Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:18, контрольная работа
Многомерность понятия «психическое здоровье». Психическая адаптация и дезадаптация. Основные критерии психического здо¬ровья. Состояние предболезни. Факторы риска, влияющие на нарушение психического здоровья и развитие психических заболеваний. Факторы, влияющие на индивидуаль¬ное развитие и нарушение нервно-психической реактивности.
1. Психическое
здоровье как медико-
Нервно-психическое здоровье населения России.
Многомерность понятия «психическое здоровье». Психическая адаптация и дезадаптация. Основные критерии психического здо¬ровья. Состояние предболезни. Факторы риска, влияющие на нарушение психического здоровья и развитие психических заболеваний. Факторы, влияющие на индивидуаль¬ное развитие и нарушение нервно-психической реактивности.
Уровни психического
здоровья: личностно-смысловой, индиви¬дуально-
Формирование психики, ранние и выраженные симптомы ее нарушения. Критические периоды развития и их влияние на психическое здоровье. Факторы, влияющие на психическое здоровье. Дети из неблагополучных семей, трудные в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и старшими. Дети с выраженной застенчивостью, повышенной тревожностью, истеричностью, эмоциональной неустойчивостью. Биологическая и социальная обусловлен¬ность психического здоровья. Психогигиеническая направленность педагогической деятельности.
2. Психическое здоровье - основа духовного развития личности. Нервная регуляция функций организма и здоровье.
Проблемы духовного и физического оздоровления человека. Система самосовершенствования. Основные жизненные ценности и цели. Проблема смысла жизни. Стремление к поиску смысла – врожденная, высшая потребность человека.
Программа обновления. Образное перепрограммирование сознания.. Влияние энергоинформационного обмена на процесс развития личности. Способность к аккумуляции духовной энергии и взаиморазвивающему общению. Синергетизм отношений. Поликультурные взаимодействия.
Психогигена - наука, обязательная для каждого. Необходимость формирования психогигиенических навыков: умение снимать психическое напряжение, умение повышать эмоциональный тонус, создавать условия для эмоциональной разрядки, развивать коммуникабельность, высокие личностные качества.
Возможности самовоспитания, аутотренинга, психической коррекции, ролевого тренинга, внушения и самовнушения.
Значение нервной система и ее функции. Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности – материальная основа психических процессов.
Нейрофизиология - естественнонаучная основа психологии и педагогики.
Принципы передачи и переработки информации. Воспитание анализаторов. Богатство ощущений - богатство жизни. Понятие об «информационном отравлении». Здоровье и эмоции. Высшие корковые функции. «Аппарат предвидения». Анализ средовых воздействий на высшем уровне. Гнозис, праксис. Восприятие.
Патология ВНД.
3. Современные
представления о механизмах
Определение понятия «психическое заболевание». Диалектичес¬кая взаимосвязь биологических и социальных детерминант в разви¬тии психических заболеваний. Социальная и биологическая обусловленность личности.
Социальные факторы психических нарушений (психоге¬нии, неврозы, алкоголизм). Личностный фактор в психопатологии.
Генетически обусловленные
психические нарушения: олигофрения,
шизофрения. Нарушения функций при
нервных и психических
Представле¬ния о «функциональных» и «органических» нервно-психических расстройствах. Патологические состояния и патологический процесс при пси¬хических заболеваниях. Симптоматические психозы. Психосоматические заболевания. Предрасположенность и влияние экзогенных факторов. Психопатологические расстройства как реакции на психотравмирующие воздействия. Конституциональная предрасположенность, интенсивность психотравмирующих воздействий. Психозы: экзогенно обусловленный и эндогенно обусловленный тип реакции. Аномалии психического развития, их типо¬логия. Переходные пси¬хозы.
Общие данные о
распространенности психических заболеваний
в мире и в различных регионах
России. Транскультуральные исследо¬вания
психического здоровья. Распространенность
психических заболеваний в различных
социаль¬но-экономических группах населения.
Эпидемиология отдельных психических
заболеваний (шизофре¬ния, аффективные
психозы, эпилепсия, неврозы, алкоголизм,
нар¬комания и др.). Педагогическая работа
и ее возможности при различной структуре
психопатологических нарушений.
4. Психологические
особенности поведения
Совокупность особенностей психического склада человека, определяющая индивидуальный стиль его поведения, переживания и образ жизни в целом.
Проблема критической ситуации в психологии: стресс, фрустрация, конфликт, кризис. Влияние социальных катаклизмов на формирование психосоматического типа личности.
«Психические
эпидемии» как симптом «
Понятие о психологической уравновешенности. Психологическая надежность человека: готовность к опасности (установка, черты характера, темперамент, способность, специальная подготовленность).
Психологическая
помощь пострадавшим. Мотивационная
и психологическая регуляция
поведения в экстремальных
5. Проблемы суицида у подростков.
Комплексная оценка состояния психического здоровья детей и подростков. Психотравмирующие социальные факторы, их характеристика. Суицидальные наклонности, их проявления, характеристики. Основные статистические показатели подросткового суицида по России. Характеристика основных проблем. Группы риска. Суицид и подросток. Профилактика социальных отклонений.
Психофизиологические
аспекты суицидального
Психологическая
помощь. Способы воздействия на психику.
Суггестивный метод как метод
внушения надежды на разрешение внутреннего
конфликта. Характеристика психофизиологической
адаптации: положительные реакции,
психофизиологическая мобилизация, стадия
разрешения, стадия восстановления. Признаки
оптимального состояния: адекватность
реагирования, оптимальные по интенсивности
проявления функции; мобильность функциональных
систем; стабильность положительных
психических проявлений.
6. Первая помощь
при истериках, попытках
Психотерапевтическая
помощь. Внебольничная психиатрическая
помощь. Первая помощь при истериках,
попытках суицида, тяжелых психологических
травмах. Понятия «психотерапия» и
«психокоррекция». Принципы психотерапии.
Стратегия и тактика психотерапии. Психоневрологическая
помощь детям и подросткам. Показания
для госпитализации. Госпитализация по
неотложным показаниям.
7. Основы помощи
лицам с психическими
Виды психотерапии. Индивидуальная и групповая психотерапия. Групповой процесс и групповая динамика, Лидерство. Рациональная когнитивная психотерапия. Суггестивные методы: классический гипноз, гипноз по методу М. Эриксона. Самогипноз. Аутоген¬ный тренинг и другие методы психической саморегуляции. Медитативные техники. Психоанализ. Психосинтез. Психодрама. Экзистен¬циальный анализ. Поведенческая терапия. Нейролингвистическое программирование. Семейная психотерапия. Гуманистическая ориентация в психотерапии. Оценка эффективности психоте¬рапевтического лечения. Использование психотерапевтических методов и приемов в прак¬тике педагогической работы.
Психоневрологический диспансер. Дневной стационар. Лечебно-производственные мас¬терские. Стационарная психиатрическая помощь. Общественно опасные действия сихических больных, показания к принудительному лечению в больницах специального типа. Наркологическая служба. Наркологический диспансер. Нарколо¬гические стационары и специализированные отделения.
Экспертиза психических больных. Трудовая и судебно-психиатрическая экспертиза. Определение инвалидности. Принятие реше¬ния о принудительной госпитализации. Реабилитация психических больных Ее цели, принципы и виды. Этапы реабилитационного процесса.
Индивидуальная и социальная психогигиена. Психогигиеническое воспитание. Обучение основам психогигиены и психопрофилактики в высших и средних учебных заведениях. Службы и учреждения охраны и укрепления психического здоровья. Роль педагогов в формировании психического здоровья школьников.