Безопасная жизнедеятельность ребенка в условиях современной семьи: педагогический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность безопасности ребенка в условиях современной семьи.

Объект исследования: безопасная жизнедеятельность ребенка в быту.

Предмет исследования: методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.


Гипотеза исследования: осознанное усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если:

1.эта работа будет вестись целенаправленно,

2.создать специальные условия воспитания,

3.учитывать психологические закономерности развития ребенка,

4.использовать разнообразные методы и приемы воспитания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………...3 ГЛАВА 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности ребенка как часть многоаспектного явления социального развития

История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы………………………………………………………………….....6
Понятие об опасностях, безопасности жизнедеятельности и опыте безопасного поведения………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей

2.1. Профилактические меры безопасности………………………...……..…...17

2.2. Обеспечение безопасности ребенка дома………………………..…….….20

2.3. Анализ пожаров с детской гибелью по Ошмянскому району за последние шесть лет……………………………………… ………………………………...30

Заключение…………………………………………………………………...…..35

Список использованной литературы……………………………………..…….37

Приложения

Файлы: 1 файл

2.docx

— 100.02 Кб (Скачать)

    С развитием человеческого общества  к природным опасностям прибавились  техногенные (связанные с техникой): острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ  и многое другое.

    К социальным - относят опасности,  создаваемые человеком: драки,  убийства, преступления, политические  конфликты, войны, алкоголизм, наркоманию  и другие пороки человеческого  общества.

    Вторая часто встречающаяся классификация  представляет деление опасностей  по возможности их возникновения,  связанной с местом пребывания  человека:

1. Опасности  дома (или бытовые).

2. Опасности  на природе. 

3. Опасности  на улице и дороге.

4. Опасности  контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).

    Анализируя данные классификации,  мы видим, что какой бы деятельностью  ни занимался человек, где бы  он ни находился, всегда рядом  с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что  несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться  только в определенных условиях  позволяет говорить о них, как  скрытых, потенциальных. 

     Гуманистическая направленность  педагогического процесса дает  возможность помочь и дать  подрастающему поколению средства  защиты от внешних неблагоприятных  условий бытия. Процесс педагогической  защиты предполагает создание  в образовательном процессе системы  мер, обеспечивающих физическую, психологическую и социальную  безопасность и направленных  на формирование у детей способности  к защите себя и других.

     В настоящее время сформировалась  новая образовательная область  «Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых  во всех типах учебных заведений  к безопасной жизни в реальной  окружающей среде -природной,  техногенной и социальной (Э. Антюхин,  Е. Литвинов, Б. Мишин, А. Смирнов  и др.). Учебные программы призваны  сформировать у обучаемых основные  понятия об опасностях, выработать  у них умения прогнозировать  опасности и их последствия  в процессе жизнедеятельности,  правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

    Необходимо отметить, что, как  в программных документах, так  и в исследованиях по проблеме  безопасности жизнедеятельности   человека, широко используется понятие  «безопасное поведение», хотя в  литературе пока нет единого  подхода к трактовке.

    В работе И.А. Щеголева выделяется 3 компонента безопасного поведения  человека, единство и реальность  которых существенно влияет на  приобретение комфортного уровня  взаимодействия личности и среды  обитания. Такими компонентами являются:

1) предвидение  опасности, 

2) уклонение  от опасности, 

3) преодоление  опасности. 

    Предвидение опасности предполагает  знание человеком многообразия  ее источников. И.А. Щеголев отмечает, что угроза может исходить:

- от  собственного Я: себе, среде обитания, другим людям; 

- от  среды обитания: природной, техногенной,  социальной (других людей), в военной  обстановке.

    «Зная об опасности того или  иного объекта, человек мобилизует  внимание, осторожность как средства  защиты». 

Уклонение от опасности предполагает:

- представление  о возможном характере развития  опасной ситуации;

- знание  мер предосторожности и своих  возможностей по преодолению  опасности; 

- правильную  оценку ситуации.

Преодоление опасности предполагает:

- умелое  поведение в опасных ситуациях; 

- знание  способов защиты и владение  навыками по их применению (укрытие  от опасности, применение способов  борьбы с ее последствиями);

- владение  навыками само- и взаимопомощи.

    Исходя из теоретического анализа  содержания понятий «опыт» и  «безопасное поведение», опыт безопасного  поведения рассматривается как  совокупность знаний о правилах  безопасности жизнедеятельности,  умений обращения с потенциально  опасными предметами и переживаний,  определяющих мотивы поведения  ребёнка.

     С этих позиций выделяют показатели  опыта безопасного поведения,  отражающие уровень его сформированности:

- Знания  ребёнка о правилах безопасного  поведения (об источниках опасности,  мерах предосторожности и способах  преодоления угрозы);

- Умения  действовать в ситуациях контактов  с потенциально опасными объектами  окружающего мира;

- Отношение  (переживание и понимание ребёнком  необходимости соблюдения мер  предосторожности и своих возможностей  по преодолению опасности).

     Необходимо отметить, что обозначенные  компоненты опыта безопасного  поведения взаимосвязаны друг  с другом. Так, в работах О.Н.Русак,  В.К.Зайцевой указывается, что  осознание необходимости мер  предосторожности проявляется в  умении действовать с потенциально  опасными предметами. 

Факторы, оказывающие влияние  на поведение человека в опасной ситуации.

    Поведение людей в опасной  ситуации различно. Ощущение угрозы  у одних превращается в чувство  обречённости, делает человека совершенно  беспомощным и неспособным к  активной защите. Эффект неожиданности  может притупить внимание и  восприятие, ослабить память, повлиять  на процесс мышления и вызвать  растерянность, что в свою очередь  приводит к неадекватному выполнению  жизнеспасающих  действий.

    У других людей угрожающая  обстановка способна вызвать  общий подъём душевных и физических  сил, мобилизацию активности и  возможностей для изменения опасной  ситуации путём воздействия на  неё или ухода от неё.

    Необходимо отметить, что «уклоняются»  и «преодолевают» опасности все  люди неодинаково. 

    В ряде работ психологов, психофизиологов  и специалистов в области безопасности  жизнедеятельности акцентируется  внимание на том, что безопасное  поведение человека определяется  рядом факторов (Ц.П. Короленко,  М.А. Котик, О.Н. Русак, В.К.  Зайцева, М. Черноушек, И.А. Щеголев, A.M. Якупов и др.):

1. биологическими  факторами (рефлексами);

2. психофизиологическими  качествами;

3. текущим  физическим и психическим состоянием;

4. мотивацией  к выполнению правил безопасности;

5. обученностью  и опытом.

     Исходя из этих факторов, был  проведен анализ научной литературы,

касающийся  особенностей безопасного поведения  человека, глубоко изучались возрастные возможности дошкольников.

     1. Безусловные рефлексы представляют  собой естественную систему защиты  человека от разных опасностей. Нервная система обеспечивает  реакцию организма на раздражители, рефлекторно приводит его в  равновесие с окружающей средой. Безусловные рефлексы передаются  по наследству и. проявляются  как чувство настороженности.  Оно возникает, когда человек  оказывается в непривычных, опасных  состояниях. И.П. Павлов назвал  это 

 рефлексом  «Что такое?» или ориентировочной  реакцией. С этим рефлексом 

связаны такие рефлекторные действия, как  вздрагивание и стремление избежать опасности. Выработанные в ходе эволюции и социального развития, они побуждают людей вести поиск, бороться за существование. Но благодаря безусловным рефлексам приспособление организма к окружающей среде достигается лишь в узких пределах, так как они возникают в ответ на сравнительно немногие раздражители.

     Для успешной борьбы с опасностями  нужен особый тип рефлекторной  деятельности - условные рефлексы. Благодаря   им, человек может заблаговременно  предпринять необходимые действия  для своей защиты, ориентируясь  лишь на признаки возможной  опасности. Условные рефлексы  формируются на основе опыта. 

      Поэтому, необходимо определить  условия, технологию работы, которая  будет способствовать накоплению  ребенком опыта обращения с  потенциально опасными предметами, являющегося основой условных  рефлексов. 

      2. К психофизиологическим свойствам  человека, влияющим на характер  его реакций при угрозе жизни  и здоровью, относятся: «способность  обнаруживать сигналы опасности,  скоростные возможности реагирования  на опасность, эмоциональные ответы  на реакции и др.» (О.Н. Русак). Особенно значимыми, по мнению  исследователей, функциональными и  личностными характеристиками, определяющими  безопасное поведение людей, являются: тип нервной системы, внимание, мышление, восприятие, координация  движений, эмоциональная устойчивость.

Кратко  рассмотрим их проявления.

     Тип нервной системы. 

     Способность замечать слабые  сигналы, хорошо чувствовать ситуацию  помогает человеку со слабым  типом нервной системы. Обладая  необходимыми знаниями, такие дети  замечают приближающуюся опасность  и могут избежать ее. Если же  они вовремя ее не заметили, то им труднее справиться с  опасной ситуацией. Сильная нервная  система дошкольников характеризуется  большей концентрацией нервных  процессов, большей сопротивляемостью  воздействию посторонних раздражителей,  а следовательно, такие дети  могут быстрее сконцентрироваться  и избежать опасности или выйти  из неё, имея соответствующие  знания и умения.

     Внимание – главное свойство  психики, обеспечивающее адекватное  конкретной опасной ситуации  реагирование на внешнее воздействие.  Важными его характеристиками  являются: устойчивость, избирательность,  объём, возможность распределения  и концентрации. Для получения  эффекта внимания, как отмечают  учёные необходимо:

1) Выработать  рефлекс опасности на определённый  предмет или явление;

2) Создать  условие для поддержания доминирующего  очага возбуждения в коре головного  мозга на объект внимания и  отсечения отвлекающих моментов.

   Это определяется созреванием  структур мозга, отвечающих за  процессы анализа, переработки  и оценки информации, что свидетельствует  о тесной связи внимания с  мышлением и восприятием. Данные  характеристики претерпевают изменения  на протяжении жизни человека, развиваются. Поэтому в процессе  формирования безопасного поведения  их необходимо учитывать и  развивать.

    Различия в безопасном поведении  людей проявляется и в эмоциональных  реакциях на одни и те же  явления. Во многом это определяется  эмоцией страха, которая до определённых  пределов может считаться физиологически  нормальной и приспособительно  полезной, способствующей экстренной  мобилизации физического и психического  напряжения, необходимого для самосохранения (Ц.П. Короленко).

     3. Функциональное состояние организма  человека в определённый момент  часто является решающим, и по  сути – результирующим фактором  безопасного поведения (М.А. Котик,  О.Н. Русак, А.М. Якупов и др.).

Информация о работе Безопасная жизнедеятельность ребенка в условиях современной семьи: педагогический аспект