Налог на добычу полезных ископаемых, роль и значение в налоговой системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:
- рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;
- предложить пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых. 5
1.1 История возникновения и развития налога на добычу полезных ископаемых 5
1.2 Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых 8
1.3 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе….. ……………………………………………………………………..10
2. Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых 13
2.1 Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база налога на добычу полезных ископаемых 13
2.2 Налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты……………………………………………. 19
2.3 Особенности исчисления газовой отрасли в РФ 25
3. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях 29
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая НДПИ пппп.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Третий метод предполагает определение стоимости добытого полезного ископаемого расчетным способом. Этот способ применяется в тех случаях, когда в налоговом периоде отсутствовал факт реализации добытого полезного ископаемого и поэтому невозможно использовать фактические цены реализации. В этом случае определяется расчетная стоимость добытых полезных ископаемых на основании данных налогового учета. Для этого учитываются все произведенные в связи с добычей расходы. В частности, материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы амортизации, начисленной по имуществу, связанному с добычей полезных ископаемых, расходы на ремонт соответствующего оборудования, расходы на освоение природных ресурсов и некоторые другие виды расходов, связанные с добычей оцениваемого полезного ископаемого. Перечень этих расходов установлен п.4 ст.340 НК РФ.

 

    1. Налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты

 

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых. При добыче некоторых полезных ископаемых применяется нулевая ставка, в частности:

- для полезных ископаемых в части нормативных потерь;

- для попутного газа;

- для подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

- для полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов;

- для минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без непосредственной реализации;

- для подземных вод, используемых в сельскохозяйственных целях.

Полный перечень видов полезных ископаемых, облагаемых по ставке 0%, приведен в ст. 342 НК РФ. Другие виды полезных ископаемых облагаются по ставкам, приведенным в следующей таблице:

Таблица № 1. Ставки по исчислению налога на добычу полезных ископаемых

Ставка налога

Применяется при добыче:

3,8%

 

калийных солей.

4,0%

торфа;

угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев;

апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд.

 

4,8%

 

кондиционных руд черных металлов.

5,5%

сырья радиоактивных металлов;

горно-химического неметаллического сырья;

неметаллического сырья;

соли природной и чистого хлористого натрия;

подземных промышленных и термальных вод;

нефелинов, бокситов.

6,0%

 

горнорудного неметаллического сырья;

битуминозных пород;

концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;

иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки.

6,5%

концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота);

драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота);

кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья.

7,5%

 

минеральных вод и лечебных грязей.

8,0%

кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов;

природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней.

419 руб. (на период с 1 янв. по 31 дек. 2012 г. включительно) и 470руб. (начиная с 1 янв.2013 года) за 1 тонну

добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.

При этом налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр, и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр.

556 руб. (на период с 1 янв.-31 дек. 2012 г. включительно), 590 руб. (на период с 1 янв. по 31 дек.2013г.), 647 руб. (начиная с 1 янв. 2014 г.) за 1 тонну

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;

509 руб. (на период с 1 янв. по 31 дек. 2012 г. включительно), 582 руб. (на период с 1 янв. по 31 дек. 2013 г. включительно), 622 руб. (начиная с 1 янв. 2014 года) за 1 000 куб. метров

газа горючего природного из всех видов месторождений  углеводородного сырья.


 

Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие аналогичные расходы государству и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, уплачивают НДПИ с коэффициентом 0,7.

Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта «Юралс», выраженного в долларах США, за баррель, уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Банком России, и деления на 261.

Кц = (Ц - 15) х Р : 261                                                                   (1) 

где  Кц - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть; Ц – баррель; Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ.

Средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс» определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов в соответствующем налоговом периоде.

Средние за истекший месяц уровни цен нефти сорта «Юралс» и на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством РФ.

Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Банком России, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса США к рублю РФ, устанавливаемого Центральным банком РФ, за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр, налогоплательщик определяет в следующем порядке. Если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, то коэффициент выработанности рассчитывается по формуле:

Кв = 3,8 - 3,5 х ( N : V )                                                                      (2)

где N — сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утверждаемого в году, предшествующем году налогового периода; V — начальные извлекаемые запасы нефти, утверждаемые в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С 2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г.

Если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент выработанности принимается равным 0,3, в иных случаях — 1.

Коэффициент выработанности округляется до четвертого знака в соответствии с действующим порядком округления.

Степень выработанности запасов конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утверждаемого государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) на начальные извлекаемые запасы нефти.

Пример: В I квартале 2011 г. добыто 300 т нефти. Средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» за 1 баррель составил 35 долл. США. Среднее значение за налоговый период курса доллара к рублю РФ, устанавливаемого Банком России, — 28 руб./долл.

Таким образом, коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть равен: 2,146.

Кц = 28 руб./долл х [(35 долл. - 15 долл.) : 261]

Следовательно, ставка составит 899,2 руб. за 1 т нефти (419 руб. х 2,146).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, равна: 269 760 руб. (899,2 руб./т х 300 т). Расчет суммы налога произведен без применения коэффициента выработанности.

Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма НДПИ исчисляется по каждому добытому полезному ископаемому. Налог уплачивается по месту нахождения каждого участка недропользования. При этом сумма налога рассчитывается, исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (например, 31 марта, 30 апреля и т.д).

Пример: ООО «Горицвет» добывает торф. По итогам июня 2012 г. предприятие должно заплатить в бюджет налог — 149 000 руб. Это было сделано 25 июля 2012 г., как того требует Налоговый кодекс РФ.

Декларация по налогу за июнь 2012 г. была сдана ООО «Горицвет» в налоговую инспекцию 28 июня 2012 г., т.е. за три дня до окончания срока, отведенного НК РФ для сдачи декларации (до 31 июля).

 

    1. Особенности исчисления газовой отрасли в РФ

 

Объект налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа — это природный газ, добытый из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

- добытый из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Различают:

- газовый конденсат из нефтегазоконденсатных  месторождений;

- газовый конденсат из газоконденсатных  месторождений, прошедший операции  по сепарации, обезвоживанию, отделению  легких фракций и прочих примесей;

- газ горючий природный из газовых и газоконденсатных месторождений;

- газ горючий природный из  нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений (далее — попутный газ);

Плательщики налога на добычу природного газа — организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями природного газа, подлежащие постановке на учет в качестве налогоплательщика по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.4

«Газпром» - это крупный производственный комплекс, включающий десятки тысяч километров распределительных газопроводов, всю необходимую инфраструктуру.

Как известно, в России на рынке газа практически монопольно выступает ОАО "Газпром", который совместно со своими дочерними и зависимыми обществами, осуществляет 85-90% добычи газа, контролирует более 60% разведанных запасов газа России, владеет 70% лицензий на разработку газовых месторождений. ОАО "Газпром" добывает также порядка 10-11 млн т нефти и контролирует более 99% акций крупнейшего нефтехимического холдинга "Сибур", на долю которого приходится около 47% общероссийского производства синтетического каучука, 48% - производства шин, 25% полиэтилена. "Газпром" владеет активами многих других предприятий, в том числе и непрофильного характера, что, по нашему мнению, не может не отвлекать крупнейшую организацию от выполнения ее основных задач.

Совет Федерации одобрил закон об изменении ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ. Изменения вносятся в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ. В соответствии с принятым документом ставка составит 622 руб. за 1 тыс. куб. м на период с 1 июля по 31 декабря 2013г. включительно, 700 руб. - на период с 1 января по 31 декабря 2014г. включительно, 788 руб. - начиная с 1 января 2015г. за 1 тыс. куб. м газа при добыче горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья. Для независимых производителей газа предлагаются понижающие коэффициенты: 0,646 на 2013г., 0,673 - на 2014г. и 0,701 - с 1 января 2015г. 

Закон устанавливает также налоговую ставку при добыче газового конденсата. Согласно тексту принятого закона, в 2013г. она составит 590 руб./т газового конденсата, добытого из всех видов месторождений, в 2014г. - 647 руб./т и в 2015г. - 679 руб./т.

В настоящее время действуют фиксированные ставки НДПИ, которые ежегодно индексируются Министерством финансов РФ путем внесения поправок в налоговое законодательство.

Сейчас ставка НДПИ для независимых производителей вдвое ниже, чем у Газпрома, - 251 руб. против 509 руб. за 1 тыс. куб. м. За счет введения указанных ставок федеральный бюджет в 2013г. получит дополнительно 13,6 млрд руб., в 2014г. - около 58 млрд руб. и в 2015г. - 95 млрд руб. Закон вступит в силу с 1 января 2013г. 

В каждой отрасли применяется специфическая первичная и сводная учетная документация, формы которой могут иметь различные наименования. В нефтегазодобывающей промышленности используется отчетная диспетчерская информация - месячные рапорта, оперативные сводки, сводки по добыче, транспортировке нефти и газа. Необходимая для налогообложения информация содержится в актах приема-сдачи газа, в технологической карте по добыче газа, в исполнительном балансе газа и иных документах.

Налог уплачивается отдельными платежными документами по каждому коду бюджетной классификации и по каждому месту постановки налогоплательщика на учет в качестве налогоплательщика налога. Необходимо обратить внимание на правильность указания в платежном документе отдельных реквизитов. По общему правилу в платежном документе указывается код по ОКАТО административно-территориального образования, на территории которого находится налоговый орган по месту представления налоговой декларации.

Но нередко бюджетными законами субъектов РФ предусматривается зачисление части НДПИ в доходы местных бюджетов. В этом случае налогоплательщик должен указать код по ОКАТО административно-территориального образования, на территории которого осуществляется добыча полезных ископаемых.

Что касается ИНН и КПП налогового органа, то в необходимо указывать реквизиты того налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете в качестве налогоплательщика в данном субъекте РФ. Налогоплательщик, который состоит на учете в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, указывает ИНН и КПП данной инспекции.

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых, роль и значение в налоговой системе