Адаптиация ребенка к детскому саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:33, реферат

Краткое описание

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно лишь видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит вас в смятение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то в этот новый детский коллектив. В нем он постоянно как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Файлы: 1 файл

Адаптация ребенка к детскому саду.docx

— 32.40 Кб (Скачать)

XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

На фоне стресса ваш  ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит  свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

Вам надо также знать, что  у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых  причин, возможно кратковременное повышение  температуры. Обычно в этих случаях  врач говорит об "адаптационных  свечах". Такие "свечи" лишний раз  подчеркивают тяжесть адаптационного периода.

Итак, по-видимому, вы уже, наверно, поняли, что адаптация ребенка  к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его. Теперь вы знаете, что происходит у ребенка  с поведением, причины изменения  его. Вам стало ясно, что всему  виновник стресс. Стресс, превращающий на время малыша в другого человека, стресс, разрушающий его защитные барьеры, стресс, извращающий ряд  важных физиологических реакций, необходимых  для поддержки состояния здоровья. Вы видите, что стресс похож на пламя, сжигающее все нещадно на пути. И если не найти "огнетушитель" и не залить бушующее пламя, оно "сожжет" весь организм ребенка, и вам уже  придется лечить нанесенные ему "ожоги" всю жизнь.

А пока... Пока страдает реактивность, снижается сопротивляемость ребенка и нет больше панциря, который охранял бы малыша от всех болезней. При нем лишь надо кашлянуть... Короче, от любого дуновения любого ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. И вновь появятся все вышеперечисленные отклонения в обычном поведении ребенка. Но так же может быть до бесконечности...

Давайте все-таки еще раз  уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.

В огромной степени - отрыв  от матери, внезапное прекращение  поступления необходимого ему для  жизни витамина "М". Конечно  же, малыш ваш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что  было у него, вернее, есть и будет: его озон, погода, атмосфера... Точнее - это просто "три кита", удерживающие на себе ребенка.

И вдруг, вдруг... мама предала  его. Взяла и "обменяла" на работу и этим "перекрыла кислород". Его любимая, его неповторимая и  самая прекрасная на свете мама нашла  себе какую-то работу и бросила его  на произвол судьбы среди ужасной  новой обстановки и незнакомых ему  ранее детей, которым нет дела до него. А если даже есть, так только для того, чтоб лишний раз над  ним немного посмеяться, что он все делает совсем не так, как делают другие. И чтобы в этой новой  обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы  поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх  поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в  отличие от всех других кругов имеет  точное начало - отрыв от матери, разлука  с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но все это  обычно свойственно ребенку с  тяжелой или неблагоприятной  адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую вам прогнозировали у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.

К тому же вспомните еще  о кризисе трех лет, который может  наслоиться на период адаптации ребенка. Вам надо знать, и вы уже, по-видимому, знаете, что в это время ваш  малыш впервые ощутил себя как  личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, этого не видим  или, по крайней мере, не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как  раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных  обстоятельств окружающей среды.И вот как раз вы, именно в то время, когда ребенок ваш, как никогда, нуждается в вас, в вашем понимании его, а главное - поддержке, когда вам надо и необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.

Вам надо помнить, что возможность  неблагоприятной адаптации у  малыша обычно резко возрастает, когда  в анамнезе (воспоминание о жизни) у вашего ребенка имеется ряд  неблагоприятных факторов развития, обычно называемых врачами "факторами  риска" (см. ниже).

Запомните, что вашему ребенку  с тяжелой адаптацией, помимо вас  и воспитателей, поможет только педиатр  или узкий специалист.

Полярным типом для  тяжелой адаптации, является тип  легкой адаптации ребенка, когда  малыш ваш адаптируется к новой  обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его  поведении, обычно кратковременны и  незначительны, поэтому ребенок  не болеет.

Помимо двух полярных типов  адаптации, имеется еще и промежуточный  вариант, напоминающий собою перешеек, соединяющий обычно "северный" и "южный" полюс адаптации ребенка. В подобных случаях мы говорим  о средней тяжести течения  периода различных адаптационных  изменений в детском организме.

При этом типе адаптации ребенок  в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации  заболевает. Причем, как правило, болезнь  протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем  раньше он назначит корригирующие мероприятия  ребенку, тем меньше вероятность, что  малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к  благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы. Доказано, что при тяжелой адаптации к детсаду ребенок плохо адаптируется и к условиям начальной школы.

Итак, теперь вы, видимо, имеете уже хотя бы самое малейшее, но представление  о том, что происходит с вашим  малышом во время адаптации к  детсаду. Теперь вы знаете, что ваш  малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать вам  назло. Все то, что видите вы, - это всего-навсего издержки адаптации, ее "цена" и "плата" для ребенка. От вас зависит, чтобы эта "плата" была минимальной.

Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению:

I. До родов (антенатальные факторы).

Токсикозы I и II половины беременности.

Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности.

Обострение хронических  заболеваний матери в период беременности.

Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.

Стрессовые ситуации у  матери в период беременности (конфликты  на работе, в семье, горестные переживания).

Профессиональные вредности  матери в период беременности.

Употребление матерью  алкоголя во время беременности.

Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.

Курение матери в период беременности.

II. Во время родов (интранатальные факторы).

Осложнения в родах.

Наличие асфиксии разной степени  тяжести. Родовая травма.

Хирургические вмешательства  во время родов. Несовместимость  по резус-фактору у матери и ребенка.

III. После родов (постнатальные факторы).

Недоношенность или переношенность ребенка.

Крупная масса тела (вес  больше 4 кг).

Заболеваемость на первом месяце жизни.

Употребление алкоголя матерью  во время вскармливания грудью.

Курение матери во время вскармливания  грудью.

Пассивное курение (курение  членами семьи в присутствии  ребенка).

Искусственное вскармливание  ребенка.

Фоновые заболевания у  ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия).

Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х  лет.

Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, врожденный порок сердца)

Задержка нервно-психического развития.

Неудовлетворительные материально-бытовые  условия жизни.

Конфликтные взаимоотношения  в семье.

Отсутствие отца или матери в семье ребенка.

Первый или единственный ребенок в семье.

Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека, гипоопека и т. д.

Вы познакомились с  различными анамнестическими факторами  риска, которые в той или иной степени воздействуют на адаптацию  ребенка, препятствуя нормальному  течению ее.

Еще раз просмотрите их. Есть факторы, которые вам изменить сегодня не под силу. Ну, например, все то, что было связано с беременностью  или с родами ребенка. Однако среди  многих неблагополучий, влияющих на адаптацию  ребенка и выявленных после родов, есть группа факторов (социальных), которые  возможно устранить и даже нужно. Ну, например: пассивное курение, отсутствие закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении, лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание ребенка и т. д. Если вам хочется, чтобы ваш ребенок адаптировался к саду быстрей и легче, чем он должен адаптироваться по прогнозу, как можно раньше устраните все, что устранимо из этого набора неблагополучий различных факторов анамнеза ребенка.

Как надо готовить родителям  ребенка к поступлению в детский  сад

Тренировать, буквально с  самого рождения, систему адаптационных  механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким  условиям и ситуациям, в которых  ему надо менять формы поведения.

Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные  с детским садом.

Заранее узнать у участкового  врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим  критериям, и своевременно принять  все меры при неудовлетворительном прогнозе.

Устранить устраняемые анамнестические  факторы риска, связанные с условиями  социальной среды.

Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие  мероприятия, которые назначил врач.

Отправить в детский сад  ребенка лишь при условии, что  он здоров.

Не отдавать ребенка в  детский сад в разгаре кризиса  трех лет.

Заранее узнать все новые  моменты в режиме дня в детском  саду и их ввести в режим дня  ребенка дома.

Повысить роль закаливающих мероприятий.

Как можно раньше познакомить  малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

Стараться отдать его в  группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

Настроить малыша как можно  положительнее к его поступлению  в детсад.

"Раскрыть секреты"  малышу возможных навыков общения  с детьми и взрослыми людьми.

Учить ребенка дома всем необходимым  навыкам самообслуживания.

Не угрожать ребенку детским  садом как наказанием за детские  грехи, а также за непослушание.

Готовить вашего ребенка  к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно  лишь только потому, что он уже большой.

Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления  ребенка в детский сад.

Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения  ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять  его там не на целый день.

Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог  и любим.

Как надо вести себя родителям  с ребенком, когда он начал впервые  посещать детский сад

Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень  здорово, что он дорос до сада и  стал таким большим.

Не оставлять его в  дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Щадить его ослабленную  нервную систему.

Не увеличивать, а уменьшать  нагрузку на нервную систему. На время  прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в  группе.

Создать в воскресные дни  дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

Не реагировать на выходки  ребенка и не наказывать его за детские капризы.

Информация о работе Адаптиация ребенка к детскому саду