Роль налога на прибыль в формировании бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:33, реферат

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической
политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.

Оглавление

| |Введение; |3 |
|1. |Социально-экономическая сущность бюджета Российской |5 |
| |Федерации; | |
|2. |Бюджетное устройство Российской Федерации; |12 |
|3. |Бюджетное планирование и бюджетный процесс; |19 |
|4. |Поступления в бюджет. Порядок формирования бюджета; |32 |
|5. |Классификация доходов бюджетов Российской Федерации; |33 |
|6. |Порядок планирования Доходов федерального бюджета |41 |
| |Российской Федерации; | |
| |Заключение |56 |
| |Список используемой литературы |58 |
| |Приложения |60 |

Файлы: 1 файл

Реферат по налоговий системе.docx

— 75.50 Кб (Скачать)

заимствования, платежи в  счет  предоставленных  в прошлом государственных

кредитов, доходы от реализации основного  капитала, запасов товаров, земли  и

нематериальных  активов,  а  также  поступления  безвозмездных  средств   из

негосударственных источников, предназначенных  для капитальных целей.

    К доходам от собственности  и предпринимательской деятельности  относятся

все  государственные  доходы,  поступление  которых  связано   с   владением

собственностью,  предприятиями,  финансовыми  активами  или  нематериальными

активами, а также кассовая (фактическая) прибыль ведомственных  предприятий,

полученная ими в результате реализации товаров и услуг за  пределы сектора

государственного управления.

    Административные сборы  и платежи.  Данная  группа  охватывает  сборы  и

платежи, полученные в  обмен  на  товары  непроизводственного  назначения  и

предоставление услуг некоммерческого  характера, а также выручку  от  продаж,

осуществляемых ведомственными предприятиями, издержки  производства  которых

не могут  быть  определены  отдельно.  Эта категория включает  как оплату

товаров  и   услуг,   характер   которых   не   связан   с   государственным

регулированием, так и обязательные платежи  за  услуги,  связанные  с  таким

регулированием (например,  выдача  водительских  прав,  паспортов,  судебные

сборы).

    Поступления по  штрафам   и  санкциям  включают  поступления   от  уплаты

штрафов и применения конфискационных мер,  которые не  имеют отношения к

нарушению налогового режима.  В  данную  категорию  включаются  все  пени  и

штрафы, которые невозможно идентифицировать отдельно и отнести к  нарушениям

налогового законодательства либо связать с какими-либо причинами.

    Доходы от операций  с капиталом. В данную категорию  включаются:  продажа

государством  основного  капитала,  доходы  от  реализации   государственных

запасов, земли и нематериальных активов, а также поступления  трансфертов  из

негосударственных источников. В российской практике  доходы  от  операций  с

капиталом объединяются с общим  объемом налоговых  поступлений  и  выделяются

отдельно в их составе.

    В объем продажи основного  капитала включаются  реализованные   здания  и

другие сооружения, транспортное оборудование, машины и прочее  оборудование.

Эта   категория   включает   только   основные   фонды,   которыми   владеют

государственные органы управления.

    Доходы от реализации  государственных запасов формируются   в  результате

продажи  органами   государственного   управления   запасов   стратегических

материалов, чрезвычайных и стабилизационных запасов товаров,  осуществляемой

государственными организациями, регулирующими рынок  (т.е.  некорпоративными

единицами, не занимающимися  реализацией  товаров  и  услуг  в  значительных

масштабах), а также продажи запасов зерна и других  товаров,  которые имеют

особо  важное  значение  для государства.  В особых  случаях сюда   могут

включаться  доходы  от  реализации  большого  количества  товарных  излишков

других видов.

    Доходы от продажи  земли и нематериальных активов.  К  объектам  продажи

относятся земля, леса, внутренние водоемы  и  месторождения  за  исключением

расположенных на них сооружений или  строительных  объектов.  Если  стоимость

земли невозможно отделить  от  стоимости  реализованного  сооружения,  общая

стоимость сделки должна показываться на основе преобладающего компонента.  К

нематериальным активам относятся  права на разработку месторождений  полезных

ископаемых и занятие рыбной ловлей, другие концессии  и  арендные  договоры,

касающиеся земли, патентов, авторских  прав и товарных знаков.

    Поступления капитальных  трансфертов  из  негосударственных   источников.

Под ними понимаются поступления  добровольных,  безвозмездных,  невозвратных

платежей на  капитальные  нужды,  полученных  государственными  органами  из

негосударственных   источников.   В   отличие   от   безвозмездных   текущих

трансфертов  капитальные  трансферты  из  негосударственных   источников   в

основном осуществляются за  счет  накопленного  богатства прежних лет.  Их

целью  является  финансирование  процесса   капиталообразования,   расходов,

предстоящих  в долгосрочной  перспективе,  или приобретения   материальных

ценностей.  Сюда  относятся  капитальные  трансферты  на  строительство  или

покупку больниц,  школ,  музеев,  театров,  культурных  центров  или  других

государственных сооружений  и  оборудования.  Также  включаются  капитальные

трансферты  в  денежной  форме,   полученные   от   частных   лиц,   частных

некоммерческих учреждений, негосударственных  организаций,  корпоративных  и

частных квазикорпоративных предприятий и других источников,  за  исключением

средств,  полученных  от  других  органов  государственного   управления   и

международных организаций.

    Полученные  официальные   трансферты.  В  данную  категорию   входят  все

невозвратные,  безвозмездные   платежи,   полученные   от   других   органов

государственного управления или  международных  организаций.  Это  репарации,

дарения, средства, предназначенные  для  осуществления  особых  проектов  или

программ, поддержки основного  бюджета или другой цели.

    К трансфертам  от  других  уровней  управления  относятся  невозвратные

безвозмездные  платежи,  поступающие  от  одних  уровней  управления  другим

уровням.  В  российской  практике  они  имеют  форму  финансовой   поддержки

субъектов  Федерации  в  виде  дотаций,  субвенций,   субсидий   либо   иной

безвозвратной и безвозмездной  передачи средств.

    Различают собственные  и  регулирующие  доходы  бюджета.  К  собственным

относятся   виды   доходов,   закрепленные   на   постоянной    основе    за

соответствующими  бюджетами  законодательством.  К  регулирующим   относятся

федеральные   и   региональные   налоги   и   иные   платежи,   по   которым

устанавливаются нормативы  отчислений  в  бюджеты  субъектов  Федерации  или

местные бюджеты.

 

                   6. Доходы проекта федерального  бюджета

 

 

      В предлагаемом  федеральном законе "О федеральном  бюджете на 2002 год"

 доходы  федерального   бюджета   рассчитаны,   исходя   из   оптимистичного

 макроэкономического прогноза, и составят 1998,4 млрд. рублей, или  18,85%  к

 прогнозируемому  объему  ВВП.  Доходы  федерального   бюджета   без   учета

 поступлений от взимания  единого социального налога  составят  1740,9  млрд.

 рублей, или 16,42% к прогнозируемому объему ВВП (15,4% к ВВП в соответствии

 с федеральным бюджетом на 2001 год и 16,74% к ВВП, исходя  из ожидаемой  его

 оценки в 2001 году).

 

                              Налоговые доходы

 

      - в соответствии  с законом, составят 1626,3 млрд. рублей, или  15,34%

 к ВВП, что выше уровня, установленного на  2001  год,  на  0,95  процентных

 пункта. Удельный вес налоговых  доходов  в  общем  объеме  доходов  составит

93,4%. Практически весь номинальный  прирост доходов федерального  бюджета  в

 размере  547,38  млрд.  рублей  достигается за  счет  прироста   налоговых

 поступлений - 510,95 млрд. рублей (93,3%).

 

                             Неналоговые доходы

 

      - составят 100,7 млрд. рублей, или 0,95%  к  ВВП,  что   выше  уровня,

 установленного на 2001  год,  на  0,12%  к  ВВП  и  практически  на  уровне

 ожидаемой их оценки текущего  финансового года.

 

    Динамика доходов федерального  бюджета представлена на графике  1:

 

                                                                   График №1

 

 

 

    Анализ отклонений фактических  объемов налоговых и  неналоговых   доходов

от утверждаемых в федеральных  законах  о  федеральном  бюджете  за  ряд  лет

свидетельствует о недостаточно глубокой проработке их  расчетов,  что  видно

из данных следующей таблицы  №1.

 

                                                                  Таблица №1

                                                                млрд. рублей

|Наименования           |Отклонение фактического исполнения от утвержденных    |

|показателей            |показателей на год                                    |

|                       |1997 год  |1998 год  |1999 год |2000 год|1 п/г 2001 |

|                       |          |          |         |        |года(      |

|                       |сумма|%   |Сумм|%   |сумм|%   |сумм|%  |сумм|%    |

|                       |     |    |а   |    |а   |    |а   |   |а   |     |

|НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ       |-112,|-30,|-53,|-17,|+110|+27,|+14,|+1,|+40,|+6,59|

|                       |25   |15  |71  |50  |,2  |58  |87  |56 |89  |     |

|Налог на прибыль       |-40,0|-52,|-11,|-23,|+45,|+125|+6,9|+4,|+5,4|+5,59|

|(доход) предприятий и  |7    |38  |08  |02  |11  |,2  |4   |06 |4   |     |

|организаций            |     |    |    |    |    |    |    |   |    |     |

|Налог на добавленную   |-45,2|-26,|-23,|-16,|+77,|+53,|+4,7|+1,|+16,|+6,35|

|стоимость              |5    |01  |90  |92  |34  |81  |6   |3  |05  |     |

|Акцизы                 |-20,3|-26,|-22,|-28,|-2,9|-3,3|-0,3|-0,|-6,0|-5,72|

|                       |3    |8   |07  |04  |1   |4   |    |2  |9   |     |

|Таможенные пошлины     |+6,84|+23,|+7,9|+26,|-2,0|-2,1|+2,3|+1,|+17,|+12,8|

|                       |     |82  |8   |51  |5   |6   |5   |04 |97  |4    |

|НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ     |+4,11|+28,|+12,|+84,|+16,|+49,|+10,|+16|+12,|+39,5|

|                       |     |42  |56  |07  |18  |02  |6   |,61|93  |9    |

|Доходы от имущества,   |+0,84|+21,|-0,6|-12,|-1,2|-10,|3,85|12,|+10,|+74,8|

|находящегося в         |     |84  |8   |76  |4   |5   |    |5  |60  |0    |

|государственной        |     |    |    |    |    |    |    |   |    |     |

|собственности, или от  |     |    |    |    |    |    |    |   |    |     |

|деятельности           |     |    |    |    |    |    |    |   |    |     |

|Доходы от              |+3,84|+49,|+11,|+170|+13,|+56,|+3,0|+8,|+1,8|+11,3|

|внешнеэкономической    |     |71  |73  |,5  |14  |39  |0   |73 |2   |4    |

|деятельности           |     |    |    |    |    |    |    |   |    |     |

|ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ         |+0,75|+1,9|-0,8|-34,|-0,9|-11,|0,18|1,3|-1,6|-22,5|

|БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ       |     |1   |5   |6   |9   |6   |    |   |5   |1    |

 

 

    Так,  если  в  1997–1998  годах  завышение  объема  доходов  привело  к

существенному   недофинансированию   расходов   федерального    бюджета    и

практически  к  дезорганизации  бюджетного  процесса,  то  занижение  объема

доходов федерального бюджета в 1999-2001 годах  явилось  причиной  получения

дополнительных доходов, не учитываемых  в федеральных законах  о  федеральном

бюджете.

 

    На достоверность   параметров  важнейших  доходов   федерального  бюджета

существенное   влияние   оказывает   как   неточность   прогноза    основных

макроэкономических показателей, так и  недостатки,  связанные  собственно  с

методами оценки доходной базы федерального бюджета.

 

    В целом при превышении  объема ВВП в 2002 году только  на 1% по сравнению

с прогнозируемым,  при сохранении  в проекте бюджета уровня  мобилизации

доходов  в  федеральный  бюджет  (16,4%  к   ВВП),   дополнительные   доходы

федерального бюджета могут  составить 17,4 млрд. рублей. В этой  связи  могут

быть уточнены представленные расчеты  по  налогу  на  прибыль  и  налогу  на

добавленную стоимость  на  товары,  производимые  на  территории  Российской

Федерации, формирующие 52,1% всех доходов  федерального бюджета на 2002  год,

как вследствие неточности ожидаемой  оценки объема ВВП на  2001  год,  так  и

прогнозируемого объема ВВП на 2002 год.

 

 

 

    Анализ  доходов  федерального  бюджета  на  2002  год  по  сравнению  с

утвержденным и ожидаемым исполнением  федерального бюджета  за  2001  год  (в

номинальном выражении и сопоставимых ценах) приведен в таблице №2.

 

 

                                                                  Таблица №2

|Наименование         |Утверждено     |Ожидаемое      |Планируемый бюджета на    |

|показателей          |законом о      |поступление в |2002 г.                   |

|                     |бюджете на 2001|2001 г.*       |                          |

|                     |г.             |               |                          |

|                     |млрд|в % |стру|млрд|в % |стру|млрд|в % |стру|в % к     |

|                     |.   |к   |к-ту|.   |к   |к-  |.   |к   |к-ту|закону    |

|                     |руб.|ВВП |ра  |руб.|ВВП |тура|руб.|ВВП |ра  |          |

|                     |    |(775|    |    |(885|    |    |(106|    |          |

|                     |    |0)  |    |    |0)  |    |    |00) |    |          |

|                     |    |    |    |    |    |    |    |    |    |темп|темп|

|                     |    |    |    |    |    |    |    |    |    |ы   |ы   |

|                     |    |    |    |    |    |    |    |    |    |рост|рост|

|                     |    |    |    |    |    |    |    |    |    |а   |а   |

|                     |    |    |    |    |    |    |    |    |    |(ном|(реа|

Информация о работе Роль налога на прибыль в формировании бюджета