Система органов налогового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 01:13, курсовая работа

Краткое описание

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных) фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
1.1 Органы налогового контроля как субъекты налогового права…………..
1.2 Система налоговых органов РФ……………………………………………
1.3 Министерство финансов РФ………………………………………………..
1.4 Таможенные органы РФ……………………………………………………
1.5 Органы внутренних дел РФ………………………………………………...
1.6 Государственные социальные внебюджетные фонды РФ.………………
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
2.1 Взаимодействие с Федеральной таможенной службой РФ………………
2.2 Взаимодействие Федеральной налоговой службы РФ с Министерством внутренних дел РФ……………………………………………………………...
2.3 Взаимодействие с кредитными организациями…………………………..
2.4 Взаимодействие с федеральными казначействами……………………….
2.5 Взаимодействие с органами государственных внебюджетных фондов...
2.6 Современные аспекты взаимодействия с органами местного самоуправления……………………………………………………………….....
3 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ по проверкам.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

Таким образом, налицо необходимость дополнительного нормативного правового регулирования взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в сфере обмена информацией.

Как говорилось выше, отсутствует нормативно закрепленное определение информационного взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел. На уровне федерального законодательства есть близкое по значению понятие «предоставление информации». Согласно дефиниции, данной в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предоставление информации – это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Данное определение не отражает специфики взаимодействия федеральных органов. Представляется, что для информационного взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел характерно следующее. Во-первых, такое взаимодействие имеет длительный и систематический характер. Во-вторых, информационное взаимодействие органов имеет строго установленные способы и формы. В-третьих, информационное взаимодействие органов должно иметь четкий алгоритм действий от направления запроса, обработки запроса до передачи запрашиваемой информации. В-четвертых, с учетом специфики деятельности федеральных органов при информационном взаимодействии имеет большое значение определение нормативных сроков для осуществления операций, входящих в такое взаимодействие. В-пятых, так как, в основном, информация, запрашиваемая и направляемая, носит конфиденциальный характер, возрастает значение защиты информации. С учетом изложенного можно дать определение информационного взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел. Под таким взаимодействием понимается «длительный систематический обмен информацией между налоговыми органами и органами внутренних дел, который осуществляется для целей деятельности указанных органов, строго определенными нормативными правовыми актами способами и в строго определенных формах при соблюдении государственной, коммерческой и налоговой тайны» [15, с. 239].

Из указанного определения видно, что объект взаимодействия специфический – информация. Поэтому важно указать те нормативные акты, на основании которых должно быть разработано соглашение об информационном взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел.

Во-первых, это уже упомянутый Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данный Закон определяет не только важнейшие принципы правового регулирования в сфере информации (достоверность информации и своевременность ее предоставлении, неприкосновенность частной жизни и др.), но и устанавливает, что предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информации. Кроме того Закон содержит специальную статью 14 «Государственные информационные системы».

Во-вторых, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». В этом Законе закреплено понятие персональных данных. Персональные данные – это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Так же определены принципы и условия обработки персональных данных. Особое значение имеет статья 19 «Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке».

Два названных федеральных закона составляют первый блок нормативных актов, которые регулируют вопросы, связанные с информацией. Другой блок составляют нормативные акты Правительства РФ, определяющие основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, а также роль и место системы персонального учета в структуре государственных информационных систем и ресурсов, цели, принципы, структуру, функции создания и развития системы персонального учета. Характерной особенностью данных нормативных актов является то, что они, с одной стороны, указывают на технико-экономические и иные препятствия в развитии информационного взаимодействия органов, а с другой стороны, формулируют основные положения, касающиеся развития информационного развития.

Во-первых, к таким нормативным актам Правительства РФ относится уже упоминавшаяся ФЦП «Электронная Россия». Среди целей Программы выделены: повышение качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий; обеспечение защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления, прав граждан на защиту персональных данных и реализацию их законных интересов при информационном взаимодействии с органами государственной власти; придание официального статуса электронным формам взаимодействия, обеспечение подлинности и достоверности информации в процессах электронного взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями путем использования электронной цифровой подписи.

Программа также определила задачи, среди которых: разработка стандартов, регламентирующих порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти и населением, а также контроля за использованием государственных информационных систем; обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе внедрения системы межведомственного электронного документооборота, интеграции государственных информационных систем, предоставление регламентированного доступа к содержащимся в них данным и автоматизация процедур информационного обмена.

Необходимость принятие ФЦП «Электронная Россия» обусловлена наличием ряда нерешенных проблем. В частности Программа останавливается на следующих:

  1. Сохраняются значительные различия между органами государственной власти по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер.
  2. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся без использования открытых стандартов, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными созданными государственными информационными системами.
  3. Отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти другим органам государственной власти требуемой информации. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой.
  4. Различные форматы хранения данных ограничивают возможности применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах.
  5. Используемые государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате эти информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности.

Во-вторых, к данному блоку относится Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р) (далее – Концепция использования технологий). В Концепции использования технологий указывается, что «Широкое применение информационных технологий в сфере государственного управления позволяет повысить эффективность… межведомственного взаимодействия…». Поэтому «Внедрение информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти осуществляется интенсивными темпами».

Среди основных задач повышения эффективности использования информационных технологий названы: развитие единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен; разработка стандартов в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, создания государственных информационных систем, их интеграции и совместного использования в рамках создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти; централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне.

Концепция использования технологий предполагает создание общего информационного пространства, одной из основ которого будет развитие электронной среды взаимодействия федеральных органов власти. Электронная среда взаимодействия федеральных органов государственной власти обеспечит интеграцию и совместную работу государственных информационных систем, автоматизированный обмен данными между ними на межведомственном уровне и будет формироваться на основе создания: реестра, содержащего описание государственных информационных систем и ресурсов, способов и интерфейсов взаимодействия с ними, а также используемых схем организации обмена данными; инфраструктуры и механизмов маршрутизации, трансформации и гарантированной доставки сообщений и данных между отдельными государственными информационными системами. Развитие электронной среды взаимодействия федеральных органов государственной власти позволит устранить дублирование ввода на уровне ведомств однотипных данных, обеспечить согласованное функционирование государственных информационных систем отдельных федеральных органов государственной власти в рамках общего информационного пространства федеральных органов государственной власти.

Как важнейший результат реализации Концепции предполагается интеграция ведомственных информационных систем на основе общих стандартов и требований в рамках общего информационного пространства, обеспечение эффективного и защищенного информационного обмена и электронного взаимодействия федеральных органов государственной власти между собой.

В-третьих, к блоку указанных нормативных актов Правительства РФ относится Концепция создания системы персонального учета населения РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 748-р) (далее – Концепция персонального учета).

Под системой персонального учета населения понимается  «система взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по обмену персональными данными о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации (далее - граждане), на основе современных информационных технологий в рамках обеспечения конституционных прав граждан, а также предоставления услуг населению в соответствии с законодательством Российской Федерации» [21, с. 311].

Как отмечено в Концепции персонального учета на пути создания системы персонального учета населения имеется ряд проблем: низкий уровень автоматизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих сбор и хранение персональных данных; недоступность персональных данных, размещаемых в отдельных автоматизированных системах учета, для заинтересованных органов государственной власти на межведомственном уровне и, как следствие, дублирование бюджетных расходов по сбору уже имеющихся в других ведомствах и организациях персональных данных; невозможность сопоставления и анализа персональных данных из различных автоматизированных систем учета для получения полной, достоверной и актуальной информации о населении; сложность обеспечения оперативного обмена персональными данными между отдельными автоматизированными системами учета, имеющими различную структуру хранения персональных данных; отсутствие единого механизма однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, конкретному физическому лицу в любой момент времени.

Среди целей создания системы персонального учета населения Концепция называет интеграцию и обеспечение взаимодействия различных автоматизированных систем учета, обеспечивающих сбор, обработку и хранение персональных данных в электронном виде; обеспечение доступа к персональным данным, размещаемым в автоматизированных системах учета, заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций на межведомственном уровне в соответствии с утверждаемыми регламентами.

Указанными федеральными законами, а также иными нормативными актами, необходимо руководствоваться при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих информационное взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел. При этом важно определить систему указанных нормативных актов.

Анализ законодательства позволяет прейти к выводу, что информационное взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел должно регулироваться соглашениями между ведомствами, регламентами и стандартами. Соглашениями определяются общие основы информационного взаимодействия (цели, задачи, принципы, порядок направления запроса, передачи информации, способы и формы передачи информации). Регламенты устанавливают порядок доступа к персональным данным и работы с ними. Стандарты же являются основой организации взаимодействия и информационного обмена между автоматизированными системами.

На данный момент имеются несколько примеров таких нормативных правовых актов, регулирующих информационное взаимодействие налоговых органов и иных федеральных органов исполнительной власти. Среди прочих можно отметить Порядок взаимодействия органов исполнительной власти в сфере обмена информацией о финансовом состоянии организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате, в целях координации деятельности по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и принятия наиболее эффективных мер к организациям – должникам (утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ, Государственной налоговой службы РФ, Государственного комитета РФ по статистике, Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, Министерства экономики РФ от 8 августа 1997 г. № 42/10-1-06/268/55/ВК-01/162/1),  Порядок обмена информацией между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, а также их территориальными органами (утв. Приказом от 22 октября 1999 г. Министерства по налогам и сборам РФ № АП-3-09/335 и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству № 118).

Информация о работе Система органов налогового контроля в Российской Федерации