Система органов налогового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 01:13, курсовая работа

Краткое описание

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных) фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
1.1 Органы налогового контроля как субъекты налогового права…………..
1.2 Система налоговых органов РФ……………………………………………
1.3 Министерство финансов РФ………………………………………………..
1.4 Таможенные органы РФ……………………………………………………
1.5 Органы внутренних дел РФ………………………………………………...
1.6 Государственные социальные внебюджетные фонды РФ.………………
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
2.1 Взаимодействие с Федеральной таможенной службой РФ………………
2.2 Взаимодействие Федеральной налоговой службы РФ с Министерством внутренних дел РФ……………………………………………………………...
2.3 Взаимодействие с кредитными организациями…………………………..
2.4 Взаимодействие с федеральными казначействами……………………….
2.5 Взаимодействие с органами государственных внебюджетных фондов...
2.6 Современные аспекты взаимодействия с органами местного самоуправления……………………………………………………………….....
3 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ по проверкам.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

Ответственность должностных лиц таможенных органов. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный лицам правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 

 

 

  1. Взаимодействие Федеральной налоговой службы РФ с Министерством внутренних дел РФ

В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. с 01.07.2003г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции, а ее функции были переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Так при Министерстве внутренних дел создано главное управление по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям.

Успешное решение задач, возложенных законом на Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям, невозможно без их делового сотрудничества с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой безопасности, Генеральной Прокуратурой РФ, их подразделениями на местах и другими государственными органами. Необходимость координации деятельности данных ведомств обусловлена наличием у них ряда общих задач по защите экономических интересов государства. Каждый из них в пределах своей компетенции соответствующими средствами и методами осуществляет сбор необходимой информации о криминогенной ситуации в экономике, проводит ее анализ, так или иначе, реагирует на выявленные правонарушения. Взаимодействие ФНС с министерствами и ведомствами по формированию налоговой политики схематично представлено на рисунке 5.

Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле – это «деловое сотрудничество нескольких государственных органов в обеспечении экономической безопасности в пределах конкретной территории» [19, с. 234]. Такое взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия совместных документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ, договоров, соглашений, планов), которыми определяются приоритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом работы; проведения совместных рейдов, проверок и т.д.

 

Рис. 5 – Взаимодействие ФНС с министерствами и ведомствами по формированию налоговой политики

 

Под взаимодействием в узком смысле понимается координация действий подразделений внутренних дел с налоговыми инспекциями, Федеральной службы безопасности, следователем, прокурором в конкретных эпизодах борьбы с экономическими преступлениями, раскрытии налоговых правонарушений и коррупции. Основными задачами взаимодействия являются:

  • выявление, раскрытие и расследование налоговых преступлений;
  • привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершивших налоговые преступления и обеспечение полного возмещения материального ущерба, причиненного ими государству;
  • розыск лиц, совершивших налоговые преступления и скрывшихся от следствия и суда;
  • профилактика налоговых правонарушений;
  • выявление и пресечение фактов коррупции в налоговых органах и подразделениях налоговой полиции, обеспечение безопасности деятельности сотрудников этих служб;
  • повышение деловой квалификации кадров.

В процессе взаимодействия стороны должны исходить из ряда общих положений (принципов). Важнейшими из них являются:

  1. соответствие совместной деятельности требованиям закона и подзаконных актов. Стороны не могут решать задачи, запрещенные соответствующими нормативными актами, выходить за пределы своей компетенции, использовать формы, средства и методы, не предусмотренные законом;
  2. самостоятельность каждой из сторон в выборе дозволенных законом средств и методов деятельности, в частности оперативно-розыскных, и полная ответственность за их результаты. Взаимодействие не должно приводить к командованию, а тем более подмене одного органа другим;
  3. взаимное доверие сторон при строгом соблюдении каждой из них государственной и служебной тайн, неразглашении иных сведений, охраняемых законом. Стороны должны обеспечивать, необходимую конфиденциальность, не допускать разглашения сведений о совместных мероприятиях, используемых силах и средствах, сохранять и, в установленном порядке, использовать полученную информацию и материалы. Любую информацию, затрагивающую интересы другой стороны, передавать иным организациям только по согласованию с нею;
  4. непрерывность взаимодействия. Сторонам целесообразно согласовывать перспективное и текущее планирование по конкретным направлениям совместной деятельности, объектам налогообложения, уголовным и оперативно-розыскным делам.

Передача материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах в Крупных и особо крупных размерах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями статьей 16 и 17 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".

В целях совершенствования взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов, а также во исполнение пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.03 г. № 86-ФЗ), при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Порядок взаимодействия по аналогичному направлению был определен совместным приказом ФСНП и МНС России от 03.01.2001 года № З/БГ-3-16/1.

На основании Указа предусмотрены следующие основные направления взаимодействия органов внутренних дел и налоговых служб:

  1. Создание координационных рабочих групп из представителей заинтересованных подразделений МВД и налоговых инспекций. В их задачу входят: определение наиболее перспективных направлений совместной работы; планирование отдельных крупных мероприятий.
  2. Проведение регулярных рабочих встреч оперативных работников, специализирующихся на раскрытии экономических преступлений в отраслях для координации усилий по предупреждению, пресечению противоправной деятельности и раскрытию преступлений. В ходе таких встреч устанавливаются личные контакты между оперативными работниками рассматриваемых ведомств, осуществляется взаимное консультирование по вопросам, входящим в компетенцию каждого из них.

 

 

  1. Взаимодействие с кредитными организациями

Налоговые органы вправе контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом РФ обязанностей, а также получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.

Право налоговых органов получать необходимую информацию для проведения контроля определено НК РФ, Законом о валютном регулировании и валютном контроле и Законом о налоговых органах Российской Федерации.

Определены следующие обязанности банков:

  1. Исполнение поручения на перечисление налогов и сборов. Статья 60 НК РФ определяет обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов. Поручение налогоплательщика или налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если не предусмотрено иное. При этом плата за обслуживание по указанным операциям  банком не взимается.

При невозможности исполнения поручения налогоплательщика или налогового органа в установленный срок в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счете, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного срока исполнения поручения сообщить о неисполнении поручения.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Нарушение банком срока исполнения поручения согласно ст. 133 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.

  1. Представление в налоговый орган копий поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленных на бумажном носителе. Банк должен предъявить копию платежного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
  2. Сообщение об открытии и закрытии счетов налогоплательщиков. Статья 86 НК РФ устанавливает обязанность банков сообщать об открытии или о закрытии счетов клиентов, об изменении реквизитов счета организации на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
  3. Выдача налоговым органам справки о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций. Справки должны быть выданы в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах, а также выписки в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций.   Информация может быть запрошена налоговыми органами после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решения о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организаций.

  1. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в соответствии с решение налогового органа. Порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке определен ст. 76 НК РФ.

Приостановление операций по банковскому счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме определенных случаев. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством приоритетна по отношению к исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по уплате налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

Минфин в своих письмах от 20.07.09 № 03-02-07/1-137, 08.07.09 №03-02-07/1-350 разъяснил, что в случае приостановления операций по счету налогоплательщика банк не вправе осуществлять расходные операции по данному счету, в том числе перечисления денежных средств на выплату заработной платы, за исключением платежей, на которые не распространяется приостановление операций по счету налогоплательщика в банке.

Приостанавливаться будут не все операции по счету, а только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа. Если сумма на счете превышает сумму задолженности, то этот «остаток» налогоплательщик может использовать по своему усмотрению. Если денежных средств на банковском счете организации недостаточно для исполнения решения о взыскании, то счет блокируется полностью (письмо Минфин России от 09.07.08 №03-02-07/1-268).

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика. 

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком этого требования.

«Дата начала приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке определяется датой получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций» (письмо Минфина России от 21.09.09 №03—2-07/1-434) [25, с. 123].

Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

  1. Информирование налоговой инспекции о нарушениях, выявленных банком, в ходе проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью организации.

Информация о работе Система органов налогового контроля в Российской Федерации