Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:08, шпаргалка

Краткое описание

1.Предпосылки возникновения налогообложения
2. Этапы развития налогообложения
...
56.Водный налог.
61.Системы налогообложения для сельхох.товаропроизводитлей.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 209.74 Кб (Скачать)

Налог, несмотря на форму его проявления ( изъятие части средств, заработанных гражданами и хозяйствующими субъектами в пользу государства), имеет политико-экономическое и социальное предназначение Сбор налогов осуществляется для содержания государству в функции которого входит исполнение и защита интересов общества Интересы общества—это совокупностьцелей политической экономическое социального} духовнощ культурногд военного и прочего характера, стоящих перед данным обществом

В эксплуататорских обществах ( рабовладельческом строе, феодализме, капитализме) государство служит орудием защиты интересов имущего класса. Налоги в данном случае идут на содержание государства, служащего интересам имущего класса (рабовладельцев, феодалов и капиталистов). В подобной ситуации не реализуется социальное предназначение налогов, поскольку решение социальных и других проблем неимущей части населения не входит в систему целей эксплуататорского общества. Поэтому налогообложение носит социально несправедливый характер.

Начавшийся в европейских государствах с XVII в. процесс перехода от абсолютизма  к конституционному управлению, т.е. падение эксплуататорского режима и формирование представительной и  демократической государственности  сопровождался коренными изменениями  в налогообложении Этот процесс формирования гражданского общества и установления демократической формы государственности основывался на господстве конституционности и законности Налогообложение как один из основных моментов этого процесса также получило законодательную основу. « Представители сословий уже в Средние века приобрели право утверждать субсидии королю. На этой почве происходилаупорная борьба между королевской властью и народным представительством Англия была первой страной, где были преодолены произвол и усмотрение короля, а после революции 1648 г. был провозглашен принцип, в соответствии с которым все налоги должны вводиться с согласия парламента Борьба королей, желавших самостоятельно назначать и расходовать налоги и проверять расходы, продолжалась и при Карле II и при Якове II. При Вильгельме III билль о правах 1689 г. окончательно закрепляет за парламентом право утверждения всех государственных доходов и расходов. Парламент приобрел господствующее влияние на государственные дела, так как в его руках сосредоточилосьсамое важное право — утверждатьбюджет.

Во Франции бюджетное право  получает свое развитие только со времени  Великой французской революции когда конституция 1791 г. определила порядок утверждения бюджета парламентом. С этого времени утверждение бюджета народным представительством начинает входить в жизнь всех европейских народов.

В России порядок составления государственной  росписц или «сметы доходов и расходов», ведет свое начало с 1863 г.

Дальнейшее усиление влияния парламентов  на государственные дела происходило  в рамках принятых конституций, согласно которым в обществе должны главенствовать законы, принятые народными представителями, а не единоличные решения королей, царей и прочих узурпаторов власти. Кроме того, борьба рабочего класса, вызванная повышением степени эксплуатации наемной рабочей силы, усилила  влияние рабочих профсоюзов на решение  государством социально-экономических  проблем трудящихся.

Усиление роли парламента(представительнойвласти) в вопросах общественного значения и борьба рабочего класса за социально справедливые производственные отношения стали реальными предпосылками к формированию гражданского общества Формирование гражданского общества неразрывно связано со строительством демократического государства Одним из принципов гражданского общества является социальное равенство всех граждан, являющихся членами данного общества Защита этого права граждан в условиях гражданского общества входит в функции государства Одним из основных направлений защиты прав граждан и организаций является социально справедливое налогообложение Если налоговая система государства не является социально справедливой то не может быть и речи о гражданском обществе и демократическом государстве Социальная справедливость является одним из основных принципов, определяющих характер налогообложения на современном этапе его развития

Коренные изменения в налогообложении  связаны с переходом от эксплуататорскогообществак социальносправедливомугражданскому обществу. Изменения в налогообложении обусловили его переход на качественно новый уровень развития, т.е. переход от социально несправедливого налогообложения к социально справедливому налогообложению Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое:

натуральная форма оплаты налогов;

денежная форма оплаты налогов;

социально справедливое налогообложение.

Проблемы социально справедливого  налогообложения волновали мыслителей еще с глубокой древности. В частности, в Древнем Китае представители  учения« Конфуцианство» стояли за умеренное  отношение к налогоплательщику. Они критиковали систему налогообложения, приводящую к истощению крестьянского  хозяйства. Особое значение в решении  проблем, связанных с социальной справедливостью в налогообложении  имеют труды мыслителей нового времени  шотландца А. Смита, немца А. Вагнера, русского Н. Тургенева и многих других, предложивших целую систему принципов  налогообложения, с внедрением которых  налогообложение станет воистину социально  справедливым

3. Сущность, понятие и определение налога

 Налоги — это настолько  многогранное и сложное понятие,  что раскрыть его содержание  в одном определении практически  невозможно. Тем не менее, определяя  какое-либо научно-практическое  понятие, исследователь пытается  в доступной форме выразить  свое восприятие его сущности.

 Налоговый Кодекс РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный,  индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения  принадлежащих им на праве  собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления  денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований».

 Данное определение  содержит следующие признаки  налога:

 • обязательность — все  налогоплательщики должны уплачивать  законно установленные налоги  и сборы;

 • индивидуальная безвозмездность  — взамен уплаты налога плательщики  не получают со стороны государства  какие-либо блага, носящие индивидуальный  характер;

 • уплата в денежной форме  — уплата налогов в натуральной  или другой форме, отличной  от денежной, осуществлена быть не может;

 • цель взимания налога  — финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в  процессе своей деятельности.

 Барулин С.В. считает более правомерным выделение трех отличительных признаков налоговых платежей:

1) исключительно законодательно-правовой  статус отчуждения  денежных средств в бюджет или во внебюджетный фонд;

2) обязательность и определенность  сроков уплаты и размеров платежа;

3) фиксированность норм изъятия  денежных средств.1

 Первый признак означает, что  никакие структуры государственного  управления, за исключением законодательной  власти, не вправе устанавливать  новые, отменять или изменять  действующие налоги, т.е. устанавливать  способы и правила отчуждения  денежных средств в налоговой  форме. Второй признак предполагает  равную и строгую налоговую  ответственность всех налогоплательщиков  за выполнение своих обязательств  перед бюджетом и внебюджетными  фондами в полном объеме и  в определенный срок. Последний  признак должен обеспечивать  экономические (финансовые) гарантии  налогоплательщикам на основе  установленных стабильных, зафиксированных  в налоговом законодательстве  правил.

 Налог — категория комплексная,  которая имеет экономическое  и юридическое значения. Рассматривая  категорию «налог» с экономической  точки зрения, выделить его из  состава других государственных  изъятий и установить его отличие  от сборов, пошлин и платежей  достаточно сложно. Поэтому при  определении экономической природы  налога важнейшим критерием являются  его сущность, принадлежность к  финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями,  складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами. Данные отношения объективно  обусловлены и имеют специфическое  общественное назначение — мобилизацию  денежных средств в распоряжение государства.

 Однако на практике решающее  значение при определении категории  «налог» приобретает именно его  правовая интерпретация. Научное  толкование содержания категории  «налог» способствует правильному  установлению норм и правил  налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика  на собственность, подлежащую  отчуждению при налогообложении.  Конкретными формами проявления  категории «налог» являются виды  налоговых платежей, устанавливаемых  законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны  налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд  в определенных законом размерах  и в установленные сроки.

 В настоящее время преобладает  взгляд на налог как на способ  реализации преимущественно фискальных  интересов государства. Налог  обычно рассматривают как обязательный  взнос в бюджет, взимаемый в  соответствии с законом. Некоторые  авторы при определении налога  акцентируют внимание на факте  отчуждения собственности в пользу  государства. Схожий подход реализован  в НК РФ.

 Сущность категории проявляется  в ее функциях. Функция есть  форма проявления сущности экономического  явления. Через функции происходит  связь теоретической сущности  категории с конкретными формами  ее реализации на практике.

4. критерии разграничения налогов сборов и других обязательных платежей и изъятий

Правильная правовая интерпретация  понятия «налог» должна базироваться на научном понимании его экономической  сущности. Ибо современная налоговая  система включает в себя кроме  непосредственно налогов еще различные сборы, пошлины и отчисление природа и суть которых не совпадают с экономической природой налогов, хотя с правовой точки зрения и те и другие являются источниками финансирования мероприятий, осуществляемых государством

Практика налогообложения многих стран показывает, что для правового  определения понятия« налог» превалируют  в основном следующие подходы

• к понятию налога относят сборы, пошлины и отчисления, которые  служат источниками средств для финансирования государственных расходов;

налог рассматривается как одна из разновидностей фискальных платежей, взимаемых государством

Выбор подхода к определению  налога и применение его на практике, безусловно, зависят от особенностей формирования налогового законодательства той или иной страны. Критерием  отличия налога от неналогового платежа  в Российской Федерации предложено считать признак нормативно-отраслевого  регулирования, согласно которому налоговые  отношения регламентируются нормами  налогового законодательства, а неналоговые  обязательные платежи — нормами  других отраслей права

Данная методика разграничения  налогов от неналоговых платежей позволяет выделить, наряду с налогами, следующие виды платежей и изъятий:

налог — обязательный взнос в  бюджет, который непосредственно  входит в налоговую систему государства  либо установлен нормативным актом  налогового законодательства (налог  на прибыль предприятий НДС);

неналоговый платеж ( квазиналог) — обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством, например, сбор за регистрацию предприятий;

разовые изъятия — платежи, взимаемые  в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (конфискации, штрафы, реквизиции).

До введения (до 1 января 1999 г.) части  первой Налогового кодекса в законодательстве Российской Федерации отсутствовали  различия между налогами, сборами, пошлинами. Бытовало следующее определение: «Под налогом (сбором, пошлиной) и другим платежомпонимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Поэтому трудно было понять не только отличие налогового платежа от неналогового платежа, но и связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплателыцикаМетодика разграничения этих понятий базируется на условиях и признаках, имеющих экономическое и юридическое содержание.

Обязанность по уплате налога возникает  всегда при наличии объекта налогообложения При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"