Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:08, шпаргалка

Краткое описание

1.Предпосылки возникновения налогообложения
2. Этапы развития налогообложения
...
56.Водный налог.
61.Системы налогообложения для сельхох.товаропроизводитлей.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 209.74 Кб (Скачать)

При уплате пошлины или сбора  всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Взимаются  пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие  органы по поводу оказания нужных ему  услуг. Теоретически цель взыскания  пошлины (сбора) — лишь покрытие издержек учреждение в связи с деятельностью  которого они уплачиваются ( без убытка, но и без чистого дохода).

Современное российское налоговое  законодательство устанавливает различие между налогами и сборами. Так, в  пункте 2 статьи 8 части первой Налогового кодекса РФ дается следующее определение  сбора: « Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» .

С учетом вышесказанного приходим к  выводу, что налоговые платежи  включают в себя налоги, сборы, пошлины, иные платежи, носящие характер компенсации  за использование ресурсов.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых  в установленном порядке с  плательщиков — юридических и  физических лиц — на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины  и другие платежи«питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых социальных отчислений. Источником отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды в форме единого социального налога ( взноса), привязанного к заработной плате (оплате труда) и включаемого в себестоимость продукции.

Всеобщим исходным источником налоговых  отчисление сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения  является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного  производства и государства как  правового гаранта и организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов  в централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления—  во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового внутреннего продукта Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства от работников— в форме подоходного налога, от хозяйствующих субъектов— в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов, относимых на финансовые результаты или уплачиваемых с чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль).

5. Значение налогов и их функции

Развитие налоговых систем исторически  определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

Функции налога - это проявление его  сущности в действии, способ выражения  его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  доходов. Отсюда возникает главная  распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого  централизованного (фискального) инструмента  распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе  и внебюджетных фондах и необходимых  для осуществления собственных  функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного  взимания налогов, превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  количественного отражения налоговых  поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается  эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Эта функция налогово-финансовых отношений  проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительная функция налогов  обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Экономическая функция налогов  состоит в воздействии через  налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические  процессы в обществе.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает  материальную возможность для осуществления  экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение  развития и роста дохода производства, позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется  через их функции. Налоги выполняют  четыре важнейшие функции:

Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция).

Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная функция).

Стимулирующая функция.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Важную роль играет функция, без  которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах  — это регулируемая экономика. Представить  себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она  регулируется, какими способами, в каких  формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и  методы, центральное место в самой  системе регулирования принадлежит  налогам. Развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов  — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов[5]. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

6.Принцыпы налогов

7.Классификация  налогов

Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям.

Ниже представлены некоторые возможные  варианты классификации налоговых  платежей с конкретными примерами  налогов.

1. По способу взимания различают: 

прямые налоги, которые взимаются  непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого  среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических  и физических лиц);

личные прямые налоги, взимаемые  с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог  на прибыль организаций);

косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным  плательщиком косвенных налогов  выступает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

 косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные  группы товаров (например, акцизы);

косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог  на добавленную стоимость);

фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных  структурах;

таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении  государственной границы (экспортно-импортные  операции).

2. В зависимости от органа, который  устанавливает и имеет право  изменять и конкретизировать  налоги:

федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством  страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и  вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся  следующие налоги:

 Н Д С

Акцизы

НДФЛ

ЕСН

Налог на прибыль предприятий

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный налог

Сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов

Государственная пошлина 

региональные налоги, элементы которых  устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог  на имущество организаций);

 Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Транспортный налог 

местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством  страны местными органами власти. Они  вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных  бюджетов

Земельный налог

Налог на имущество ФЛ

3. По целевой направленности  введения налогов: 

 

 абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования  доходов государственного бюджета  в целом (например, налог на  добавленную стоимость);

целевые (специальные) налоги, которые  вводятся для финансирования конкретного  направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный  внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика: 

 налоги, взимаемые с физических  лиц;

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"