспитания,

3.учитывать психологические закономерности развития ребенка,

4.использовать разнообразные методы и приемы воспитания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………...3 ГЛАВА 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности ребенка как часть многоаспектного явления социального развития

История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы………………………………………………………………….....6
Понятие об опасностях, безопасности жизнедеятельности и опыте безопасного поведения………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей

2.1. Профилактические меры безопасности………………………...……..…...17

2.2. Обеспечение безопасности ребенка дома………………………..…….….20

2.3. Анализ пожаров с детской гибелью по Ошмянскому району за последние шесть лет……………………………………… ………………………………...30

Заключение…………………………………………………………………...…..35

Список использованной литературы……………………………………..…….37

Приложения

Файлы: 1 файл

2.docx

— 100.02 Кб (Скачать)

Провела итоговое занятие, где выявила уровень  усвоенности детьми правил пожарной безопасности, умения выбирать правильный выход из создавшейся ситуации. В  ходе занятия обыграли ситуации:

  • Ты дома один. Загорелся телевизор. Что делать?
  • На сковороде загорелось масло, твои действия?
  • На тебе загорелась одежда, как поступить?
  • В детском саду возник пожар, твои действия?

     Дала  детям задание на дом вместе с  родителями: зарисовать зоны особой опасности  в вашей квартире, придумать модели ситуаций, которые могут вызвать  пожар в доме. 

2.3. Анализ пожаров с детской гибелью по Ошмянскому району за последние шесть лет. 

     Анализ  причин возникновения пожаров в 2010 году показывает, что основными являются: неосторожное обращение с огнем; неисправность электрооборудования; неисправность печей и теплогенерирующих агрегатов; поджоги. Данные причины имеют стабильный процентный показатель к общему количеству пожаров в течение ряда лет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные причины  пожаров в области  в 2010 году. 

Разговоры о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не новы. Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка — порой смертельная игрушка? Однако данные статистики, анализ пожаров и чрезвычайных происшествий, приведших к детской гибели и травматизму на пожарах, показывают, что ежегодно в области  до 3% пожаров происходит от шалости детей с огнем, в результате — обгоревшие жилые и хозяйственные постройки, сгоревшее имущество и, что самое страшное, — так рано и нелепо оборвавшиеся жизни.

Актуальность  этой проблемы достаточно велика. Порой  родители в суете обыденной жизни предоставляют детей самим себе, оставляя их дома без присмотра, забывают о том, что ребенок в любую минуту может подвергнуть свою жизнь опасности.

Как показывает практика, поджигателями  и, к несчастью, жертвами пожаров чаще всего становятся малыши дошкольного и младшего школьного возраста. Не оценивая опасности, они, подражая взрослым, берут в руки спички, зажигалки, включают электроприборы, пытаются растопить печь, разжечь костер. Иногда беспечные родители и сами поощряют такие поступки. Дети привыкают к огню, как к чему-то обыденному, не таящему в себе опасность. И именно это приводит к беде.

И так, за последние шесть лет в Ошмянском районе на пожарах погибло 45 человек из них 5 детей. 

Анализ  количества погибших на пожарах. 

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010
всего 5 5 10 9 12 4
мужчин 4 3 8 4 11 2
женщин 1 2 1 3 1 0
детей 0 0 1 2 0 2

Большая часть пожаров по вине несовершеннолетних происходит днем (с 12 до 18 часов), когда взрослых нет, а дети предоставлены сами себе. В подавляющем большинстве, трагедии произошли в неблагополучных малообеспеченных семьях, где взрослые члены семей злоупотребляли спиртными напитками. Анализ произошедших пожаров показал, что только 1 пожар с гибелью детей произошел по причине детской шалости, в остальных случаях виновниками пожаров были взрослые, гибель детей произошла в результате неадекватных действий взрослых, в т.ч. по причине нахождения их в состоянии алкогольного опьянения. Обязанность каждого взрослого — пресекать игры с огнем, разъяснять детям их опасность. Нередко причиной трагедий становится незнание детьми элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и незнание опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут послужить источником загорания. Только от нас, от того, как мы сами относимся к огню, зависит, как к нему будут относиться наши дети.

На месте сгоревшего дома можно построить другой, можно купить и новые вещи, но нельзя вернуть к жизни погибших в огне детей. Об этом нужно помнить в первую очередь нам — взрослым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Воспитательное  воздействие, оказываемое родителями на ребенка является неотъемлемой частью безопасности ребенка, как на улице, так и дома. Данное воздействие должно быть направлено на воспитание безопасного поведения ребенка.

     От  того насколько мы уделяем времени  воспитанию нашего ребенка и зависит  его безопасность и благополучие. Ребенок, несмотря на способность самостоятельно познавать окружающий мир неспособен в раннем возрасте соблюдать меры безопасности. Воспитательная работа полностью и в целом ложиться на родителей.

     Назидание и порицание за совершенное не является воспитанием, а наоборот представляет ребенку мир искаженным и лишенным смысла познания. Погружение в детский мир с его особенностями заставляет родителей стать к ребенку еще ближе и как бы вместе познавать окружающий мир, где ребенок ищет совета и объяснения тех или иных явлений.

     Безопасность  ребенка возможна только в благополучной  семье, где отсутствуют конфликты, где ребенок чувствует себя «своим», нужным родителям.

     Безопасность  ребенка – это не только воспитательный процесс, а целый комплекс мер, способствующих ребенку полноценно развиваться, быть одетым, ухоженным, получать педагогическую и психологическую поддержку  от своих родителей.

     Подводя итоги о проделанной работе, можно  сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности  является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую  активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Ранний возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль родителей, которые подбирая правильные методы и приемы, вводят ребенка в социальный мир.

     По  итогам этой работы можно сделать  вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению  задач по этой проблеме, если будет  проводится планомерная, методически  грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Алексеева, Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности / Т.А.Алексеева. – М., 2000.
  2. Анастасова,  Л.П., Иванова, И.В., Ижевский, П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности / Л.П. Анастасова,  И.В.Иванова, П.В. Ижевский– М.,1996.
  3. Андреев,  А.С.  Безопасность жизнедеятельности  /  А.С.Андреева. – М., 2004.
  4. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников /Л.В. Артемова.– М., 1992.
  5. Анастасова, Л.П., Иванова, И.В., Ижевский, П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности / Л.П. Анастасова, И.В. Иванова, П.В. Ижевский – М.,1996.
  6. Волчкова,  В. Н., Степанова, Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада / В. Н. Волчкова, Н.В. Степанова .– В.,2004.
  7. Гусейнов, Н.Д. Педагогика воспитания / Н.Д. Гусейнов.– М., 2001
  8. Гусейнов, Н.Д. Педагогика воспитания / Н.Д.Гусейнов. – М., 2008
  9. Дыбина, О.В. Рукотворный мир / О.В.Дыбина. – М., 2000.
  10. Драгунский, Н.К. Безопасность ребенка дома / Н.К. Драгунский. – М., 1999.
  11. Денисенкова, Н. Ваш ребёнок познаёт мир / Н.Денисенкова. -Дошк. воспитание 2000 №1.
  12. Кобитина, И.И. Детям о технике / И.И.Кобитина. – М., 1991.
  13. Мамонтов, Л.А. Безопасность ребенка; воспитательный процесс / Л.А. Мамонтов. – М., 2003.
  14. Мошкин, В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности.  Основы безопасности жизни / В.Н.Мошкин. – 2005. - № 7.
  15. Овчаренко, Л.Н. Предотвратить беду / Л.Н.Овчаренко. – М., 1988.
 
  1. Покровская, Л.С. Введение в безопасность жизнедеятельности: общий курс / Л.С. Покровская. – М., 2006
  2. Усачев, А. Школа безопасности / А.Усачев. – М., 1997
  3. Харинов, Д.Л. Безопасность жизнедеятельности / Д.Л.Харинов. – М., 2006.
  4. Шаталин А.А. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг» / А.А.Шаталин. - После уроков – 2003.
  5. Яковлев Р.Р. Безопасность ребенка дома: деятельность родителей / Р.Р.Яковлев. – 2008.
      Приложение 1 

     Приложение 2

     Тест  для детей

          1.Как тебя зовут? Имя, фамилия.

     2.Где  ты живешь? Домашний адрес.

     3.Номер  домашнего телефона?

     4.Как  зовут твоих родителей? Фамилия,  имя, отчество.

     5.Место  работы родителей?

     6.Адрес  детского сада?

    7.К кому  и по каким телефонам обращаются  при пожаре, нападении,    травме, запахе газа?

     8.Включаешь  ли ты без родителей электроприборы, аппаратуру?

     9.Уходя  из дома, выключаешь ли ты электроприборы  из розеток?

     10.Знаешь  ли ты как вести себя в  сложных и неожиданных ситуациях? 

         Поселился дружок, Пословицы. 

     
  1. От искр пожар рождается.
  2. Не шути с огнем, можешь сгореть.
  3. Спички не тронь, в них – огонь.
  4. Не имей привычки носить в кармане спички.
  5. Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней – огонь.
  6. Маленькая спичка сжигает большой лес.
  7. Спичка-невеличка, огонь-великан.
  8. Человеку друг огонь, только зря его не тронь.
  9. Огонь – наш друг, но не всегда – бывает от него беда!
  10. Огонь – мастер на все руки.
  11. Огня бойся, воды берегись.
  12. Огонь без дыма не бывает.
  13. Огонь кочерги не боится.
  14. Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять.
  15. Огонь тушат пока не разгорелся.
  16. Солома с огнем не дружат.
  17. От искры сыр-бор загорелся.
  18. От искры Москва сгорела.
  19. Не шути с огнем – обожжешься.
  20. Огонь - не вода, охватит – не выпливешь.
  21. Огонь – не вода, пожитки не всплывают.
     Загадки

     Опасные предметы.

  1. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.(ножницы)
  2. Не хочу я молчать,

     Дайте вволю постучать.

     И стучит день-деньской

     Он  железной головой.(молоток)

Информация о работе Безопасная жизнедеятельность ребенка в условиях современной семьи: педагогический аспект