Роль налога на прибыль в формировании бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:33, реферат

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической
политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.

Оглавление

| |Введение; |3 |
|1. |Социально-экономическая сущность бюджета Российской |5 |
| |Федерации; | |
|2. |Бюджетное устройство Российской Федерации; |12 |
|3. |Бюджетное планирование и бюджетный процесс; |19 |
|4. |Поступления в бюджет. Порядок формирования бюджета; |32 |
|5. |Классификация доходов бюджетов Российской Федерации; |33 |
|6. |Порядок планирования Доходов федерального бюджета |41 |
| |Российской Федерации; | |
| |Заключение |56 |
| |Список используемой литературы |58 |
| |Приложения |60 |

Файлы: 1 файл

Реферат по налоговий системе.docx

— 75.50 Кб (Скачать)

|                     |    |    |    |    |    |    |    |    |    |.)  |л.**|

|                     |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |)   |

|НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ     |1   |14,3|93,4|1   |15,6|94,3|1   |15,3|93,4|145,|127,|

|                     |115,|9   |5   |382,|2   |0   |626,|4   |2   |81  |01  |

|                     |33  |    |    |62  |    |    |28  |    |    |    |    |

|Налоги на прибыль    |172,|2,23|14,4|220,|2,49|14,8|191,|1,81|11,0|110,|96,5|

|(доход) предприятий и|65  |    |7   |11  |    |5   |43  |    |0   |88  |9   |

|организаций          |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|Налог на добавленную |516,|6,66|43,2|574,|6,50|38,8|712,|6,72|40,9|137,|120,|

|стоимость            |44  |    |7   |97  |    |0   |42  |    |2   |95  |17  |

|в том числе НДС по   |381,|4,93|31,9|419,|4.75|28,3|516,|4,88|29,6|135,|117,|

|товарам, производимым|78  |    |9   |99  |    |4   |90  |    |9   |39  |94  |

|на территории        |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|Российской Федерации |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|в том числе НДС на   |134,|1,74|11,2|154,|1.75|10,4|195,|1,84|11,2|145,|126,|

|товары, ввозимые на  |66  |    |8   |97  |    |6   |52  |    |3   |19  |48  |

|территорию Российской|    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|Федерации            |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|Акцизы               |188,|2,43|15,7|205,|2,32|13,8|214,|2,02|12,3|113,|99,2|

|                     |04  |    |6   |01  |    |3   |29  |    |1   |96  |7   |

|Платежи за           |37,1|0,48|3,12|47,1|0,53|3,17|179,|1,70|10,3|483,|421,|

|пользование          |8   |    |    |0   |    |    |85  |    |3   |68  |33  |

|природными ресурсами |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|Ввозные пошлины      |58,6|0,76|4,92|96,1|1,09|6,55|118,|1,12|6,82|202,|176,|

|                     |7   |    |    |9   |    |    |67  |    |    |25  |18  |

|Вывозные пошлины     |131,|1,70|11,0|217,|2,45|14,6|197,|1,86|11,3|149,|130,|

|                     |95  |    |6   |25  |    |6   |20  |    |3   |45  |18  |

|НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ   |64,2|0,83|5,38|85,3|0,96|5,75|100,|0,95|5,78|156,|136,|

|                     |6   |    |    |3   |    |    |68  |    |    |68  |48  |

|Дивиденды по акциям, |2,00|0,03|0,17|4,74|0,05|0,32|4,90|0,05|0,28|245,|213,|

|принадлежащим        |    |    |    |    |    |    |    |    |    |00  |41  |

|государству          |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|Доходы от сдачи в    |5,61|0,07|0,47|7,92|0,09|0,53|8,39|0,08|0,48|149,|130,|

|аренду имущества,    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |57  |29  |

|находящегося в       |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|государственной      |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|собственности        |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|Платежи от           |9,47|0,12|0,79|13,2|0,15|0,89|13,9|0,13|0,80|147,|128,|

|государственных и    |    |    |    |1   |    |    |7   |    |    |55  |53  |

|муниципальных        |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|организаций          |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|Плата за пользование |5,79|0,07|0,48|6,50|0,07|0,43|7,00|0,07|0,40|120,|105,|

|водными биоресурсами |    |    |    |    |    |    |    |    |    |97  |37  |

|Проценты по          |13,5|0,17|1,13|10,4|0,12|0,70|13,6|0,13|0,79|101,|88,1|

|государственным      |2   |    |    |8   |    |    |8   |    |    |22  |7   |

|кредитам             |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |

|Таможенные сборы     |17,9|0,23|1,51|28,7|0,33|1,94|34,2|0,32|1,97|190,|165,|

|                     |8   |    |    |8   |    |    |3   |    |    |38  |83  |

|ФОНД Минатома России |13,8|0,18|1,16|13,8|0,16|0,93|13,8|0,13|0,80|100,|87,1|

|                     |9   |    |    |9   |    |    |9   |    |    |00  |1   |

|ВСЕГО ДОХОДОВ        |1   |15,4|100,|1   |16,7|100,|1   |16,4|100,|145,|127,|

|                     |193,|0   |00  |481,|4   |00  |740,|2   |00  |86  |06  |

|                     |48  |    |    |84  |    |    |86  |    |    |    |    |

 

      Поступления в  2002 году в федеральный бюджет  налога на прибыль (доход)

организаций  предусматриваются  в  сумме  191,4  млрд.  рублей,   что   ниже

ожидаемой оценки поступлений данного  налога  в  2001  году  на  28,7  млрд.

рублей или на 13,1%. Сумма отмененных льгот по налогу на прибыль составит  в

2001 году по оценке Минфина  России 404,5 млрд. рублей. Однако  в  2002  году

адекватного этой сумме увеличения налогооблагаемой базы  не  прогнозируется.

В расчетах по налогу на прибыль налогооблагаемая  база  уменьшена  на  304,4

млрд. рублей в связи с изменениями,  внесенными  в  соответствии  с  нормами

главы 25 части второй Налогового кодекса  Российской Федерации, в  том  числе

за  счет  снятия  ограничений  по   отнесению   на   затраты   расходов   по

добровольному страхованию имущества  и ответственности (74,5  млрд.  рублей),

включения в затраты расходов работодателей  по страхованию  своих  работников

по договорам  добровольного  долгосрочного  страхования  жизни,  пенсионного

страхования,  добровольного  личного  страхования   (25,8   млрд.   рублей),

расходов на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной

сферы (39,2 млрд. рублей),  изменения  порядка  исчисления  и  отнесения  на

затраты амортизации (84 млрд. рублей),  отнесения  на  финансовый  результат

убытков, полученных в предшествующем налоговом периоде (54,4  млрд.  рублей)

и некоторых других затрат.

 

      Указанное уменьшение  налогооблагаемой базы по  налогу  на  прибыль  в

 размере 304,4 млрд. рублей представляется существенно завышенным и требует

 дополнительного обоснования  Правительством Российской Федерации.  В связи  с

 тем,  что  у   предприятий   накоплен   значительный   объем   кредиторской

 задолженности,  которая   на  1083,5  млрд.  рублей  превышает   дебиторскую

 задолженность (по состоянию  на 1 июля 2001 года), свободные остатки  средств

 предприятий на счетах предприятий  в первую очередь  будут   направляться  на

 погашение этой задолженности,  а не на цели добровольного  страхования.

      Федеральным законом  "О федеральном бюджете на 2002  год"  поступления

 налога на добавленную   стоимость  на  товары,  производимые  на  территории

 Российской Федерации, предусматриваются  в сумме 516,9 млрд. рублей с ростом

 против ожидаемых поступлений  в 2001 году на 96,9 млрд. рублей, или  на  23,1

 процента.

      Несмотря на принимаемые в последнее время Правительством  Российской

 Федерации меры по повышению уровня собираемости налогов (в среднем 90,6%  в

 проекте бюджета на 2002 год), собираемость налога на добавленную стоимость

 предусмотрена в размере 83,3% или на уровне, ожидаемом в 2001  году,  при

 наличии значительной задолженности перед бюджетом  на  данному  налогу  (по

 расчету 270 млрд. рублей по  состоянию на 1 июля 2001 года). Принятие  мер по

 повышению собираемости налога  на добавленную стоимость по  сравнению с  2001

 годом может дать существенные  дополнительные поступления в   доходную  часть

 федерального бюджета.

      Возмещение из  федерального бюджета  налога  на  добавленную  стоимость

организациям-экспортерам продукции  в 2002  году  предусматривается  в  сумме

225 млрд. рублей. При этом необходимо  отметить, что на протяжении  ряда  лет

темпы роста объемов возмещения данного налога превышают темпы  роста  объемов

экспорта и налога  на  добавленную  стоимость  на  товары,  производимые  на

территории страны. При прогнозируемом в 2002 году по сравнению с 1999  годом

росте экспорта, облагаемого налогом на  добавленную стоимость,  в 2  раза,

увеличении поступлений налога на  добавленную стоимость в 3  раза,  объем

возмещения налога организациям-экспортерам  возрастает  в  4,6  раза,  а  его

доля в экспорте - с 3,1% в 1999 году до 7,4% в  2002  году  при  практически

неизменной за эти годы структуре  экспорта. Сумма возмещения в  общем  объеме

поступлений налога увеличивается  с 19,3% до 30,3 процента.

      В  связи   с  этим  Правительству  Российской   Федерации   необходимо

 представить Государственной  Думе Федерального Собрания Российской  Федерации

 дополнительные материалы по  объективному  анализу  ситуации  с  возмещением

 налога  на  добавленную   стоимость   организациям-экспортерам,   а   также

 информацию о намечаемых  мерах  по  установлению  эффективного  контроля  за

 правомерностью  его  возмещения,  особенно  в  условиях  расширения  объема

 экспорта, облагаемого  налогом.  Решение  о  суммах  возмещения  налога  на

 добавленную стоимость в   федеральном  бюджете  на  2002  год  целесообразно

 принять по результатам рассмотрения  данных материалов.

 

    Федеральным  законом   предусматривается  рост   размеров   акцизов   по

подакцизным  товарам  (продукции)  и  отдельным  видам  минерального  сырья,

производимым на территории Российской Федерации, в номинальном выражении на

4,4% по сравнению с ожидаемыми  показателями 2001 года.

 

    Несмотря  на  предусмотренную   индексацию  ставок  акцизов   на  12%   в

соответствии с прогнозируемым ростом  инфляции  темпы прироста  поступлений

акциза на природный газ предусматриваются  на уровне лишь  1,6%.  В  связи  с

этим необходимо дополнительно  вопрос о повышении цены реализации  природного

газа, принятой при расчете акциза, и общего размеров поступлений акциза.

 

    Целесообразно также  применять дифференцированный  подход  к  индексации

ставок акцизов  по  каждой  группе  подакцизных  товаров  (в  частности,  на

алкогольную продукцию), стимулирующий увеличение  налогооблагаемой  базы  за

счет расширения легального производства.

 

      Платежи за пользование  природными ресурсами в федеральном   законе  «О

 федеральном бюджете на 2002 год» предусматриваются в размере 179,9  млрд.

 рублей, что в 4,8 раза  больше  соответствующих  поступлений,  утвержденных

 бюджетом 2001 года. Существенный  рост данных платежей связан  с введением  в

 действие с 1  января  2002  года  налога  на  добычу  полезных  ископаемых,

 основную  долю  в  составе  которого  занимает  налог на   добычу   нефти,

 поступление которого предусматривается в размере 164,4 млрд. рублей.

    Исходя  из  установок   Бюджетного  послания  целесообразно   в  процессе

рассмотрения проекта федерального закона  "О  федеральном  бюджете  на  2002

год"   продолжить   работу   по   отмене   экономически   необоснованных   и

неэффективных налоговых льгот.  Несмотря  на  проделанную  работу  в  данном

направлении, налоговые льготы по-прежнему занимают высокий  удельный  вес  в

составе налоговых доходов. Общая сумма налоговых льгот,  предоставляемых в

соответствии с федеральным налоговым законодательством,  составит  в 2002

году  497,5  млрд.  рублей,  или  4,69%  к  прогнозируемому  объему  ВВП  по

консолидированному бюджету, в  том числе 209,7 млрд. рублей или 1,98%  к  ВВП

по федеральному бюджету.

    Правительством Российской  Федерации в  законопроекте   предусматривается

рост таможенных сборов по сравнению  с утвержденным бюджетом 2001 года в  1,9

раза,  что  соответствует  сложившейся  тенденции   увеличения   поступлений

данного  налога.  В  то  же  время   таможенные   сборы   в   представленном

законопроекте  и  в  соответствии  с  Федеральным   законом   «О   бюджетной

классификации Российской Федерации» отнесены к группе  неналоговых  доходов,

что противоречит статье 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  которой

установлено, что они являются налоговыми доходами  федерального  бюджета.  В

связи с этим необходимо привести в  соответствие  указанные  законодательные

акты в части отнесения таможенных сборов к одной группе доходов.

    Несмотря    на    требования    Президента    Российской     Федерации,

сформулированные в Бюджетном  послании,  Правительство  Российской  Федерации

по-прежнему   недостаточно   сориентировано   на   повышение   эффективности

управления  государственным  имуществом  и   увеличение   доходов   от   его

использования.

    Поступления  в   федеральный  бюджет  по  статье   неналоговых   доходов

«Дивиденды по акциям, принадлежащим  государству» на 2002  год  определены  в

размере 4,9 млрд. рублей против 2 млрд.  рублей,  установленных Федеральным

законом «О федеральном бюджете  на 2001 год», и 4,7 млрд.  рублей,  ожидаемых

в 2001 году.

    Несмотря на определенный  рост объема  данных  неналоговых   доходов,  их

удельный вес составит лишь 0,3% в  общем объеме доходов федерального  бюджета

на  2002  год,  а  73%  поступлений  дивидендов  прогнозируется  лишь  от  6

акционерных обществ («Газпром», «Роснефть», «Славнефть», РАО  «ЕЭС  России»,

«ТВЭЛ», «АК «Алроса») из 3949  акционерных  обществ,  пакеты  акций  которых

находятся в собственности  Российской  Федерации.  Кроме  того,  акционерные

общества  с  государственным  участием  направляют  на  выплату   дивидендов

значительно меньшую по сравнению с полностью приватизированными  компаниями

долю  чистой  прибыли.  Результаты  проверок   Счетной   палаты   Российской

Федерации показывают, что работа в Минимуществе  России  по  прогнозированию

доходов от дивидендов по акциям, принадлежащим  государству, должным  образом

не организована, отсутствует необходимая  нормативно-методическая база.

    По расчетам Счетной  палаты Российской Федерации  в 2001 году  на  акции,

принадлежащие Российской Федерации, будет приходиться не  менее  97,8  млрд.

рублей чистой прибыли (по крупнейшим плательщикам).  При  наличии  на  рынке

Информация о работе Роль налога на прибыль в формировании бюджета