Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 23:50, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно – административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальными рычагами государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присуще им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, обоснованная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установление государством правил взимания конкретных налогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Экономическое содержание транспортного налога………………………...……….5
Сущность транспортного налога, история его развития ………………...….....5
Основные элементы транспортного налога……………………………………..6
Механизм исчисления и сроки уплаты транспортного налога…………...…..13
Зарубежный опыт исчисления транспортного налога………………………...18
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО", расположенного в г. Архангельске……………….…..…….24
2.1. Общая характеристика организации, являющейся налогоплательщиком транспортного налога……………………………………………………………………24
2.2. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"………………………………...………..…………………………..25
2.3. Порядок оформления налоговой декларации на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"……………………………………………………………………...28
3. Совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации………………………………………………………………….31
3.1 Основные проблемы транспортного налога в Российской Федерации………31
3.2 Пути совершенствования транспортного налога в Российской Федерации….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….............52
2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА НА ПРИМЕРЕ ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО" РАСПОЛОЖЕННОГО В Г. АРХАНГЕЛЬСКЕ
2.1. Общая характеристика организации, являющейся налогоплательщиком транспортного налога
Открытое акционерное общество "АРХОБЛЭНЕРГО", именуемое в дальнейшем Общество, учреждено в соответствии с Законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», положениями Государственной программы приватизации, Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений в акционерные общества» от 1 июля 1992 года № 721 и от 29 января 1992 года № 66.
Полное фирменное наименование общества на русском языке: Открытое акционерное общество "АРХОБЛЭНЕРГО".
Местонахождение общества: г. АРХАНГЕЛЬСК, ул. ВЫУЧЕЙСКОГО, д. 18.
Почтовый адрес: Россия, 163000, г. АРХАНГЕЛЬСК, ул. ВЫУЧЕЙСКОГО,
д. 18.
ИНН Общества – 2901179251, КПП- 290101001.
Код вида экономической деятельности согласно ОКВЭД (по основному виду деятельности) – 40.
Руководитель организации – Степанов Александр Сергеевич.
Контактный телефон организации – (8182) 65-08-09.
ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО" состоит на налоговом учете по месту нахождения в ИФНС по г. Архангельску.
Общество является коммерческой организацией и действует на основании Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об акционерных обществах» и других законодательных актов с целью получения прибыли и удовлетворения различных законных интересов субъектов хозяйствования и граждан.
Высшим органом управления Общества является общее собрание
акционеров. Руководство текущей деятельностью
Общества осуществляется единоличным
исполнительным органом Общества - генеральным
директором.
ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО" занимается производством, передачей и распределением электроэнергии, газа, пара и горячей воды.
На 13 января 2012 года на балансе организации числилось три транспортных средства: легковая машина «ГАЗ-Волга- 3102-101»; легковая машина «ВАЗ Нива 21212Б» и грузовой автомобиль ЗИЛ-133. Так как данное предприятие не нуждалось в легковом автомобиле «ГАЗ-Волга- 3102-101», 26 февраля 2012 года оно было продано и снято с учета в органах ГИБДД. В связи с ростом производства, ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО" потребовалось приобрести дополнительный грузовой автомобиль МАЗ-5335.
Таблица 2
Транспортные средства, принадлежащие ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"
Показатели |
«ГАЗ-Волга- 3102-101» |
«ВАЗ Нива 21212Б» |
ЗИЛ-133 |
КАМАЗ-5320 |
Вид транспортного средства |
Автомобиль легковой |
Автомобиль легковой |
Автомобиль грузовой |
Автомобиль грузовой |
Код вида транспортного средства |
510 00 |
590 16 |
520 01 |
520 01 |
Идентификационный номер (VIN) |
XTL31021031122337 |
XTA21218037654321 |
XTU240357772151322 |
XTW21167232110031 |
Регистрационный знак |
в011кв 29RUS |
в012кв 29RUS |
а017кв 29RUS |
а019кв 29RUS |
Мощность, л.с. |
140 |
90 |
210 |
210 |
Дата приобретения транспортного средства |
09.01.2012г. |
05.04.2009г. |
17.04.2009г. |
22.03.2012г. |
Дата продажи транспортного средства |
26.02.2012г. |
- |
- |
- |
2.2. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога на примере
ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"
В соответствии со ст. 362 НК РФ ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО" исчисляет сумму налога и сумму авансового платежа по транспортному налогу самостоятельно.
Сумма транспортного налога исчисляется по формуле:
Ʃтп = НБ * НС,
где НБ – налоговая база, НС – налоговая ставка.
Сумма авансовых платежей исчисляется по формуле:
Ʃап = НБ * НС / 4
Ʃтп к уплате за год = Ʃтп – ( АП за 1 кв. + АП за 2 кв. + АП за 3 кв.)
Коэффициент использования можно найти по следующей формуле:
К исп. = число полных месяцев в налоговом (отчетном) периоде / число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Автомобиль «ГАЗ-Волга- 3102-101» числится на балансе организации с 09.01.2010 года.
К исп. = 2 / 3 = 0,67
АП за 1 кв. = 140 * 24 * 0,67 / 4 = 563 (руб.)
Так как данный автомобиль был продан 26 февраля, то авансовые платежи за второй и третий кварталы организация не рассчитывала.
Ʃтп за 2009 год = 140 * 24 * 0,17 = 571 (руб.)
К исп. = 2 / 12 = 0,17
Ʃтп к уплате за год = 571– 563= 8 (руб.)
Автомобиль «ВАЗ Нива 21212Б» числится на балансе организации с 05.04.2009 года.
К исп. = 3 / 3 = 1
АП за 1 кв. = 90 * 14 * 1 / 4 = 315 (руб.)
Авансовые платежи за второй и третий кварталы рассчитываются аналогично первому, следовательно, они также будут равны 315 рублей.
Ʃтп за 20012 год = 90 * 14 * 1 = 1260 (руб.)
К исп. = 12 / 12 = 1
Ʃтп к уплате за год = 1260 – (315 + 315 + 315) = 315 (руб.)
Автомобиль «ЗИЛ-133» числится на балансе ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО" также с апреля 2009 года.
К исп. = 3 / 3 = 1
АП за 1 кв. = 210 * 65 * 1 / 4 = 3412,5 (руб.)
Авансовые платежи за второй и третий кварталы рассчитываются аналогично первому, следовательно, они также будут равны 3413 рублей.
Ʃтп за 20012 год = 210 * 65 * 1 = 13650 (руб.)
К исп. = 12 / 12 = 1
Ʃтп к уплате за год = 13650 – (3412,5 + 3412,5 + 3412,5) = 3412,5 (руб.)
Автомобиль «КАМАЗ-5320» был приобретен организацией 22.03.2012 года.
К исп. = 1 / 3 = 0,33 (в 1 кв.)
К исп. = 3 / 3 = 1 (в 2 кв. и 3 кв.)
АП за 1 кв. = 210 * 65 * 0,33 / 4 = 1126 (руб.)
АП за 2 кв. = 210 * 65 *1 / 4 = 3412,5 (руб.)
Авансовый платеж за третий квартал рассчитывается аналогично второму, следовательно он будет также равен 3412,5 рублей.
Ʃтп за 2012 год = 210 * 65 * 0,83 = 11329,5 (руб.)
К исп. = 10 / 12 = 0,83
Ʃтп к уплате за год = 11329,5 – (1126 + 3412,5 + 3412,5) = 3378,5 (руб.)
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Уплата авансовых платежей в Архангельской области производится в конкретные сроки.
ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО" уплачивало авансовые платежи по истечении каждого отчетного периода по месту нахождения транспортных средств в сроки не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября авансовые платежи по налогу в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
По истечении налогового периода, 28 января 2012 года организация уплатила сумму налога, которая равна 7 114 рублей.
2.3. Порядок оформления налоговой декларации на примере
ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"
Налоговая декларация по транспортному налогу заполняется налогоплательщиками, осуществляющими уплату транспортного налога в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
При представлении Декларации лично налогоплательщиком или его представителем по их просьбе налоговый орган проставляет на копии Декларации отметку о принятии и дату ее представления. При отправке Декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче Декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Декларация может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
В соответствии со ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу. Декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В Архангельской области по истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают транспортный налог за истекший налоговый период с учетом уплаченных ранее авансовых платежей не позднее 5 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Данная декларация была представлена в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску 28.01.2013 года.
Декларация по транспортному налогу состоит из трех страниц: титульный лист, раздел 1 и раздел 2. В верхней части каждой страницы Декларации указан идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации, а также указывается порядковый номер страницы.
Налоговая декларация заполняется с Раздела 2, так как в нем производится расчет суммы налога по каждому транспортному средству.
Так, в ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО" исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по автомобилю «ГАЗ-Волга- 3102-101» составила 571 рублей; по автомобилю «ВАЗ Нива 21212Б» - 1260 рублей; по автомобилю «ЗИЛ-133» - 13650 рублей; по автомобилю «КАМАЗ-5320»- 11329,5 рублей. Общая сумма, подлежащая уплате в бюджет, составила 26810,5 рублей и была отражена по строке 030 Раздела 1. По строке 040 отражена сумма всех авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в течение всего налогового периода, которая составила 19696,5 рублей.
Строка 021 Раздела 1 находится как разность исчисленной суммы налога, подлежащей уплате в бюджет и суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в течение всего налогового периода. Таким образом,
строка 021 = строка 030 – строка 040, т.е.
строка 021 = 26810,5 – 19696,5 = 7114 рублей.
Исходя из расчетов, можно увидеть, что ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО" в 2013 году уплатила налог в сумме 7114 рублей.
По коду строки 010 указан код бюджетной классификации (КБК) в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации.
На титульном листе указано следующее:
1. вид документа ("1" – первичный);
2. отчетный год, за который представляется Декларация (2012 год);
3. полное наименование
4. номер контактного телефона налогоплательщика (8182) 65-08-09;
5. количество страниц, на которых составлена Декларация (006).
Таким образом, налоговая декларация является важной формой финансовой отчетности по транспортному налогу (Приложение 1).
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА
ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
1.5. Основные проблемы транспортного налога в Российской Федерации
Транспортный налог еще в стадии
законопроекта вызвал в обществе бурные
дискуссии и робкие протесты. Тем не менее, как
упоминалось выше, с 1 января 2003 года он
введен в действие, с почти одновременной
(с разницей в 2 года) отменой закона «О
территориальных дорожных фондах в РФ».
В настоящее время, по прошествии 4х лет,
можно выделить основные проблемы, возникшие
с введением транспортного налога.
1) Собираемость транспортного налога
в России составляет около 50%, что связано
с уменьшением поступлений в бюджет в
результате предоставления налоговых
льгот, отсутствием достоверной информации
о владельцах автотранспортных средств,
а также с уклонением от уплаты транспортного
налога. Налоговым законодательством
определен порядок принудительного взыскания
налогов с физических лиц, но на практике
он является трудно реализуемым.
В целях повышения собираемости транспортного налога было бы целесообразно установить в НК РФ норму, устанавливающую обязанность плательщика транспортного налога предъявлять справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате транспортного налога при регистрации, перерегистрации, прохождении технического осмотра транспортных средств. Обусловлено это тем, что в общей сумме транспортного налога, подлежащего к уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, примерно 70% приходится на налог, взимаемый с физических лиц, и 30% – с организаций. Если от организаций поступает 91,9% от начисленной суммы налога, то от физических лиц – только 68,5%. При этом меры принудительного взыскания транспортного налога с физических лиц возможны только в судебном порядке.