Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 23:50, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно – административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальными рычагами государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присуще им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, обоснованная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установление государством правил взимания конкретных налогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Экономическое содержание транспортного налога………………………...……….5
Сущность транспортного налога, история его развития ………………...….....5
Основные элементы транспортного налога……………………………………..6
Механизм исчисления и сроки уплаты транспортного налога…………...…..13
Зарубежный опыт исчисления транспортного налога………………………...18
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО", расположенного в г. Архангельске……………….…..…….24
2.1. Общая характеристика организации, являющейся налогоплательщиком транспортного налога……………………………………………………………………24
2.2. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"………………………………...………..…………………………..25
2.3. Порядок оформления налоговой декларации на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"……………………………………………………………………...28
3. Совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации………………………………………………………………….31
3.1 Основные проблемы транспортного налога в Российской Федерации………31
3.2 Пути совершенствования транспортного налога в Российской Федерации….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….............52
6) транспортные средства, принадлежащие
на праве оперативного
7) транспортные средства, находящиеся
в розыске, при условии подтверждения
факта их угона (кражи) документом,
выдаваемым уполномоченным
8) самолеты и вертолеты
10) морские стационарные и
В соответствии со ст.359 НК РФ налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
3) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
4) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пунктах 1-3 – как единица транспортного средства .
Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год; отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.
В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах (Табл.1).
Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера
уменьшения налоговых ставок законами
субъектов Российской Федерации не применяется
в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с
каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33
кВт) включительно.
Допускается установление дифференцированных
налоговых ставок в отношении каждой категории
транспортных средств, а также с учетом
количества лет, прошедших с года выпуска
транспортных средств, и (или) их экологического
класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
В соответствии со ст. 362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.
Перечень легковых автомобилей средней
стоимостью от 3 миллионов рублей размещается
ежегодно не позднее 1 марта на официальном
сайте указанного органа в информационно-
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу.
В соответствии со ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу, форма которой утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу, форма которого утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, исходя из вышеизложенного анализа изменений налогового законодательства, касающегося транспортного налога, появление в налоговом кодексе РФ соответствующей главы оправдано и соответствует концепции реформы налоговой системы РФ. Основной чертой, характеризующей положения норм о транспортном налоге, является то, что обновленный вариант налога на транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную систему налогообложения владельцев транспортных средств.
Если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на водно-воздушные транспортные средства), то теперь это единый налог с достаточно четко регламентированной структурой.
1.3. Механизмы исчисления и взимания транспортного налога
Для того чтобы рассчитать сумму транспортного налога, подлежащую уплате в бюджет, необходимо определить налоговую базу, налоговую ставку по данному транспортному средству, а затем умножить налоговую базу на налоговую ставку и на специальный коэффициент, который определяется как соотношение числа полных месяцев, в которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде, причем месяц регистрации транспортного средства и месяц его снятия с учета считается полным (ст. 362 НК РФ).
Налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (для транспортных средств, имеющих двигатели); как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (для воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя); как валовая вместимость в регистровых тоннах (в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств) или как единица транспортного средства для остальных видов транспортных средств.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом полезного использования транспортных средств. В ( Табл.1) приведены базовые ставки установленные НК РФ и законами Архангельской обл.
Анализ сравнения базовых и установленных на территории Архангельской области ставок налога показал, что на территории Архангельской области, они превышают рекомендованные НК РФ в 6 раз.
Таблица 1.
Сравнение базовых и установленных на территории Архангельской обл. ставок транспортного налога.
Вид транспортного средства |
Ставка, по НК РФ |
Ставка, по Арх-ой обл. руб. в год | |
Легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
до 100 л. с. включительно |
2,5 |
14 |
свыше 100 л. с. до 150 л. с. |
3,5 |
24 | |
свыше 150 л. с. до 200 л. с. |
5 |
50 | |
свыше 200 л. с. до 250 л. с. |
7,5 |
75 | |
свыше 250 л. с. |
15 |
150 | |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
до 20 л. с. включительно |
1 |
6 |
свыше 20 л. с. до 35 л. с. |
2 |
12 | |
свыше 35 л. с. |
5 |
50 | |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
до 200 л. с. включительно |
5 |
37 |
свыше 200 л. с. |
10 |
63 | |
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
до 100 л. с. включительно |
2,5 |
25 |
свыше 100 л. с. до 150 л. с. |
4 |
40 | |
свыше 150 л. с. до 200 л. с. |
5 |
50 | |
свыше 200 л. с. до 250 л. с. |
6,5 |
65 | |
свыше 250 л. с. |
8,5 |
85 | |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
до 50 л. с. включительно |
2,5 |
25 |
свыше 50 л. с. |
5 |
18 | |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
до 100 л. с. включительно |
10 |
36 |
свыше 100 л. с. |
20 |
26 | |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
до 100 л. с. включительно |
20 |
52 |
свыше 100 л. с. |
40 |
135 | |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
до 100 л. с. включительно |
25 |
270 |
свыше 100 л. с. |
50 |
169 | |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) |
2,5 |
338 | |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) |
20 |
68 | |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) |
25 |
169 | |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого кг. силы тяги) |
20 |
122 | |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспорта) |
200 |
972 |