Налоговое планирование, обязательность налоговых платежей: их финансовые последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является исследование налогового планирования – как инструмента оптимизации налоговых платежей организации.
Для достижения цели, в курсовой работе рассматриваются такие задачи как: сущность налогового планирования; обязательность налоговых платежей и их финансовых последствий.

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------------------------- 3
1 Сущность налогового планирования ------------------------------------- 6
1.1 Понятие, цели и задачи налогового планирования --------------- 6
1.2 Принципы,этапы и методы налогового планирования----------- 10
1.4 Налоговое планирование в условиях кризиса---------------------- 16
2 Обязательность налоговых платежей------------------------------------- 21
3 Анализ финансовых последствий-----------------------------------------
4.Анализ эффективности налогового планирования на примере ООО «АЗАЗЕЛЬ»------------------------------------------------------------------------
29
36
Заключение ---------------------------------------------------------------------- 44
Список использованных источников --------------------------------------- 46
Приложение А Этапы и методы налогового планирования------------ 49
Приложение Б Финансовые последствия---------------------------------- 53

Файлы: 1 файл

Итоговая курсовая.doc

— 299.50 Кб (Скачать)
ign="center">Рисунок 3 – Общая схема налогового планирования

     С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях, где С – различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия, налоговое поле - спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, их конкретные ставки и льготы. Параметры налогового поля устанавливаются по статусу предприятия, на основе его устава и в соответствии с НК РФ, законами Российской Федерации. 

  1.2 Принципы,этапы и методы налогового планирования

      Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан  с государством по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых  поступлений обязана обеспечивать наполнение государственной казны, а с другой – величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Таким образом, важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны всегда являлось определение оптимального уровня налогового бремени, позволяющего сочетать перспективные интересы государства и хозяйствующего субъекта.

    Государство заботится о максимальном наполнении государственного бюджета, а налогоплательщик стремится к сохранению собственного. И сколько существуют сами налоги, предпринимаются и попытки уклониться от них или уменьшить их тяжесть. История показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих немедленно вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налогового бремени.

    Это стремление имеет под собой объективную  основу. Чем меньше сумма налогов, тем больше остающийся в собственном  распоряжении объем финансовых средств; чем позже налоги уплачены в казну, тем дольше деньги находятся в  обороте и приносят доход. Следовательно, снижение абсолютной величины налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение чистой прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.

    В истории налогообложения процесс  минимизации и оптимизации налоговых  платежей приобретал различные формы. Но, несмотря на многообразие форм и способов, применяемых налогоплательщиками для облегчения своей налоговой нагрузки, по существу, возможны только два пути – законный или противозаконный (рисунок 4 [ 4 с.19]).

    Выбор налогоплательщиком того или иного пути определяет модель его поведения и конкретные методы, направленные на уменьшение налогового бремени, возложенного на него государством.

    Все варианты уклонения от уплаты налогов, под которым понимается незаконное умышленное неисполнение или уменьшение налоговых обязанностей, противоречат действующим нормам налогового, уголовного и административного права. Такие явления рассматриваются не только как противоправные, антиконституционные, но и как нарушающие интересы сограждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом или государством.

 

    

                     

 

 
 
 

 

 
 

 

 

 
 

Рисунок 4 – Пути снижения налоговой нагрузки и модели поведения налогоплательщиков

    Среди наиболее существенных негативных последствий уклонения от уплаты налогов выделяют:

    1. Недополучение казной налоговых  сборов сокращает доходную часть  государственного бюджета и увеличивает  его дефицит.

    2. Происходит искажение ценовых  соотношений, неуплата отдельными предприятиями налоговых обязательств в полном объеме ставит субъекты хозяйственной деятельности в неравное положение и мешает рыночной конкуренции.

    3. Нарушается принцип социальной  справедливости, налоговое бремя,  по сути, перекладывается с фирм-неплательщиков на законопослушные фирмы за счет усиления давления на них со стороны налоговых органов.

    Все это в итоге приводит к общей  дестабилизации экономики страны.

    Сущность  налогового планирования в общепринятом смысле заключается в признании  за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

    Налоговое планирование подразумевает целую  систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия. Налоговое планирование способствует достижению целей деятельности фирмы, основной из которых является согласно определению коммерческой организации в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли. Наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием.

    Принципы, на которых базируется налоговое планирование, представлены на рисунке 5 [5, с. 58].

    Основополагающий  принцип – неукоснительное и  строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и  уплате налогов, или принцип законности. Налоговое планирование исключает  применение каких-либо форм уклонения от налогов. Принцип законности - это тот определяющий фактор, позволяющий абстрагировать понятие «налоговое планирование» от понятий «избежание налогов», «уход от налогов», «уклонение от налогов» и прочих незаконных методов. Игнорирование принципа законности может дорого обойтись предприятию. С введением в действие части первой НК РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности. Кроме налоговой ответственности, определяемой НК РФ, субъектом которой являются только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также административная и уголовная ответственность должностных лиц.

    Второй  принцип налогового планирования - принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве, и прежде всего в системе налогообложения.

 

 

 

 
 

 

 
 
 
 
 

 

 
 
 

 
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 5 – Принципы налогового планирования

    Причем  уточняться должны не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а в отдельных случаях и  направления хозяйственной деятельности фирмы.

    Принцип оперативности предполагает учет не только изменений внешней среды, но и представлений предприятия  о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Если такие  изменения не будут учитываться, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

    Третий  важный принцип налогового планирования – принцип оптимальности. Он состоит  в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Налоговое планирование – средство для решения поставленных задач: поддержание оптимального соотношения, разумного равновесия между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для осуществления его финансовой, инвестиционной политики, расширения текущей деятельности.

    Этот  принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения  того или иного нового метода с  точки зрения его цены, т.е. стоимости  дополнительных работ, а также возможных последствий его применения. Важно изначально убедиться в том, что конечный результат будет положительным, что все трудовые, материальные, а иногда и моральные затраты, связанные с использованием этого метода, не перекроют планируемый эффект.

    Налоговое планирование как система только тогда имеет место, когда соблюдаются  все три перечисленные выше принципа. Методика налогового планирования, конкретные способы, применяемые предприятиями, организация работы по налоговому учету  могут быть различными у каждого хозяйствующего субъекта, но главные принципы должны быть едины для всех.

    Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между  собой этапов, которые не следует  рассматривать как четкую и однозначную  последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера. Этапы налогового планирования рассмотрены в таблице 1(см. приложени А) [6, с.2].

     В налоговом планировании наряду с  общими методами планирования (балансовый, расчетно-аналитический и т.п.) в  связи с его оптимизационным характером применяется большая группа специальных методов, к которым относятся следующие методы, приведенные в таблице 2(см. Приложение А) [6, с. 4].

     

  • 1.3 Налоговое планирование  в условиях кризиса
  •      В настоящее время властями разрабатываются  антикризисные программы, в которых важное место занимает налоговая политика. В то же время и теория налогов, и практика налогообложения в нашей стране развиты недостаточно. Порой предлагаются очень простые, но совершенно не продуманные решения без анализа их реальных последствий.

         Однако, к сожалению, все, что касается налогов, - сложнейшая экономическая проблема, не имеющая простых решений. Поэтому  сегодня, стремясь выйти из кризиса, мы должны давать очень точный научный  анализ, чтобы цели и результаты совпадали между собой. Прогнозирование последствий принимаемых решений нужно поставить во главу угла этого анализа.

         Кризис  возникает из-за резкого нарушения  существовавшего экономического равновесия в результате нараставших диспропорций. При избытке предложения происходит значительное сокращение спроса. Сокращение спроса порождает трудности со сбытом товаров и услуг. Трудности со сбытом приводят к снижению объемов производства и росту безработицы. Рост безработицы снижает покупательскую способность населения. Сбыт еще больше осложняется. Снижаются все макро- и микроэкономические показатели. Происходит падение объемов инвестиций, прибыли, заработной платы. Нереализованные товары превращаются в омертвленный капитал. Недостаток денежных средств приводит к тому, что растет плата за кредит - ставка ссудного процента. Снижаются курсы ценных бумаг. Цены, которые теоретически должны снижаться вместе с другими финансовыми показателями, фактически ведут себя неоднозначно. Наряду со снижением проявляется и спекулятивный рост цен на необходимые товары. В результате развивается инфляция.

         Для смягчения кризисов современные  государства широко используют кредитно-денежные, бюджетные и налоговые механизмы.

          Для выхода из кризиса надо использовать все возможности, в т.ч. административные рычаги, регулирование банковской деятельности и т.д. В данной статье мы остановимся на налоговых инструментах, поскольку именно налоги должны сыграть сейчас двоякую роль: с одной стороны, обеспечить доходы государства, а с другой - стимулировать отечественного производителя.

         Итак, основными инструментами государственного регулирования служат налоговая  политика и финансовое воздействие  на частное предпринимательство.

    Информация о работе Налоговое планирование, обязательность налоговых платежей: их финансовые последствия