Роль налога на прибыль в формировании бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:33, реферат

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической
политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.

Оглавление

| |Введение; |3 |
|1. |Социально-экономическая сущность бюджета Российской |5 |
| |Федерации; | |
|2. |Бюджетное устройство Российской Федерации; |12 |
|3. |Бюджетное планирование и бюджетный процесс; |19 |
|4. |Поступления в бюджет. Порядок формирования бюджета; |32 |
|5. |Классификация доходов бюджетов Российской Федерации; |33 |
|6. |Порядок планирования Доходов федерального бюджета |41 |
| |Российской Федерации; | |
| |Заключение |56 |
| |Список используемой литературы |58 |
| |Приложения |60 |

Файлы: 1 файл

Реферат по налоговий системе.docx

— 75.50 Кб (Скачать)

общей тенденции увеличения доли  чистой  прибыли,  направляемой  на  выплату

дивидендов, прогноз  доходов  по  данной  статье  бюджета,  рассчитанный  на

основе  усредненного  значения  части  прибыли,  направленной   на   выплату

дивидендов в 2000 году  в  разрезе  крупнейших  плательщиков  (7,9%),  может

составить 7,7 млрд. рублей.

      Федеральным   законом   "О   федеральном   бюджете   на   2002    год"

предусматривается увеличение платежей  от  государственных и муниципальных

организаций с 9,5 млрд. рублей, утвержденных в бюджете 2001 года,  до  13,97

млрд. рублей в 2002 году. При этом основную часть поступлений  (88,6%),  как

и   в   предыдущие   годы,   составляют   доходы   совместного   предприятия

«Вьетсовпетро» в размере 12,4 млрд.  рублей.  Платежи  от  9718  федеральных

государственных унитарных предприятий  и организаций предусмотрены в проекте

бюджета на 2002 год в размере лишь 0,5 млрд. рублей при том, что по  оценкам

Счетной   палаты   Российской   Федерации   чистая    прибыль,    полученная

государственными унитарными предприятиями  только в 2000 году,  составила  50

млрд. рублей.

    Федеральным законом  "О федеральном бюджете на 2002  год"  запланировано

увеличение  доходов  от   сдачи   в   аренду   имущества,   находящегося   в

государственной собственности, по сравнению  с  утвержденным  бюджетом  2001

года с 5,6 млрд. рублей до 8,4 млрд. рублей, или с ростом на 49,5%.  Однако,

по сравнению с ожидаемой  оценкой 2001  года,  номинальный  рост  доходов  по

данной статье бюджета составит лишь 5,9%, что в 2 раза  ниже  прогнозируемых

темпов  инфляции  на  2002  год.  Доходы  от  сдачи  в   аренду   имущества,

находящегося в государственной собственности,  исключая  арендную  плату за

землю, вообще прогнозируется на уровне ожидаемой  оценки  2001  года.  Таким

образом, Правительством Российской Федерации не принято достаточных  мер  по

выполнению  требования  Бюджетного  послания  по  значительному   увеличению

доходов федерального бюджета, получаемых  от  использования  государственной

собственности,  существенным  источником  которых  должны  стать  доходы  от

использования объектов недвижимости.

      Федеральным   законом   «О   федеральном   бюджете   на   2002    год»

предусматриваются поступления в  доход  федерального  бюджета  в  размере  4

млрд. рублей от прибыли  Центрального  банка  Российской  Федерации,  что  в

соответствии  со  статьей 26  Федерального  закона  «О  Центральном   банке

Российской  Федерации  (Банке  России)»  должно  составлять  50%  балансовой

прибыли Банка России, полученной за 2001 год.

      В   соответствии   с   действующим   законодательством   Банк   России

самостоятельно определяет смету  расходов и  правила  ведения  бухгалтерского

учета, формирования учетной политики. В связи с этим  финансовые  результаты

его отдельных  операций  отражаются,  минуя  счета  доходов,  что  оказывает

влияние  на  размер  прибыли,  отражаемой  Центральным   банком   Российской

Федерации. По мнению Счетной  палаты  Российской  Федерации,  в Федеральный

закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» должны  быть

внесены  изменения,  предусматривающие  введение  государственного  внешнего

контроля за формированием его  прибыли, исполнением  сметы  расходов  на  его

содержание, организацией бухгалтерского учета и учетной политики.

      Существенным  дополнительным  источником  пополнения  доходной   части

федерального бюджета 2002  года  должны  стать  доходы  федеральных  органов

исполнительной  власти  от  предпринимательской  и  иной  приносящей   доход

деятельности. Однако, в  законопроекте  эти  объемы  поступлений  по  группе

доходов   «Доходы   от   предпринимательской   и   иной   приносящей   доход

деятельности» не указаны. При  формировании  объемов  расходов  федерального

бюджета по главным распорядителям средств  федерального  бюджета,  указанные

объемы   уменьшаются   на    сумму    прогнозируемых    ими    доходов    от

предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По мнению  Счетной

палаты  Российской  Федерации,  такой   подход   к   формированию   расходов

федерального  бюджета   не   позволяет   в   достаточной   степени   оценить

обоснованность размеров дополнительных источников  финансирования,  а  также

нарушает установленный статьей 35 Бюджетного  кодекса Российской  Федерации

принцип  общего  (совокупного)  покрытия  расходов  общей   суммой   доходов

бюджета, в соответствии с которым  доходы бюджета не  могут  быть  увязаны  с

определенными расходами бюджета.

    Отмечая   предполагаемое   существенное   повышение   среднего   уровня

собираемости   налоговых   доходов   в   законопроекте   по   сравнению    с

предшествующими годами, Счетная палата Российской  Федерации  полагает,  что

точность и достоверность проектировок отдельных показателей проекта  бюджета

нуждается  в  дополнительном  обосновании.  В  ходе   рассмотрения   проекта

федерального закона «О федеральном  бюджете  на  2002  год»  в  комитетах  и

комиссиях Государственной Думы Федерального  Собрания  Российской  Федерации

целесообразно  детально  рассмотреть  все   имеющиеся   резервы   увеличения

возможных поступлений в федеральный  бюджет, в том числе  от  возврата  ранее

предоставленных средств федерального бюджета на возвратной основе.

    Немаловажной проблемой  достоверности и обоснованности  проекта  доходов

федерального бюджета на 2002 год  является состояние  нормативно-методической

базы по их формированию. Единственным  документом,  регламентирующим  работу

по разработке проекта доходов  на федеральном уровне,  являются  утвержденные

заместителем Председателя Правительства  Российской  Федерации  -  Министром

финансов  Российской  Федерации  А.Л.   Кудриным   12   апреля   2001   года

Методические рекомендации по формированию доходов  федерального  бюджета  на

2002 год. Однако данные методические  рекомендации  носят  достаточно  общий

характер, определяют лишь основные подходы  к формированию  доходов  бюджета,

используемую отчетность и информацию, и не раскрывают технологию и  алгоритм

расчета   конкретных   показателей   налоговых   и   неналоговых    доходов.

Непосредственные расчеты  доходов  федерального  бюджета  осуществляются  на

основе сложившейся в Министерстве финансов Российской Федерации практики.  В

целях  создания  более   основательной   методической   базы   Правительству

Российской Федерации  необходимо  принять  меры  по  обеспечению  разработки

полноценных  методических  указаний  по  расчету  значений   соответствующих

показателей  в  разрезе  групп,  подгрупп,  статей   и   подстатей   доходов

классификации доходов бюджетов  Российской  Федерации.  Данные  методические

указания должны предусматривать  алгоритмы  расчета  налогооблагаемой  базы,

облагаемых оборотов, уровней собираемости, прогнозных мировых  и  внутренних

цен и других параметров.

 

                                 Заключение

 

    Анализ  прогнозируемых  и  фактических  объемов   доходов   федерального

бюджета  за  1999—2001  годы  свидетельствует  об  их  заведомом   занижении

Правительством  Российской  Федерации   на   стадии   формирования   проекта

федерального бюджета.

    Так, в 1999 году  в   расчетах  к  федеральному  бюджету  объем  доходов

составил 473,7 млрд. рублей, а фактически — 615,5 млрд. рублей, с  приростом

в 141,8 млрд. рублей,  или  29,9%.  При  формировании  проекта  федерального

бюджета на 2000 год доходы были заложены в  сумме  797,2  млрд.  рублей,  по

факту— 1132,1 млрд. рублей, то есть с  увеличением в 334,9 млрд.  рублей  или

42%. Ожидаемая оценка доходов  федерального бюджета на 2001  года  составляет

1481,8 млрд. рублей,  что  на  288,3  млрд.  рублей  (24,1%)  больше  суммы,

утвержденной в федеральном бюджете.

    Таким образом, Правительство  Российской  Федерации  стремится   защитить

федеральный бюджет от колебаний рыночной конъюнктуры и создать  определенный

запас для достаточно произвольного  маневра финансовыми ресурсами  в  течение

года.

    Сохраняется  тенденция   формирования   доходов   федерального   бюджета

преимущественно за счет налоговых  доходов,  доля  которых  в  общем  объеме

доходов федерального бюджета  на  2002  год  практически  не  изменяется  по

сравнению с 2001 годом и прогнозируется  в  размере  93,4%.  Соответственно,

неналоговые  доходы  в  составе  доходных  источников   занимают   невысокий

удельный вес — 5,6%

    Таким образом,  создавая  определенный  финансовый  запас,  государство

создает тем самым благоприятные  условия для развития  собственной  экономики

и направляет эти финансовые потоки в виде дотаций, субъектам  нуждающимся в

финансовой поддержке.

    Благоприятная экономическая  обстановка в России  позволяет   государству

поднять уровень жизнь своего  населения.  Примером  того  служит  постоянное

увеличение  заработной  платы   работникам   бюджетной   сферы,   постоянное

увеличение размеров пенсии, дотационных  выплат.

    Подводя  итог,  можно   сказать,  что  налоги  играют  главную  роль   в

формировании бюджета.

 

                          Используемая литература:

 

1. И.А. Погосов Финансы, денежное обращение и кредит, - М.: ООО «Проспекть-

   Н»

2. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: учебник для вузов.  Под   ред.  проф.

   Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

3.  Бюджетная  система  Российской  Федерации:  Учебник.  /  Под   ред.  М.В.

   Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999

4.  Пономаренко  Е.  О  бюджетно-налоговой  политике  на  2002  год  (анализ

   концепции) // Экономист, 2001. №11

5. Налоги: федеральные и местные  // Финансовая газета. 2001. № 12

6. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. Официальный текст.  -   2-е  изд.,

   доп. – М.: Издательство  НОРМА, 2000

7. Федеральный закон от 27.12.2000 №147-ФЗ  «О федеральном  бюджете   на  2001

   год» // Российская газета, 28 декабря 2000

8. Федеральный закон от 30  декабря  2001  года  N  194-ФЗ   «О  федеральном

   бюджете на 2002 год»

9.   Выписки   из   Заключения   Экспертно-консультативного   Совета     при

   Председателе Счетной Палаты Российской Федерации «о  Федеральном бюджете

   на 2002г.»

10.  Бюджетное  Послание  Президента   Российской   Федерации   Федеральному

   Собранию Российской Федерации  «О бюджетной политике на 2002 год»

 

                                    * * *


Информация о работе Роль налога на прибыль в формировании бюджета