Налоги и сборы субъектов РФ. Правовые основы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2011 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне изучаться финансово-правовой наукой и регулироваться правовыми нормами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАЛОГИ И СБОРЫ СУБЪЕКТОВ РФ 4
Налог на имущество организаций 4
Налог на игорный бизнес 11
Транспортный налог 15
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 21

Понятие и значение государственного кредита 21
Формы и виды государственных и муниципальных
долговых обязательств 23

Государственные внутренние и внешние заимствования 26
2.4. Внешние долговые требования Российской Федерации 30

2.5. Управление и обслуживание государственного и муниципального долга 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ и ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.docx

— 85.12 Кб (Скачать)

     За последние годы использование государственного кредита стало одним из факторов улучшения денежного обращения. Часть наличных денежных средств хранится у населения и не участвует в обороте, поэтому государство, привлекая эти средства, не только включает их в национальный хозяйственный оборот, но и тем самым повышает устойчивость внутренней валюты.

     Функционирование государственного кредита предполагает не только наличие временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и объективных экономических предпосылок их образования (высокие доходы населения, развитие предпринимательской деятельности и др.), но и правовое закрепление возможности использования названных денежных средств государством в качестве кредитных ресурсов.

     Правовой основой государственного кредита является Конституция Российской Федерации, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты... о выпуск е государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Также Конституцией Российской Федерации закрепляется положение о том, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются исключительно на добровольной основе.

     Правовые основы государственного кредита образуют также нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (гл. 14, 15) и федерального закона о федеральном бюджете.

     За последнее время принят целый ряд законодательных и подзаконных нормативных актов, касающихся отдельных видов отношений в области государственного кредита. Кредитные отношения такого рода складываются и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и регулируются соответственно их нормативными правовыми актами. Как указывалось выше, отношения, возникающие в области государственного кредита, носят сложный многоплановый характер и регулируются нормами не только финансового, но и других отраслей права.

 

2.2 Формы и виды государственных и муниципальных долговых обязательств

     В результате финансово-правовых отношений в области государственного кредита формируется государственный и муниципальный долг. Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по предоставленным государственным гарантиям и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

     Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств по установленным законодательством видам. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

  • кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  • государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  • бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • государственным гарантиям Российской Федерации;
  • иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с российским законодательством на государственный долг Российской Федерации.

     Государственный долг субъекта Российской Федерации включает в себя долговые обязательства субъекта Российской Федерации, которые осуществляются в виде обязательств по:

  • государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;
  • бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации;
  • кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
  • государственным гарантиям субъекта российской Федерации.

     Совокупность долговых обязательств муниципального образования, виды которых предусмотрены бюджетным законодательством, образует муниципальный долг. Долговые обязательства муниципального образования выступают в виде обязательств по:

  • ценным бумагам муниципального образования (муниципальные ценные бумаги);
  • бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
  • гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

     Рассмотрим подробнее основные виды долговых обязательств Российской Федерации.

     Договоры кредитов, привлеченных от имени Российской Федерации, выступающей в качестве заемщика, заключаются с целью привлечения денежных средств для преодоления дефицита бюджета. Кредиторами в этом случае выступают коммерческие банки Российской Федерации и иностранных государств, а также сами иностранные государства. Среди основных кредиторов Российской Федерации следует назвать крупнейшие иностранные банки, такие, как  «Bank of America», «Deutsch Bank», «Chase Manhattan Bank»,  а также экономически развитые иностранные государства – Великобритания, Германия, США, Япония и др.

     Особое место в этих отношениях занимают кредитные соглашения с международными финансовыми организациями – Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). При этом предоставление кредитов международными финансовыми организациями сопровождается рекомендациями по их использованию, которые государство-заемщик обязано выполнять.

     Одним из основных видов государственных долговых обязательств являются обязательства по государственным ценным бумагам. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации с учетом предельного объема их выпуска. Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период7.

     Условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации.

     Предоставление бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основании договора в соответствии с гражданским законодательством, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ.

     Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Российскую Федерацию в этих отношениях представляют органы государственной власти, уполномоченные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации. При этом условие договора о бюджетном кредите по обязательному обеспечению исполнения заемщиком своего обязательства по возврату указанного кредита не распространяется на случаи, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

     Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в которых гарантом выступает Российская Федерация. Государственная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые могут возникнуть в будущем. Письменная форма договора о предоставлении государственной гарантии является обязательной. Решение о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации принимается в форме акта Правительства Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, установленной в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с этим актом Министерство финансов РФ и заключает договоры о предоставлении государственных гарантий и выдает их. За выдачу государственной гарантии принципал может уплачивать гаранту вознаграждение. В то же время в целях предоставления государственной гарантии устанавливается требование о проведении анализа финансового состояния принципала, которое осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

     Общая сумма обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации включается как вид долгового обязательства в состав государственного внутреннего долга, а обща я сумма обязательств по государственным гарантиям в иностранной валюте – в состав государственного внешнего долга. Учет выданных государственных гарантий и платежей по ним ведет Министерство финансов Российской Федерации. Государственные гарантии Российской Федерации не могут предоставляться для обеспечения исполнения обязательств государственных или муниципальных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий.

     К иным долговым обязательствам относятся соглашения, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, которые в основном касаются вопросов, связанных с погашением государственного долга бывшего СССР.

     По срокам государственный долг делится на краткосрочный – до 1 года, среднесрочный – от 1 года до 5 лет и долгосрочный – от 5 до 30 лет (включительно).

     Долговые обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

     Долговые обязательства муниципальных образований погашаются в сроки, определенные условиями займа, и также делятся на краткосрочные (менее 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 10 лет включительно).

     Обеспечение долговых обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляется полностью и без условий всем находящимся в собственности имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. При этом Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

 

2.3 Государственные внутренние и внешние заимствования

     В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.

     Государственный внутренний долг формируется на основе государственных внутренних заимствований. Государственные внутренние заимствования представляют собой государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, выраженные в валюте Российской Федерации.

     Различают несколько видов государственных займов.

     По субъекту эмиссии они подразделяются на выпускаемые Правительством Российской Федерации, Правительствами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

     По субъектам-держателям ценных бумаг различают государственные займы, реализуемые только юридическим лицам, только гражданам, а также физическим и юридическим лицам. По форме займы бывают облигационными и безоблигационными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг (например, облигаций). Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах и выдачи специальных обязательств.

     По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет).

     Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству Российской Федерации или уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом право на осуществление внутренних заимствований принадлежит, соответственно, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или финансовому органу субъекта Российской Федерации. Право на муниципальные заимствования от имени муниципального образования принадлежит местной администрации. При этом осуществление государственных и муниципальных заимствований допускается только в случае включения их в программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, которая утверждается в качестве приложения к соответствующему закону (решению) о бюджете.

Информация о работе Налоги и сборы субъектов РФ. Правовые основы государственного кредита