Безопасная жизнедеятельность ребенка в условиях современной семьи: педагогический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность безопасности ребенка в условиях современной семьи.

Объект исследования: безопасная жизнедеятельность ребенка в быту.

Предмет исследования: методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.


Гипотеза исследования: осознанное усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если:

1.эта работа будет вестись целенаправленно,

2.создать специальные условия воспитания,

3.учитывать психологические закономерности развития ребенка,

4.использовать разнообразные методы и приемы воспитания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………...3 ГЛАВА 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности ребенка как часть многоаспектного явления социального развития

История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы………………………………………………………………….....6
Понятие об опасностях, безопасности жизнедеятельности и опыте безопасного поведения………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей

2.1. Профилактические меры безопасности………………………...……..…...17

2.2. Обеспечение безопасности ребенка дома………………………..…….….20

2.3. Анализ пожаров с детской гибелью по Ошмянскому району за последние шесть лет……………………………………… ………………………………...30

Заключение…………………………………………………………………...…..35

Список использованной литературы……………………………………..…….37

Приложения

Файлы: 1 файл

2.docx

— 100.02 Кб (Скачать)

      Ребёнок может иметь неудовлетворительное  состояние из-за того, что не  выспался накануне, утомился, поконфликтовал. Из-за этого он может оказаться  в нервозном, расторможенном состоянии.  Причинами неврозности могут  быть также неудовлетворительное  состояние здоровья, плохое самочувствие, конфликт с родителями или  друзьями и даже телевизор.

     Состояние ребёнка является одним  из существенных факторов, влияющих  на его безопасное поведение.

      Эмоциональная нестабильность, импульсивность  дошкольников влекут за собой  повышенную двигательную активность, избыток побуждений, отвлекаемость  и увеличивают риск несчастий  с ними. Данный фактор необходимо  учитывать при работе с детьми  дошкольного возраста.

      4. Среди психологических факторов, влияющих на безопасное поведение,  исследователи отмечают большую  роль мотивации.

       Мотивы – направляющая и контролирующая  сила в деятельности. Исходя из  них, можно понять причины,  побуждающие людей преднамеренно  нарушать правила и подвергать  себя опасности (О.Н. Русак,  А.М. Якупов).

       «В дошкольном возрасте начинает  возникать соподчинение мотивов,  основанное  на сознательно принятом  намерении, то есть на доминировании  такого рода мотивов, которые  способны побуждать деятельность  ребёнка, вопреки существующим  у него непосредственным желаниям»  (Л.И. Божович). Для того чтобы  возникло действие, ребёнку необходимо  определить смысл, который это  действие может иметь для него: он должен чувственно представить  себе и эмоционально предвосхитить  последствия, которые будут иметь  место, если он совершит или  не совершит действие. (А.В. Запарожец,  Я.З. Неверович и др.). Для этого  детям следует знать об источниках  опасности, мерах предосторожности  и своих возможностях по предотвращению  беды.

        Совокупность описанных выше 4 факторов (биологических, психофизиологических, функционального состояния и  мотивации) называют «человеческим  фактором», который оказывает  влияние на безопасное поведение  людей (В.К. Зайцева, М.А. Котик,  О.Н. Русак). Изменение большинства  этих качеств до уровня, способствующего  максимальной защищённости человека  от опасностей, по мнению учёных, возможно в процессе обучения  и воспитания. (Е.В. Нисковская, М.Сулла,  И.А. Щеголев и др.).

        Именно от обученности и опыта  – 5-го фактора в большей  степени зависит способность  людей к безопасному существованию  в окружающей среде.

        Таким образом, из пяти факторов, определяющих безопасное поведение  человека, первые четыре необходимо  учитывать и «развивать в процессе  деятельности под воздействием  социальной среды». Учёные отмечают, что именно знание правил безопасности, овладение умениями и навыками  выполнения безопасных операций, т.е. опыт безопасного поведения,  позволяет предвидеть опасность,  по возможности избегать её, при  необходимости – действовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей. 

    1. Профилактические  меры безопасности
 

Безопасность  ребенка является основным звеном в  комплексе воспитания ребенка. Дети раннего возраста проявляют непосредственный интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио-видео  технике, взрывоопасным предметам  и т.д. Мало осознавая к чему можно  прикасаться, а к чему опасно для  жизни, они все же вопреки советам  родителей познают таким образом  окружающий их мир.

     Если  ребенок находится дома, это вовсе  не означает тот факт, что он вне  опасности. Даже если ваш ребенок  спокоен и проявляет незначительный интерес к окружающим предметам, необходимость мер предосторожности от получения ребенком травмы должна присутствовать.

Начиная с того момента, как ребенок начинает ходить, он подвержен опасностям. Задачей родителей  является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает. Однако необходимо избегать необоснованных мер безопасности, так как это может негативно повлиять на ребенка и сделать его  неуверенным, неспособным преодолевать даже незначительные трудности. Но не нужно предоставлять ему излишнюю самостоятельность, так как ребенок, оставленный без присмотра, в большей степени подвержен опасным происшествиям.

     Практическая  часть работы проводилась на базе ДОУ  № 6  Гродненской области  г. Ошмяны. Исследование охватило воспитанников  старшей группы ДОУ. В данном разделе  ставились задачи – выявить уровень  знаний по основам безопасности жизнедеятельности.

     В эксперименте участвовало 24 человека, которые были разделены на две  группы – экспериментальную (12 человек) и контрольную (12 человек).

     Для выявления уровня знаний по основам  безопасности жизнедеятельности с  детьми всей группы была проведена  диагностика(см. Приложение 1). Дальнейшая работа проводилась с контрольной  группой согласно намеченному плану.

 Мы  должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют,  они должны использовать беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому я проводила по отдельным темам несколько занятий или продолжала эту работу в различных видах деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

       Тем не менее можно выделить  такие правила поведения, которые  дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят  их здоровье и безопасность. Для  этого очень важно найти адекватный  способ объяснения детям этих  правил, а затем следить за  их выполнением. Я думаю, что  безопасность- это не просто сумма  усвоенных знаний, а умение правильно  себя вести в различных ситуациях.  Кроме того, дети могут оказаться  в непредсказуемой ситуации на  улице и дома, поэтому надо  стимулировать развитие у них  самостоятельности и ответственности.  Надо уделить больше внимания  организации различных видов  деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Чтобы у детей не возникло «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об экстремальных ситуациях в быту, надо выявить уровень их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков с помощью небольших вопросов:

  1. Как тебя зовут? Имя, фамилия.
  2. Где ты живешь? Домашний адрес.
  3. Номер домашнего телефона?
  4. Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.
  5. Место работы родителей?
  6. Адрес детского сада?
  7. К кому и по каким телефонам обращаются при пожаре, нападении, травме, запахе газа?
  8. Включаешь ли ты без родителей электроприборы, аппаратуру?
  9. Уходя из дома, выключаешь ли ты электроприборы из розеток?
  10. Знаешь ли ты как вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?

     Результаты  получились такие: дети знают свои данные, но не все знают номер телефона, место работы родителей, не знают  как вести себя в опасных ситуациях.(см. Приложение 2). Такие вопросы помогли  мне определить дальнейшие цели и  пути работы по разделу «Ребенок дома».

  1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
  2. Открытое окно, балкон как источники опасности.
  3. Экстремальные ситуации в быту.

2.2 Обеспечение безопасности ребенка дома

 

   Несчастные  случаи, которые происходят с детьми всех возрастов в стенах родного  дома – это не закономерность. Это  результат того, что родители потеряли бдительность или того, что дом  не достаточно подготовлен для пребывания в нем малыша, к его неуемной энергии и любознательности.

   Лучший  способ предотвратить несчастный случай – это признать, что ваш дом  не так безопасен для малыша, как вам казалось раньше, и, по возможности обезопасить его.

   В каждой комнате или помещении  квартиры ребенка подстерегает «стандартный»  набор неприятностей.

     Предметы  домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности  для детей, делятся на три группы:

  1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
  2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
  3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

     Я начала работу с первой группы предметов, беседы о том, что такое опасность  и безопасность. Задавала вопросы: какие  опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире где  тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе, на елке, в подъезде, на чердаке, в лифте, в подвале). Объяснила, что некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны  сразу: на плите - кипящий чайник, горячая  кастрюля, на гладильной доске - раскаленный  утюг, разлитое масло. В ванной –  ядовитые аэрозоли против насекомых. Даже обыкновенный кран с горячей водой или холодной водой может быть опасен для невнимательного человека. Найдите в групповой комнате опасные места: в приемной – дверцы у шкафчиков (можно прищемить палец); в группе – острые углы у столов, большие окна со стеклами, горячая еда; в умывальной: кран с водой, влажный пол, горящий свет; в спальной комнате – кровати с острыми углами. Затем мы нарисовали план – схему групповой комнаты и отметили все опасные места красными кружочками. Вспомнили правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах, маршрут выхода на прогулку (перила – наши друзья и недруги); участок детского сада (обследование на предмет опасности).

     Я показала картинки, где изображены опасные ситуации. Провела игру «Найди 10 признаков опасных ситуаций». Таким  образом, мы сделали вывод: что опасность  – это вредные факторы, угрожающие здоровью жизни человека, а безопасность – это состояние защищенности человека от воздействия неблагоприятных  факторов.

     После такой беседы, я познакомила детей  со службами защиты населения: это пожарная охрана – 101, милиция – 102, скорая медицинская помощь –103, аварийная служба газового хозяйства – 104.

     Провела беседу – рассуждение на тему «Опасность – электричество». Многие вещи, окружающие нас в повседневной жизни, работают от электрического тока. Например: рассматриваем  часы, но они не работают, попробуем  поставить батарейку. У нее два  полюса, плюс и минус. Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический  ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают – это заработало электричество.  А в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества (розетки, выключатели, лампочки, провода). С помощью  электричества работают все электроприборы.

     Затем провела беседу на тему « электрические  приборы». Назовите их? (телевизор, магнитофон, холодильник, микроволновая печь, пылесос, миксер, кофемолка и т.д.) Все они  должны быть исправлены. А если ты заметил  какие–то неполадки в работе этих и других электроприборов, обязательно скажи об этом взрослым.

     Изучили с детьми правила обращения с  электрическими приборами. Нельзя:

  • включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.

       Не суй в розетку пальчик

       Ни девочка, ни мальчик!

  • трогать провода и электроприборы мокрыми руками – может очень сильно ударить током;
  • если от телевизора или пылесоса пахнет горелой резиной, надо чтобы взрослые немедленно вынули вилку из розетки. Даже не пробуй сделать это сам.
  • если задымился какой-то провод, вдруг проскочила искра, когда мы нажали на выключатель или вставили вилку в электророзетку, обязательно сообщи взрослым.
  • уходя из дома, не забывай выключать все электроприборы, и постоянно напоминай об этом взрослым.
  • нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
  • нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
  • ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
  • помни, электрический ток не любит беспечных и невнимательных людей. Разучили с детьми стихотворение:

Информация о работе Безопасная жизнедеятельность ребенка в условиях современной семьи: педагогический аспект