Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность безопасности ребенка в условиях современной семьи.
Объект исследования: безопасная жизнедеятельность ребенка в быту.
Предмет исследования: методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: осознанное усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если:
1.эта работа будет вестись целенаправленно,
2.создать специальные условия воспитания,
3.учитывать психологические закономерности развития ребенка,
4.использовать разнообразные методы и приемы воспитания.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………...3 ГЛАВА 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности ребенка как часть многоаспектного явления социального развития
История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы………………………………………………………………….....6
Понятие об опасностях, безопасности жизнедеятельности и опыте безопасного поведения………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей
2.1. Профилактические меры безопасности………………………...……..…...17
2.2. Обеспечение безопасности ребенка дома………………………..…….….20
2.3. Анализ пожаров с детской гибелью по Ошмянскому району за последние шесть лет……………………………………… ………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...…..35
Список использованной литературы……………………………………..…….37
Приложения
Ребёнок может иметь
Состояние ребёнка является
Эмоциональная нестабильность, импульсивность
дошкольников влекут за собой
повышенную двигательную
4. Среди психологических
Мотивы – направляющая и
«В дошкольном возрасте
Совокупность описанных выше 4 факторов
(биологических,
Именно от обученности и опыта
– 5-го фактора в большей
степени зависит способность
людей к безопасному
Таким образом, из пяти
Глава 2.
Экспериментальная
работа по основам безопасности
жизнедеятельности
детей.
Безопасность
ребенка является основным звеном в
комплексе воспитания ребенка. Дети
раннего возраста проявляют непосредственный
интерес к окружающим их предметам,
в частности электроприборам, аудио-видео
технике, взрывоопасным предметам
и т.д. Мало осознавая к чему можно
прикасаться, а к чему опасно для
жизни, они все же вопреки советам
родителей познают таким
Если
ребенок находится дома, это вовсе
не означает тот факт, что он вне
опасности. Даже если ваш ребенок
спокоен и проявляет
Начиная с того момента, как ребенок начинает ходить, он подвержен опасностям. Задачей родителей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает. Однако необходимо избегать необоснованных мер безопасности, так как это может негативно повлиять на ребенка и сделать его неуверенным, неспособным преодолевать даже незначительные трудности. Но не нужно предоставлять ему излишнюю самостоятельность, так как ребенок, оставленный без присмотра, в большей степени подвержен опасным происшествиям.
Практическая часть работы проводилась на базе ДОУ № 6 Гродненской области г. Ошмяны. Исследование охватило воспитанников старшей группы ДОУ. В данном разделе ставились задачи – выявить уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности.
В эксперименте участвовало 24 человека, которые были разделены на две группы – экспериментальную (12 человек) и контрольную (12 человек).
Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми всей группы была проведена диагностика(см. Приложение 1). Дальнейшая работа проводилась с контрольной группой согласно намеченному плану.
Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, они должны использовать беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому я проводила по отдельным темам несколько занятий или продолжала эту работу в различных видах деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.
Тем не менее можно выделить
такие правила поведения,
Результаты получились такие: дети знают свои данные, но не все знают номер телефона, место работы родителей, не знают как вести себя в опасных ситуациях.(см. Приложение 2). Такие вопросы помогли мне определить дальнейшие цели и пути работы по разделу «Ребенок дома».
Несчастные случаи, которые происходят с детьми всех возрастов в стенах родного дома – это не закономерность. Это результат того, что родители потеряли бдительность или того, что дом не достаточно подготовлен для пребывания в нем малыша, к его неуемной энергии и любознательности.
Лучший способ предотвратить несчастный случай – это признать, что ваш дом не так безопасен для малыша, как вам казалось раньше, и, по возможности обезопасить его.
В каждой комнате или помещении квартиры ребенка подстерегает «стандартный» набор неприятностей.
Предметы
домашнего быта, которые являются
источниками потенциальной
Я
начала работу с первой группы предметов,
беседы о том, что такое опасность
и безопасность. Задавала вопросы: какие
опасности окружают тебя вокруг? Назовите
места в доме, в квартире где
тебя подстерегают опасности? (в ванной,
на кухне, на балконе, на елке, в подъезде,
на чердаке, в лифте, в подвале). Объяснила,
что некоторые опасности
Я показала картинки, где изображены опасные ситуации. Провела игру «Найди 10 признаков опасных ситуаций». Таким образом, мы сделали вывод: что опасность – это вредные факторы, угрожающие здоровью жизни человека, а безопасность – это состояние защищенности человека от воздействия неблагоприятных факторов.
После такой беседы, я познакомила детей со службами защиты населения: это пожарная охрана – 101, милиция – 102, скорая медицинская помощь –103, аварийная служба газового хозяйства – 104.
Провела беседу – рассуждение на тему «Опасность – электричество». Многие вещи, окружающие нас в повседневной жизни, работают от электрического тока. Например: рассматриваем часы, но они не работают, попробуем поставить батарейку. У нее два полюса, плюс и минус. Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают – это заработало электричество. А в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества (розетки, выключатели, лампочки, провода). С помощью электричества работают все электроприборы.
Затем провела беседу на тему « электрические приборы». Назовите их? (телевизор, магнитофон, холодильник, микроволновая печь, пылесос, миксер, кофемолка и т.д.) Все они должны быть исправлены. А если ты заметил какие–то неполадки в работе этих и других электроприборов, обязательно скажи об этом взрослым.
Изучили с детьми правила обращения с электрическими приборами. Нельзя:
Не суй в розетку пальчик
Ни девочка, ни мальчик!