Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:10, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является исследование налогового планирования – как инструмента оптимизации налоговых платежей организации.
Для достижения цели, в курсовой работе рассматриваются такие задачи как: сущность налогового планирования; обязательность налоговых платежей и их финансовых последствий.
Введение ------------------------------------------------------------------------- 3
1 Сущность налогового планирования ------------------------------------- 6
1.1 Понятие, цели и задачи налогового планирования --------------- 6
1.2 Принципы,этапы и методы налогового планирования----------- 10
1.4 Налоговое планирование в условиях кризиса---------------------- 16
2 Обязательность налоговых платежей------------------------------------- 21
3 Анализ финансовых последствий-----------------------------------------
4.Анализ эффективности налогового планирования на примере ООО «АЗАЗЕЛЬ»------------------------------------------------------------------------
29
36
Заключение ---------------------------------------------------------------------- 44
Список использованных источников --------------------------------------- 46
Приложение А Этапы и методы налогового планирования------------ 49
Приложение Б Финансовые последствия---------------------------------- 53
В таблице 9 конкретизируем показатели налоговой нагрузки и проведем их анализ.
Таблица 9 — Характеристика налоговой нагрузки
Показатели | 2007г. | 2008г. | Изменения |
1. Показатели общей налоговой нагрузки | |||
Н.Н. на доходы, % | 25,5 | 26,2 | 0,7 |
Н.Н. на финансовые ресурсы,% | 6,5 | 6 | -0,5 |
Н.Н. на 1 рвботника, тыс.руб. | 23,2 | 23,9 | 0,7 |
Н.Н. На чистую прибыль, тыс.руб. | 4,2 | 3,5 | -0,7 |
2. Частые показатели налоговой нагрузки по источникам покрытия, % по отношению к: | |||
Реализации | 26,2 | 27,8 | 1,6 |
Расходам | 28,5 | 31 | 2,5 |
Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что практически все показатели налоговой нагрузки имели тенденцию к росту, за исключением налоговой нагрузки на чистую прибыль(снижение на 0,7 тыс.руб.) и налоговой нагрузки на финансовый ресурсы (снижение на 0,5 %), а это достаточно важные и существенные показатели. Интерпретируя их, можно отметить, что рост налоговой нагрузки был менее значительным, чем рост чистой прибыли и финансовых ресурсов предприятия.
Что
касается сравнительного анализа динамики
показателей, то можно сделать вывод о
том, что наиболее значительно возросла
налоговая нагрузка на по отношению к
реализации – рост на 2,5 %.
4. Анализ эффективности учетной и налоговой политики
Далее перейдем к изучению влияния учетной и налоговой политики предприятия на размер налоговых платежей.
Определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики является одним из условий эффективного налогового производства.
В
ООО «АЗАЗЕЛЬ» учетной
Приведем пример расчета влияния выбранного метода на сумму НДС:
Н
= (РП – РПа) * Нс
где РП – выручка от реализации без НДС (кассовый метод);
РПа – выручка от реализации без НДС (метод по отгрузке);
Нс – ставка НДС (20 %).
Н = (7482– 7100) * 20 % = 76,4 тыс.руб (по данным 2008 г.).
Отсюда
можно сделать вывод о том,
что применяемый метод
В качестве одной из мер по уменьшению влияния принятой учетной политики на сумму уплачиваемых налогов, можно порекомендовать ООО «АЗАЗЕЛЬ» заключать договора с оговоренным сроком оплаты отгруженной продукции (желательно день отгрузки). Данная мера позволит также увеличить объем оборотных активов и увеличить их ликвидность.
5. Расчет и анализ структуры налогов
Далее перейдем к рассмотрению структуры налоговых платежей, уплачиваемых предприятием.
Для оценки структуры налоговых платежей рассмотрим таблицу 10.
Таблица 10 — Расчёт структуры налоговых платежей за 2007-2008гг
Показатели | 2007г. | 2008г. | Изменения | |||
тыс.руб | % | тыс. руб. | % | тыс.руб. | % | |
Всего, в том числе: | 1833 | 100 | 2080 | 100 | 247 | 100 |
Налог на прибыль | 138 | 7,5 | 203 | 9,8 | 65 | 131 |
НДС | 769,9 | 42 | 813,3 | 39,1 | 43,4 | 93 |
Налог на доходы физ.лиц | 289,6 | 15.08.10 | 345,3 | 16,6 | 55,7 | 105 |
ЕСН | 397,8 | 21,7 | 465,9 | 22,4 | 68,2 | 103 |
Налог на имущество | 110 | 6 | 129 | 6,2 | 19 | 103 |
Транспортный налог | 128,3 | 7 | 122,7 | 5,9 | -5,6 | 84 |
Анализируя данные, представленные в таблице 5, можно сделать вывод о том, что на протяжении последних двух лет в ООО «АЗАЗЕЛЬ» наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей приходился на НДС (более 39,1 % в 2008 г.).
Отметим, что сложившаяся в ООО «АЗАЗЕЛЬ» структура налоговых платежей является типичной для российских предприятий, высокий удельный вес налога на добавленную стоимость – не редкость.
Следует обратить внимание, что достаточно большой удельный вес в структуре налоговых платежей занимает налог на доходы физических лиц – более 16,6 % в 2008 г. и единого социального налога – более 22 % в отчетном периоде (отметим, что предприятие выступает налоговым агентом при перечислении данных видов налогов) . Процент данных налогов достаточно велик ввиду достаточно высокой численности персонала предприятия (87 чел.).
Анализируя изменение структуры налоговых платежей в динамике за последние три года, можно отметить увеличение удельного веса налога на прибыль с 7,5 до 9,8 %%, налога на имущество – с 6 до 6,2 %%, налога на доходы физических лиц – с 15,8 до 16,6 %% и уменьшение удельного веса НДС с 42 до 39,1 %, транспортного налога – с 7 до 5,9 %.
Если
анализировать структуру
6. Анализ налогового производства
Для того, чтобы изучить, насколько эффективна в анализируемом предприятии система налогового производства, рассмотрим данные, представленные в таблице 6 по налогу на добавленную стоимость.
Отметим, что задолженностей по уплате прочих видов налогов предприятие не имеет.
Анализируя данные, представленные в таблице 6, можно сделать вывод о том, что удельный вес недоимок в сумме налоговых платежей по НДС довольно значителен и колеблется в пределах 9– 13,8 % за анализируемый период. Отметим, что в динамике удельный вес недоимки снизился на 4,8 %, что весьма существенно.
Что касается изменений сумм задолженности за период 2007-2008 гг., можно сделать вывод об их снижении со 106 тыс.руб. до 76 тыс.руб.
Рассомтрим динамику перечислений и задолжностей по НДС в таблице11.
Таблица 11 — динамика перечислений и задолженностей по НДС за отчётный и предыдущий годы
Отчётный период | Перечисленные в бюджет | Задолжности по налогам | Удельный вес недоимки общей суммы поступлений,% | |||
предедущий | отчётный | предыдущий | отчётный | предыдущий | отчётный | |
На 01.01 | 160 | 170 | 25 | 15,6 | ||
На 01.04 | 210 | 165 | 21 | 13 | ||
На 01.07 | 155 | 158 | 61 | 39,4 | ||
На 01.10 | 197 | 161 | 55 | 34 | ||
На 31.12 | 47,9 | 159,3 | ||||
Всего за год | 769,9 | 813,13 | 106 | 76 | 13,8 | 9 |
В качестве основных мероприятий по своевременной уплате налогов в бюджет, можно порекомендовать предприятию:
- внимательно изучить сроки уплаты НДС в бюджет и составить график уплаты;
- иметь резерв денежных средств для уплаты налогов;
- приобрести
справочно-информационную систему типа
«Гарант», «Консультант-
Плюс», чтобы быть в курсе последних изменений
и нововведений налогового законодательства.
Заключение
В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации российского налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание, что, неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.
Комплексные
преобразования, направленные на упорядочение
и рационализацию налоговой системы,
являются в настоящее время
Кодификация
российского налогового законодательства
предполагала обеспечение полноты
правового регулирования
Безусловно, Налоговый кодекс оказал системное воздействие на все налоговое право, структурировал соответствующие нормы законодательства и предопределил на многие годы пути его дальнейшего развития.
Однако принятие Налогового кодекса отнюдь не означает завершенность развития налогового права в целом и его отдельного института ответственности за налоговые правонарушения. По целому ряду вопросов Кодекс лишь приступил к регулированию тех или иных общественных отношений. Нуждается в дальнейшем развитии и институт ответственности за налоговые правонарушения, особенно с учетом того, что те вопросы, на которые Налоговый кодекс не дал окончательных ответов, со вступлением в силу Кодекса об административных правонарушениях обозначились еще острее, в том числе о правовой природе ответственности за налоговые правонарушения и о месте ответственности должностных лиц юридических лиц за допущенные правонарушения в сфере налоговых правоотношений.
Неопределенность
и противоречивость норм, расплывчатость
и декларативность