Система органов налогового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 01:13, курсовая работа

Краткое описание

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных) фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
1.1 Органы налогового контроля как субъекты налогового права…………..
1.2 Система налоговых органов РФ……………………………………………
1.3 Министерство финансов РФ………………………………………………..
1.4 Таможенные органы РФ……………………………………………………
1.5 Органы внутренних дел РФ………………………………………………...
1.6 Государственные социальные внебюджетные фонды РФ.………………
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
2.1 Взаимодействие с Федеральной таможенной службой РФ………………
2.2 Взаимодействие Федеральной налоговой службы РФ с Министерством внутренних дел РФ……………………………………………………………...
2.3 Взаимодействие с кредитными организациями…………………………..
2.4 Взаимодействие с федеральными казначействами……………………….
2.5 Взаимодействие с органами государственных внебюджетных фондов...
2.6 Современные аспекты взаимодействия с органами местного самоуправления……………………………………………………………….....
3 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ по проверкам.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

Кроме того, в целях реализации и единообразного применения Закона N 212-ФЗ Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право издавать соответствующие разъяснения (п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 N 731).

В ст. 29 Закона N 212-ФЗ указаны права и обязанности органов контроля за уплатой страховых вносов. Наглядно приведем их в таблице 1.

Таблица 1

Полномочия органов контроля за уплатой страховых взносов

№ п/п

Права органов контроля за уплатой страховых взносов

Обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов

1

Требовать от плательщика страховых взносов документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты, по установленным формам

Контролировать соблюдение законодательства РФ о страховых взносах

2

Проводить проверки плательщиков страховых взносов

Вести учет плательщиков страховых взносов

3

Вызывать страхователей для дачи пояснений

Разъяснять порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а также принятых нормативно-правовых актов

4

Определять суммы страховых взносов, подлежащих уплате

Сообщать страхователям все необходимые сведения для заполнения поручений на перечисление страховых взносов

5

Требовать устранения выявленных нарушений

Принимать решения о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов

6

Взыскивать недоимку, пени, штрафы по страховым взносам

Направлять страхователям в случаях, предусмотренных законом, акты проверок, решения по ним, требования об уплате страховых взносов

7

Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщиков страховых взносов

Выдавать справки о состоянии расчетов по страховым взносам

8

Взыскивать в судебном порядке недоимку по страховым взносам, пени, штрафы

Осуществлять по запросу страхователя сверку расчетов

9

Инициировать процедуру банкротства в отношении неплательщиков страховых взносов

Выдавать по заявлению плательщиков страховых взносов копии решений, принятых органами контроля

10

Предоставлять отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов

___


 

Проанализировав ст. ст. 31, 32 НК РФ и ст. 29 Закона N 212-ФЗ, можно заключить, что полномочия органов контроля за уплатой страховых взносов в сравнении с налоговыми органами достаточно ограничены. Так, органы контроля за уплатой страховых взносов не в праве:

  • производить выемку документов;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений, а также территорию плательщика;
  • привлекать во время проведения контрольных мероприятий специалистов, экспертов и переводчиков;
  • приостанавливать операции по счетам в банках или налагать арест на имущество плательщика;
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения контроля;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Следует обратить внимание, что  Законом N 212-ФЗ не предусмотрена возможность привлечения к проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов сотрудников органов внутренних дел (полиции).

В случае, если совместно с органами контроля за уплатой страховых взносов при проведении выездной проверки будут принимать участие сотрудники органов внутренних дел, то незаконные действия должностных лиц территориальных органов ПФР могут быть обжалованы плательщиком страховых взносов в соответствии с гл. 7 Закона N 212-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ Территориальные органы ПФР и территориальные органы ФСС вправе проводить совместные выездные проверки на основании ежегодных планов проведения проверок. 

Таким образом, в отношении плательщиков страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Возникновение функциональной связи между налоговыми и другими государственными органами обусловлено реализацией каждой из сторон предоставленных ей государственно-властных полномочий в налоговой сфере. Осуществляя свою деятельность, налоговые органы тесно взаимодействуют с таможенными органами, федеральными органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов, и другими государственными органами (см. рис. 2).

Основой взаимодействия налоговых органов и иных государственных органов является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов.

Государственные органы обязаны оказывать содействие органам налоговой службы в выполнении задач по осуществлению контроля за исполнением налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 – Взаимодействие налоговых органов с другими государственными организациями

 

Налоговые органы в первую очередь взаимодействуют (см. рис.3.) с таможенными органами, банками, федеральным казначейством и органами государственных внебюджетных фондов (Фондом обязательного медицинского страхования и Пенсионным Фондом России).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 –  Государственные контролирующие структуры, с которыми взаимодействуют налоговые органы.

 

В настоящее время у ФНС существуют положения по взаимодействию со следующими государственными организациями:

  1. Федеральная служба государственной статистики (Приказ Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики от 18.01.2008 № 5/ММ-3-11/14@)
  2. Российская государственная пробирная палата (Приказ ФНС России от 30.12. 2005 г. № 73/САЭ-3-21/712@)
  3. Федеральная служба по труду и занятости (Приказ ФНС России и Роструда от 06.09.2005 № САЭ-3-09/430/316)
  4. Управление делами Президента Российской Федерации (Приказ МНС России и Управления делами Президента Российской Федерации от 09.09.2004 № САЭ-3-09/493/187)
  5. Министерство внутренних дел (Приказ МНС России и МВД России от 08.07.2004 № САЭ-3-09/416/419)
  6. Пенсионный фонд Российской Федерации (Распоряжение ФНС России и ПФР от 28.10.2005 № 183@/190р)
  7. Фонд социального страхования Российской Федерации (Приказ ФНС России и ФСС РФ от 27.10.2005 № САЭ-3-09/546/221@)
  8. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Приказ ФНС России и Росимущества от 10.06.2005 № САЭ-3-15/260/178)
  9. Федеральная регистрационная служба (Приказ Федеральной регистрационной службы и Федеральной налоговой службы от 08.09.2005 № 130/САЭ-3-21/436) и др.

Взаимодействие между ФНС и иными государственными организациями осуществляется в основном на основании главы 14 НК РФ.

 

 

  1. Взаимодействие с Федеральной таможенной службой РФ

Федеральная таможенная служба Российской Федерации является второй по объемам контролируемых платежей в бюджет государственным органом России после Федеральной налоговой службы Российской Федерации. ФТС России обладает уникальной информацией о перемещении грузов через таможенную границу страны в режимах импорта, экспорта, транзита и других. В состав этой информации входят данные о грузоотправителях и грузополучателях, лицах, ответственных за урегулирование финансовых вопросов с таможней, количестве и стоимости товаров, перемещаемых через границу, транспорте, на котором осуществляется перемещение грузов. Использование налоговыми органами этой информации в работе позволяет существенно повысить качество налогового контроля.

В то же время, ФТС нуждается в информации, аккумулированной в налоговых инспекциях. Речь идет об информации, касающейся "анкетных данных" налогоплательщиков, сведений об их деятельности на внутреннем рынке и налоговой дисциплине.

Таможенные органы взимают налог на добавленную стоимость по импортным товарам при их ввозе на территорию Российской Федерации. Предприятия, осуществляющие импорт товаров, при их дальнейшей реализации на территории России, имеют право уменьшить сумму НДС, уплачиваемую через налоговые органы (по внутренним оборотам) на сумму НДС, ранее внесенную на таможне.

Таким образом, и ФНС России, и ФТС России заинтересованы в тесном информационном взаимодействии. Целью такого взаимодействия является:

  1. Выявление фактов нарушения таможенного и налогового законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности юридическими и физическими лицами.
  2. Изучение конкретных проблем, представляющих взаимный интерес для этих ведомств.
  3. Разработка мероприятий и подготовка нормативных документов, регламентирующих межведомственное взаимодействие по решению конкретных проблем.

Сотрудничество налоговых и таможенных органов призвано обеспечить решение задач.

  • Проведение по инициативе одного из органов совместных проверок финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков по внешнеэкономической деятельности, у которых выявлены факты нарушения таможенного и налогового законодательства.
  • Оказание содействия в проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении юридических и физических лиц, нарушающих таможенное и налоговое законодательство в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.
  • Выработка мероприятий по использованию возможностей компьютерного и оперативного учета информации в подразделениях налоговых и таможенных органов с последующим обменом информацией в установленном законодательством порядке.

Уполномоченные сотрудники таможенных органов могут в установленном порядке знакомиться в налоговых инспекциях с документами, оригиналы которых хранятся в других организациях, и по согласованию с руководителем налоговой инспекции получать с них копии, когда по обстоятельствам дела установление местонахождения подлинника может повлечь затягивание расследования и принятия решения по делу или материалу.

Уполномоченные подразделения таможенных органов в установленном порядке могут производить выемку оригиналов документов в налоговой инспекции, и обязаны возвратить их в определенный законодательством срок, если следствие по делу прекращено, а уголовное дело не заведено. В случае невозможности возврата документов (передача в суд) – проинформировать налоговую инспекцию об их местонахождении.

Обмен информацией между ФНС и ФТС осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Передача информации, отнесенной к конфиденциальной, осуществляется с учетом требований действующего законодательства к обращению со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Возврат переплат по таможенным платежам и НДС, взимаемому таможенными органами, производится ими налогоплательщикам только после получения из соответствующей налоговой инспекции информации об отсутствии задолженности по налогам, контролируемым налоговыми органами.

Схема взаимодействие налоговых органов с таможенными органами представлена на рисунке 4.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 – Взаимодействие налоговой инспекции с таможенными органами

 

При выявлении таможенными органами признаков административных правонарушений (преступлений), производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам. Взаимодействие таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов регламентируется Соглашением о порядке взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП России) при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов от 23 апреля 2008 г.

Первоочередными задачами взаимодействия таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений являются, во-первых, повышение эффективности контроля ФССП России за исполнением постановлений, вынесенных таможенными органами, и иных исполнительных документов; во-вторых, организация надлежащего взаимодействия таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений при осуществлении возложенных на них полномочий; в-третьих, осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

Информация о работе Система органов налогового контроля в Российской Федерации