Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:56, курсовая работа
Цель работы - раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:
- рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;
- предложить пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых.
Введение 3
1. Теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых. 5
1.1 История возникновения и развития налога на добычу полезных ископаемых 5
1.2 Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых 8
1.3 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе….. ……………………………………………………………………..10
2. Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых 13
2.1 Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база налога на добычу полезных ископаемых 13
2.2 Налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты……………………………………………. 19
2.3 Особенности исчисления газовой отрасли в РФ 25
3. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях 29
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 33
Порядок зачисления налога зависит от вида полезного ископаемого.
Налог на добычу полезных ископаемых по природному газу полностью зачисляется в федеральный бюджет
Сегодня независимые газодобывающие компании имеют лицензии на добычу 30% газа, а обеспечивают пока только 10% отечественного рынка газа. Увеличение ставки НДПИ ставит под угрозу срыва выполнение правительством Энергетической стратегии развития России до 2020 года, в соответствии с которой практически весь прирост отечественной добычи в течение ближайших 20 лет должен быть обеспечен за счет деятельности независимых производителей.
Налог на добычу полезных ископаемых является достаточно несложным для исчисления и контроля за правильной уплатой в бюджет.
Вместе с тем этот налог недостаточно проработан, в нем имеют место серьезные недостатки в части эффективного его действия как для экономики государства, так и налогоплательщика. Не случайно в систему налогообложения недропользования вносятся чуть ли не ежегодные поправки, носящие принципиальный характер.
Порядок расчета налога, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных отношениях.
Налогу на добычу полезных ископаемых характерно резкое доминирование фискальной функции. Это обусловлено, прежде всего, высокой степенью зависимости российской экономики в целом и доходов бюджета в частности от сырьевого экспорта.
Многие недропользователи в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные платежи, что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи, а это, в конечном счете, ведет к снижению сбора налогов.
Для дальнейшего совершенствования налога на добычу полезных ископаемых необходимо:
Вышеназванные меры позволят создавать действенную и эффективную систему налогообложения нефтяного комплекса, адекватную стратегии решения приоритетных задач развития отрасли и экономики в целом.
Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории России расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала.
Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества.
Одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов бюджетной системы является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых.
В то же время вносимые в законодательство изменения не должны создавать препятствия для эффективного налогового контроля за правильностью исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации.
До введения налога на добычу полезных ископаемых в системе налогообложения при пользовании недрами применялись три налоговых платежа: плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.
Платежи за пользование недрами взимались в форме разовых взносов и/или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права.
Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.
Объектом налогообложения признается полезное ископаемое, которые различаются физико-химическими свойствами.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя: из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций; сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; расчетной стоимости добытых полезных ископаемых
Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.
Газовая промышленность России традиционно формировалась как централизованная система. Ее основу составляют базовые элементы Единой системы газоснабжения предприятия «Газпрома», расположенные в большинстве субъектов Российской Федерации. В связи изменениями ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ составит 622 руб. за 1 тыс. куб. м на период с 1 июля по 31 декабря 2013 года, с 2014 года будет равна 700 руб. за 1 тыс. куб. м.
Порядок расчета налога на добычу полезных ископаемых, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных отношениях.
Доходы от налогообложения добычи полезных ископаемых в настоящее время остаются основным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации.
1 статья 6 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1
2 Юхимова Я.Я. Налог на добычу полезных ископаемых и его реформирование //Диссертация кандидата экономических наук. - М.: - 2010. – С.34.
3 Ст.340 Часть 2, Глава 26 Налоговый кодекс. 2012г.
4 Салина А.И. Налогообложение добычи полезных ископаемых // Налоговый вестник. - 2007. - август. - С. 74-75
Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых, роль и значение в налоговой системе