Совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно – административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальными рычагами государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присуще им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, обоснованная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установление государством правил взимания конкретных налогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Экономическое содержание транспортного налога………………………...……….5
Сущность транспортного налога, история его развития ………………...….....5
Основные элементы транспортного налога……………………………………..6
Механизм исчисления и сроки уплаты транспортного налога…………...…..13
Зарубежный опыт исчисления транспортного налога………………………...18
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО", расположенного в г. Архангельске……………….…..…….24
2.1. Общая характеристика организации, являющейся налогоплательщиком транспортного налога……………………………………………………………………24
2.2. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"………………………………...………..…………………………..25
2.3. Порядок оформления налоговой декларации на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"……………………………………………………………………...28
3. Совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации………………………………………………………………….31
3.1 Основные проблемы транспортного налога в Российской Федерации………31
3.2 Пути совершенствования транспортного налога в Российской Федерации….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….............52

Файлы: 1 файл

печать.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

6) транспортные средства, принадлежащие  на праве оперативного управления  федеральным органам исполнительной  власти, где законодательно предусмотрена  военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся  в розыске, при условии подтверждения  факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной  авиации и медицинской службы;9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие  платформы, морские передвижные  буровые установки и буровые  суда.

В соответствии со ст.359 НК РФ налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

3) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

4) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пунктах 1-3 – как единица транспортного средства .

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год; отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах (Табл.1).

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. 
            Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

В соответствии со ст. 362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

  • 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
  • 1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
  • 1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
  • 2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу.

В соответствии со ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу, форма которой утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу, форма которого утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Таким образом, исходя из вышеизложенного анализа изменений налогового законодательства, касающегося транспортного налога, появление в налоговом кодексе РФ соответствующей главы оправдано и соответствует концепции реформы налоговой системы РФ. Основной чертой, характеризующей положения норм о транспортном налоге, является то, что обновленный вариант налога на транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную систему налогообложения владельцев транспортных средств.

Если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на водно-воздушные транспортные средства), то теперь это единый налог с достаточно четко регламентированной структурой.

 

1.3. Механизмы исчисления и взимания транспортного налога

 

Для того чтобы рассчитать сумму транспортного налога, подлежащую уплате в бюджет, необходимо определить налоговую базу, налоговую ставку по данному транспортному средству, а затем умножить налоговую базу на налоговую ставку и на специальный коэффициент, который определяется как соотношение числа полных месяцев, в которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде, причем месяц регистрации транспортного средства и месяц его снятия с учета считается полным (ст. 362 НК РФ).

Налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (для транспортных средств, имеющих двигатели); как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (для воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя); как валовая вместимость в регистровых тоннах (в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств) или как единица транспортного средства для остальных видов транспортных средств.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом полезного использования транспортных средств. В ( Табл.1) приведены базовые ставки установленные НК РФ и законами Архангельской обл.

Анализ сравнения базовых и установленных на территории Архангельской области ставок налога показал, что на территории Архангельской области, они превышают рекомендованные НК РФ в 6 раз.

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Сравнение базовых  и установленных на территории Архангельской обл. ставок транспортного налога.

 

Вид транспортного средства

Ставка, по НК РФ 
руб. в год

Ставка, по Арх-ой обл. руб. в год

Легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л. с. включительно

2,5

14

свыше 100 л. с. до 150 л. с.

3,5

24

свыше 150 л. с. до 200 л. с.

5

50

свыше 200 л. с. до 250 л. с.

7,5

75

свыше 250 л. с.

15

150

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 20 л. с. включительно

1

6

свыше 20 л. с. до 35 л. с.

2

12

свыше 35 л. с.

5

50

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 200 л. с. включительно

5

37

свыше 200 л. с.

10

63

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л. с. включительно

2,5

25

свыше 100 л. с. до 150 л. с.

4

40

свыше 150 л. с. до 200 л. с.

5

50

свыше 200 л. с. до 250 л. с.

6,5

65

свыше 250 л. с.

8,5

85

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 50 л. с. включительно

2,5

25

свыше 50 л. с.

5

18

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л. с. включительно

10

36

свыше 100 л. с.

20

26

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л. с. включительно

20

52

свыше 100 л. с.

40

135

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л. с. включительно

25

270

свыше 100 л. с.

50

169

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

2,5

338

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20

68

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25

169

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого кг. силы тяги)

20

122

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспорта)

200

972

Информация о работе Совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации