Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 23:50, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно – административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальными рычагами государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присуще им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, обоснованная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установление государством правил взимания конкретных налогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Экономическое содержание транспортного налога………………………...……….5
Сущность транспортного налога, история его развития ………………...….....5
Основные элементы транспортного налога……………………………………..6
Механизм исчисления и сроки уплаты транспортного налога…………...…..13
Зарубежный опыт исчисления транспортного налога………………………...18
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО", расположенного в г. Архангельске……………….…..…….24
2.1. Общая характеристика организации, являющейся налогоплательщиком транспортного налога……………………………………………………………………24
2.2. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"………………………………...………..…………………………..25
2.3. Порядок оформления налоговой декларации на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"……………………………………………………………………...28
3. Совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации………………………………………………………………….31
3.1 Основные проблемы транспортного налога в Российской Федерации………31
3.2 Пути совершенствования транспортного налога в Российской Федерации….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….............52
Посмотрев на приведенную таблицу, каждый сможет заметить не просто увеличение размера госпошлины, а увеличение в разы. Если налогоплательщик не понял, чем вызвано такое увеличение, Минфин ему все доходчиво объясняет в Письме от 20.01.2010 № 03-05-06-03/04. Увеличение размеров государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств обусловлено тем, что кроме государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств на основании Постановления Правительства РФ от 08.04.1992 № 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" взималась плата за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов. В оплату указанной продукции включались свободная отпускная цена изготовителя продукции (с НДС), затраты по ее транспортировке и хранению, а также специальный сбор, связанный с осуществлением этой деятельности органами внутренних дел, величина которого не должна была превышать 1% годового МРОТ.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.03.2007 по делу № 326-О-П признал, что по буквальному смыслу закона выдача водительского удостоверения приравнена к юридически значимым действиям, следовательно, рассматривается законодателем как охватывающая не только действие по передаче документа заинтересованному лицу, но и по его изготовлению. Дифференциация размера государственной пошлины за выдачу водительского удостоверения в зависимости от того, из каких расходных материалов оно изготавливается, означает, что затраты на изготовление водительского удостоверения учтены законодателем при определении размера государственной пошлины. Государственные органы не вправе требовать от граждан уплаты каких-либо иных платежей за выдачу водительских удостоверений кроме государственной пошлины, установленной НК РФ.
В связи с указанным документом и отменой платы за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции возникла необходимость в компенсации затрат, касающихся изготовления вышеназванной продукции. Таким образом, эти затраты были учтены при определении установленных Федеральным законом N 374-ФЭ размеров государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.
В соответствии со ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к числу региональных налогов и не имеет прямого отношения к автомобильным дорогам, а служит для пополнения регионального бюджета. Свидетельствует об этом то, что в соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, кроме автомобилей, самолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы и другие, водные и воздушные транспортные средства.
Что касается ставок транспортного налога, то они установлены ст. 361 НК РФ. Однако фактически они не ограничены, поскольку они могут быть увеличены законами субъектов РФ в 10 раз.
Некоторые регионы освободили от транспортного налога компании, зарегистрированные в пределах определенных территорий данного субъекта. Как правило, это касается резидентов особых экономических зон. Такие льготы предоставили: Москва, Томская и Липецкая области, Краснодарский край и Татарстан.
Для получения льготы компания должна заключить договор "О поддержке региона" с местной администрацией. Но он, в отличие от инвестиционного соглашения, не влечет для компании-налогоплательщика практически никаких финансовых обязательств.
Транспортный налог вызывает резкую критику, особенно со стороны автовладельцев дорогих мощных иномарок. Их логика сводится к следующему: российские дороги безобразны и не меняются к лучшему, а передвигаются автомобилисты редко (что вряд ли соответствует истине), и приводят иные доводы в печати, по радио и на телевидении. Ряд регионов высказывал мнение о необходимости введения акциза и параллельного транспортного налога для машин с мощностью двигателя более 150 л. с.
Это и понятно, что регионам не хочется расставаться с определенной долей дохода. Особенно это касается крупных регионов, где много автомобилей.
В любом случае, чтобы не было никакой противоречивой информации о взимании акцизов, планируется внести поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, а также подготовить к выпуску постановление правительства, в котором была бы прописана схема взимания акциза. Дело в том, что на первом этапе обсуждения предполагалось, что акциз будет взиматься на бензоколонке с отражением в чеке (типа налога с продаж).
Плюсом такого решения было бы то, что каждый автомобилистами понимал, сколько он уплачивает в Региональный бюджет. Однако на данном этапе обсуждения эта идея была отвергнута, поскольку она влечет за собой достаточно сложную схему администрирования. Акциз предполагается взимать на выходе бензина с нефтеперерабатывающих заводов. Сложнее ситуация со ставкой акциза. В Госдуме находится законопроект, который предполагает увеличить стоимость 1 л бензина на этапе внедрения до 50 коп. (максимум 1 руб.). После постепенного (в течение нескольких лет) повышения довести надбавку до 3 руб. за 1 л.
• . Выбор направлений налогового планирования на предприятиях для оптимизации транспортного налога
Научно-практические исследования, посвященные оптимизации налогообложения, являются важными источниками для практики развития налоговых правоотношений. Оптимизация транспортного налога направлена на снижение налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта за счет налоговой выгоды. Налоговая выгода - это сокращение налоговых платежей предприятия за счет получения дополнительных вычетов и льгот, уменьшения налоговой базы, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение уплаченных сумм из бюджета. В то же время при оптимизации налоговых платежей необходимо учитывать риски признания налоговой выгоды необоснованной.
Необоснованная выгода - это та, которая получена от сделки, стороны которой ставили перед собой одну-единственную цель - минимизировать налоговые платежи. Такие сделки Высший Арбитражный Суд назвал "не обусловленными разумными экономическими или иными причинами", а соответственно, лишенными "целей делового характера".
Транспортный налог - это региональный налог. Поэтому региональные власти имеют право устанавливать основные элементы налога, в частности: ставки налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Общие принципы налогообложения установлены в главе 28 НК РФ. Налог платят организации и граждане, на чье имя зарегистрирован транспорт. Уплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Транспортный налог, как и все остальные налоги, постоянно корректируется и уточняется. Так, в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки по регионам разрешено увеличивать (уменьшать) не более чем в 10 раз. Ранее законодательство позволяло пятикратную корректировку. На этом фоне оптимизация транспортного налога стала намного актуальнее. Рассмотрим основные налоговые схемы, направленные на оптимизацию транспортного налога:
1. Использование транзитного
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиком транспортного налога является лицо, на которое зарегистрирована машина. То есть без регистрации обязанности уплаты налога не возникает. Конечно, ездить по дорогам общего пользования без регистрационных знаков незаконно, однако существует такое суррогатное средство, как транзитный номер.
Знак "Транзит" присваивается транспортным средствам в соответствии с Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001. Он предназначен для случаев, когда незарегистрированный автомобиль следует к месту будущей регистрации, например, после его продажи. "Транзитки" обычно выдаются подразделением ГИБДД.
Наличие транзитного номера не свидетельствует, что машина была в установленном порядке зарегистрирована и по ней нужно платить налог. Срок действия регистрационного знака "Транзит" составляет от 5 до 20 суток с возможностью его продления или замены знака в любом из подразделений ГИБДД независимо от региона.
В случае езды с просроченными транзитными номерами водителю грозит штраф в размере от 500 до 800 рублей. Если нарушение будет совершено повторно, то в таком случае сумма штрафа возрастает до 5000 рублей. Либо у водителя будет изъято водительское удостоверение сроком на 1 – 3 месяца.
Очевидным минусом данного способа является необходимость постоянно продлевать или заменять транзитные номера. Поэтому обычно его применяют, только если налоговая экономия очень существенна. Кроме того, такому авто обеспечено пристальное внимание инспекторов ГИБДД.
2. Момент регистрации
Использовать описанный выше метод с "транзитом" можно и для того, чтобы просто отложить момент регистрации транспорта. Дело в том, что компания уплачивает налог за все месяцы, когда машина была зарегистрирована на компанию. Причем месяц регистрации, а также месяц снятия ее с учета принимаются за полные месяцы (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Таким образом, если автомобиль приобретен в конце месяца, выгоднее первое время эксплуатировать его с транзитным номером или вообще без регистрационных знаков. Снимать же транспортное средство с учета целесообразно в конце месяца. То есть если компания намеревается продать автомобиль, но покупатель еще не найден, можно сэкономить транспортный налог за целый месяц, если снять автомобиль с учета в последних числах месяца.
Например, 20 февраля компания из Архангельской области приобрела грузовик с двигателем мощностью 400 л. с., а продала его 5 октября. Если регистрировать автомобиль в ГИБДД и снимать его с учета в день совершения сделок, компания заплатит налог в сумме:
((400 л. с. х 85 руб/л. с.): 12 мес. х 9 мес.)= 25 500 руб.
Если же компания отложит момент постановки на учет до 1 марта, а снимет автомобиль с учета заблаговременно - 31 сентября, то сумма транспортного налога снизится:
((400 л. с. х 85 руб./л. с.) : 12 мес. х 7 мес.)= 19 833 руб.
Экономия на налоге составит:
(25 500 руб. - 19 833 руб.)= 5 667 руб.
3. Использование транспорта
Организации могут сэкономить на транспортном налоге по той технике, которая не выезжает за территорию предприятия и не подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. Речь идет об автобусах, перевозящих людей от одной проходной к другой, грузовой технике, перемещающей грузы только от одного цеха к другому, автокранах и т.д.
В Гостехнадзоре регистрируются автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, или техника, изначально не предназначенная для движения по дорогам общего пользования. Чтобы не платить налог по таким машинам, достаточно снять их с учета или изначально после приобретения не регистрировать. Поскольку перечисленный транспорт не принимает участия в движении по дорогам общего пользования, его эксплуатация без госрегистрации на территории компании не вызовет никаких нареканий со стороны автоинспекции.
4. Пониженные налоговые ставки на спецтехнику
Существуют транспортные средства, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общественного пользования. К ним, например, относят экскаваторы, скреперы, самосвалы и другую карьерную технику. Эти транспортные средства принято считать самоходными. И по ним применяют более низкие ставки налога, чем по грузовому транспорту. Если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования и зарегистрировано в Гостехнадзоре, то применяют налоговую ставку для категории "другие самоходные транспортные средства".
Например, организация из Архангельской области приобрела автокран, установленный на базе автомобиля с мощностью двигателя 400 л. с. Если регистрировать такой автомобиль в органах ГИБДД, размер транспортного налога составит:
(400 л. с. х 85 руб/л. с.)= 34 000 руб.
Если же тот же автокран поставить на учет в Гостехнадзоре, то размер транспортного налога окажется всего:
(400 л. с. х 25 руб/л. с.)= 10 000 руб.
Налоговая экономия составит:
(34 000 руб. – 10 000 руб.)= 24 000 руб.
Следовательно, чтобы платить транспортный налог по более низким ставкам, организациям имеет смысл регистрировать спецтехнику в органах Гостехнадзора, а не в ГИБДД.
5. Уменьшение мощности двигателя
В целях снижения транспортного налога, хозяйствующие субъекты могут скорректировать налоговую базу за счет дефорсирования двигателя, т.е. уменьшения его мощности с внесением изменений в ПТС. Автомобиль может потерять мощность по объективным причинам: вследствие износа двигателя или после аварии. Особенно эффективна эта корректировка в случае пограничных значений налоговой базы. Например, согласно ПТС мощность двигателя составляет 110 л. с. При снижении ее до 100 л. с. сумма транспортного налога снизится, поскольку будут использованы иные ставки.
Таким методом могут воспользоваться далеко не все. Основное условие - необходимо, чтобы у автомобиля был серийный аналог с двигателем наименьшей мощности и аналогичными показателями экологичности.
Например, двигатель EJ20 мощностью 180 л. с. Subaru Legacy 2004 г. в. можно превратить в 140-сильный по аналогии с Subaru Legacy В4 2.0 В4 i с двигателем EJ20. Для этого потребуется перенастроить систему управления впрыском топлива и систему выхлопа. Помимо самих работ по дефорсированию потребуется заключение организации, уполномоченной Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерство Внутренних Дел РФ на выдачу "Заключений о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортных средств". Чтобы внести подобные изменения, компания должна известить ГИБДД о том, что сведения, указанные в паспорте технического средства, неверны. Подтвердить подобный вывод можно заключением экспертизы специализированного научного учреждения или справкой от производителя транспортного средства. И уже на основании таких документов регистрирующий орган внесет изменения в документы на машину и сообщит об изменении налоговой базы налоговикам.