Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 23:50, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно – административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальными рычагами государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присуще им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, обоснованная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установление государством правил взимания конкретных налогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Экономическое содержание транспортного налога………………………...……….5
Сущность транспортного налога, история его развития ………………...….....5
Основные элементы транспортного налога……………………………………..6
Механизм исчисления и сроки уплаты транспортного налога…………...…..13
Зарубежный опыт исчисления транспортного налога………………………...18
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО", расположенного в г. Архангельске……………….…..…….24
2.1. Общая характеристика организации, являющейся налогоплательщиком транспортного налога……………………………………………………………………24
2.2. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"………………………………...………..…………………………..25
2.3. Порядок оформления налоговой декларации на примере ОАО "АРХОБЛЭНЕРГО"……………………………………………………………………...28
3. Совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации………………………………………………………………….31
3.1 Основные проблемы транспортного налога в Российской Федерации………31
3.2 Пути совершенствования транспортного налога в Российской Федерации….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….............52
Также решить проблему собираемости транспортного налога можно и иным путем. В соответствии со ст. 360 гл. 28 «Транспортный налог» НК налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. При этом отчетные периоды по транспортному налогу предусмотрены только для налогоплательщиков – юридических лиц. Таким образом, налогоплательщиками – физическими лицами сумма транспортного налога уплачивается только по окончании налогового периода. С учетом того, что основной долей плательщиков транспортного налога являются физические лица, установление сроков уплаты налога в течение налогового периода позволило бы равномерно распределить налоговую нагрузку и снизить задолженность по данному налогу. В связи с этим было бы целесообразно внести изменения в главу 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса, предоставляющие право субъектам Российской Федерации устанавливать для налогоплательщиков – физических лиц сроки уплаты транспортного налога в течение налогового периода.
Кроме того, необходимо было
бы индексировать базовую ставку транспортного налога
в соответствии с ежегодным изменением
индекса инфляции.
2)
Действующие ставки транспортного налога
не отражают разную степень воздействия
легковых, грузовых автомобилей и автобусов
на дорожную сеть страны. Так, например,
в соответствии с федеральным законом
№ 110 для транспортных средств с мощностью
двигателя до 200 л.с. установлены одинаковые
налоговые ставки для легковых, грузовых
автомобилей и автобусов. Для транспортных
средств с мощностью двигателя свыше 200
л.с. предусмотрены самые высокие налоговые
ставки: с каждой лошадиной силы. В большинстве
стран при установлении ставок транспортных
налогов на большегрузный транспорт, в
первую очередь, учитываются вес автомобиля
и нагрузка на ось, так как эти факторы
напрямую связаны с затратами на обслуживание
данного транспортного средства дорожной
сетью.
Российская система налогов на авто транспорт и нефтепродукты, в отличие от аналогичных налогов в европейских странах, не обеспечивает поступлений, необходимых для финансирования дорожного хозяйства. Так, поступления от сбора налогов на автотранспорт и нефтепродукты в 2012 г. составили 34% от общей суммы расходов на дорожное хозяйство (Федеральные, территориальные и муниципальные дороги). Налоги, установленные российским законодательством для каждого класса автомобилей, не компенсируют расходов на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия автотранспортных средств на нее. В целом ряде случаев установленные объекты налогообложения и ставки налогов в отличие от международной практики приводят к нерациональному распределению налоговой нагрузки между налогоплательщиками, к уклонению от уплаты налогов.
3) Действующие ставки
4) Увеличение ставок
Напомним, что субъектам федерации дано
право увеличивать или уменьшать установленные
НК РФ ставки, но не более чем в пять раз.
Законодатели периодически пользуются
частью этого права и увеличивают ставки
по тем категориям транспортных средств,
где максимум еще не достигнут. Но повышение
ставки транспортного налога, который
у нас и так один из самых высоких в Европе,
в первую очередь отражается на стоимости
пассажирских и грузовых перевозок. Растут
цены на проезд в общественном транспорте.
Но это не столь критично, как повышение
транспортной составляющей в себестоимости
всех товаров и услуг. А на машинах у нас
развозят и хлеб, и лекарства. Мало того,
что у перевозчиков не останется средств
на покупку новых машин, и они будут ездить
на старых, небезопасных. Все гораздо хуже
– легально заниматься автоперевозками
при таких ставках за «лошадиную силу»
станет экономически нецелесообразно.
Перечисленные проблемы свидетельствуют
о том, что российская система налогообложения
транспортных средств нуждается в дальнейшей
доработке и совершенствовании. Причем
можно отметить интересный факт: приведенные
выше варианты решения этих проблем противоречат
друг другу, что можно объяснить разностью
сфер интересов различных категорий налогоплательщиков
и прочих заинтересованных лиц.
1.6. Пути совершенствования транспортного налога в Российской Федерации
В целях повышения налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также создания условий для повышения доходов региональных бюджетов, принят Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 282−ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», расширяющий с 1 января 2010 г. диапазон возможных ставок транспортного налога, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, начиная с 2010 года, средние ставки транспортного налога, установленные Кодексом, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Ранее указанные ставки могли быть изменены не более чем в пять раз в сторону увеличения или уменьшения. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Помимо задач в области бюджетного планирования, основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ. Несмотря на то что этот документ не является нормативно- правовым актом, он представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.
Исходя, из определенных Правительством РФ ориентиров в области налоговой политики и непосредственно дальнейшего развития транспортного налога были приняты законодательные акты, реализующие данные положения:
- Федеральный закон от 28.11.2009 № 282- ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 282- ФЗ);
- Федеральный закон от 28.11.2009 № 283- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 283- ФЗ);
- Федеральный закон от 27.12.2009 № 368- ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 368- ФЗ).
По-новому сформулирован и п. 3 ст. 361 НК РФ: слова "срока полезного использования транспортных средств" заменены словами "количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, и (или) их экономического класса". Кроме этого, данный пункт дополнен новым абзацем: количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Эти изменения вступили в силу с 1 января 2010 г.
По мнению финансистов, представленному в письме от 20.01.2010 № 03-05-06-03/04, Федеральный закон № 282- ФЗ не влечет автоматического увеличения ставок транспортного налога, установленных законами субъектов РФ, а расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по установлению налоговых ставок.
В соответствии с гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361 НК РФ. Следовательно. Согласно мнению Минфина и действующему законодательству по вопросу установления конкретных ставок транспортного налога нужно обращаться в законодательные (представительные) органы власти соответствующих субъектов РФ.
Новшества внесены в ст. 363 "Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу" НК РФ. В новой формулировке абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ звучит так: при этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключение тех, кто применят специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, в течении налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признается I квартал, II квартал, III квартал.
Таким образом, налогоплательщики- организации уплачиваю авансовые платежи по транспортному налогу равными долями по месту нахождения транспортных средств по истечении каждого отчетного периода в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.
С 4 мая 2014 г. срок для уплаты авансовых платежей по транспортному налогу не может быть установлен законом субъектов РФ ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а именно ранее 30 мая, 31 августа и 31 ноября соответствующего года. До 4 мая 2014г. такого ограничения в п. 1 ст. 363 НК РФ не содержалось.
Также внесены изменения в п. 3 ст. 363 НК РФ - они затрагивают интересы налогоплательщиков - физических лиц.
Изменения, внесенные Федеральным законом № З68- ФЗ в гл. 28 НК РФ, также применяются с 4 мая 2010 г. Они касаются интересов индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют пассажирские и грузовые перевозки. Теперь в пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ четко прописано, что не являются объектом обложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Внесенные изменения уравняли организации и индивидуальных предпринимателей в данном вопросе.
С 29 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2009 № 374-Ф3 "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон № 374- Ф3). Этот Закон не связан с порядком исчисления и уплаты транспортного налога. Но при разговоре о транспортном налоге обойти его вниманием нельзя: он устанавливает новые - повышенные - размеры госпошлины за действия, связанные с регистрацией транспортных средств, и непосредственно затрагивает интересы их владельцев. Итак, изменения внесены в ст. 333.33 "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий" НК РФ. Сравним наиболее распространенные из них с действующими ранее положениями (Табл. 3).
Таблица 3
Изменение размеров государственной пошлины
Юридически значимое действие |
Госпошлина до 29.01.14, в руб. |
Госпошлина с 29.01.14 в руб. |
Выдача государственных регистрационных знаков на автомобили, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность |
400 |
1500 |
Выдача государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность |
200 |
1000 |
Выдача паспорта транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность |
100 |
500 |
Выдача свидетельства о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность |
100 |
300 |
Внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства |
20 |
200 |
Выдача государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность изготавливаемых из расходных материалов на металлической основе, на автомобили |
400 |
1000 |
Выдача государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность изготавливаемых из расходных материалов на металлической основе, на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины |
200 |
500 |
Выдача государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность изготавливаемых из расходных материалов на бумажной основе |
50 |
100 |
Выдача талона о прохождении государственного технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность |
30 |
300 |