Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 01:13, курсовая работа
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных) фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису.
Введение……………………………………………………………………………...
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
1.1 Органы налогового контроля как субъекты налогового права…………..
1.2 Система налоговых органов РФ……………………………………………
1.3 Министерство финансов РФ………………………………………………..
1.4 Таможенные органы РФ……………………………………………………
1.5 Органы внутренних дел РФ………………………………………………...
1.6 Государственные социальные внебюджетные фонды РФ.………………
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
2.1 Взаимодействие с Федеральной таможенной службой РФ………………
2.2 Взаимодействие Федеральной налоговой службы РФ с Министерством внутренних дел РФ……………………………………………………………...
2.3 Взаимодействие с кредитными организациями…………………………..
2.4 Взаимодействие с федеральными казначействами……………………….
2.5 Взаимодействие с органами государственных внебюджетных фондов...
2.6 Современные аспекты взаимодействия с органами местного самоуправления……………………………………………………………….....
3 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………...
Обязательным условием взаимодействия органов ПФР и налоговых органов должно быть обеспечение действующего порядка доступа работников к служебной информации, строгое соблюдение установленного режима использования полученных сведений и безусловная ответственность за его нарушение. Конкретизация направлений, форм и условий взаимодействия региональных отделений ПФР и налоговых органов с целью улучшения совместной контрольной работы по своевременности и полноте уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется на местах.
местного самоуправления
Взаимодействие налоговых органов и органов местного самоуправления (см. рис.10) регулируются Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон). В соответствии с этим Законом взаимодействие органов местного самоуправления с налоговыми органами основано:
Рис.10 – Взаимодействие налоговых органов с органами местного самоуправления.
Во исполнение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Правительством Российской Федерации было принято постановление от 12 августа 2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия Органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов». Указанным постановлением утверждены Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, которые определяют порядок и условия взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов (далее – Правила). Налоговые органы представляют в финансовые органы субъектов Российской Федерации и в финансовые органы местных администраций (по каждому муниципальному образованию) следующую информацию:
В свою очередь финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций представляют в налоговые органы следующую информацию:
Налоговые органы, финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций обеспечивают передачу и прием информации в электронном виде.
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Проблемы взаимодействия органов, осуществляющих налоговый контроль в России и проблемы, собственно налогового контроля, являются весьма сложными и далеко не разрешены. А в настоящее время проблема эффективного налогового контроля в нашей стране особенно актуальна. Налоговый контроль – важное средство защиты имущественных интересов частных собственников и государства. Непременным условием четкого функционирования системы налогового контроля является, в первую очередь, эффективность работы налоговых органов, которые обеспечивают формирование доходов бюджета страны.
Система налогового контроля, существующая в России, очень сложна и потому, сложно добиться согласованной работы всех ее звеньев и надлежащего выполнения ими своих задач.
Учитывая невозможность рассмотреть в рамках настоящей работы все взаимосвязи и взаимодействия органов, осуществляющих в той или иной мере налоговый контроль, рассмотрим более близкие к практике налогообложения взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел, а также таможенных органов, и возникающие при этом проблемы. Кроме того, частично рассмотрим взаимодействие различных уровней налоговой службы РФ.
Проблемы взаимодействия налоговых органов с органами внутренних дел. Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел можно разделить на две группы: информационное взаимодействие и взаимодействие в ходе проверки соблюдения налогового законодательства.
В свою очередь информационное взаимодействие по содержанию взаимодействия можно разделить на взаимодействие, в ходе которого происходит обмен персональными данными граждан, взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией о фактах возможных правонарушений, взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией оперативного характера.
По форме информационное взаимодействие можно разделить на электронное информационное взаимодействие и документированное информационное взаимодействие. При этом приоритетным является развитие именно электронного взаимодействия. В федеральной целевой программе «Электронная России (2002-2010 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65) отмечается, что «Организация эффективного информационного взаимодействия на межведомственном уровне с использованием возможностей современных информационных и коммуникационных технологий позволит обеспечить новое качество государственного управления…». Поэтому приоритетным направлением «является максимально возможный перевод документооборота и информационного взаимодействия органов государственной власти в электронную среду». В Программе также подчеркивается, что использование информационных и коммуникационных технологий «в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения» [27, с. 312].
Одна из основных проблем взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел возникает в процессе информационного взаимодействия указанных органов. Представляется, что наличие подобной проблемы связано как с недостаточным нормативным правовым регулированием, так и с неудовлетворительным исполнением нормативных правовых актов, которые разработаны, приняты и действуют в сфере информационного взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел.
Взаимодействие указанных органов, прежде всего, регулируется Налоговым кодексом РФ и Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943- I «О налоговых органах Российской Федерации». Так, согласно п. 4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти посредством реализации полномочий, предусмотренных кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ. Норма ч. 3 ст. 82 НК РФ закрепляет, что налоговые органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Закон «О налоговых органах Российской Федерации» в ст. 5 обязывает органы внутренних дел РФ оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных обязанностей.
Другие формы взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел установлены Указом Президента РФ от 14 декабря 1996 г. № 1680 «Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты». Абзацем 2 п. 1 Указа определено, что органы внутренних дел обязаны незамедлительно информировать налоговые органы о выявленных нарушениях налогового законодательства. В тоже время совместным письмом Госналогслужбы РФ и МВД РФ от 6, 10 июня 1997 г. №№ ВП-6-10/437, 1/10467 «О взаимодействии органов Госналогслужбы России и органов внутренних дел» дополнительно уточнено, что и начальники государственных налоговых инспекций по субъектам РФ должны ежемесячно направлять в территориальные органы внутренних дел для оперативного использования сведения о предприятиях, имеющих задолженность перед федеральным бюджетом.
Наиболее важным нормативным документом, устанавливающим основы взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел, является Соглашение о взаимодействии Министерства внутренних дел РФ и Министерства РФ по налогам и сборам (вступило в силу на основании Приказа МНС РФ и МВД РФ от 22 января 2004 г. № 77/АС-3-06/36). Кроме всего прочего, в данном Соглашении появляется указании на такую основную форму взаимодействия двух ведомств, как взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом такое взаимодействие должно осуществляться при строгом соблюдении государственной, служебной и налоговой тайн. Другим важным ведомственным актом является Порядок взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в электронном виде (утв. Приказом МНС РФ и МВД РФ от 8 июля 2004 г. № САЭ-3-09/416/419). Согласно Порядка Управление МНС России по субъекту Российской Федерации ежемесячно, в течение пяти рабочих дней с начала месяца представляет в электронном виде сведения в соответствующий орган внутренних дел субъекта Российской Федерации. Сведения соответствуют внесенным в ЕГРЮЛ и ЕГРИП записям о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Обмен информацией осуществляется по каналам связи в режиме электронной почты. В случае отсутствия необходимого оборудования или программного обеспечения сведения направляются в виде выписок на бумажном носителе в качестве почтового отправления.
Для полноты сведений о действующем нормативном регулировании налоговых органов и органов внутренних дел необходимо указать на Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30) и на Положение о территориальных органах ФНС (утв. Приказом Минфина от 9 августа 2005 г. № 101н) (далее – Положение об органах ФНС). Типовой регламент содержит раздел 10 «Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при предоставлении и получении информации». Пунктами 10.1 и 10.3 Типового регламента определен следующий порядок взаимодействия федеральных органов. В случаях когда для реализации полномочий федерального органа исполнительной власти необходимо получение информации, заключений, экспертиз от других федеральных органов исполнительной власти, заинтересованный федеральный орган исполнительной власти обращается с запросом в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Срок получения необходимой информации указывается в запросе. В случаях, когда запрашиваемая информация не может быть предоставлена в срок, указанный в запросе, федеральный орган исполнительной власти, получивший запрос, в 5-дневный срок с даты получения запроса согласовывает с федеральным органом исполнительной власти, направившим запрос, срок предоставления информации.
Пункт 5 Положения об органах ФНС установил, что инспекции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Из проведенного анализа нормативного правового регулирования взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел можно сделать следующие выводы.
Во-первых, действующее законодательство устанавливает как само взаимодействие указанных органов, так и конкретные формы взаимодействия. На уровне нормативных правовых актов Правительства РФ предусмотрено взаимодействие органов при предоставлении и получении информации. Однако ни Типовой регламент, ни иные нормативные акты не содержат определения понятия «информационное взаимодействие».
Во-вторых, на уровне Правительства РФ установлен порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Важно, что Типовой регламент установил возможность указания срока получения необходимой информации в запросе. В тоже время соответствующие нормы сформулированы предельно обще и не учитывают возникающую в практики взаимодействия федеральных органов необходимость срочного получения информации.
Информация о работе Система органов налогового контроля в Российской Федерации