Налоговое планирование, обязательность налоговых платежей: их финансовые последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является исследование налогового планирования – как инструмента оптимизации налоговых платежей организации.
Для достижения цели, в курсовой работе рассматриваются такие задачи как: сущность налогового планирования; обязательность налоговых платежей и их финансовых последствий.

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------------------------- 3
1 Сущность налогового планирования ------------------------------------- 6
1.1 Понятие, цели и задачи налогового планирования --------------- 6
1.2 Принципы,этапы и методы налогового планирования----------- 10
1.4 Налоговое планирование в условиях кризиса---------------------- 16
2 Обязательность налоговых платежей------------------------------------- 21
3 Анализ финансовых последствий-----------------------------------------
4.Анализ эффективности налогового планирования на примере ООО «АЗАЗЕЛЬ»------------------------------------------------------------------------
29
36
Заключение ---------------------------------------------------------------------- 44
Список использованных источников --------------------------------------- 46
Приложение А Этапы и методы налогового планирования------------ 49
Приложение Б Финансовые последствия---------------------------------- 53

Файлы: 1 файл

Итоговая курсовая.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

    Принятие  нового КоАП РФ положило конец данной практике по той причине, что во всех составах административных правонарушений в области налогов и сборов (ст. ст. 15.3 - 15.11 КоАП РФ) предусмотрен специальный субъект - должностные лица организаций.

    Вместе  с тем необходимо обратить внимание на то, что налоговая ответственность  является по своей природе ответственностью преимущественно карательной, штрафной, на что указывает характер налоговых санкций (ст. 114 НК РФ) и практика их применения. Так, налоговой санкцией, как правило, является штраф. В большинстве случаев его размер зависит от степени общественной опасности налогового правонарушения, за которое он установлен, и никаким образом не связан с причиненным таким правонарушением вредом. Целью налоговой санкции является предупредить совершение налогового правонарушения в будущем, кроме того, она преследует фискальную цель, являясь одним из налоговых доходов бюджетов. Учитывая также то обстоятельство, что само налоговое правонарушение - это нарушение в области государственного управления, поскольку препятствует деятельности налоговых органов по организации взимания налогов и сборов, необходимо признать, что налоговая ответственность является либо разновидностью ответственности административной, либо является самостоятельным видом карательной (штрафной) ответственности, и поэтому рассматриваемые виды юридической ответственности не могут применяться одновременно за одно и то же правонарушение в отношении одного и того же лица.

    Таким  образом, КоАП РФ предполагает за административные правонарушения в области налогов  и сборов наложение только одной  разновидности административного наказания - штрафа, во взыскании которого выражается карательная сущность административной ответственности в целом.

    Налоговым правонарушением признается не всякое деяние, выражающее волю лица, его совершающего, достичь общественно вредного результата в сфере налогообложения, а только противоправное деяние, т.е. такое, которое нарушает нормы, закрепленные актами законодательства о налогах и сборах. Рассматривая противоправность деяний, признаваемых налоговыми правонарушениями, необходимо остановиться на двух моментах:

    - что следует понимать под законодательством  о налогах и сборах и его  актами, поскольку именно нарушение  норм, закрепленных такими актами, является одним из сущностных (концептуальных) признаков налогового  правонарушения, позволяющих отграничить его от иных видов правонарушений;

    - в каких формах реализуется  противоправность налоговых правонарушений.

    В статье 108 НК РФ закрепляются общие  принципы привлечения физических лиц  и организаций к ответственности  за нарушения законодательства о налогах и сборах [15, с. 4].

    Согласно  п. 1 статьи  108 НК РФ никто не может  быть привлечен к ответственности  за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены комментируемым Кодексом. Основания привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрены в гл. 15 и гл. 18 комментируемого Кодекса. Так, в соответствии с гл. 16  Налогового Кодекса применение налоговых санкций влечет совершение следующих налоговых правонарушений,указанные в таблице 2 (см. приложение Б).

    Глава 18 Налогового Кодекса посвящена  ответственности кредитных организаций  за нарушение законодательства о  налогах и сборах. Кредитные организации  несут ответственность за следующие  противоправные деяния,перчисленные в тпблице 3 (см. приложение Б).

    Порядок привлечения к ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах определен в  статьях 104 и 105 НК РФ. Указанные статьи носят бланкетный характер, поскольку  содержат в себе отсылку к гражданскому процессуальному и арбитражному процессуальному законодательству.

    Правовая  норма, закрепленная в п. 2 статьи 108 НК РФ, исключает возможность повторного привлечения лица к ответственности  за совершение одного и того же налогового правонарушения. Например, ст. 120 НК РФ устанавливает ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, а ст. 122 НК РФ - за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода. Санкции за эти правонарушения разные. Некоторые налоговые органы, если грубое нарушение организации учета доходов и расходов повлекло неуплату или неполную уплату налога, применяют одновременно налоговые санкции, предусмотренные ст. ст. 120 и 122 НК РФ. Однако это неправомерно. В данном случае нет двух самостоятельных правонарушений, а есть действие (нарушение правил учета) и его следствие (занижение налогооблагаемой базы и как результат неуплата налога). В этой ситуации может налагаться только одно взыскание.[ 16, с. 24] 
 
 
 
 
 

    4 Анализ эффективности  налогового планирования  на примере ООО  «АЗАЗЕЛЬ»

    Рассмотрим  следующие зтапы  налогового планирования:

    1.Анализ налоговой базы по налогам, уплачиваемым предприятием

    На  первом этапе выполнения аналитической  части работы рассмотрим коэффициенты прироста имущества, выручки и от реализации и прибыли предприятия  за период 2007-2008 гг., являющихся налогооблагаемой базой для основных налогов предприятия: налога на имущество, НДС и налога на прибыль.Данные отразим в таблице 6.

Таблица 6 — Коэфицент прироста имущества, выручки от реализации и прибыли  предприятия

Показатели Предыдущий  год Отчётный год Коэффицент  прироста показателя
1. Среднегодовая  стоимость имущества, тыс. руб. 19489 20015 1,03
2. Выручка  от реалзации продукции, тыс.  руб. 6991 7482 1,07
3. Прибыль  до налогооблажения, тыс. руб. 576 847 1,47
 

    Проводя анализ полученных данных, можно отметить, что среднегодовая стоимость имущества за анализируемый период возросла и составила 20015 тыс.руб., коэффициент прироста составил 1,03, что можно интерпретировать как рост на 3 %.

    Выручка от реализации продукции также имела  тенденцию к росту  и составила  в 2004 г. 7 % от аналогичного показателя в 2007 г.

    Прибыль, полученная предприятием в 2008 г., возросла в абсолютном выражении на 271 тыс.руб., что составляет 47 % от аналогичного показателя в предыдущем году, то есть можно высказать мнение о значительном росте налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

    2. Анализ налогового поля ООО  «АЗАЗЕЛЬ»

    Для того, чтобы проанализировать налоговое  поле предприятия, составим таблицу 7 в  которой отразим такие данные по налогам как:

    - нормативная база;

    - ставка;

    - сроки уплаты.

    Отметим, что составляемое нами налоговое поле включает налоги, уплачиваемые предприятием ООО «АЗАЗЕЛЬ» в 2008 г,приведенных в таблице 7.

Таблица 7 — Налоговое поле ООО «АЗАЗЕЛЬ»

Наименование  налога Налоговая база Ставка Срок уплаты
Налог на прибыль 25 глава НК 24,00% Каждый месяц 28-го числа
Налог на имущество Налогооблогаемое  имущество педприятия 2,00% 25-го числа  месяца,следуещего за отчётным  квартолом
НДС 21 глава НК 20,00% Каждый месяц 20-го числа
Налог гна доходы физических лиц Доходы физических лиц в соответствии с НК 13,00% Каждый месяц  не позднее 20-го числа
ЕСН 24 гл НК 35,60% Каждый месяц  не позднее 20-го числа
Транспортный  налог 28 гл НК 30руб. в расчёте  на  ед.  л.с Ежегодно
 

    Отметим, что налоговое  поле предприятия не является постоянным. Ввиду постоянных изменений  в части налогового законодательства могут происходить значительные изменения в части исчисления и уплаты налога.

    Так, например, на следующий налоговый  периоде намечаются изменения следующего плана:

    - понижение ставки налога на  добавленную стоимость с 20 до 18 %;

    - повышение ставки налога на  имущество предприятий с 2 до 2,2 %.

    3. Анализ налоговой нагрузки на  предприятие 

    Одним из показателем эффективной работы предприятия, и в том числе  оптимизации налогов, является размер налоговой нагрузки на предприятие.

    Для определения уровня совокупной налоговой  нагрузки нам необходимо рассчитать отношение суммы всех налогов, уплаченных предприятием, к общей сумме доходов, полученной предприятием.

Данные  отразим в таблице 8.

    При анализе данной таблицы следует учесть, что как правило, размер налоговой нагрузки на российские предприятия и организации( за исключением мелкого предпринимательства) значительно выше оптимального значения и составляет 35-40 %, в  то время как оптимальный размер – не более 25 %. Поэтому важность расчета и анализа данного показателя для ООО «АЗАЗЕЛЬне вызывает сомнений.

    Отметим, что такой показатель как общая  величина доходов предприятия мы определяли как сумму выручки  от реализации с учетом НДС и прочих налогов, а также прочих доходов, учтенных на бухгалтерском  счете «Прибыли и убытки».

Таблица 8 — Уровень налоговой нагрузки предприятия

Показатели Предыдущий  год Отчётный год Отклонения

(+;-)

Отчётный год  к предыдущему,%
Общая велечина доходов предприятия 7331 7940 609 108,3
Налоговые платежи, всего 1833 2080 247 113,5
Уровень совокупной налоговой нагрузки предприятия 25,5 26,2 0,7 102,7
 

    Анализируя представленные в таблице 8 данные, следует отметить что за анализируемый период уровень  налоговой нагрузки на наше предприятие  имел тенденцию к росту и составил в 2008 г. 26,2  %, что на 0,7 % больше аналогичного показателя в 2007 г.

    Отметим также, что исчисленный показатель налоговой нагрузки  превышает  предельный уровень (25 %), то есть с можно  сделать вывод, что предприятие  нуждается в мерах по налоговой оптимизации и необходимые регулярные, своевременные мероприятия в части налогового планирования.

Информация о работе Налоговое планирование, обязательность налоговых платежей: их финансовые последствия