Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность безопасности ребенка в условиях современной семьи.
Объект исследования: безопасная жизнедеятельность ребенка в быту.
Предмет исследования: методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: осознанное усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если:
1.эта работа будет вестись целенаправленно,
2.создать специальные условия воспитания,
3.учитывать психологические закономерности развития ребенка,
4.использовать разнообразные методы и приемы воспитания.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………...3 ГЛАВА 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности ребенка как часть многоаспектного явления социального развития
История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы………………………………………………………………….....6
Понятие об опасностях, безопасности жизнедеятельности и опыте безопасного поведения………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей
2.1. Профилактические меры безопасности………………………...……..…...17
2.2. Обеспечение безопасности ребенка дома………………………..…….….20
2.3. Анализ пожаров с детской гибелью по Ошмянскому району за последние шесть лет……………………………………… ………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...…..35
Список использованной литературы……………………………………..…….37
Приложения
С развитием человеческого
К социальным - относят опасности, создаваемые человеком: драки, убийства, преступления, политические конфликты, войны, алкоголизм, наркоманию и другие пороки человеческого общества.
Вторая часто встречающаяся
1. Опасности дома (или бытовые).
2. Опасности на природе.
3. Опасности на улице и дороге.
4. Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).
Анализируя данные
Гуманистическая
В настоящее время
Необходимо отметить, что, как
в программных документах, так
и в исследованиях по проблеме
безопасности
В работе И.А. Щеголева
1) предвидение опасности,
2) уклонение от опасности,
3) преодоление опасности.
Предвидение опасности
- от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям;
- от среды обитания: природной, техногенной, социальной (других людей), в военной обстановке.
«Зная об опасности того или
иного объекта, человек
Уклонение от опасности предполагает:
- представление
о возможном характере
- знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности;
- правильную оценку ситуации.
Преодоление опасности предполагает:
- умелое
поведение в опасных ситуациях;
- знание
способов защиты и владение
навыками по их применению (укрытие
от опасности, применение
- владение навыками само- и взаимопомощи.
Исходя из теоретического
С этих позиций выделяют
- Знания
ребёнка о правилах
- Умения
действовать в ситуациях
- Отношение
(переживание и понимание
Необходимо отметить, что обозначенные
компоненты опыта безопасного
поведения взаимосвязаны друг
с другом. Так, в работах О.Н.Русак,
В.К.Зайцевой указывается, что
осознание необходимости мер
предосторожности проявляется
Факторы, оказывающие влияние на поведение человека в опасной ситуации.
Поведение людей в опасной
ситуации различно. Ощущение угрозы
у одних превращается в
У других людей угрожающая
обстановка способна вызвать
общий подъём душевных и
Необходимо отметить, что «уклоняются»
и «преодолевают» опасности
В ряде работ психологов, психофизиологов
и специалистов в области
1. биологическими факторами (рефлексами);
2. психофизиологическими качествами;
3. текущим
физическим и психическим
4. мотивацией
к выполнению правил
5. обученностью и опытом.
Исходя из этих факторов, был
проведен анализ научной
касающийся особенностей безопасного поведения человека, глубоко изучались возрастные возможности дошкольников.
1. Безусловные рефлексы
рефлексом
«Что такое?» или
связаны такие рефлекторные действия, как вздрагивание и стремление избежать опасности. Выработанные в ходе эволюции и социального развития, они побуждают людей вести поиск, бороться за существование. Но благодаря безусловным рефлексам приспособление организма к окружающей среде достигается лишь в узких пределах, так как они возникают в ответ на сравнительно немногие раздражители.
Для успешной борьбы с
Поэтому, необходимо
2. К психофизиологическим
Кратко рассмотрим их проявления.
Тип нервной системы.
Способность замечать слабые
сигналы, хорошо чувствовать
Внимание – главное свойство
психики, обеспечивающее
1) Выработать
рефлекс опасности на
2) Создать
условие для поддержания
Это определяется созреванием
структур мозга, отвечающих за
процессы анализа, переработки
и оценки информации, что свидетельствует
о тесной связи внимания с
мышлением и восприятием.
Различия в безопасном
3. Функциональное состояние