Налог, несмотря на форму его проявления
( изъятие части средств, заработанных
гражданами и хозяйствующими субъектами
в пользу государства), имеет политико-экономическое
и социальное предназначение Сбор налогов
осуществляется для содержания государству
в функции которого входит исполнение
и защита интересов общества Интересы
общества—это совокупностьцелей политической
экономическое социального} духовнощ
культурногд военного и прочего характера,
стоящих перед данным обществом
В эксплуататорских обществах ( рабовладельческом
строе, феодализме, капитализме) государство
служит орудием защиты интересов имущего
класса. Налоги в данном случае идут на
содержание государства, служащего интересам
имущего класса (рабовладельцев, феодалов
и капиталистов). В подобной ситуации не
реализуется социальное предназначение
налогов, поскольку решение социальных
и других проблем неимущей части населения
не входит в систему целей эксплуататорского
общества. Поэтому налогообложение носит
социально несправедливый характер.
Начавшийся в европейских государствах
с XVII в. процесс перехода от абсолютизма
к конституционному управлению, т.е.
падение эксплуататорского режима
и формирование представительной и
демократической государственности
сопровождался коренными изменениями
в налогообложении Этот процесс формирования
гражданского общества и установления
демократической формы государственности
основывался на господстве конституционности
и законности Налогообложение как один
из основных моментов этого процесса также
получило законодательную основу. « Представители
сословий уже в Средние века приобрели
право утверждать субсидии королю. На
этой почве происходилаупорная борьба
между королевской властью и народным
представительством Англия была первой
страной, где были преодолены произвол
и усмотрение короля, а после революции
1648 г. был провозглашен принцип, в соответствии
с которым все налоги должны вводиться
с согласия парламента Борьба королей,
желавших самостоятельно назначать и
расходовать налоги и проверять расходы,
продолжалась и при Карле II и при Якове
II. При Вильгельме III билль о правах 1689
г. окончательно закрепляет за парламентом
право утверждения всех государственных
доходов и расходов. Парламент приобрел
господствующее влияние на государственные
дела, так как в его руках сосредоточилосьсамое
важное право — утверждатьбюджет.
Во Франции бюджетное право
получает свое развитие только со времени
Великой французской революции когда
конституция 1791 г. определила порядок
утверждения бюджета парламентом. С этого
времени утверждение бюджета народным
представительством начинает входить
в жизнь всех европейских народов.
В России порядок составления государственной
росписц или «сметы доходов и расходов»,
ведет свое начало с 1863 г.
Дальнейшее усиление влияния парламентов
на государственные дела происходило
в рамках принятых конституций, согласно
которым в обществе должны главенствовать
законы, принятые народными представителями,
а не единоличные решения королей,
царей и прочих узурпаторов власти.
Кроме того, борьба рабочего класса,
вызванная повышением степени эксплуатации
наемной рабочей силы, усилила
влияние рабочих профсоюзов на решение
государством социально-экономических
проблем трудящихся.
Усиление роли парламента(представительнойвласти)
в вопросах общественного значения и борьба
рабочего класса за социально справедливые
производственные отношения стали реальными
предпосылками к формированию гражданского
общества Формирование гражданского общества
неразрывно связано со строительством
демократического государства Одним из
принципов гражданского общества является
социальное равенство всех граждан, являющихся
членами данного общества Защита этого
права граждан в условиях гражданского
общества входит в функции государства
Одним из основных направлений защиты
прав граждан и организаций является социально
справедливое налогообложение Если налоговая
система государства не является социально
справедливой то не может быть и речи о
гражданском обществе и демократическом
государстве Социальная справедливость
является одним из основных принципов,
определяющих характер налогообложения
на современном этапе его развития
Коренные изменения в налогообложении
связаны с переходом от эксплуататорскогообществак
социальносправедливомугражданскому
обществу. Изменения в налогообложении
обусловили его переход на качественно
новый уровень развития, т.е. переход от
социально несправедливого налогообложения
к социально справедливому налогообложению
Таким образом, весь процесс развития
налогообложения со времени возникновения
до наших дней подразделяется на следующие
этапы, обусловленные переходом его из
одного качественного состояния в другое,
более развитое:
натуральная форма оплаты налогов;
денежная форма оплаты налогов;
социально справедливое налогообложение.
Проблемы социально справедливого
налогообложения волновали мыслителей
еще с глубокой древности. В частности,
в Древнем Китае представители
учения« Конфуцианство» стояли за умеренное
отношение к налогоплательщику.
Они критиковали систему налогообложения,
приводящую к истощению крестьянского
хозяйства. Особое значение в решении
проблем, связанных с социальной
справедливостью в налогообложении
имеют труды мыслителей нового времени
шотландца А. Смита, немца А. Вагнера,
русского Н. Тургенева и многих других,
предложивших целую систему принципов
налогообложения, с внедрением которых
налогообложение станет воистину социально
справедливым
3. Сущность,
понятие и определение налога
Налоги — это настолько
многогранное и сложное понятие,
что раскрыть его содержание
в одном определении практически
невозможно. Тем не менее, определяя
какое-либо научно-практическое
понятие, исследователь пытается
в доступной форме выразить
свое восприятие его сущности.
Налоговый Кодекс РФ (п. 1 ст.
8) определяет налог как «обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения
или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований».
Данное определение
содержит следующие признаки
налога:
• обязательность — все
налогоплательщики должны уплачивать
законно установленные налоги
и сборы;
• индивидуальная безвозмездность
— взамен уплаты налога плательщики
не получают со стороны государства
какие-либо блага, носящие индивидуальный
характер;
• уплата в денежной форме
— уплата налогов в натуральной
или другой форме, отличной
от денежной, осуществлена быть не может;
• цель взимания налога
— финансовое обеспечение расходов,
осуществляемых государством в
процессе своей деятельности.
Барулин С.В. считает более правомерным
выделение трех отличительных признаков
налоговых платежей:
1) исключительно законодательно-правовой
статус отчуждения денежных средств
в бюджет или во внебюджетный фонд;
2) обязательность и определенность
сроков уплаты и размеров платежа;
3) фиксированность норм изъятия
денежных средств.1
Первый признак означает, что
никакие структуры государственного
управления, за исключением законодательной
власти, не вправе устанавливать
новые, отменять или изменять
действующие налоги, т.е. устанавливать
способы и правила отчуждения
денежных средств в налоговой
форме. Второй признак предполагает
равную и строгую налоговую
ответственность всех налогоплательщиков
за выполнение своих обязательств
перед бюджетом и внебюджетными
фондами в полном объеме и
в определенный срок. Последний
признак должен обеспечивать
экономические (финансовые) гарантии
налогоплательщикам на основе
установленных стабильных, зафиксированных
в налоговом законодательстве
правил.
Налог — категория комплексная,
которая имеет экономическое
и юридическое значения. Рассматривая
категорию «налог» с экономической
точки зрения, выделить его из
состава других государственных
изъятий и установить его отличие
от сборов, пошлин и платежей
достаточно сложно. Поэтому при
определении экономической природы
налога важнейшим критерием являются
его сущность, принадлежность к
финансово-бюджетной системе общества.
Экономическая сущность налогов
характеризуется денежными отношениями,
складывающимися у государства
с юридическими и физическими
лицами. Данные отношения объективно
обусловлены и имеют специфическое
общественное назначение — мобилизацию
денежных средств в распоряжение государства.
Однако на практике решающее
значение при определении категории
«налог» приобретает именно его
правовая интерпретация. Научное
толкование содержания категории
«налог» способствует правильному
установлению норм и правил
налогового законодательства страны,
ограничивающих право плательщика
на собственность, подлежащую
отчуждению при налогообложении.
Конкретными формами проявления
категории «налог» являются виды
налоговых платежей, устанавливаемых
законодательными органами власти.
С организационно-правовой стороны
налог — это обязательный платеж,
поступающий в бюджетный фонд
в определенных законом размерах
и в установленные сроки.
В настоящее время преобладает
взгляд на налог как на способ
реализации преимущественно фискальных
интересов государства. Налог
обычно рассматривают как обязательный
взнос в бюджет, взимаемый в
соответствии с законом. Некоторые
авторы при определении налога
акцентируют внимание на факте
отчуждения собственности в пользу
государства. Схожий подход реализован
в НК РФ.
Сущность категории проявляется
в ее функциях. Функция есть
форма проявления сущности экономического
явления. Через функции происходит
связь теоретической сущности
категории с конкретными формами
ее реализации на практике.
4. критерии
разграничения налогов сборов и других
обязательных платежей и изъятий
Правильная правовая интерпретация
понятия «налог» должна базироваться
на научном понимании его экономической
сущности. Ибо современная налоговая
система включает в себя кроме
непосредственно налогов еще различные
сборы, пошлины и отчисление природа и
суть которых не совпадают с экономической
природой налогов, хотя с правовой точки
зрения и те и другие являются источниками
финансирования мероприятий, осуществляемых
государством
Практика налогообложения многих
стран показывает, что для правового
определения понятия« налог» превалируют
в основном следующие подходы
• к понятию налога относят сборы,
пошлины и отчисления, которые
служат источниками средств для финансирования
государственных расходов;
налог рассматривается как одна
из разновидностей фискальных платежей,
взимаемых государством
Выбор подхода к определению
налога и применение его на практике,
безусловно, зависят от особенностей
формирования налогового законодательства
той или иной страны. Критерием
отличия налога от неналогового платежа
в Российской Федерации предложено
считать признак нормативно-отраслевого
регулирования, согласно которому налоговые
отношения регламентируются нормами
налогового законодательства, а неналоговые
обязательные платежи — нормами
других отраслей права
Данная методика разграничения
налогов от неналоговых платежей
позволяет выделить, наряду с налогами,
следующие виды платежей и изъятий:
налог — обязательный взнос в
бюджет, который непосредственно
входит в налоговую систему государства
либо установлен нормативным актом
налогового законодательства (налог
на прибыль предприятий НДС);
неналоговый платеж ( квазиналог) — обязательный
платеж, который не входит в налоговую
систему государства и установлен не налоговым,
а иным законодательством, например, сбор
за регистрацию предприятий;
разовые изъятия — платежи, взимаемые
в особом порядке, в чрезвычайных
ситуациях, а также в качестве
наказаний (конфискации, штрафы, реквизиции).
До введения (до 1 января 1999 г.) части
первой Налогового кодекса в законодательстве
Российской Федерации отсутствовали
различия между налогами, сборами, пошлинами.
Бытовало следующее определение: «Под
налогом (сбором, пошлиной) и другим
платежомпонимается обязательный взнос
в бюджет соответствующего уровня или
во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и на условиях,
определяемых законодательными актами».
Поэтому трудно было понять не только
отличие налогового платежа от неналогового
платежа, но и связанные с этим обстоятельством
юридические последствия для налогоплателыцикаМетодика
разграничения этих понятий базируется
на условиях и признаках, имеющих экономическое
и юридическое содержание.
Обязанность по уплате налога возникает
всегда при наличии объекта налогообложения
При этом налог устанавливается и вводится
законом, его уплата носит принудительный
характер, он уплачивается на основе безвозмездности;
налог является абстрактным платежом
и обычно не имеет целевого назначения.