Налоговое планирование, обязательность налоговых платежей: их финансовые последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является исследование налогового планирования – как инструмента оптимизации налоговых платежей организации.
Для достижения цели, в курсовой работе рассматриваются такие задачи как: сущность налогового планирования; обязательность налоговых платежей и их финансовых последствий.

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------------------------- 3
1 Сущность налогового планирования ------------------------------------- 6
1.1 Понятие, цели и задачи налогового планирования --------------- 6
1.2 Принципы,этапы и методы налогового планирования----------- 10
1.4 Налоговое планирование в условиях кризиса---------------------- 16
2 Обязательность налоговых платежей------------------------------------- 21
3 Анализ финансовых последствий-----------------------------------------
4.Анализ эффективности налогового планирования на примере ООО «АЗАЗЕЛЬ»------------------------------------------------------------------------
29
36
Заключение ---------------------------------------------------------------------- 44
Список использованных источников --------------------------------------- 46
Приложение А Этапы и методы налогового планирования------------ 49
Приложение Б Финансовые последствия---------------------------------- 53

Файлы: 1 файл

Итоговая курсовая.doc

— 299.50 Кб (Скачать)
gn="justify">    Данные  таблицы 3 позволяют оценить влияние  общей величины доходов предприятия  и суммы налоговых платежей на уровень совокупной налоговой нагрузки. Так, учитывая, что темп роста доходов составил 108,3 %, а темп роста налоговых платежей – 113,5 %, можно сделать вывод о том, что причиной уменьшения налоговой нагрузки стал менее быстрый рост общих доходов предприятия в сравнении с резким ростом размера налоговых платежей.

    В таблице 9 конкретизируем показатели налоговой  нагрузки и проведем их анализ.

Таблица 9 — Характеристика налоговой нагрузки

Показатели 2007г. 2008г. Изменения
1. Показатели  общей налоговой нагрузки      
Н.Н. на доходы, % 25,5 26,2 0,7
Н.Н. на финансовые ресурсы,% 6,5 6 -0,5
Н.Н. на 1 рвботника, тыс.руб. 23,2 23,9 0,7
Н.Н. На чистую прибыль, тыс.руб. 4,2 3,5 -0,7
2. Частые  показатели налоговой нагрузки  по источникам покрытия, % по отношению  к:      
Реализации 26,2 27,8 1,6
Расходам 28,5 31 2,5
 

    Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что практически  все показатели налоговой нагрузки имели тенденцию к росту, за исключением  налоговой нагрузки на чистую прибыль(снижение на 0,7 тыс.руб.) и налоговой нагрузки на финансовый ресурсы (снижение на 0,5 %), а это достаточно важные и существенные показатели. Интерпретируя их, можно отметить, что рост налоговой нагрузки был менее значительным, чем рост чистой прибыли и финансовых ресурсов предприятия.

    Что касается сравнительного анализа динамики показателей, то можно сделать вывод о том, что наиболее значительно возросла налоговая нагрузка на по отношению к реализации  – рост на 2,5 %. 

    4. Анализ эффективности учетной  и налоговой политики 

    Далее перейдем к изучению влияния учетной  и налоговой политики предприятия на размер налоговых платежей.

    Определение и грамотное применение элементов  учетной и налоговой политики является одним из условий эффективного налогового производства.

    В ООО «АЗАЗЕЛЬ» учетной политикой  установлен наиболее распространенный на сегодняшний день среди предприятий метод определения выручки от реализации в целях налогообложения – кассовый метод  (по мере поступления выручки на счета денежных средств).

    Приведем  пример расчета влияния выбранного метода на сумму НДС:

    Н = (РП – РПа) * Нс                                                        (1)

    где РП  – выручка от реализации без  НДС (кассовый метод);

          РПа – выручка от реализации  без НДС (метод по отгрузке);

          Нс – ставка НДС (20 %).

    Н = (7482– 7100) * 20 % = 76,4 тыс.руб (по данным 2008 г.).

    Отсюда  можно сделать вывод о том, что применяемый метод увеличивает  объем уплачиваемого НДС на 76,4 тыс.руб. в год (при расчете на месяц получаем 6,4  тыс.руб.), но тем  не менее мы не считаем целесообразным рекомендовать предприятию переходить на «метод по отгрузке», так как он менее «надежен», чем кассовый.

    В качестве одной из мер по уменьшению влияния принятой учетной политики на сумму уплачиваемых налогов, можно  порекомендовать ООО «АЗАЗЕЛЬ»  заключать договора с оговоренным сроком оплаты отгруженной продукции (желательно день отгрузки). Данная мера позволит также увеличить объем оборотных активов и увеличить их ликвидность.

    5. Расчет и анализ структуры  налогов

    Далее перейдем к рассмотрению структуры  налоговых платежей, уплачиваемых предприятием.

    Для оценки структуры налоговых платежей рассмотрим таблицу 10.

Таблица 10 — Расчёт структуры налоговых  платежей за 2007-2008гг

Показатели 2007г. 2008г. Изменения
тыс.руб % тыс. руб. % тыс.руб. %
Всего,  в том числе: 1833 100 2080 100 247 100
Налог на прибыль 138 7,5 203 9,8 65 131
НДС 769,9 42 813,3 39,1 43,4 93
Налог на доходы физ.лиц 289,6 15.08.10 345,3 16,6 55,7 105
ЕСН 397,8 21,7 465,9 22,4 68,2 103
Налог на имущество 110 6 129 6,2 19 103
Транспортный  налог 128,3 7 122,7 5,9 -5,6 84
 

    Анализируя данные, представленные в таблице 5, можно  сделать вывод о том, что на протяжении последних двух лет в  ООО «АЗАЗЕЛЬ» наибольший удельный вес в структуре налоговых  платежей приходился на НДС (более 39,1 % в 2008 г.).

    Отметим, что сложившаяся в ООО «АЗАЗЕЛЬ» структура налоговых платежей является типичной для российских предприятий, высокий удельный вес налога на добавленную стоимость – не редкость.

    Следует обратить внимание, что достаточно большой удельный вес в структуре  налоговых платежей занимает налог на доходы физических лиц – более 16,6 % в 2008 г. и единого социального налога – более 22 % в отчетном периоде (отметим, что предприятие выступает налоговым агентом при перечислении данных видов налогов) . Процент данных налогов достаточно велик ввиду достаточно высокой численности персонала предприятия (87 чел.).

    Анализируя  изменение структуры налоговых  платежей в динамике за последние  три года, можно отметить увеличение удельного веса налога на прибыль  с 7,5 до 9,8  %%, налога на имущество – с 6 до 6,2 %%, налога на доходы физических лиц – с 15,8 до 16,6 %% и уменьшение удельного веса НДС с 42 до 39,1 %, транспортного налога – с 7 до 5,9 %.

   Если  анализировать структуру налоговых  платежей в целом, то можно отметить, что она не претерпела значительных изменений.

    6. Анализ налогового производства

    Для того, чтобы изучить, насколько эффективна в анализируемом предприятии  система налогового производства, рассмотрим данные, представленные в таблице 6 по налогу на добавленную стоимость.

    Отметим, что задолженностей по уплате прочих видов налогов предприятие не имеет.

    Анализируя  данные, представленные в таблице 6, можно сделать вывод о том, что удельный вес недоимок в сумме  налоговых платежей по НДС довольно значителен и колеблется в пределах 9– 13,8 %  за анализируемый период. Отметим, что в динамике удельный вес недоимки снизился на 4,8 %, что весьма существенно.

    Что касается изменений сумм задолженности  за период 2007-2008 гг., можно сделать  вывод об их снижении  со 106 тыс.руб. до 76 тыс.руб.

    Рассомтрим  динамику перечислений и задолжностей по НДС в таблице11.

Таблица 11 — динамика перечислений и задолженностей по НДС за отчётный и предыдущий годы

Отчётный  период Перечисленные в бюджет Задолжности по налогам Удельный  вес недоимки общей суммы поступлений,%
предедущий отчётный предыдущий отчётный предыдущий отчётный
На 01.01 160 170 25   15,6  
На 01.04 210 165   21   13
На 01.07 155 158 61   39,4  
На 01.10 197 161   55   34
На 31.12 47,9 159,3        
Всего за год 769,9 813,13 106 76 13,8 9
 

    В качестве основных мероприятий по своевременной уплате налогов в бюджет, можно порекомендовать предприятию:

    - внимательно  изучить сроки уплаты НДС в  бюджет и составить график  уплаты;

    -  иметь резерв денежных средств  для уплаты налогов;

    - приобрести  справочно-информационную систему типа «Гарант»,        «Консультант- Плюс», чтобы быть в курсе последних изменений и  нововведений налогового законодательства. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение 

    В результате многолетних дискуссий  о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации российского налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание, что, неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.

    Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

    Кодификация российского налогового законодательства предполагала обеспечение полноты  правового регулирования налоговых  правоотношений, компактность и наибольшую согласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговых правоотношений, усиление защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур и системы ответственности, создание условий для эффективного налогового администрирования.

      Безусловно, Налоговый кодекс оказал системное воздействие на все налоговое право, структурировал соответствующие нормы законодательства и предопределил на многие годы пути его дальнейшего развития.

      Однако  принятие Налогового кодекса отнюдь не означает завершенность развития налогового права в целом и его отдельного института ответственности за налоговые правонарушения. По целому ряду вопросов Кодекс лишь приступил к регулированию тех или иных общественных отношений. Нуждается в дальнейшем развитии и институт ответственности за налоговые правонарушения, особенно с учетом того, что те вопросы, на которые Налоговый кодекс не дал окончательных ответов, со вступлением в силу Кодекса об административных правонарушениях обозначились еще острее, в том числе о правовой природе ответственности за налоговые правонарушения и о месте ответственности должностных лиц юридических лиц за допущенные правонарушения в сфере налоговых правоотношений.

      Неопределенность  и противоречивость норм, расплывчатость и декларативность формулировок, лексико-терминологическая неоднозначность, содержащиеся в ряде положений части первой Налогового кодекса, в том числе в процессуальных нормах, а также в Федеральном законе «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», создают условия для произвольного манипулирования такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицами конституционной публично-правовой обязанности по уплате каждым законно установленных налогов и сборов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоговое планирование, обязательность налоговых платежей: их финансовые последствия