Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть экономическую сущность налогов, привести классификацию налогов, охарактеризовать виды, функции налогов, систему налогообложения, ее элементов.
В связи с этим нужно решить такие задачи:
- дать определение налогам, раскрыть их сущность;
- перечислить функции налогов и охарактеризовать эти функции;
- охарактеризовать виды налогов;
- рассмотреть кривую Лаффера
Объект исследования: налоговая система в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… с. 4-5
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ ………………………….... с. 6-22
1.1.СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ…………………………. с.6-10
1.2.ФУНКЦИИ И ВИДЫ НАЛОГОВ………………………………... с.11-18
1.3.ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ, КРИВАЯ ЛАФФЕРА………………… с.19-22
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…с. 23-34
2.1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….с.23-32
2.2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ…………………………..с. 33-34
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………… с. 35-54
3.1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………с. 35-39
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .с.40-54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. с.55-56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………с.57-59

Файлы: 1 файл

НАСТИН КУРАСЧ Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.57 Кб (Скачать)

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

           ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… с. 4-5

          1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВ ………………………….... с. 6-22

1.1.СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ…………………………. с.6-10

1.2.ФУНКЦИИ  И ВИДЫ НАЛОГОВ………………………………... с.11-18

1.3.ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ, КРИВАЯ ЛАФФЕРА………………… с.19-22

2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…с. 23-34

2.1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУЛИКИ  БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….с.23-32

2.2.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ…………………………..с. 33-34

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ………………………………………… с. 35-54

3.1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………с. 35-39

3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ .с.40-54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. с.55-56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………с.57-59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система каждого  государства отражает его специфические  условия. В мире нет государств с  одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая  политика ведутся спонтанно, как  кому хочется.

В настоящее время налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую  деятельность и позволяющей проводить  эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики Беларуси.

Цель курсовой работы - раскрыть экономическую сущность налогов, привести классификацию налогов, охарактеризовать виды, функции налогов, систему налогообложения, ее элементов.

В связи с этим нужно  решить такие задачи:

- дать определение налогам,  раскрыть их сущность;

- перечислить функции  налогов и охарактеризовать эти  функции;

- охарактеризовать виды  налогов;

- рассмотреть кривую Лаффера

Объект исследования: налоговая система в Республике Беларусь.

Предмет исследования: налоги и их совершенствование.

Цель работы: раскрыть сущность налогов, охарактеризовать виды, формы и функции налогов, рассмотреть кривую Лаффера.

Методы исследования:  сравнительного анализ, экспертных оценок, анализ литературы и интернет источников по данной теме.

Исследования  и разработки: в данной курсовой работе показаны механизмы действия налогов, сущность и понятие налогов, рассматриваются основные формы и виды.

В первом разделе курсовой работе речь идет о понятии, сущности налогов, приведена классификация налогов, охарактеризованы прямые и косвенные налоги, а также другие обязательные налоги и сборы, основные функции и виды, а так же рассмотрели кривую Лаффера. 

Во втором разделе мы провели  анализ налоговой системы в Республике Беларусь.

В третьем разделе рассмотрели  основные направления налоговой  системы в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные понятия  налогов

1.1.СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ

Исторически возникновение  налогов относится к периоду  разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных  доходов. В условиях частной собственности  и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов  в государственные бюджеты. Как  часть распределительных отношений  общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических  формаций, изменения функций и  роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные  сборы и повинности населения. С  расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной  казны [5, с.23].

В широком смысле под налогом  понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое  количество различного рода определений  налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог - платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства  по отношению к лицу, вносящему  эти платежи. Таким образом, к  налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает  в связи с заключением плательщиками  с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты[8].

Часто отмечается, что налоги - денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных  условиях большинство налоговых  выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история  содержит многочисленные примеры осуществления  налоговых выплат в натуральной  форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы  в определенных случаях допускают  уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов  наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных  налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.

Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как  правило, налоги взимаются с целью  обеспечения платежеспособности различных  уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут  подлежать зачислению не только в  государственные (федеральные и  региональные) бюджеты или бюджеты  органов местного самоуправления, они  могут выступать средством образования  различного рода фондов. Налог не перестает  быть налогом только на основании  того, что законодатель устанавливает  необходимость зачисления выплачиваемых  сумм помимо бюджетных счетов на счета  каких-либо организаций [1, с.56].

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения  новой стоимости - национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства и специфической  формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов.

Налоговые доходы государства  формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся  в процессе изъятия части стоимости  национального дохода в пользу общегосударственных  потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих  субъектов (физических и юридических  лиц) по поводу формирования государственных  финансов. Налоговые отношения как  часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении [13, с.18].

Налоги - это платежи, которые  в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические  и физические лица - предприятия, организации, граждане.

Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто  их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны  и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство  воздействует на многие, в том числе  экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И  хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Налоги являются важнейшим  звеном финансовых отношений в обществе и как форма финансовых отношений  возникают одновременно с возникновением государства. С развитием товарно-денежных отношений налогообложение совершается  в основном в денежной форме. Налоги представляют собой обязательные платежи  юридических и физических лиц  в бюджет. Их экономический смысл - это финансовые отношения между  государством и плательщиками налогов  с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных средств, необходимых для выполнения государством своих функций [15, 19].

В финансовой терминологии употребляется пять терминов, которые  отображают платежи государству - плата, отчисления, взносы, налоги, сборы. Причем в отдельных случаях плата  и отчисления выступают как тождественные  налогам понятия.

Плата (отвечает на вопрос «за  что?») предусматривает определенную эквивалентность отношений плательщика  с государством. Например, это плата  за воду, за заготовку древесины  и т.д. Размер платы зависит от количества используемых ресурсов.

Отчисления и взносы (отвечают на вопрос «на что?») - предусматривают  целевое назначение платежей. Оно  может быть только частичным (отчисления), т.е. установленным согласно экономическому содержанию платежей, или полным (взносы), когда расход средств в полном объеме производится только по целевому назначению. Например, частичное целевое назначение имеют взносы на геолого-разведывательные работы: поскольку они вносятся в государственный бюджет, то в общей сумме доходов это целевое предназначение теряется. При этом размеры финансирования из бюджета геолого-разведывательных работ могут быть как больше, так и меньше поступлений от этих отчислений. Примером полного целевого предназначения могут служить отчисления и взносы в различные внебюджетные целевые фонды - взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др. Использовать эти взносы не по предназначению не разрешается, а изменить их целевое предназначение можно только на законодательной основе.

Налоги (отвечают на вопрос «для чего?») - устанавливаются для  содержания государственных структур и для финансового обеспечения  выполнения ими функций государства - управленческой, оборонной, социальной и экономической. Они не имеют  ни элементов конкретного обмена, ни конкретного целевого предназначения. Однако, если их рассматривать совокупно, то приметы платы и отчислений видно довольно четко [20].

В Законе «О системе налогообложения» дано понятие налога и сбора (обязательного  платежа): под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты  и государственные целевые фонды  следует понимать обязательный взнос  в бюджет соответствующего уровня или  государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, которые определяются законами Украины о налогообложении. [7, 13]

 

 

 

 

 

 

 

1.2.ФУНКЦИИ И ВИДЫ НАЛОГОВ

Функции налогов

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная  функция);

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция);

3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

Фискальная функция: т.е. изъятие части доходов предприятий  и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той  части непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения  должного уровня развития - фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. [18, с.28].

Информация о работе Основные направления налоговой системы в Республике Беларусь